Приложение к п. 2.1. содержательного раздела Основной образовательной программы начального общего образования ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ 1-4 КЛАССЫ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 ПРОГРАММА КУРСА «Функциональная грамотность» ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа курса внеурочной деятельности для первого класса «Функциональная грамотность» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями к основной образовательной программе начального общего образования. Программа «Функциональная грамотность» учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника. Цель программы: создание условий для развития функциональной грамотности. Программа разбита на четыре блока: «Читательская грамотность», «Математическая грамотность», «Финансовая грамотность» и «Естественно-научная грамотность». Целью изучения блока «Читательская грамотность» является развитие способности учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей. Целью изучения блока «Математическая грамотность» является формирование у обучающихся способности определять и понимать роль математики в мире, в котором они живут, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину. Целью изучения блока «Финансовая грамотность» является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономи- 2 ческих отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Целью изучения блока «Естественно-научная грамотность» является формирование у обучающихся способности использовать естественно-научные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Программа курса внеурочной деятельности «Функциональная грамотность» предназначена для реализации в 1 классе начальной школы и рассчитана на 33 часа (при 1 часе в неделю). Учитель может варьировать, чередовать последовательность проведения занятий по своему усмотрению. Для повышения мотивации изучения курса и с учетом возрастных особенностей первоклассников для занятий используются сюжеты авторских и русских народных сказок. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 1 класс Читательская грамотность: анализ текстов авторских и русских народных сказок, составление характеристики героев прочитанных произведений, деление текстов на части, составление картинного плана, ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного. Математическая грамотность: счет предметов в пределах 10, составление числовых выражений и нахождение их значений, состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и за- 3 полнение таблиц, круговых диаграмм, ложные и истинные высказывания. Финансовая грамотность: деньги, финансы, покупка, товар, обмен, бартер, услуги платные и бесплатные, доход, прибыль, банк, реклама, цена, количество, стоимость. Естественно-научная грамотность: наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, воздушным шариком, зеркалом и апельсином; воздух и его свойства, соль и её свойства, вода и её свойства, три состояния воды, плавучесть предметов, отражение. 2 класс Читательская грамотность (1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29 занятия): понятия «художественный» и «научно-познавательный»; жанровое сходство и различия художественных и научнопознавательных текстов; составление характеристики героев прочитанных произведений; деление текстов на части, составление плана; ответы по содержанию прочитанных произведений, эмоциональная и личностная оценка прочитанного; Математическая грамотность (2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100, составление числовых выражений и нахождение их значений. Состав чисел первого и второго десятка, задание на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, чтение и заполнение таблиц, столбчатых диаграмм, календарь, логические задачи, ложные и истинные высказывания, построение геометрических фигур, нахождение длины ломаной, диаметр окружности, периметр треугольника. Финансовая грамотность (3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31 занятия): деньги, аверс и реверс монеты, кредиты, вклады, банковская карта, правила безопасного использования банковских карт, фальшивые и повреждённые деньги, средства защиты российских банкнот, валюта. Естественно-научная грамотность (4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32 занятия): наблюдения и простейшие эксперименты с яблоком, овощами, мёдом, лесной землей, песком, глиной. Состав почвы, перегной. Состав и свойства древесины. Названия ово- 4 щей, выделение среди овощей корнеплодов. Названия частей растений, виды корней, свойства корней. Представление о позвоночных животных. 3 класс Читательская грамотность (1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 занятия): научно-познавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 занятия): особенности жизнедеятельности дождевых червей: кальций и его роль в организме человека, дрожжи, виды облаков, свойства мела, свойства мыла, восковые свечи, магнит и его свойства. Финансовая грамотность (18, 20, 22, 24, 26, 28, 30, 32 занятия): бюджет, уровни государственного бюджета, семейный бюджет, заработная плата, пенсия, дополнительные доходы (выигрыш, клад, пособия). Обязательные, желаемые и непредвиденные расходы. Налоги. Экономия семейного бюджета. Математическая грамотность (19, 21, 23, 25, 27, 29, 31, 33 занятия): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи на нахождение части числа, задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, решение задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками. 4 класс Читательская грамотность (занятия 1-8): научнопознавательные тексты; основная мысль текста, тема текста, деление текста на части, составление плана текста; ответы на вопросы по содержанию прочитанного текста, лексическое значение слов; личностная оценка прочитанного. Естественно-научная грамотность (занятия 9-16): томат, болгарский перец, картофель, баклажаны, лук, капуста, горох, грибы. Работа с понятиями: многолетнее / однолетнее растение, 5 части растений, условия и способы размножения, строение плодов, сроки посадки, возможности использования человеком. Финансовая грамотность (занятия 18-25): потребительская корзина, состав потребительской корзины, прожиточный минимум, минимальный размер оплаты труда, страхование и его виды, распродажа, акция, скидка, бонусы, кешбэк, страховые риски, благотворительность, благотворитель, благотворительный фонд. Математическая грамотность (занятия 26-33): нахождение значений математических выражений в пределах 100000, составление числовых выражений и нахождение их значений, задачи на нахождение суммы; задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость», сравнение различных вариантов покупок; нахождение размера скидки на товар, нахождение цены товара со скидкой; чтение и заполнение таблиц, столбчатых и круговых диаграмм, работа с графиками, умение пользоваться калькулятором. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА 1 класс Программа обеспечивает достижение первоклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятие решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: 6 – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. 7 Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о роли денег в семье и обществе; 8 – умение характеризовать виды и функции денег; – знание источников доходов и направлений расходов семьи; – умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет; – определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения; – проведение элементарных финансовых расчётов Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 2 класс Программа обеспечивает достижение второклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; 9 – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; 10 – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование экономических терминов; – представление о банковских картах; – умение правильно обращаться с поврежденными деньгами; – представление о различных банковских услугах; – проведение элементарных финансовых расчётов. 