КВД_Россия-мои_горизонты_6-9

Приложение к п. 2.1. содержательного раздела
Основной образовательной программы
основного общего образования

Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Россия - мои горизонты»
Класс - 6 – 11
Количество часов по учебному плану 1 час в неделю
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности по профориентации «Россия
- мои горизонты» разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»
- Федеральным законом от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в
Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” по вопросам
воспитания обучающихся, во исполнение поручений Президента РФ Пр-328 п. 1
от 23.02.2018 года, Пр-2182 от 20.12.2020 года»
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего
образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 №
287 (далее - ФГОС ООО),
- Федеральной образовательной программой основного общего образования,
утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.20223 №370 (далее ФОП ООО),
- методическими рекомендациями Минпросвещения «О реализации проекта
«Билет в будущее», утвержденными распоряжением Р-97 от 23 сентября 2019г.
- Положением об организации внеурочной деятельности в МБОУ СОШ №10,
- Примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности «Билет в
будущее» (основное общее и среднее общее образование), одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 29 сентября 2022г. №7/22)

Актуальность и назначение программы курса внеурочной деятельности
Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана с целью
реализации комплексной и систематической профориентационной работы для
обучающихся 6-9 классов на основе апробированных материалов Всероссийского
проекта «Билет в будущее» (далее — проект).
Внеурочная деятельность — важная часть основной образовательной программы
общего образования, в рамках которой педагогический коллектив
образовательной
организации
обеспечивает
достижение
предметных,
метапредметных и личностных результатов за счет использования потенциала
разнообразия форм образовательной деятельности, организации содержательного
взаимодействия с предметной развивающей средой.
Одним из значимых направлений внеурочной деятельности является ранняя
профориентация обучающихся 6-9 классов, позволяющая сконцентрироваться на
достижении соответствующих личностных и предметных результатов, осознанно
подойти к решению проблемы выбора индивидуальной образовательной
траектории и направления получения профессионального образования. Одним из
современных и эффективных вариантов реализации профориентационной работы
в общеобразовательной организации является участие школы во Всероссийском
проекте «Билет в будущее».
Мероприятия программы построены на основе системной модели содействия
самоопределению обучающихся общеобразовательных организаций, основанной
на сочетании мотивационно-активизирующего, информационно-обучающего,
практико-ориентированного и диагностико-консультативного подходов к
формированию готовности к профессиональному самоопределению и
вовлечению всех участников образовательного процесса.
Цели и задачи изучения курса внеурочной деятельности
Цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению (далее ГПС) обучающихся 6-9 классов МБОУ СШ №6
Задачи:
• построение системы содействия профессиональному самоопределению
обучающихся, основанной на сочетании мотивационно-активизирующего,
информационно-обучающего, практико-ориентированного и диагностикоконсультационного подходов к формированию ГПС и вовлечению всех
участников образовательного процесса;
• выявление исходного уровня сформированности внутренней (мотивационноличностной) и внешней (знаниевой в виде карьерной грамотности) сторон
готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся и уровня
готовности, который продемонстрирует обучающийся после участия в
профориентационной программе;
• формирование индивидуальных рекомендаций для обучающихся по построению
образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня
осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей;
• информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе
профессионального образования (включая знакомство с перспективными и
востребованными в ближайшем будущем профессиями и отраслями экономики

