11_РП_ КВД_ Введение в функциональную грамотность_ 1-4 классы

Приложение к п. 2.1. содержательного раздела
Основной образовательной программы
начального общего образования

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ
1-4 КЛАССЫ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1

ПРОГРАММА КУРСА
«Функциональная грамотность»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса внеурочной деятельности для первого
класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования.
Программа «Функциональная грамотность» учитывает
возрастные, общеучебные и психологические особенности
младшего школьника.
Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности.
Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность».
Целью изучения блока «Читательская грамотность»
является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для
осуществления жизненных целей.
Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности
определять и понимать роль математики в мире, в котором они
живут, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять
в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.
Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание
ответственности и нравственного поведения в области экономи-

2

ческих отношений в семье, формирование опыта применения
полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности
использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и
решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы
необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для
принятия соответствующих решений.
Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе
начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю).
Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению.
Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
Читательская грамотность: анализ текстов авторских и
русских народных сказок, составление характеристики героев
прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных
произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного.
Математическая грамотность: счет предметов в пределах
10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и за-

3

полнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания.
Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость.
Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства,
вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов,
отражение.
2 класс
Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»;
жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев
прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного;
Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30
занятия): нахождение значений математических выражений в
пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части
числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение
длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника.
Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских
карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта.
Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28,
32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав
почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия ово-

4

щей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей
растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных.
3 класс
Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста,
тема текста, деление текста на части, составление плана текста;
ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей:
кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его
свойства.
Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный
бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы
(выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета.
Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33
занятия): нахождение значений математических выражений в
пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на
нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение
числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин
«цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц,
столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками.
4 класс
Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного.
Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат,
болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох,
грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение,

5

части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком.
Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный
минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его
виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые
риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд.
Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000,
составление числовых выражений и нахождение их значений,
задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена,
количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться
калькулятором.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
1 класс
Программа обеспечивает достижение первоклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:

6

– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем
плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.

7

Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о роли денег в семье и обществе;

8

– умение характеризовать виды и функции денег;
– знание источников доходов и направлений расходов семьи;
– умение рассчитывать доходы и расходы и составлять
простой семейный бюджет;
– определение элементарных проблем в области семейных
финансов и путей их решения;
– проведение элементарных финансовых расчётов
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
2 класс
Программа обеспечивает достижение второклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;

9

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;

10

– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных
текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия,
факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование экономических
терминов;
– представление о банковских картах;
– умение правильно обращаться с поврежденными деньгами;
– представление о различных банковских услугах;
– проведение элементарных финансовых расчётов.

11

Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
3 класс
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;

12

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;
– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу;
– планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем
плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию и выражать свои
мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:

13

– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– способность различать тексты различных жанров и типов;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;
– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:

14

– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
4 класс
Программа обеспечивает достижение четвероклассниками
следующих личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты изучения курса:
– осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете;
– овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов;
– осознавать личную ответственность за свои поступки;
– уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
– осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями;
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том
числе моделирование;
– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое
от уже известного;
– делать предварительный отбор источников информации:
ориентироваться в потоке информации;

15

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы,
используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих;
– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и
группировать объекты;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Регулятивные:
– проявлять познавательную и творческую инициативу;
– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане;
– контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
– уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;
– оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные:
– адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать
предметное содержание и условия деятельности в речи;
– слушать и понимать речь других;
– совместно договариваться о правилах работы в группе;
– доносить свою позицию до других: оформлять свою
мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
– учиться выполнять различные роли в группе (лидера,
исполнителя, критика).
Предметные результаты изучения блока «Читательская
грамотность»:
– способность понимать, использовать, оценивать тексты,
размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни;
– умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах;

16

– умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов;
– умение составлять речевое высказывание в устной и
письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей.
Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»:
– способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для
освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных
явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов;
– способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания.
Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»:
– способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах;
– способность проводить математические рассуждения;
– способность использовать математические понятия,
факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления;
– способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые
необходимы конструктивному, активному и размышляющему
человеку.
Предметные результаты изучения блока «Финансовая
грамотность»:
– понимание и правильное использование финансовых терминов;
– представление о семейных расходах и доходах;
– умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета;
– представление о различных видах семейных доходов;
– представление о различных видах семейных расходов;
– представление о способах экономии семейного бюджета.

17

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№
п/п

Тема

Предмет
изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
1.

Виталий
Бианки.
Лис и
мышонок

Содержание
сказки.
Качество: осторожность,
предусмотрительность.

2.

Русская
народная

Содержание
сказки.

– Определять жанр произведения;
– называть героев сказки;
– дополнять предложения, пользуясь информацией из текста;
– давать характеристику героям;
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– различать научно-познавательный текст и художественный;
– определять, чему учит сказка.
– Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия;

18

сказка.
Мороз и
заяц

Качество: выносливость,
упорство.

3.

Владимир
Сутеев.
Живые
грибы

Содержание
сказки.
Качество: трудолюбие.

4

Геннадий

Содержание

– отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на
текст;
– давать характеристику героям сказки;
– наблюдать над синонимами как близкими по значению
словами (без введения понятия);
– делить текст на части в соответствии с предложенным
планом;
– объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов);
– сопоставлять графическую информацию со сведениями,
полученными из научно-познавательного текста;
– устанавливать истинность и ложность высказываний;
– подбирать из текста слова на заданную тему;
– определять, чему можно научиться у героя сказки;
– строить связное речевое высказывание в соответствии с
учебной задачей.
– Давать характеристику героям;
– дополнять предложения на основе сведений из текста;
– определять последовательность событий и рассказывать
сказку;
– составлять вопросы по содержанию сказки;
– на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания.
– Определять вид сказки;

19

Цыферов.
Петушок и
солнышко

сказки.
Качество: вежливость, умение
признавать свои
ошибки.