11 Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 3 класс Программа обеспечивает достижение третьеклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследования; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; 12 – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу; – планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: знакомство с критериями оценивания, самооценка и взаимооценка. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: 13 – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – способность различать тексты различных жанров и типов; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: 14 – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. 4 класс Программа обеспечивает достижение четвероклассниками следующих личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты изучения курса: – осознавать себя как члена семьи, общества и государства: участие в обсуждении финансовых проблем семьи, принятии решений о семейном бюджете; – овладевать начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, простые вычисления в области семейных финансов; – осознавать личную ответственность за свои поступки; – уметь сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях. Метапредметные результаты изучения курса: Познавательные: – осваивать способы решения проблем творческого и поискового характера: работа над проектами и исследованиями; – использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации; – овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; – использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование; – ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; – делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в потоке информации; 15 – добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт и информацию, полученную от окружающих; – перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты; – преобразовывать информацию из одной формы в другую. Регулятивные: – проявлять познавательную и творческую инициативу; – принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане; – контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение; – уметь отличать правильно выполненное задание от неверного; – оценивать правильность выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания. Коммуникативные: – адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи; – слушать и понимать речь других; – совместно договариваться о правилах работы в группе; – доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста); – учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). Предметные результаты изучения блока «Читательская грамотность»: – способность понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни; – умение находить необходимую информацию в прочитанных текстах; 16 – умение задавать вопросы по содержанию прочитанных текстов; – умение составлять речевое высказывание в устной и письменной форме в соответствии с поставленной учебной задачей. Предметные результаты изучения блока «Естественнонаучная грамотность»: – способность осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественно-научных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов; – способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания. Предметные результаты изучения блока «Математическая грамотность»: – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах; – способность проводить математические рассуждения; – способность использовать математические понятия, факты, чтобы описать, объяснить и предсказывать явления; – способность понимать роль математики в мире, высказывать обоснованные суждения и принимать решения, которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему человеку. Предметные результаты изучения блока «Финансовая грамотность»: – понимание и правильное использование финансовых терминов; – представление о семейных расходах и доходах; – умение проводить простейшие расчеты семейного бюджета; – представление о различных видах семейных доходов; – представление о различных видах семейных расходов; – представление о способах экономии семейного бюджета. 17 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС № п/п Тема Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» 1. Виталий Бианки. Лис и мышонок Содержание сказки. Качество: осторожность, предусмотрительность. 2. Русская народная Содержание сказки. – Определять жанр произведения; – называть героев сказки; – дополнять предложения, пользуясь информацией из текста; – давать характеристику героям; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – различать научно-познавательный текст и художественный; – определять, чему учит сказка. – Определять национальную принадлежность сказки по информации в заголовке занятия; 18 сказка. Мороз и заяц Качество: выносливость, упорство. 3. Владимир Сутеев. Живые грибы Содержание сказки. Качество: трудолюбие. 4 Геннадий Содержание – отвечать на вопросы по содержанию сказки без опоры на текст; – давать характеристику героям сказки; – наблюдать над синонимами как близкими по значению словами (без введения понятия); – делить текст на части в соответствии с предложенным планом; – объяснять значение устойчивых выражений (фразеологизмов); – сопоставлять графическую информацию со сведениями, полученными из научно-познавательного текста; – устанавливать истинность и ложность высказываний; – подбирать из текста слова на заданную тему; – определять, чему можно научиться у героя сказки; – строить связное речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Давать характеристику героям; – дополнять предложения на основе сведений из текста; – определять последовательность событий и рассказывать сказку; – составлять вопросы по содержанию сказки; – на основе сведений из научно-познавательного текста выбирать верные высказывания. – Определять вид сказки; 19 Цыферов. Петушок и солнышко сказки. Качество: вежливость, умение признавать свои ошибки. 5. Михаил Пляцковский. Урок дружбы Содержание сказки. Дружба, жадность. 6 Грузин- Содержание – называть героев сказки, находить среди них главного героя; – определять принадлежность реплик персонажам сказки (без опоры на текст); – определять последовательность событий сказки; – находить необходимую информацию в тексте; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста; – соотносить события и поступки, описанные в сказке, с событиями собственной жизни, давать им оценку; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей; – определять, чему учит сказка. – Определять лексическое значение слова; – анализировать содержание текста и составлять план; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – давать характеристику героям; – понимать, чему учит сказка; – составлять из частей пословицы и определять их соответствие произведению; – фантазировать и придумывать продолжение сказки. – Определять жанр произведения; 20 ская сказка. Лев и заяц сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. 7 Русская народная сказка. Как лиса училась летать Содержание сказки. Качество: смекалка, находчивость, хитрость, глупость. 