РФ) посредством различных мероприятий, в т.ч. профессиональных проб;
• формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и
других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной
самонавигации, приобретения и осмысления профориентационно значимого
опыта, активного освоения ресурсов территориальной среды профессионального
самоопределения, самооценки успешности прохождения профессиональных проб,
осознанного конструирования индивидуальной образовательнопрофессиональной
траектории и ее адаптации с учетом имеющихся компетенций и возможностей
среды;
• формирование ценностного отношения к труду как основному способу
достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального
самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне.
В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года одним из направлений считается трудовое воспитание и
профессиональное самоопределение, которое реализуется посредством
«воспитания у детей уважения к труду и людям труда, трудовым достижениям;
содействия профессиональному самоопределению, приобщения детей к
социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии».
Подготовка обучающихся к самостоятельному, осознанному выбору профессии
является обязательной частью гармоничного развития каждой личности и
неотрывно рассматривается в связке с физическим, эмоциональным,
интеллектуальным, трудовым, эстетическим воспитанием школьника, т.е.
интегрирована в учебно-воспитательный процесс, а, следовательно,
профориентационная работа в школах является одним из важнейших
компонентов в развитии как отдельно взятого человека, так и общества в целом.
Участие МБОУ СШ №6 во Всероссийском проекте «Билет в будущее» позволит
реализовать ключевые задачи профориентационной деятельности и получить
информационно-методическое сопровождение специалистов, ответственных за
реализацию программы (педагогов-навигаторов).
Место и роль курса внеурочной деятельности в учебном плане основной
общеобразовательной программы
Рабочая
программа
разработана
с
учетом
преемственности
профориентационных задач при переходе обучающихся 6-9 классов из класса в
класс.
Программа курса рассчитана на 34 часа (ежегодно), в рамках которых
предусмотрены такие формы работы, как беседы, дискуссии, мастер-классы,
экскурсии на производство, решения кейсов, встречи с представителями разных
профессий, профессиональные пробы, коммуникативные и деловые игры,
консультации педагога и психолога.
Взаимосвязь программы курса внеурочной деятельности с Рабочей
программой воспитания
Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом Рабочей
программы воспитания МБОУ СШ №6. Это позволяет на практике соединить
обучающую и в приоритете личностных результатов реализации программы
внеурочной деятельности, нашедших своё отражение и конкретизацию в Рабочей

программе воспитания;
• в возможности включения школьников в деятельность, организуемую
образовательной организацией в рамках курса внеурочной деятельности;
• в возможности проведения единых и общих тематических занятий в
разновозрастных
группах,
организованных
для
профориентационной
деятельности школьников, воспитательное значение которых отмечается в
Рабочей программе воспитания;
• в интерактивных формах занятий для школьников, обеспечивающих большую
их вовлечённость в совместную с педагогом и другими детьми деятельность и
возможность образования на её основе детско-взрослых общностей, ключевое
значение которых для воспитания подчёркивается Рабочей программой
воспитания.
Особенности работы педагога по программе курса внеурочной деятельности
Задача педагога состоит в том, чтобы сопровождать процесс профессиональной
ориентации школьника, раскрывая потенциал каждого через вовлечение в
многообразную деятельность, организованную в разных формах. При этом
результатом работы педагога в первую очередь является личностное развитие
учащегося.
Личностных результатов педагог может достичь, увлекая учащегося
совместной и интересной им обоим деятельностью, устанавливая во время
занятий доброжелательную, поддерживающую атмосферу, насыщая занятия
содержанием ценностно значимым для обучающегося.
Примерный алгоритм проведения аудиторных занятий по программе курса
может быть такой: приветствие школьников; эмоциональная разрядка (короткие
игры, маленькая притча, размышления учащихся о предложенном высказывании
или цитате и т.п.); проблематизация темы предстоящего занятия; работа по теме
занятия; рефлексия. Важной особенностью занятий, повышающей их
развивающий потенциал, является их интерактивность.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
В сфере гражданского воспитания:
• готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав,
уважение прав, свобод и законных интересов других людей, с которыми
школьникам предстоит взаимодействовать в рамках реализации
программы;
• готовность к разнообразной совместной деятельности;
• выстраивание доброжелательных отношений с участниками реализации
программы на основе взаимопонимания и взаимопомощи.
В сфере патриотического воспитания:
• осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и
многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию
истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
• ценностное отношение к достижениям своей Родины — России, к науке,
искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым
достижениям народа, с которыми школьники будут знакомиться в ходе