5.

Михаил
Пляцковский. Урок
дружбы

Содержание
сказки.
Дружба, жадность.

6

Грузин-

Содержание

– называть героев сказки, находить среди них главного героя;
– определять принадлежность реплик персонажам сказки
(без опоры на текст);
– определять последовательность событий сказки;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста;
– соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей;
– определять, чему учит сказка.
– Определять лексическое значение слова;
– анализировать содержание текста и составлять план;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– давать характеристику героям;
– понимать, чему учит сказка;
– составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению;
– фантазировать и придумывать продолжение сказки.
– Определять жанр произведения;

20

ская сказка. Лев и
заяц

сказки.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость,
глупость.

7

Русская
народная
сказка.
Как лиса
училась
летать

Содержание
сказки.
Качество: смекалка, находчивость, хитрость,
глупость.

8

Евгений

Содержание

– называть героев сказки;
– выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки;
– давать характеристику персонажам сказки;
– наблюдать над словами близкими и противоположными
по смыслу;
– соотносить иллюстрации с событиями, описанными в
сказке, с опорой на текст;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой.
– Давать характеристику героям;
– определять по рисунку содержание отрывка из текста;
– располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение;
– соединять части предложений;
– задавать вопросы к тексту сказки;
– объяснять главную мысль сказки;
– дополнять отзыв на прочитанное произведение.
– Определять жанр произведения;

21

Пермяк.
Четыре
брата

9

Про курочку Рябу, золотые и простые яйца

10

Про козу,
козлят и
капусту

сказки.
Семейные ценности.

– называть героев сказки;
– находить в тексте образные сравнения;
– отвечать на вопросы по содержанию сказки;
– определять, на какие вопросы можно получить ответы из
прочитанного текста, находить ответы в тексте;
– рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и
почему;
– разгадывать ребусы;
– объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой;
– строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей.
Блок «Математическая грамотность»
Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте;
составление и
– составлять и решать выражения с ответом 5;
решение выра– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц;
жений, задачи.
– соединять с помощью линейки точки и называть многоМногоугольниугольники;
ки.
– решать задачу в два действия.
Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте;
составление и
– образовывать число 8;
решение выра– составлять и решать выражения с ответом 9;
жений, задачи.
– решать задачу в два действия;

22

Ломаная.

– находить остаток числа;
– соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную.
– Раскладывать число 9 на два слагаемых;
– отвечать на вопросы на основе условия задачи;
– анализировать данные и отвечать на вопросы;
– анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы;
– работать в группе.
– Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из
слагаемых больше другого;
– раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые
равны;
– раскладывать число 10 на три слагаемых;
– раскладывать число 10 на три чётных слагаемых.
– Преобразовывать текстовую информацию в табличную
форму;
– находить недостающие данные при решении задач;
– складывать одинаковые слагаемые в пределах 10;
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– выражать большие единицы измерения в более мелких и
наоборот;
– определять истинность/ложность высказываний.

11

Про петушка и
жерновцы

Состав числа 9,
анализ данных и
ответы на вопросы.

12

Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки
Про
наливные
яблочки

Разложение
числа 10 на два
и три слагаемых.

13

Увеличение
числа на несколько единиц,
сложение и вычитание в переделах 20.

23

14.

Про Машу
и трёх
медведей

Состав чисел 9,
10, 11.
Задачи на
нахождение
суммы.

15

Про старика, старуху, волка и лисичку

Задачи на
нахождение части.
Состав числа 12.

16

Про медведя, лису
и мишкин
мёд

Задачи на
нахождение
суммы.
Состав чисел
второго десятка.

– Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых;
– решать задачи на нахождение суммы;
– овладевать практическими навыками деления числа на
части на наглядно-образной основе;
– читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные;
– устанавливать закономерности.
– Раскладывать число 12 на несколько слагаемых;
– решать задачи на нахождение части числа:
– читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы;
– сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам;
– находить прямоугольники на рисунке.
– Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа
на несколько единиц;
– читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам;
– раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых;
– читать простейшие чертежи.

24

17

За покупками

18

Находчивый Колобок

19

День рождения
МухиЦокотухи

20

Буратино
и карманные деньги

Блок «Финансовая грамотность»
Цена, товар,
– Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос;
спрос.
– анализировать информацию и объяснять, как формируется
стоимость товара, почему один и тот же товар может быть
дешевле или дороже;
– рассуждать об умении экономно тратить деньги.
Деньги, цена,
– Наблюдать над понятиями: товар и услуга;
услуги, товар.
– определять необходимые продукты и их цены;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– работать в группе.
Цена, стои– Наблюдать над различием цены и стоимости;
мость, сдача,
– определять, какой товар можно купить на имеющиеся
сбережения.
деньги;
– определять стоимость покупки;
– анализировать информацию и делать соответствующие
выводы;
– объяснять смысл пословиц.
Карманные
– Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходиденьги, необхо- мая покупка, желаемая покупка;
димая покупка,
– выбирать подарки для друзей на основе предложенных
желаемая поцен;
купка.
– анализировать информацию и делать соответствующие

25

21

Кот Василий
продаёт
молоко

Реклама.

22

Лесной
банк

Банк, финансы,
банковские
услуги, работники банка.

23

Как мужик
и медведь
прибыль
делили

Мошенник,
сделка, доход,
выручка, прибыль, продажа
оптом.