8 Евгений Содержание – называть героев сказки; – выбирать изображение, подходящее для иллюстрации героя сказки; – давать характеристику персонажам сказки; – наблюдать над словами близкими и противоположными по смыслу; – соотносить иллюстрации с событиями, описанными в сказке, с опорой на текст; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой. – Давать характеристику героям; – определять по рисунку содержание отрывка из текста; – располагать в правильной последовательности предложения для составления отзыва на прочитанное произведение; – соединять части предложений; – задавать вопросы к тексту сказки; – объяснять главную мысль сказки; – дополнять отзыв на прочитанное произведение. – Определять жанр произведения; 21 Пермяк. Четыре брата 9 Про курочку Рябу, золотые и простые яйца 10 Про козу, козлят и капусту сказки. Семейные ценности. – называть героев сказки; – находить в тексте образные сравнения; – отвечать на вопросы по содержанию сказки; – определять, на какие вопросы можно получить ответы из прочитанного текста, находить ответы в тексте; – рассказывать, что понравилось/не понравилось в сказке и почему; – разгадывать ребусы; – объяснять смысл пословиц, соотносить пословицы с прочитанной сказкой; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. Блок «Математическая грамотность» Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте; составление и – составлять и решать выражения с ответом 5; решение выра– решать задачу на уменьшение числа на несколько единиц; жений, задачи. – соединять с помощью линейки точки и называть многоМногоугольниугольники; ки. – решать задачу в два действия. Счёт предметов, – Определять количество предметов при счёте; составление и – образовывать число 8; решение выра– составлять и решать выражения с ответом 9; жений, задачи. – решать задачу в два действия; 22 Ломаная. – находить остаток числа; – соединять с помощью линейки точки и называть геометрическую фигуру – ломаную. – Раскладывать число 9 на два слагаемых; – отвечать на вопросы на основе условия задачи; – анализировать данные и отвечать на вопросы; – анализировать данные в таблице и отвечать на вопросы; – работать в группе. – Раскладывать число 10 на два слагаемых, когда одно из слагаемых больше другого; – раскладывать число 10 на два слагаемых, когда слагаемые равны; – раскладывать число 10 на три слагаемых; – раскладывать число 10 на три чётных слагаемых. – Преобразовывать текстовую информацию в табличную форму; – находить недостающие данные при решении задач; – складывать одинаковые слагаемые в пределах 10; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – выражать большие единицы измерения в более мелких и наоборот; – определять истинность/ложность высказываний. 11 Про петушка и жерновцы Состав числа 9, анализ данных и ответы на вопросы. 12 Как петушок и курочки делили бобовые зёрнышки Про наливные яблочки Разложение числа 10 на два и три слагаемых. 13 Увеличение числа на несколько единиц, сложение и вычитание в переделах 20. 23 14. Про Машу и трёх медведей Состав чисел 9, 10, 11. Задачи на нахождение суммы. 15 Про старика, старуху, волка и лисичку Задачи на нахождение части. Состав числа 12. 16 Про медведя, лису и мишкин мёд Задачи на нахождение суммы. Состав чисел второго десятка. – Раскладывать числа 9, 10, 11 на три слагаемых; – решать задачи на нахождение суммы; – овладевать практическими навыками деления числа на части на наглядно-образной основе; – читать таблицы, дополнять недостающие в таблице данные; – устанавливать закономерности. – Раскладывать число 12 на несколько слагаемых; – решать задачи на нахождение части числа: – читать таблицы; заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – практически работать с круговыми диаграммами, сравнивать сектора круговой диаграммы; – сравнивать числовые выражения, составленные по рисункам; – находить прямоугольники на рисунке. – Решать задачи на нахождение суммы, на увеличение числа на несколько единиц; – читать таблицы, заполнять недостающие данные в таблице по самостоятельно выполненным подсчётам; – раскладывать числа первого и второго десятка на несколько слагаемых; – читать простейшие чертежи. 24 17 За покупками 18 Находчивый Колобок 19 День рождения МухиЦокотухи 20 Буратино и карманные деньги Блок «Финансовая грамотность» Цена, товар, – Наблюдать над понятиями: цена, товар, спрос; спрос. – анализировать информацию и объяснять, как формируется стоимость товара, почему один и тот же товар может быть дешевле или дороже; – рассуждать об умении экономно тратить деньги. Деньги, цена, – Наблюдать над понятиями: товар и услуга; услуги, товар. – определять необходимые продукты и их цены; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – работать в группе. Цена, стои– Наблюдать над различием цены и стоимости; мость, сдача, – определять, какой товар можно купить на имеющиеся сбережения. деньги; – определять стоимость покупки; – анализировать информацию и делать соответствующие выводы; – объяснять смысл пословиц. Карманные – Наблюдать над понятиями: карманные деньги, необходиденьги, необхо- мая покупка, желаемая покупка; димая покупка, – выбирать подарки для друзей на основе предложенных желаемая поцен; купка. – анализировать информацию и делать соответствующие 25 21 Кот Василий продаёт молоко Реклама. 22 Лесной банк Банк, финансы, банковские услуги, работники банка. 23 Как мужик и медведь прибыль делили Мошенник, сделка, доход, выручка, прибыль, продажа оптом. выводы; – рассуждать о правильности принятого решения; – проводить оценку и, в случае необходимости, коррекцию собственных действий по решению учебной задачи. – Наблюдать над понятием «реклама»; – строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; – анализировать представленную информацию и выбирать надпись для магазина; – делать выбор на основе предложенной информации; – называть различные виды рекламы. – Наблюдать над понятием «банк»; – объяснять значение понятий на доступном для первоклассника уровне; – анализировать информацию, представленную в текстовом виде, и на её основе делать соответствующие выводы: – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Наблюдать над понятием «сделка»; – объяснять, что такое доход, затраты и как получают прибыль; – понимать, почему оптом можно купить дешевле; – выбирать товары для покупки на определенную сумму; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной 26 24 Как мужик золото менял Услуга, равноценный обмен, бартер. задачей. – Различать платную и бесплатную услугу; наблюдать над понятием «равноценный обмен»; – объяснять, что такое бартер; – формулировать правила обмена; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. Блок «Естественно-научная грамотность» 25 Как Иванушка хотел попить водицы Вода, свойства воды. 26 Пятачок, Винни- Воздушный шарик, воздух. – Наблюдать над свойством воды – прозрачность; – определять с помощью вкусовых анализаторов, в каком стакане вода смешана с сахаром; – определять, как уровень воды в стакане влияет на высоту звука; – объяснять, как плотность воды влияет на способность яйца плавать; – определять, как влияет вода на движение листа бумаги по гладкой поверхности; – использовать простейший фильтр для проверки чистоты воды; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. – Доказывать, что внутри шарика находится воздух, который легче воды; 27 Пух и воздушный шарик 27 Про репку и другие корнеплоды Корнеплоды. 28 Плывёт, плывёт кораблик Плавучесть предметов. – показывать, что шарик можно наполнять водой; – объяснять, как можно надуть шарик с помощью лимонного сока и соды; – рассказывать о свойствах шарика плавать на поверхности воды; – объяснять, почему шарик не тонет в воде; – рассказывать, в каком случае шарик может летать; – делать самостоятельные умозаключения по результатам опытов. – Описывать и характеризовать овощи-корнеплоды, называть их существенные признаки, описывать особенности внешнего вида; – осуществлять поиск необходимой информации из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта; – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; – контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. – Определять плавучесть металлических предметов; – объяснять, что плавучесть предметов зависит от формы; – понимать, что внутри плавучих предметов находится воздух; – объяснять, почему случаются кораблекрушения; 28 29 Про Снегурочку и превращения воды Три состояния воды. 30 Как делили апельсин Апельсин, плавучесть, эфирные масла из апельсина. 