профориентационных экскурсий на предприятиях своего региона.
В сфере Духовно-нравственного воспитания:
• ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного
выбора;
• готовность оценивать своё поведение и поступки, поведение и поступки
других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом
осознания последствий поступков;
• осознание
важности свободы и необходимости брать на себя
ответственность в ситуации подготовки к выбору будущей профессии.
В сфере эстетического воспитания:
• осознание важности художественной культуры как средства коммуникации
и самовыражения для представителей многих профессий;
• стремление к самовыражению в разных видах искусства, в том числе
прикладного;
• стремление создавать вокруг себя эстетически привлекательную среду вне
зависимости от той сферы профессиональной деятельности, которой
школьник планирует заниматься в будущем.
В сфере физического воспитания, формирования культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
• осознание необходимости соблюдения правил безопасности в любой
профессии, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде;
• ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый
образ жизни;
• способность адаптироваться к стрессовым ситуациям, вызванным
необходимостью
профессионального
самоопределения,
осмысляя
собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели, связанные с будущей
профессиональной жизнью;
• умение принимать себя и других, не осуждая;
• умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение
управлять собственным эмоциональным состоянием для экономии
внутренних ресурсов;
• сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и
такого же права другого человека.
В сфере труДового воспитания:
• установка на активное участие в решении практических задач (в рамках
семьи, образовательной организации, города, края) технологической и
социальной направленности, способность инициировать, планировать и
самостоятельно выполнять такого рода деятельность;
• интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в
том числе на основе знаний, полученных в ходе изучения программы
проекта;
• осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной
профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для
этого;
• готовность адаптироваться в профессиональной среде;

уважение к труду и результатам трудовой деятельности;
осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной
траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных
интересов и потребностей.
В сфере экологического воспитания:
• повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения, в том числе в
процессе ознакомления с профессиями сферы «человек-природа»;
• активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том
числе осознание потенциального ущерба природе, который сопровождает
ту или иную профессиональную деятельность;
• осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях
взаимосвязи природной, технологической и социальной сред.
В сфере понимания ценности научного познания:
• ориентация в деятельности, связанной с освоением программы на
современную
систему
научных
представлений
об
основных
закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях
человека с природной и социальной средой;
• овладение языковой и читательской культурой как средством познания
мира, средством самосовершенствования человека, в том числе в
профессиональной сфере;
• овладение основными навыками исследовательской деятельности в
процессе изучения мира профессий, установка на осмысление собственного
опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути
достижения цели индивидуального и коллективного благополучия.
В сфере адаптации к изменяющимся условиям социальной и прироДной среДы:
• освоение социального
опыта, основных
социальных ролей,
соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил
общественного поведения,
форм социальной
жизни в группах и
сообществах, включая
семью, группы,
сформированные по
профессиональному признаку;
• способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень
своей компетентности через практическую деятельность, в том числе
умение учиться у других людей, осознавать в совместной деятельности
новые знания, навыки и компетенции из опыта других, проходить
профессиональные пробы в разных сферах деятельности;
• навык выявления и связывания образов, способность осознавать дефициты
собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие, в том
числе профессиональное;
• умение оперировать терминами и представлениями в области концепции
устойчивого развития;
• умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и
экономики;
• умение оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду,
достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных
•
•