выводы;
– рассуждать о правильности принятого решения;
– проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию
собственных действий по решению учебной задачи.
– Наблюдать над понятием «реклама»;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
– анализировать представленную информацию и выбирать
надпись для магазина;
– делать выбор на основе предложенной информации;
– называть различные виды рекламы.
– Наблюдать над понятием «банк»;
– объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне;
– анализировать информацию, представленную в текстовом
виде, и на её основе делать соответствующие выводы:
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Наблюдать над понятием «сделка»;
– объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль;
– понимать, почему оптом можно купить дешевле;
– выбирать товары для покупки на определенную сумму;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной

26

24

Как мужик
золото менял

Услуга, равноценный обмен,
бартер.

задачей.
– Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над
понятием «равноценный обмен»;
– объяснять, что такое бартер;
– формулировать правила обмена;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.

Блок «Естественно-научная грамотность»
25

Как Иванушка хотел попить
водицы

Вода, свойства
воды.

26

Пятачок,
Винни-

Воздушный шарик, воздух.

– Наблюдать над свойством воды – прозрачность;
– определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком
стакане вода смешана с сахаром;
– определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту
звука;
– объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать;
– определять, как влияет вода на движение листа бумаги по
гладкой поверхности;
– использовать простейший фильтр для проверки чистоты
воды;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
– Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды;

27

Пух и воздушный
шарик

27

Про репку
и другие
корнеплоды

Корнеплоды.

28

Плывёт,
плывёт
кораблик

Плавучесть
предметов.

– показывать, что шарик можно наполнять водой;
– объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды;
– рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности
воды;
– объяснять, почему шарик не тонет в воде;
– рассказывать, в каком случае шарик может летать;
– делать самостоятельные умозаключения по результатам
опытов.
– Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности
внешнего вида;
– осуществлять поиск необходимой информации из рассказа
учителя, из собственного жизненного опыта;
– планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
– контролировать свою деятельность по ходу выполнения
задания.
– Определять плавучесть металлических предметов;
– объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы;
– понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух;
– объяснять, почему случаются кораблекрушения;

28

29

Про Снегурочку и
превращения воды

Три состояния
воды.

30

Как делили апельсин

Апельсин, плавучесть, эфирные масла из
апельсина.

31

Крошка

Зеркало, отра-

– объяснять, что такое ватерлиния;
– определять направление ветра.
– Объяснять, что такое снег и лёд;
– объяснять, почему в морозный день снег под ногами
скрипит;
– наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое;
– наблюдать над формой и строением снежинок;
– составлять кластер;
– проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах
наблюдаемых явлений.
– Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина;
– объяснять, почему не тонет кожура апельсина;
– объяснять, как узнать количество долек в неочищенном
апельсине;
– определять в каком из апельсинов больше сока;
– познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из
косточек;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов.
– Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде;

29

Енот и
Тот, кто
сидит в
пруду

жение, калейдоскоп.

32

Иванова
соль

Соль, свойства
соли.

33

Владимир

Яблоко.

– определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение,
– наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых
и вогнутых металлических предметах;
– наблюдать многократность отражений;
– проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать
свойства соли и песка;
– составлять связное речевое высказывание в соответствии с
поставленной учебной задачей;
– представлять результаты исследовательской деятельности
в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание;
– анализировать условия проведения опыта и проводить
опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из
объектов;
– проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов;
– строить речевое высказывание в соответствии с учебной
задачей.
– Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисо-

30

Сутеев.
Яблоко

вать;
– доказывать, что существует сила притяжения;
– пользуясь информацией из текста, дополнять предложения;
– соединять части текста и рисунки;
– называть героев сказки;
– отвечать на вопрос после выполнения арифметических
действий;
– давать характеристику герою;
определять стоимость части от целого;
– придумывать рекламу-упаковку;
– определять профессию рабочего банка;
– объяснять, чему учит сказка.

2 класс

№
п/п
1.

Тема
Михаил
Пришвин.
Беличья па-

Предмет
изучения
Различия научнопознавательного и
художественного

Формируемые умения
– Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;

31

мять

текстов.

2.

Про беличьи
запасы

Сложение одинаковых слагаемых, решение задач.

3.

Беличьи
деньги

Бумажные и металлические деньги,
рубль, копейка.

– озаглавливать прочитанный текст;
– находить необходимую информацию в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного и
отвечать на них;
– давать характеристику герою произведения;
– различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия.
– Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные;
– выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100;
– объяснять графические модели при решении задач;
– анализировать представленные данные, устанавливать закономерности;
– строить ломаную линию.
– Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»;
– понимать, откуда возникло название российских
денег «рубль» и «копейка»;
– находить у монеты аверс и реверс;
– выполнять логические операции: анализ, синтез и
сравнение;

32

– готовить небольшое сообщение на заданную тему.
4

Про белочку
и погоду

Наблюдения за
погодой.

– Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»;
– объяснять, что такое «оттепель», «наст»;
– работать с таблицами наблюдений за погодой;
– высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений;
– работать в парах.

5.

И. СоколовМикитов.
В берлоге

Содержание рассказа.
Отличия художественного,
научнопознавательного и
газетного стилей.

Определять жанр, тему, героев произведения;
– объяснять значения выражений, встретившихся в
тексте;
– отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него;
– составлять вопросы по содержанию текста для
готовых ответов;
– определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация;
– разгадывать ребусы;
– устанавливать логические связи.

6

Медвежье
потомство

Столбчатая диаграмма, таблицы, логиче-

– Анализировать данные столбчатой диаграммы,
представленные в явном и неявном виде;

33

ские задачи.