31 Крошка Зеркало, отра- – объяснять, что такое ватерлиния; – определять направление ветра. – Объяснять, что такое снег и лёд; – объяснять, почему в морозный день снег под ногами скрипит; – наблюдать за переходом воды из одного состояния в другое; – наблюдать над формой и строением снежинок; – составлять кластер; – проводить несложные опыты со снегом и льдом и объяснять полученные результаты опытов; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений. – Объяснять, почему лопается воздушный шарик при воздействии на него сока из цедры апельсина; – объяснять, почему не тонет кожура апельсина; – объяснять, как узнать количество долек в неочищенном апельсине; – определять в каком из апельсинов больше сока; – познакомиться с правилами выращивания цитрусовых из косточек; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов. – Объяснять, когда можно увидеть своё отражение в воде; 29 Енот и Тот, кто сидит в пруду жение, калейдоскоп. 32 Иванова соль Соль, свойства соли. 33 Владимир Яблоко. – определять, в каких предметах можно увидеть свое отражение, – наблюдать над различием отражений в плоских, выпуклых и вогнутых металлических предметах; – наблюдать многократность отражений; – проводить несложные опыты и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Наблюдать свойства изучаемых объектов: сравнивать свойства соли и песка; – составлять связное речевое высказывание в соответствии с поставленной учебной задачей; – представлять результаты исследовательской деятельности в различных формах: устное высказывание, таблица, дополненное письменное высказывание; – анализировать условия проведения опыта и проводить опыт, аналогичный предложенному, с заменой одного из объектов; – проводить несложные опыты с солью и объяснять полученные результаты опытов; – строить речевое высказывание в соответствии с учебной задачей. – Доказывать, как с помощью яблочного сока можно рисо- 30 Сутеев. Яблоко вать; – доказывать, что существует сила притяжения; – пользуясь информацией из текста, дополнять предложения; – соединять части текста и рисунки; – называть героев сказки; – отвечать на вопрос после выполнения арифметических действий; – давать характеристику герою; определять стоимость части от целого; – придумывать рекламу-упаковку; – определять профессию рабочего банка; – объяснять, чему учит сказка. 2 класс № п/п 1. Тема Михаил Пришвин. Беличья па- Предмет изучения Различия научнопознавательного и художественного Формируемые умения – Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; 31 мять текстов. 2. Про беличьи запасы Сложение одинаковых слагаемых, решение задач. 3. Беличьи деньги Бумажные и металлические деньги, рубль, копейка. – озаглавливать прочитанный текст; – находить необходимую информацию в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного и отвечать на них; – давать характеристику герою произведения; – различать научно-познавательный текст и художественный; находить их сходство и различия. – Работать с таблицами: интерпретировать и дополнять данные; – выполнять сложение и сравнение чисел в пределах 100; – объяснять графические модели при решении задач; – анализировать представленные данные, устанавливать закономерности; – строить ломаную линию. – Объяснять значение понятий «покупка», «продажа», «сделка», «деньги»; – понимать, откуда возникло название российских денег «рубль» и «копейка»; – находить у монеты аверс и реверс; – выполнять логические операции: анализ, синтез и сравнение; 32 – готовить небольшое сообщение на заданную тему. 4 Про белочку и погоду Наблюдения за погодой. – Объяснять, что такое «погода», «хорошая и плохая погода», «облачность»; – объяснять, что такое «оттепель», «наст»; – работать с таблицами наблюдений за погодой; – высказывать предположения и гипотезы о причинах наблюдаемых явлений; – работать в парах. 5. И. СоколовМикитов. В берлоге Содержание рассказа. Отличия художественного, научнопознавательного и газетного стилей. Определять жанр, тему, героев произведения; – объяснять значения выражений, встретившихся в тексте; – отвечать на вопросы по содержанию текста цитатами из него; – составлять вопросы по содержанию текста для готовых ответов; – определять отрывок, к которому подобрана иллюстрация; – разгадывать ребусы; – устанавливать логические связи. 6 Медвежье потомство Столбчатая диаграмма, таблицы, логиче- – Анализировать данные столбчатой диаграммы, представленные в явном и неявном виде; 33 ские задачи. 7 Повреждённые и фальшивые деньги Наличные деньги, средства защиты бумажных денег, повреждённые деньги. 8 Лесные сладкоежки Медонос, настоящий и искусственный мёд – дополнять недостающие на диаграмме данные; – отвечать на вопросы, ответы на которые спрятаны на диаграмме; – анализировать данные таблицы, устанавливая их истинность и ложность; – выполнять вычисления на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц; – решать логические задачи на практическое деление; – находить периметр треугольника; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – Объяснять на доступном для второклассника уровне, что такое фальшивые и поврежденные деньги; – знать правила использования поврежденных денег; – находить и показывать средства защиты на российских банкнотах; – находить необходимую информацию в тексте; – отвечать на вопросы на основе полученной информации. – Проводить несложные опыты с мёдом; – определять последовательность действий при проведении опытов; – делать выводы по результатам опытов; 34 – различать свойства настоящего и поддельного, искусственного мёда; – анализировать данные таблицы; – строить логические рассуждения и оформлять их в устной и письменной речи; – иметь представление о лечебных свойствах мёда. 9 Лев Толстой. Зайцы Содержание рассказа. Сравнение научнопознавательного и художественного текстов. 10 Про зайчат и Единицы измерения – Заполнять кластер на основе полученных сведений из текста; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – определять объект на рисунке с помощью подсказки; – определять последовательность действий, описанных в рассказе; – различать художественный и научнопознавательный текст; – сравнивать авторский текст и текст из энциклопедии, находить общие сведения; – определять по высказываниям информацию, полученную из текста; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. – Определять количество часов в сутках; 35 зайчиху времени: сутки, часы. Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 11 Банковская карта Банковская карта. 12 Про Зайчишку и овощи Морковь, огурец, помидор, свёкла, капуста. 13 Николай Сладков. Весёлая игра Содержание рассказа – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – подбирать из предложенных чисел суммы чисел, состоящих из двух слагаемых, доказывать правильность выбранных чисел; – решать логические задачи по данному условию; – составлять элементарную диаграмму. – Давать характеристику наличным деньгам; – рассказывать о дебетовой банковской карте; – объяснять, что обозначают надписи на карте; – объяснять, как производить покупку в магазине; – объяснять, как можно снять деньги в банкомате с помощью карты; – рассказывать о кредитной банковской карте. – Определять по рисункам названия растений и находить среди них овощи; – выделять среди овощей корнеплоды; – проводить опыт по проращиванию моркови; – определять цвет сока овощей опытным путём; – сравнивать свойства сырой и варёной моркови. – Определять тип и тему текста, называть его персонажей; – понимать, что такое «цитата», использовать цитаты в качестве ответов на вопросы по содержанию 36 прочитанного текста; – объяснять лексическое значение слов и выражений; – устанавливать истинность и ложность утверждений, подтверждая или опровергая их с помощью цитат; – составлять на доступном для второклассника языке инструкции/правила, грамотно оформлять их на письме. 14 Лисьи забавы Решение логических задач с помощью таблицы; столбчатая диаграмма, чертёж. 15 Безопасность денег на банковской Правила безопасности при использовании банковских карт. – Определять дату по календарю; – находить необходимую информацию в тексте и выполнять математические вычисления; – записывать краткую запись и решение задач; – решать логические задачи с помощью таблицы; – анализировать данные, представленные в столбчатой диаграмме, дополнять недостающие в диаграмме данные; – составлять вопросы, ответы на которые можно узнать по данным столбчатой диаграммы; – читать простейшие чертежи, выполнять построения на чертеже в соответствии с данными задачи. – Иметь представление об элементах, расположенных на лицевой и оборотных сторонах банковской карты, объяснять их назначение; 37 карте 16 Лисьи норы Устройство лисьей норы, свойства лесной земли, песка и глины, состав почвы. 17 Обыкновенные кроты Содержание научнопознавательного текста. – находить необходимую информацию в тексте задания; – формулировать правила безопасности при использовании банковских карт. – Иметь представление об устройстве лисьих нор; – проводить простейшие опыты по определению свойств лесной земли, песка и глины, состава почвы; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, от чего зависит плодородие почвы. – Определять тип текста; – составлять описание крота на основе прочитанного текста; – разгадывать ребусы и соотносить словаассоциации; – соединять линиями части предложений и определять их последовательность в тексте; – объяснять значение слова; – составлять вопросы по предложенным предложениям; – находить синонимы к предложенному слову; – писать сочинение-рассуждение по заданной теме; 38 – определять название раздела, в котором может быть размещён текст. 18 Про крота Сложение в пределах 100. Логические задачи. Диаграмма. 19 Про кредиты Кредит. Ипотечный кредит. Автокредит. Кредит наличными. 20 Корень – часть растения Корень. Виды корневых систем. Видоизменённые корни. – Решать задачи логического характера; – решать задачи с использованием данных таблицы; – решать задачи на основе данных диаграммы; – решать примеры на основе предложенной цепочки примеров; – определять цвета геометрических фигур на основе верных высказываний. – Объяснять, что такое «кредит»; – определять виды кредитов; – понимать, чем отличаются друг от друга разные виды кредитов; – определять сумму переплаты по кредиту; – определять, какой кредит наиболее выгоден банку по срокам его оплаты; – определять, какой кредит наиболее выгоден клиенту банка по срокам его оплаты. – Называть части цветочных растений; – объяснять, для чего растению корень; – доказывать, что рост растения начинается с корня; – называть виды корневых систем; – называть видоизменённые корни. 39 21 Эдуард Шим. Тяжкий труд Содержание художественного текста. – Определять книгу, в которой можно прочитать предложенный художественный текст; – определение лексического значения слова; – находить необходимую информацию в тексте; – находить в тексте предложение по заданному вопросу; – разгадывать ребусы и соотносить полученные ответы со словами; – определять главную мысль текста; – определять, чему учит текст; – строить связное речевое устное или письменное высказывание в соответствии с учебной задачей. 22 Про ежа Решение выражений, столбчатая и круговая диаграмма, названия месяцев. – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название насекомого; – определять время с помощью скорости и расстояния; – определять данные столбчатой диаграммы, находить часть от числа и записывать результаты в таблицу, результаты таблицы переносить в круговую диаграмму; – отвечать на вопросы на основе полученных данных; – определять последовательность маршрута на основе схемы; 40 23 Про вклады Вклад, вкладчик, срочный вклад, вклад до востребования. 24 Занимательные особенности яблока Яблоко, свойства яблока. 25 Полевой хомяк Содержание научнопознавательного текста. – записывать слова с помощью кода; – называть месяцы, сравнивать количество месяцев. – Давать определение вклада; – называть виды вкладов: срочный вклад, вклад до востребования; – объяснять, что такое банковский процент по вкладам; – объяснять, как считают банковский процент по вкладам; – объяснять, почему банки выплачивают проценты. – Объяснять, почему яблоко в месте разреза темнеет, а при покрытии разреза соком лимона не темнеет; – объяснять, почему яблоко плавает; – объяснять, почему яблоко отталкивается от магнита; – объяснять, почему неспелое яблоко кислое; – находить на срезе яблока рисунок звезды. – Определять вид текста; – составлять описание хомяка на основе прочитанного текста; – дополнять описание хомяка на основе рисунка; – придумывать сравнения; – составлять вопросы по данным предложениям; – отвечать на вопросы на основе полученных све- 41 дений; – разгадывать ребусы и объяснять значение слова; – определять сведения, которые удивили; – составлять план при подготовке к сообщению. 26 Про полевого хомяка Решение выражений, столбчатая и круговая диаграммы, именованные числа, четырёхугольники. – Находить значение выражений, соотносить полученные результаты с буквами и читать название животного; – строить столбчатую диаграмму на основе имеющихся данных; – отвечать на вопросы на основе имеющихся данных; – находить путь хомяка на основе заданного условия, доказывать, что путь выбран правильно; – записывать именованные числа в порядке возрастания; – строить четырёхугольники по заданному условию. 27 Ловушки для денег Доходы, расходы, прибыль, дефицит, профицит. – Определять доходы, расходы и прибыль; – отличать желаемые покупки от необходимых; – рассуждать, как поступать в различных ситуациях при покупке товара; – объяснять, что такое дефицит и профицит; – рассуждать, как не тратить напрасно деньги. 42 28 Про хомяка и его запасы Горох, свойства прорастания гороха. – Называть растения, плоды которых составляют основу питания хомяка; – объяснять и доказывать, как влажность и воздух влияют на прорастание семян; – объяснять и доказывать, что для роста, особенно в первое время, проростки используют вещества, запасённые в самих семенах; – объяснять и доказывать, как влияет наличие света на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет температура на прорастание семян; – объяснять и доказывать, как влияет глубина посева на прорастание семян; – определять правильную последовательность прорастания семян гороха. 29 Про бобров Содержание текста, текст-описание. – Определять тип текста, его тему; – находить выделенное в тексте словосочетание и объяснять его лексическое значение; – находить среди предложенных вариантов вопросы, на которые можно/нельзя найти ответы в прочитанном тексте; – задавать вопросы по содержанию прочитанного; 43 30 Бобрыстроители Диаметр, длина окружности, решение практических задач. 31 Такие Валюта, курс для образные деньги мена валюты, деньги разных стран. – сравнивать тексты; – определять сведения, которые удивили; – составлять речевое высказывание в письменной форме. – Иметь представление о диаметре окружности; – анализировать данные таблицы, устанавливая закономерности её заполнения; – находить приблизительное значение диаметра окружности, зная длину окружности; – заменять умножение сложением одинаковых слагаемых; – выбирать нужные для проведения измерений инструменты; – работать с чертежом; – решать логические задачи. – Иметь представление о валюте как национальной денежной единице; – находить необходимую информацию в тексте и на иллюстрациях к заданиям; – устанавливать принадлежность денежной единицы стране; – иметь представление о банковской операции «об- 44 мен валюты». 32 Материал для плотин Строение древесины дерева, определение возраста дерева. – Иметь представление о составе древесины – проводить простейшие опыты по изучению свойств древесины разных пород деревьев; – делать выводы по результатам проведенных наблюдений и опытов; – понимать и объяснять, что такое твёрдые и мягкие породы деревьев. 33 Позвоночные животные Рыбы, птицы, рептилии, амфибии, млекопитающие. 