7

Повреждённые и фальшивые деньги

Наличные деньги,
средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги.

8

Лесные сладкоежки

Медонос, настоящий
и искусственный мёд

– дополнять недостающие на диаграмме данные;
– отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны
на диаграмме;
– анализировать данные таблицы, устанавливая их
истинность и ложность;
– выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц;
– решать логические задачи на практическое деление;
– находить периметр треугольника;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Объяснять на доступном для второклассника
уровне, что такое фальшивые и поврежденные
деньги;
– знать правила использования поврежденных денег;
– находить и показывать средства защиты на российских банкнотах;
– находить необходимую информацию в тексте;
– отвечать на вопросы на основе полученной информации.
– Проводить несложные опыты с мёдом;
– определять последовательность действий при
проведении опытов;
– делать выводы по результатам опытов;

34

– различать свойства настоящего и поддельного,
искусственного мёда;
– анализировать данные таблицы;
– строить логические рассуждения и оформлять их
в устной и письменной речи;
– иметь представление о лечебных свойствах мёда.
9

Лев Толстой.
Зайцы

Содержание рассказа.
Сравнение научнопознавательного и
художественного
текстов.

10

Про зайчат и

Единицы измерения

– Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– определять объект на рисунке с помощью подсказки;
– определять последовательность действий, описанных в рассказе;
– различать художественный и научнопознавательный текст;
– сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения;
– определять по высказываниям информацию, полученную из текста;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.
– Определять количество часов в сутках;

35

зайчиху

времени: сутки, часы.
Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

11

Банковская
карта

Банковская карта.

12

Про Зайчишку и овощи

Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста.

13

Николай
Сладков. Весёлая игра

Содержание рассказа

– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– подбирать из предложенных чисел суммы чисел,
состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел;
– решать логические задачи по данному условию;
– составлять элементарную диаграмму.
– Давать характеристику наличным деньгам;
– рассказывать о дебетовой банковской карте;
– объяснять, что обозначают надписи на карте;
– объяснять, как производить покупку в магазине;
– объяснять, как можно снять деньги в банкомате с
помощью карты;
– рассказывать о кредитной банковской карте.
– Определять по рисункам названия растений и
находить среди них овощи;
– выделять среди овощей корнеплоды;
– проводить опыт по проращиванию моркови;
– определять цвет сока овощей опытным путём;
– сравнивать свойства сырой и варёной моркови.
– Определять тип и тему текста, называть его персонажей;
– понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию

36

прочитанного текста;
– объяснять лексическое значение слов и выражений;
– устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью
цитат;
– составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на
письме.
14

Лисьи забавы

Решение логических
задач с помощью
таблицы; столбчатая
диаграмма, чертёж.

15

Безопасность
денег на
банковской

Правила безопасности при использовании банковских карт.

– Определять дату по календарю;
– находить необходимую информацию в тексте и
выполнять математические вычисления;
– записывать краткую запись и решение задач;
– решать логические задачи с помощью таблицы;
– анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные;
– составлять вопросы, ответы на которые можно
узнать по данным столбчатой диаграммы;
– читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи.
– Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской
карты, объяснять их назначение;

37

карте

16

Лисьи норы

Устройство лисьей
норы, свойства лесной земли, песка и
глины, состав почвы.

17

Обыкновенные
кроты

Содержание научнопознавательного
текста.

– находить необходимую информацию в тексте задания;
– формулировать правила безопасности при использовании банковских карт.
– Иметь представление об устройстве лисьих нор;
– проводить простейшие опыты по определению
свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы.
– Определять тип текста;
– составлять описание крота на основе прочитанного текста;
– разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации;
– соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте;
– объяснять значение слова;
– составлять вопросы по предложенным предложениям;
– находить синонимы к предложенному слову;
– писать сочинение-рассуждение по заданной теме;

38

– определять название раздела, в котором может
быть размещён текст.
18

Про крота

Сложение в пределах
100.
Логические задачи.
Диаграмма.

19

Про кредиты

Кредит. Ипотечный
кредит. Автокредит.
Кредит наличными.

20

Корень –
часть растения

Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни.

– Решать задачи логического характера;
– решать задачи с использованием данных таблицы;
– решать задачи на основе данных диаграммы;
– решать примеры на основе предложенной цепочки примеров;
– определять цвета геометрических фигур на основе
верных высказываний.
– Объяснять, что такое «кредит»;
– определять виды кредитов;
– понимать, чем отличаются друг от друга разные
виды кредитов;
– определять сумму переплаты по кредиту;
– определять, какой кредит наиболее выгоден банку
по срокам его оплаты;
– определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты.
– Называть части цветочных растений;
– объяснять, для чего растению корень;
– доказывать, что рост растения начинается с корня;
– называть виды корневых систем;
– называть видоизменённые корни.

39

21

Эдуард Шим.
Тяжкий труд

Содержание художественного текста.

– Определять книгу, в которой можно прочитать
предложенный художественный текст;
– определение лексического значения слова;
– находить необходимую информацию в тексте;
– находить в тексте предложение по заданному вопросу;
– разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами;
– определять главную мысль текста;
– определять, чему учит текст;
– строить связное речевое устное или письменное
высказывание в соответствии с учебной задачей.

22

Про ежа

Решение выражений,
столбчатая и круговая диаграмма,
названия месяцев.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
насекомого;
– определять время с помощью скорости и расстояния;
– определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую
диаграмму;
– отвечать на вопросы на основе полученных данных;
– определять последовательность маршрута на основе схемы;

40

23

Про вклады

Вклад, вкладчик,
срочный вклад, вклад
до востребования.