34 Встреча друзей – Называть группы позвоночных животных; – называть признаки пяти групп позвоночных животных; – определять название животного по описанию; – выбирать признаки земноводного животного; – выбирать утверждения, которые описывают признаки животного; – выбирать вопросы, на которые нельзя найти ответы в тексте; – составить описание внешнего вида рыбы с указанием признаков этого животного; – рассуждать об открытии, сделанном на занятии. – Находить необходимую информацию в тексте задания; 45 – понимать, что такое «валюта», «курс рубля», «кредит», «банковский вклад», «процент по вкладу»; – анализировать и дополнять недостающие в таблице данные; – выполнять письменное и устное сложение чисел в пределах 1000. 3 класс № п/п 1 Тема Про дождевого червяка Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» Тип текста. Содержание – Определять тип текста; научно-познавательного – дополнять предложение словами из тектекста. ста; – определять периоды развития дождевого червя на основе теста; – объяснять, почему дождевые черви – это настоящие сокровища, живущие под землёй; – определять на основе теста способ питания дождевых червей; – находить предложение, соответствующее 46 рисунку; – выбирать утверждения, соответствующие тексту; – составлять вопрос по содержанию текста; – называть дополнительные вопросы, ответов на которые нет в тексте. 3 Кальций Содержание научнопознавательного текста. 5 Сколько весит облако? Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 47 – Работать с кластером; – Дополнять предложение словами из текста; – определять, что такое минерал; – называть стройматериалы, содержащие кальций; – объяснять значение слова; – выбирать утверждения, которые соответствуют прочитанному тексту; – составлять предложения по рисунку; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; 7 Хлеб – всему голова Тип текста. Главная мысль текста. Содержание текста 48 – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – дополнять предложения; – выбирать вопросы, на которые можно найти ответы в тексте; – дополнять план текста; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – определять название книг с достоверными сведениями. – Определять тип текста; – определять, что вынесено в заглавие – тема или главная мысль; – записывать пословицы о хлебе; – записывать предложение, которое соответствует рисунку; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – рассказывать о прочитанном произведении; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос; – работать с толкованием слова; – определять порядок следования предложений; – называть хлебобулочные изделия. 9 Про мел Главная мысль текста. Содержание текста. 11 Про мыло Содержание научнопознавательного текста. 49 – Заполнять кластер о происхождении мела; – составлять вопрос по готовому ответу; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – соединять части предложений и определять их порядок; – составлять план текста в виде вопросов; – составлять вопрос по содержанию текста и записывать ответ на составленный вопрос. – Дополнять предложение; – давать определение слова; – работать с толковым словарём; – соединять части предложений и опреде- лять их порядок; – находить в тексте предложение, которое соответствует рисунку; – находить в тексте предложение по заданному условию; – дополнять текст по заданному условию; – определять даты принятия гербов. 13 История свечи Содержание научнопознавательного текста. 50 – Давать определение слова; – записывать ответ на поставленный вопрос; – определять слово по его лексическому значению; – называть вещества, которые используют при изготовлении свечей; – выбрать вопросы, на которые можно найти ответ в тексте; – составлять вопросы и находить ответы в тексте; – соединять части предложений и определять их порядок; – заполнять кластер по рисункам на основе прочитанного текста; – называть правила безопасности при ис- 15 Магнит 2 Дождевые черви пользовании свечей; – рассказывать о прочитанном произведении; – отвечать на поставленный вопрос. Содержание научно– Давать определение слова; познавательного текста. – дополнять предложение; – находить ответ на поставленный вопрос; – объяснять значение словосочетания; – с помощью текста находить отличия между предметами; – называть предметы, о которых говорится в тексте; – рассказывать о прочитанном произведении. Блок «Естественно-научная грамотность» Дождевые черви – Называть части тела дождевого червя; – объяснять, какую роль играют щетинки в жизни животного; – рассказывать, чем питается дождевой червь; – объяснять, почему во время дождя дождевые черви выползают на поверхность земли; – наблюдать, как дождевые черви создают 51 4 Полезный кальций Кальций 6 Про облака Облака 8 Про хлеб и дрожжи Дрожжи. Хлеб. плодородную почву; – заполнять таблицу-характеристику на дождевого червя. – Заполнять таблицу; – дополнять предложение; – определять с помощью опытов, что происходит с костями и скорлупой яйца, если из них удалить кальций; – составлять суточное меню с молочными продуктами; – дописывать вывод о необходимости кальция для организма. – С помощью опыта показывать образование облаков; – объяснять, почему облака увеличиваются в размере; – называть явления природы; – называть виды облаков; – определять погоду по облакам. – Называть внешние признаки сходства и различия ржи и пшеницы; – описывать внешний вид ржаного и пшеничного хлеба; – определять наличие дырочек в хлебобу- 52 10 Интересное вещество – мел Мел. 12 Чем интересно мыло и как оно «работает» Мыло лочных изделиях; – давать определение слову «дрожжи»; – проводить опыт, показывающий влияние температуры на процесс брожения; – проводить опыт, показывающий влияние сахара на процесс брожения; – проводить опыт, доказывающий образование углекислого газа при брожении; – проводить опыт, доказывающий, что вкус и качество хлеба зависят от выдержки теста. – Определять внешние признаки мела; – доказывать, что мел не растворяется в воде; – называть, из чего состоит мел; – доказывать, что мел содержит карбонат кальция; – определять состав мела; – называть области применения мела. – Называть виды мыла; – исследовать мыло в сухом виде; – показывать, что при намокании мыла появляется пена; – проводить опыт, доказывающий, что мыло очищает воду от масла; 53 – проводить опыт, доказывающий, что мыло уменьшает поверхностное натяжение воды; – исследовать с помощью лупы мыльные пузыри; – доказывать, что мыльные пузыри образуются из жидкого мыла. 14 Про свечи Свеча 16 Волшебный магнит Магнит – Рассказывать о строении свечи; – рассказывать о зонах пламени свечи; – объяснять, почему гаснет свеча; – объяснять, почему внутри ёмкости поднимается вода; – объяснять, почему происходит возгорание дыма. – Называть виды магнитов; – определять опытным путём, какие предметы притягивает магнит; – доказывать с помощью опыта, что магнитная сила действует через стекло и другие предметы; – показывать с помощью опыта, что магнит может намагничивать металлические предметы; 54 – рассказывать о том, что магнит имеет два полюса; – показывать с помощью опыта, как можно создать компас. 17 Проверь себя 18 Что такое «бюджет»? Проверочная работа Материал, изученный в – Ориентироваться в понятиях, изученных первом полугодии. в первом полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. Блок «Финансовая грамотность» Федеральный бюджет, – Понимать и правильно использовать фиуровни бюджета, дефи- нансовые термины: «бюджет», «налоги»; цит, профицит. «дефицит», «профицит»; – понимать, из каких уровней состоит бюджетная система России; 55 20 Семейный бюджет Семейный бюджет, доходы и расходы. 22 Откуда в семье берутся деньги? Зарплата Понятие заработной платы, виды зарплаты. 