24

Занимательные особенности яблока

Яблоко, свойства яблока.

25

Полевой
хомяк

Содержание научнопознавательного
текста.

– записывать слова с помощью кода;
– называть месяцы, сравнивать количество месяцев.
– Давать определение вклада;
– называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до
востребования;
– объяснять, что такое банковский процент по
вкладам;
– объяснять, как считают банковский процент по
вкладам;
– объяснять, почему банки выплачивают проценты.
– Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет,
а при покрытии разреза соком лимона не темнеет;
– объяснять, почему яблоко плавает;
– объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита;
– объяснять, почему неспелое яблоко кислое;
– находить на срезе яблока рисунок звезды.
– Определять вид текста;
– составлять описание хомяка на основе прочитанного текста;
– дополнять описание хомяка на основе рисунка;
– придумывать сравнения;
– составлять вопросы по данным предложениям;
– отвечать на вопросы на основе полученных све-

41

дений;
– разгадывать ребусы и объяснять значение слова;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять план при подготовке к сообщению.
26

Про полевого
хомяка

Решение выражений,
столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники.

– Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название
животного;
– строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных;
– отвечать на вопросы на основе имеющихся данных;
– находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно;
– записывать именованные числа в порядке возрастания;
– строить четырёхугольники по заданному условию.

27

Ловушки для
денег

Доходы, расходы,
прибыль, дефицит,
профицит.

– Определять доходы, расходы и прибыль;
– отличать желаемые покупки от необходимых;
– рассуждать, как поступать в различных ситуациях
при покупке товара;
– объяснять, что такое дефицит и профицит;
– рассуждать, как не тратить напрасно деньги.

42

28

Про хомяка и
его запасы

Горох, свойства прорастания гороха.

– Называть растения, плоды которых составляют
основу питания хомяка;
– объяснять и доказывать, как влажность и воздух
влияют на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, что для роста, особенно в
первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах;
– объяснять и доказывать, как влияет наличие света
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет температура
на прорастание семян;
– объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян;
– определять правильную последовательность прорастания семян гороха.

29

Про бобров

Содержание текста,
текст-описание.

– Определять тип текста, его тему;
– находить выделенное в тексте словосочетание и
объяснять его лексическое значение;
– находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте;
– задавать вопросы по содержанию прочитанного;

43

30

Бобрыстроители

Диаметр, длина
окружности, решение
практических задач.

31

Такие
Валюта, курс для образные деньги мена валюты, деньги
разных стран.

– сравнивать тексты;
– определять сведения, которые удивили;
– составлять речевое высказывание в письменной
форме.
– Иметь представление о диаметре окружности;
– анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения;
– находить приблизительное значение диаметра
окружности, зная длину окружности;
– заменять умножение сложением одинаковых слагаемых;
– выбирать нужные для проведения измерений инструменты;
– работать с чертежом;
– решать логические задачи.
– Иметь представление о валюте как национальной
денежной единице;
– находить необходимую информацию в тексте и на
иллюстрациях к заданиям;
– устанавливать принадлежность денежной единицы стране;
– иметь представление о банковской операции «об-

44

мен валюты».
32

Материал для
плотин

Строение древесины
дерева, определение
возраста дерева.

– Иметь представление о составе древесины
– проводить простейшие опыты по изучению
свойств древесины разных пород деревьев;
– делать выводы по результатам проведенных
наблюдений и опытов;
– понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев.

33

Позвоночные
животные

Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие.

34

Встреча друзей

– Называть группы позвоночных животных;
– называть признаки пяти групп позвоночных животных;
– определять название животного по описанию;
– выбирать признаки земноводного животного;
– выбирать утверждения, которые описывают признаки животного;
– выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте;
– составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного;
– рассуждать об открытии, сделанном на занятии.
– Находить необходимую информацию в тексте
задания;

45

– понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»;
– анализировать и дополнять недостающие в таблице данные;
– выполнять письменное и устное сложение чисел в
пределах 1000.

3 класс
№
п/п
1

Тема
Про дождевого
червяка

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Тип текста. Содержание – Определять тип текста;
научно-познавательного – дополнять предложение словами из тектекста.
ста;
– определять периоды развития дождевого
червя на основе теста;
– объяснять, почему дождевые черви – это
настоящие сокровища, живущие под землёй;
– определять на основе теста способ питания дождевых червей;
– находить предложение, соответствующее

46

рисунку;
– выбирать утверждения, соответствующие
тексту;
– составлять вопрос по содержанию текста;
– называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте.

3

Кальций

Содержание научнопознавательного текста.

5

Сколько весит
облако?

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

47

– Работать с кластером;
– Дополнять предложение словами из текста;
– определять, что такое минерал;
– называть стройматериалы, содержащие
кальций;
– объяснять значение слова;
– выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту;
– составлять предложения по рисунку;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;

7

Хлеб – всему голова

Тип текста. Главная
мысль текста. Содержание текста

48

– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– дополнять предложения;
– выбирать вопросы, на которые можно
найти ответы в тексте;
– дополнять план текста;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос;
– определять название книг с достоверными сведениями.
– Определять тип текста;
– определять, что вынесено в заглавие –
тема или главная мысль;
– записывать пословицы о хлебе;
– записывать предложение, которое соответствует рисунку;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– составлять вопрос по содержанию текста

и записывать ответ на составленный вопрос;
– работать с толкованием слова;
– определять порядок следования предложений;
– называть хлебобулочные изделия.

9

Про мел

Главная мысль текста.
Содержание текста.

11

Про мыло

Содержание научнопознавательного текста.

49

– Заполнять кластер о происхождении мела;
– составлять вопрос по готовому ответу;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– составлять план текста в виде вопросов;
– составлять вопрос по содержанию текста
и записывать ответ на составленный вопрос.
– Дополнять предложение;
– давать определение слова;
– работать с толковым словарём;
– соединять части предложений и опреде-

лять их порядок;
– находить в тексте предложение, которое
соответствует рисунку;
– находить в тексте предложение по заданному условию;
– дополнять текст по заданному условию;
– определять даты принятия гербов.
13

История свечи

Содержание научнопознавательного текста.

50

– Давать определение слова;
– записывать ответ на поставленный вопрос;
– определять слово по его лексическому
значению;
– называть вещества, которые используют
при изготовлении свечей;
– выбрать вопросы, на которые можно
найти ответ в тексте;
– составлять вопросы и находить ответы в
тексте;
– соединять части предложений и определять их порядок;
– заполнять кластер по рисункам на основе
прочитанного текста;
– называть правила безопасности при ис-

15

Магнит

2

Дождевые черви

пользовании свечей;
– рассказывать о прочитанном произведении;
– отвечать на поставленный вопрос.
Содержание научно– Давать определение слова;
познавательного текста. – дополнять предложение;
– находить ответ на поставленный вопрос;
– объяснять значение словосочетания;
– с помощью текста находить отличия
между предметами;
– называть предметы, о которых говорится
в тексте;
– рассказывать о прочитанном произведении.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Дождевые черви
– Называть части тела дождевого червя;
– объяснять, какую роль играют щетинки в
жизни животного;
– рассказывать, чем питается дождевой
червь;
– объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность
земли;
– наблюдать, как дождевые черви создают

51

4

Полезный кальций

Кальций

6

Про облака

Облака

8

Про хлеб и
дрожжи

Дрожжи. Хлеб.

плодородную почву;
– заполнять таблицу-характеристику на
дождевого червя.
– Заполнять таблицу;
– дополнять предложение;
– определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если
из них удалить кальций;
– составлять суточное меню с молочными
продуктами;
– дописывать вывод о необходимости
кальция для организма.
– С помощью опыта показывать образование облаков;
– объяснять, почему облака увеличиваются
в размере;
– называть явления природы;
– называть виды облаков;
– определять погоду по облакам.
– Называть внешние признаки сходства и
различия ржи и пшеницы;
– описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба;
– определять наличие дырочек в хлебобу-

52

10

Интересное вещество – мел

Мел.

12

Чем интересно
мыло и как оно
«работает»

Мыло

лочных изделиях;
– давать определение слову «дрожжи»;
– проводить опыт, показывающий влияние
температуры на процесс брожения;
– проводить опыт, показывающий влияние
сахара на процесс брожения;
– проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении;
– проводить опыт, доказывающий, что вкус и
качество хлеба зависят от выдержки теста.
– Определять внешние признаки мела;
– доказывать, что мел не растворяется в
воде;
– называть, из чего состоит мел;
– доказывать, что мел содержит карбонат
кальция;
– определять состав мела;
– называть области применения мела.
– Называть виды мыла;
– исследовать мыло в сухом виде;
– показывать, что при намокании мыла появляется пена;
– проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла;

53

– проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение
воды;
– исследовать с помощью лупы мыльные
пузыри;
– доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла.
14

Про свечи

Свеча

16

Волшебный магнит

Магнит

– Рассказывать о строении свечи;
– рассказывать о зонах пламени свечи;
– объяснять, почему гаснет свеча;
– объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода;
– объяснять, почему происходит возгорание дыма.
– Называть виды магнитов;
– определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит;
– доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы;
– показывать с помощью опыта, что магнит
может намагничивать металлические предметы;

54

– рассказывать о том, что магнит имеет два
полюса;
– показывать с помощью опыта, как можно
создать компас.

17

Проверь себя

18

Что такое «бюджет»?

Проверочная работа
Материал, изученный в – Ориентироваться в понятиях, изученных
первом полугодии.
в первом полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.
Блок «Финансовая грамотность»
Федеральный бюджет,
– Понимать и правильно использовать фиуровни бюджета, дефи- нансовые термины: «бюджет», «налоги»;
цит, профицит.
«дефицит», «профицит»;
– понимать, из каких уровней состоит
бюджетная система России;

55

20

Семейный бюджет

Семейный бюджет, доходы и расходы.

22

Откуда в семье
берутся деньги?
Зарплата

Понятие заработной
платы, виды зарплаты.

24

Откуда в семье

Пенсия, досрочная пен-

56

– объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются;
– выдвигать свои предположения и уметь
аргументировать свой ответ;
– уметь слушать и слышать собеседника.
– Объяснять значение понятия «семейный
бюджет»;
– понимать, как в семье появляются доходы;
– делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»;
– заполнять кластер;
– формулировать высказывание в устной и
письменной речи на заданную тему.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата»,
«фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»;
– анализировать данные, представленные в
виде графика;
– приводить примеры различных профессий;
– объяснять, отчего может зависеть размер
заработной платы.
– Понимать и правильно использовать фи-

берутся деньги?
Пенсия и социальные пособия

сия, пособия для разных
категорий граждан.

26

Откуда в семье
берутся деньги?
Наследство,
вклад, выигрыш

Наследство, вклад, выигрыш.

28

На что тратятся
семейные деньги?