24 Откуда в семье Пенсия, досрочная пен- 56 – объяснять, откуда берутся деньги в госбюджете и куда они расходуются; – выдвигать свои предположения и уметь аргументировать свой ответ; – уметь слушать и слышать собеседника. – Объяснять значение понятия «семейный бюджет»; – понимать, как в семье появляются доходы; – делить расходы на «обязательные», «желаемые и «непредвиденные»; – заполнять кластер; – формулировать высказывание в устной и письменной речи на заданную тему. – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «заработная плата», «фиксированная зарплата», «аванс», «премия» и «гонорар»; – анализировать данные, представленные в виде графика; – приводить примеры различных профессий; – объяснять, отчего может зависеть размер заработной платы. – Понимать и правильно использовать фи- берутся деньги? Пенсия и социальные пособия сия, пособия для разных категорий граждан. 26 Откуда в семье берутся деньги? Наследство, вклад, выигрыш Наследство, вклад, выигрыш. 28 На что тратятся семейные деньги? Классификация расходов по различным осно- 57 нансовые термины: «пенсия», «досрочная пенсия», «пособие»; – на доступном для третьеклассника уровне определять основание для назначения досрочной пенсии; – называть пособия, которые получают граждане нашей страны; – определять, какие пособия относятся к регулярным, а какие – к эпизодическим. –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «случайный доход», «выигрыш», «клад», «наследство» и «движимое и недвижимое имущество»; – понимать, что выигрыш облагается налогом; – иметь представления о налогах, которые человек должен заплатить от доходов, полученных в виде выигрыша; – понимать, как должен поступить человек, нашедший клад; – называть предметы, которые человек может получить в наследство. –– Понимать и правильно использовать финансовые термины: «обязательные рас- Виды расходов ваниям. ходы», «желаемые расходы», «непредвиденные расходы», «текущие расходы», «капитальные расходы», «чрезвычайные расходы», «ежемесячные расходы», «ежегодные расходы», «сезонные расходы», «разовые расходы», – определять, к какой группе относятся те или иные расходы. 30 На что тратятся семейные деньги? Обязательные платежи Виды обязательных платежей. 32 Как сэкономить семейные деньги? Экономия семейного бюджета. – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «коммунальные платежи», «тариф», «штрафы», «налоги»; – объяснять, почему обязательные платежи нужно платить вовремя; – на примере различных ситуаций определять вид обязательного платежа. – Понимать и правильно использовать финансовые термины: «экономия семейного бюджета», «продовольственные товары», «непродовольственные товары»; – формулировать простые правила экономии семейного бюджета; – на доступном для третьеклассника уровне объяснять, почему необходимо экономить 58 19 Расходы и доходы бюджета 21 Планируем семейный бюджет семейный бюджет. Блок «Математическая грамотность» Сравнение доходов и – Определять дефицитный и профицитный расходов. Дефицит и бюджет; профицит. – анализировать данные, представленные на инфографике, и на основе этих данных заполнять таблицу; – выполнять вычисления по таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – составлять задачу по предложенному решению; – формулировать вопрос задачи. Доходы и расходы в – анализировать данные, представленные в семейном бюджете. таблице, и по этим данным выполнять необходимые вычисления; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел, деление круглого числа на однозначное; – анализировать данные столбчатой диаграммы; – выполнять умножение двузначного числа на однозначное путём сложения одинаковых слагаемых; 59 23 Подсчитываем семейный доход Семейный доход в таблице, на диаграмме. 25 Пенсии и пособия Прожиточный минимум, минимальная пенсия, пособия. 60 – выполнять чертёж к задаче и записывать её решение. – Анализировать график и по данным графика заполнять таблицу; – выполнять сложение круглых многозначных чисел; – находить с помощью калькулятора среднее арифметическое; – сопоставлять таблицу и круговую диаграмму; – анализировать данные таблицы и на основе этих данных дополнять недостающие подписи на круговой диаграмме; – самостоятельно составлять круговую диаграмму. – Анализировать данные, представленные в таблице; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – вычислять, на сколько увеличилась пенсия за определённый период; – заполнять таблицу на основе текстового 27 Подсчитываем случайные (нерегулярные) доходы Налог на выигрыш, доход от выигрыша в лотерею. 29 Подсчитываем расходы Обязательные и непредвиденные расходы. 31 Расходы на обязательные платежи Обязательные платежи 61 материала; – подсчитывать доход семьи от детских пособий. – Определять, с какой суммы и в каком размере нужно платить налог с выигрыша; – подсчитывать, чему равен реальный доход от выигрыша в лотерею; – под руководством учителя с помощью калькулятора находить процент от числа. – Анализировать данные инфографики; – находить в таблице информацию, необходимую для выполнения задания; – подсчитывать расходы на питание и определять, какую часть от семейного дохода они составляют; – подсчитывать, какую часть семья откладывает на непредвиденные расходы. – Определять, какие налоги должна платить семья; – анализировать данные диаграммы и на основе этих данных заполнять таблицу; – подсчитывать ежемесячные обязательные расходы; – пользоваться калькулятором; – объяснять причину уменьшения или увеличения обязательных платежей; – выполнять сложение и вычитание многозначных чисел. 33 Подсчитываем сэкономленные деньги 34 Проверь себя Экономия семейного бюджета. – Под руководством учителя решать составные задания на нахождения количества сэкономленных денег; – объяснять, что такое «скидка в 25%»; – определять, на сколько стал дешевле товар со скидкой; – находить часть от числа. Проверочная работа Материал, изученный – Ориентироваться в понятиях, изученных во втором полугодии. во втором полугодии; – применять полученные знания в повседневной жизни; – работать самостоятельно; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учеб- 62 ной задачей. 4 класс № п/п Тема 1 Старинная женская одежда 2 Старинные женские головные уборы 3 Старинная муж- Предмет изучения Формируемые умения Блок «Читательская грамотность» Содержание науч– Определять лексическое значение слова; но-познавательного – озаглавливать текст; – определять тему; текста. – определять главную мысль; – составлять план в виде вопросов; – с помощью текста определять название женской одежды; – с помощью рисунка вписывать в текст название старинной женской одежды; – объяснять значение слова; – приводить примеры современной женской одежды. Содержание науч– Определять лексическое значение слова; но-познавательного – составлять план, используя слова из текста; – объяснять значения слов; текста. – определять по описанию названия головных уборов; – приводить примеры современных головных уборов. Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью 63 ская одежда и головные уборы но-познавательного текста. 4 Жилище крестьянской семьи на Руси Содержание научно-познавательного текста. 5-6 Внутреннее убранство и предметы обихода русской избы Содержание научно-познавательного текста. словаря; – отвечать на вопросы по тексту; – вписывать пропущенные слова в текст; – находить ответ на вопрос в тексте; – объяснять значение слова; – оформлять план текста; – определять с помощью описания название предмета. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – рассуждать и записывать своё мнение о различии между предметами; – отвечать на вопросы по тексту; – рассуждать, давать определение слова; – называть элементы оформления избы. – Определять лексическое значение слова с помощью словаря; – письменно отвечать на вопросы; – называть предметы печной утвари; – работать с толковым словарём; – работать с толкованием слова; – рассуждать и записывать своё мнение о предложенном выражении; – соотносить описание предметов с их рисунками; – описывать назначение предметов; 64 7 История посуды на Руси 8 Какие деньги были раньше в России 9 Томат – составлять обобщающий план. Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью но-познавательного словаря; – соотносить рисунок и его название; текста. – работать с толковым словарём; – рассуждать и записывать ответ на вопрос; – записывать ответ на вопрос по его началу; – определять части предмета, называть их; – определять порядок предложений в тексте; – дополнять текст по заданному условию. Содержание науч– Определять лексическое значение слова с помощью но-познавательного Википедии; – называть опорные фразы, с помощью которых можтекста. но дать ответ на вопрос; – определять тему текста; – составлять план текста; – находить информацию в Интернете; – записывать названия монет в порядке их возрастания; – указывать названия современных денег. Блок «Естественно-научная грамотность» Томат. – Называть части растения; – объяснять, что значит «многогнёздная ягода»; 65 10 Болгарский перец Болгарский перец. 11 Картофель Картофель. – определять горизонтальный и вертикальный срез; – указывать количество гнёзд; – объяснять, почему плоды у помидора – это ягода; – называть части плода помидора; – объяснять, что такое пасынок у помидора; – работать с таблицей. – Объяснять, что такое паприка; – называть части растения; – рассказывать о строении плода перца; – определять форму плода перца; – рассказывать о строении семени перца; – делать выводы на основе полученной информации. – Называть части растения; – объяснять, чем отличаются плоды картофеля от плодов томата; – объяснять, какой вывод сделали и почему; – объяснять, почему после нарезки картофеля на разделочной доске остаются белые следы; – объяснять, почему нужно сажать разные сорта картофеля; – объяснять, что такое крахмалистость; – определять срок созревания картофеля; – объяснять, почему нельзя использовать в пищу позеленевший картофель; 66 12 Баклажан. Семейство Паслёновые Баклажан. 13 Лук Лук. 14 Капуста Капуста. 15 Горох Горох. – называть способы размножения картофеля. – Называть представителей семейства Паслёновые; – объяснять, что такое соланин; – называть благоприятные условия для прорастания семян; – определять условия, необходимые для прорастания семени баклажана; – определять глубину посева семян; – заполнять таблицу наблюдений за ростом растений. – Называть части лука; – называть способы выращивания лука зимой на подоконнике; – называть этапы выращивания лука; – наблюдать за ростом лука и записывать данные в таблицу. – Называть виды капусты; – отвечать на вопросы по содержанию текста; – называть части капусты; – исследовать капусту в разрезе; – рассказывать о размножении капусты; – проводить опыты с цветной капустой. – Рассказывать о строении гороха; – рассказывать о строении семени гороха; 67 16 Грибы 17 Творческая работа 18 -19 Потребительская корзина – объяснять, почему горох обладает взрывной силой; – определять, что горох является холодостойким растением; – проводить опыт по проращиванию гороха, сравнивать результаты двух опытов. Грибы. – Называть части гриба; – называть виды грибов; – рассказывать о плесневых грибах; – называть грибы-невидимки; – проводить опыт по выращиванию плесени; – называть грибы-паразиты. Творческое занятие По выбору. – Выбрать тему для творческой работы; – выполнять творческую работу; – представлять классу творческую работу. Блок «Финансовая грамотность» Состав потреби– Объяснять на доступном для четвероклассника уровне, что такое «потребительская корзина»; тельской корзины. – понимать, почему подсчитывается прожиточная корзина для трёх категорий населения; – объяснять, почему различается стоимость потребительской корзины в разных регионах нашей страны; – объяснять, что входит в состав потребительской 68 20 Прожиточный минимум Назначение прожиточного минимума. 21 Инфляция Инфляция. 22 23 Распродажи, скидки, бонусы Акции, распродажа, скидки, бонусы, кешбэк. корзины россиянина. – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «минимальный размер оплаты труда»; – объяснять, на что влияет прожиточный минимум; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума в разных регионах нашей страны; – объяснять, почему различается размер прожиточного минимума для разных категорий населения нашей страны. – Понимать значение и правильно использовать термины «прожиточный минимум», «инфляция»; – анализировать данные, представленные в виде гистограммы; – называть уровни инфляции; – понимать значение инфляции для экономики. – Понимать значение и правильно использовать термины: «распродажа», «скидка», «бонусная программа», «программа лояльности», «бонусы», «кешбэк»; – понимать, что все акции, проводимые торговыми точками, предназначены для увеличения доходов магазинов и привлечения покупателя; – понимать, что чем больше процент скидки, тем меньше мы платим за товар; 69 24 Благотворительность 25 Страхование 26 В бассейне 2728 Делаем ремонт – формировать навыки грамотного покупателя. Благотворитель– Понимать значение и правильно использовать термины «благотворительность», «благотворительный ность. фонд»; – называть группы населения, которые могут нуждаться в благотворительной помощи; – объяснять необходимость оказания благотворительной помощи тем, кто в ней нуждается. Виды страхования. – Понимать значение и правильно использовать термины «страхование», «страховка», «полис»; – называть виды страхования; – называть различные страховые риски. Блок «Математическая грамотность» Расписание занятий, – Анализировать расписание занятий с целью определения свой занятости; выгодная покупка. – решать задачи на определение стоимости покупки; – определять, какая из двух покупок является более выгодной; – решать задачи на определение скорости плавания; – решать логические задачи. Смета ремонта, рас- – Понимать, что такое «смета»; чёт стоимости стро- – решать задачи на расчёт количества необходимого материала для ремонта кухни; ительных материа- 70 лов. 29 Праздничный торт Рецепт торта, задачи на тройку величин «цена, количество, стоимость». 30 Обустраиваем участок Расходы на обустройство участка, площадь и периметр 3132 Поход в кино Расходы на поход в кино. – решать задачи на расчёт стоимости необходимого материала для ремонта кухни; – читать простые чертежи и наносить на них известные размеры. – Работать с таблицами; – подсчитывать стоимость продуктов для торта; – определять, какие продукты выгоднее купить для того, чтобы уменьшить стоимость затрат на приготовление торта; – сравнивать цену различных товаров, выполняя необходимые преобразования; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Читать простой чертеж и определять его масштаб; – находить площадь и периметр участка и построек на нём; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; 71 33 Отправляемся в путешествие 34 Составляем словарик по финансовой грамотности – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Расходы на путеше- – Находить заданные временные промежутки с помощью календаря; ствие. – решать задачи с тройкой величин «цена, количество, стоимость»; – использовать полученные умения и навыки в практической жизни. Творческая работа Понятия по финан– Понимать значение и правильно использовать фисовой грамотности, нансовые термины; – иллюстрировать изученные понятия; изученные в 1-4 – составлять математические задачи с изученными классах. финансовыми терминами; – работать самостоятельно и в парах; – планировать и корректировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей. 72 ОЦЕНКА ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Обучение ведется на безотметочной основе. Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий; поведение детей на занятиях: живость, активность, заинтересованность обеспечивают положительные результаты; результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с ними самостоятельно; косвенным показателем эффективности занятий может быть повышение качества успеваемости по математике, русскому языку, окружающему миру, литературному чтению и др. 74