Классификация расходов по различным осно-

57

нансовые термины: «пенсия», «досрочная
пенсия», «пособие»;
– на доступном для третьеклассника уровне
определять основание для назначения досрочной пенсии;
– называть пособия, которые получают
граждане нашей страны;
– определять, какие пособия относятся к
регулярным, а какие – к эпизодическим.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «случайный доход»,
«выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»;
– понимать, что выигрыш облагается налогом;
– иметь представления о налогах, которые
человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша;
– понимать, как должен поступить человек,
нашедший клад;
– называть предметы, которые человек может получить в наследство.
–– Понимать и правильно использовать
финансовые термины: «обязательные рас-

Виды расходов

ваниям.

ходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы»,
«текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы»,
– определять, к какой группе относятся те
или иные расходы.

30

На что тратятся
семейные деньги?
Обязательные
платежи

Виды обязательных
платежей.

32

Как сэкономить
семейные деньги?

Экономия семейного
бюджета.

– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»;
– объяснять, почему обязательные платежи
нужно платить вовремя;
– на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа.
– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного
бюджета», «продовольственные товары»,
«непродовольственные товары»;
– формулировать простые правила экономии семейного бюджета;
– на доступном для третьеклассника уровне
объяснять, почему необходимо экономить

58

19

Расходы и доходы
бюджета

21

Планируем семейный бюджет

семейный бюджет.
Блок «Математическая грамотность»
Сравнение доходов и
– Определять дефицитный и профицитный
расходов. Дефицит и
бюджет;
профицит.
– анализировать данные, представленные
на инфографике, и на основе этих данных
заполнять таблицу;
– выполнять вычисления по таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– составлять задачу по предложенному решению;
– формулировать вопрос задачи.
Доходы и расходы в
– анализировать данные, представленные в
семейном бюджете.
таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на
однозначное;
– анализировать данные столбчатой диаграммы;
– выполнять умножение двузначного числа
на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых;

59

23

Подсчитываем
семейный доход

Семейный доход в таблице, на диаграмме.

25

Пенсии и пособия

Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия.

60

– выполнять чертёж к задаче и записывать
её решение.
– Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу;
– выполнять сложение круглых многозначных чисел;
– находить с помощью калькулятора среднее арифметическое;
– сопоставлять таблицу и круговую диаграмму;
– анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие
подписи на круговой диаграмме;
– самостоятельно составлять круговую диаграмму.
– Анализировать данные, представленные в
таблице;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
– анализировать данные, представленные в
виде гистограммы;
– вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период;
– заполнять таблицу на основе текстового

27

Подсчитываем
случайные (нерегулярные) доходы

Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею.

29

Подсчитываем
расходы

Обязательные и
непредвиденные расходы.

31

Расходы на обязательные платежи

Обязательные платежи

61

материала;
– подсчитывать доход семьи от детских
пособий.
– Определять, с какой суммы и в каком
размере нужно платить налог с выигрыша;
– подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею;
– под руководством учителя с помощью
калькулятора находить процент от числа.
– Анализировать данные инфографики;
– находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания;
– подсчитывать расходы на питание и
определять, какую часть от семейного дохода они составляют;
– подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы.
– Определять, какие налоги должна платить
семья;
– анализировать данные диаграммы и на
основе этих данных заполнять таблицу;
– подсчитывать ежемесячные обязательные

расходы;
– пользоваться калькулятором;
– объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей;
– выполнять сложение и вычитание многозначных чисел.

33

Подсчитываем
сэкономленные
деньги

34

Проверь
себя

Экономия семейного
бюджета.

– Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества
сэкономленных денег;
– объяснять, что такое «скидка в 25%»;
– определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой;
– находить часть от числа.
Проверочная работа
Материал, изученный
– Ориентироваться в понятиях, изученных
во втором полугодии.
во втором полугодии;
– применять полученные знания в повседневной жизни;
– работать самостоятельно;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учеб-

62

ной задачей.
4 класс
№
п/п

Тема

1

Старинная женская одежда

2

Старинные женские головные
уборы

3

Старинная муж-

Предмет изучения

Формируемые умения

Блок «Читательская грамотность»
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – озаглавливать текст;
– определять тему;
текста.
– определять главную мысль;
– составлять план в виде вопросов;
– с помощью текста определять название женской
одежды;
– с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды;
– объяснять значение слова;
– приводить примеры современной женской одежды.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова;
но-познавательного – составлять план, используя слова из текста;
– объяснять значения слов;
текста.
– определять по описанию названия головных уборов;
– приводить примеры современных головных уборов.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью

63

ская одежда и
головные уборы

но-познавательного
текста.

4

Жилище крестьянской семьи
на Руси

Содержание научно-познавательного
текста.

5-6

Внутреннее
убранство и
предметы обихода русской
избы

Содержание научно-познавательного
текста.

словаря;
– отвечать на вопросы по тексту;
– вписывать пропущенные слова в текст;
– находить ответ на вопрос в тексте;
– объяснять значение слова;
– оформлять план текста;
– определять с помощью описания название предмета.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– рассуждать и записывать своё мнение о различии
между предметами;
– отвечать на вопросы по тексту;
– рассуждать, давать определение слова;
– называть элементы оформления избы.
– Определять лексическое значение слова с помощью
словаря;
– письменно отвечать на вопросы;
– называть предметы печной утвари;
– работать с толковым словарём;
– работать с толкованием слова;
– рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении;
– соотносить описание предметов с их рисунками;
– описывать назначение предметов;

64

7

История посуды
на Руси

8

Какие деньги
были раньше в
России

9

Томат

– составлять обобщающий план.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного словаря;
– соотносить рисунок и его название;
текста.
– работать с толковым словарём;
– рассуждать и записывать ответ на вопрос;
– записывать ответ на вопрос по его началу;
– определять части предмета, называть их;
– определять порядок предложений в тексте;
– дополнять текст по заданному условию.
Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью
но-познавательного Википедии;
– называть опорные фразы, с помощью которых можтекста.
но дать ответ на вопрос;
– определять тему текста;
– составлять план текста;
– находить информацию в Интернете;
– записывать названия монет в порядке их возрастания;
– указывать названия современных денег.
Блок «Естественно-научная грамотность»
Томат.
– Называть части растения;
– объяснять, что значит «многогнёздная ягода»;

65

10

Болгарский перец

Болгарский перец.

11

Картофель

Картофель.

– определять горизонтальный и вертикальный срез;
– указывать количество гнёзд;
– объяснять, почему плоды у помидора – это ягода;
– называть части плода помидора;
– объяснять, что такое пасынок у помидора;
– работать с таблицей.
– Объяснять, что такое паприка;
– называть части растения;
– рассказывать о строении плода перца;
– определять форму плода перца;
– рассказывать о строении семени перца;
– делать выводы на основе полученной информации.
– Называть части растения;
– объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата;
– объяснять, какой вывод сделали и почему;
– объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы;
– объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля;
– объяснять, что такое крахмалистость;
– определять срок созревания картофеля;
– объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель;

66

12

Баклажан. Семейство Паслёновые

Баклажан.

13

Лук

Лук.

14

Капуста

Капуста.

15

Горох

Горох.

– называть способы размножения картофеля.
– Называть представителей семейства Паслёновые;
– объяснять, что такое соланин;
– называть благоприятные условия для прорастания
семян;
– определять условия, необходимые для прорастания
семени баклажана;
– определять глубину посева семян;
– заполнять таблицу наблюдений за ростом растений.
– Называть части лука;
– называть способы выращивания лука зимой на подоконнике;
– называть этапы выращивания лука;
– наблюдать за ростом лука и записывать данные в
таблицу.
– Называть виды капусты;
– отвечать на вопросы по содержанию текста;
– называть части капусты;
– исследовать капусту в разрезе;
– рассказывать о размножении капусты;
– проводить опыты с цветной капустой.
– Рассказывать о строении гороха;
– рассказывать о строении семени гороха;

67

16

Грибы

17

Творческая работа

18
-19

Потребительская корзина

– объяснять, почему горох обладает взрывной силой;
– определять, что горох является холодостойким растением;
– проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов.
Грибы.
– Называть части гриба;
– называть виды грибов;
– рассказывать о плесневых грибах;
– называть грибы-невидимки;
– проводить опыт по выращиванию плесени;
– называть грибы-паразиты.
Творческое занятие
По выбору.
– Выбрать тему для творческой работы;
– выполнять творческую работу;
– представлять классу творческую работу.
Блок «Финансовая грамотность»
Состав потреби– Объяснять на доступном для четвероклассника
уровне, что такое «потребительская корзина»;
тельской корзины.
– понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения;
– объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны;
– объяснять, что входит в состав потребительской

68

20

Прожиточный
минимум

Назначение прожиточного минимума.

21

Инфляция

Инфляция.

22
23

Распродажи,
скидки, бонусы

Акции, распродажа,
скидки, бонусы,
кешбэк.

корзины россиянина.
– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»;
– объяснять, на что влияет прожиточный минимум;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны;
– объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей
страны.
– Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»;
– анализировать данные, представленные в виде гистограммы;
– называть уровни инфляции;
– понимать значение инфляции для экономики.
– Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»;
– понимать, что все акции, проводимые торговыми
точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя;
– понимать, что чем больше процент скидки, тем
меньше мы платим за товар;

69

24

Благотворительность

25

Страхование

26

В бассейне

2728

Делаем ремонт

– формировать навыки грамотного покупателя.
Благотворитель– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный
ность.
фонд»;
– называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи;
– объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается.
Виды страхования.
– Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»;
– называть виды страхования;
– называть различные страховые риски.
Блок «Математическая грамотность»
Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости;
выгодная покупка.
– решать задачи на определение стоимости покупки;
– определять, какая из двух покупок является более
выгодной;
– решать задачи на определение скорости плавания;
– решать логические задачи.
Смета ремонта, рас- – Понимать, что такое «смета»;
чёт стоимости стро- – решать задачи на расчёт количества необходимого
материала для ремонта кухни;
ительных материа-

70

лов.

29

Праздничный
торт

Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость».

30

Обустраиваем
участок

Расходы на обустройство участка,
площадь и периметр

3132

Поход в кино

Расходы на поход в
кино.

– решать задачи на расчёт стоимости необходимого
материала для ремонта кухни;
– читать простые чертежи и наносить на них известные размеры.
– Работать с таблицами;
– подсчитывать стоимость продуктов для торта;
– определять, какие продукты выгоднее купить для
того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта;
– сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
– Читать простой чертеж и определять его масштаб;
– находить площадь и периметр участка и построек на
нём;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
– Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;

71

33

Отправляемся в
путешествие

34

Составляем словарик по финансовой грамотности

– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Расходы на путеше- – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря;
ствие.
– решать задачи с тройкой величин «цена, количество,
стоимость»;
– использовать полученные умения и навыки в практической жизни.
Творческая работа
Понятия по финан– Понимать значение и правильно использовать фисовой грамотности, нансовые термины;
– иллюстрировать изученные понятия;
изученные в 1-4
– составлять математические задачи с изученными
классах.
финансовыми терминами;
– работать самостоятельно и в парах;
– планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей.

72

ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Обучение ведется на безотметочной основе.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
 степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при
выполнении заданий;
 поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты;
 результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются
ли ученики с ними самостоятельно;
 косвенным показателем эффективности занятий может быть
повышение качества успеваемости по математике, русскому языку,
окружающему миру, литературному чтению и др.

74


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».