последствий;
• способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие
изменения и их последствия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в
произошедшей ситуации.
Метапредметные результаты
В сфере овладения универсальными учебными познавательными Действиями:
• выявлять дефицит информации о той или иной профессии, необходимой
для полноты представлений о ней, и находить способы для решения
возникшей проблемы;
• использовать вопросы как инструмент для познания будущей профессии;
аргументировать свою позицию, мнение;
• оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в
ходе работы с интернет-источниками;
• самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам
проведённого обсуждения в группе или в паре;
• прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их
последствия, связанные с выбором будущей профессии;
• выдвигать предположения о возможном росте и падении спроса на ту или
иную специальность в новых условиях;
• применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе
информации, связанной с профессиональной деятельностью или
дальнейшим обучением;
• выбирать,
анализировать, систематизировать и интерпретировать
информацию различных видов и форм представления;
• находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и
ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
• самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации,
предназначенную для остальных участников программы.
В сфере овладения универсальными учебными коммуникативными Действиями:
• воспринимать и формулировать суждения в соответствии с целями и
условиями общения в рамках занятий, включённых в программу;
• выражать свою точку зрения; распознавать невербальные средства
общения, понимать значение социальных знаков, знать и распознавать
предпосылки конфликтных ситуаций и стараться смягчать конфликты;
• понимать намерения других участников занятий по программе проекта
«Билет в будущее», проявлять уважительное отношение к ним и к
взрослым, участвующим в занятиях, в корректной форме формулировать
свои возражения;
• в ходе диалога и (или) дискуссии задавать вопросы по существу
обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и
поддержание благожелательности общения друг с другом;
• сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога,
обнаруживать различие и сходство позиций;
• публично представлять результаты работы, проделанной в рамках

выполнения заданий, связанных с тематикой курса по профориентации;
• понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной
работы при решении конкретной проблемы, принимать цель совместной
деятельности, коллективно планировать действия по её достижению:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
• уметь обобщать мнения нескольких участников программы, проявлять
готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
• участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями,
мозговые штурмы и др.);
• выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по
своему направлению и координировать свои действия с действиями других
участников.
В сфере овладения универсальными учебными регулятивными Действиями:
• выявлять проблемы, возникающие в ходе выбора будущей профессии;
• ориентироваться
в
различных
подходах
принятия
решений
(индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решений группой);
• делать выбор и брать на себя ответственность за решения, принимаемые в
процессе профессионального самоопределения;
• владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
• предвидеть трудности, которые могут возникнуть при выборе будущей
профессии;
• объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности,
давать оценку опыту, приобретённому в ходе прохождения программы
курса, уметь находить позитивное в любой ситуации;
• уметь вносить коррективы в свою деятельность на основе новых
обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
• различать, называть и управлять собственными эмоциями;
• уметь ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения участников курса, осознанно относиться к ним.
Предметные результаты
Предметные результаты освоения Программы основного общего образования
представлены с учётом специфики содержания предметных областей,
затрагиваемых в ходе профориентационной деятельности школьников.
Русский язык:
• формирование умений речевого взаимодействия (в том числе, общения при
помощи современных средств устной и письменной речи): создание устных
монологических высказываний на основе жизненных наблюдений и личных
впечатлений, чтения учебно-научной, художественной и научнопопулярной
литературы: монолог- описание, монолог-рассуждение, монологповествование;
• участие в диалоге разных видов: побуждение к действию, обмен мнениями,
запрос информации, сообщение информации;
• обсуждение и чёткая формулировка цели, плана совместной групповой

деятельности;
• извлечение информации из различных источников, её осмысление и
оперирование ею, свободное пользование лингвистическими словарями,
справочной литературой, в том числе информационно-справочными
системами в электронной форме;
• создание письменных текстов различных стилей с соблюдением норм
построения текста: соответствие текста теме и основной мысли, цельность
и относительная законченность;
• последовательность изложения (развёртывание содержания в зависимости
от цели текста, типа речи);
• правильность выделения абзацев в тексте, наличие грамматической связи
предложений в тексте, логичность.
Литература:
• овладение умением использовать словари и справочники, в том числе
информационно-справочные системы в электронной форме, подбирать
проверенные источники в библиотечных фондах, Интернете для
выполнения учебной задачи;
• применять ИКТ, соблюдать правила информационной безопасности.
Иностранный язык:
• овладение основными видами речевой деятельности в рамках знакомства со
спецификой современных профессий;
• приобретение опыта практической деятельности в жизни: соблюдать
правила информационной безопасности в ситуациях повседневной жизни и
при работе в Интернете;
• использовать иноязычные словари и справочники, в том числе
информационно- справочные системы в электронной форме.
Информатика:
• овладение основными понятиями: информация, передача, хранение,
обработка информации, алгоритм, модель, цифровой продукт - и их
использованием для решения учебных и практических задач;
• умение оперировать единицами измерения информационного объёма и
скорости передачи данных;
• сформированность мотивации к продолжению изучения информатики как
профильного предмета.
География:
• освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание роли географии в
формировании качества жизни человека и окружающей его среды на
планете Земля, в решении современных практических задач своего
населенного пункта;
• умение устанавливать взаимосвязи между изученными природными,
социальными и экономическими явлениями и процессами;
• умение использовать географические знания для описания существенных
признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни;
• сформированность мотивации к продолжению изучения географии как

профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Физика:
• умение использовать знания о физических явлениях в повседневной жизни
для обеспечения безопасности при обращении с бытовыми приборами и
• техническими устройствами, сохранения здоровья и соблюдения норм
экологического поведения в окружающей среде;
• понимание необходимости применения достижений физики и технологий
для рационального природопользования;
• расширенные представления о сферах профессиональной деятельности,
связанных с физикой и современными технологиями, основанными на
достижениях физической науки, позволяющие рассматривать физикотехническую область знаний как сферу своей будущей профессиональной
деятельности;
• сформированность мотивации к продолжению изучения физики как
профильного предмета на уровне среднего общего образования.
Обществознание:
• освоение и применение системы знаний о социальных свойствах человека,
особенностях его взаимодействия с другими людьми; важности семьи как
базового социального института; характерных чертах общества;
содержании и значении социальных норм, регулирующих общественные
отношения, включая правовые нормы, регулирующие типичные для
несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения (в том
числе нормы гражданского, трудового и семейного права, основы
налогового законодательства);процессах и явлениях в экономической сфере
(в области макро- и микроэкономики);
• умение приводить примеры (в том числе моделировать ситуации)
деятельности людей,
социальных объектов, явлений, процессов
определённого типа в различных сферах общественной жизни, их
структурных элементов и проявлений основных функций; разного типа
социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами
социальных норм;
• умение классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать
существенный признак классификации) социальные объекты, явления,
процессы, относящиеся к различным сферам общественной жизни, их
существенные признаки, элементы и основные функции;
• овладение приёмами поиска и извлечения социальной информации
(текстовой, графической, аудиовизуальной) по заданной теме из различных
адаптированных источников (в том числе учебных материалов) и
публикаций средств массовой информации (далее - СМИ) с соблюдением
правил информационной безопасности при работе в Интернете;
• приобретение опыта использования полученных знаний, включая основы
финансовой грамотности, в практической (включая выполнение проектов
индивидуально и в группе) деятельности, в повседневной жизни для
реализации и защиты прав человека и гражданина, прав потребителя (в том
числе потребителя финансовых услуг) и осознанного выполнения

гражданских обязанностей; для анализа потребления домашнего хозяйства;
для составления личного финансового плана; для выбора профессии и
оценки собственных перспектив в профессиональной сфере; для опыта
публичного представления результатов своей деятельности в соответствии
с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.
Биология:
• владение навыками работы с информацией биологического содержания,
представленной в разной форме (в виде текста, табличных данных, схем,
графиков, диаграмм, моделей, изображений), критического анализа
информации и оценки её достоверности;
• умение интегрировать биологические знания со знаниями других учебных
предметов;
• интерес к углублению биологических знаний и выбору биологии как
профильного предмета на уровне среднего общего образования для
будущей профессиональной деятельности в области биологии, медицины,
экологии, ветеринарии, сельского хозяйства, пищевой промышленности,
психологии, искусства, спорта.
Изобразительное искусство:
• сформированность системы знаний о различных художественных
материалах в изобразительном искусстве; о различных способах
живописного построения изображения; о стилях и различных жанрах
изобразительного искусства; о выдающихся отечественных и зарубежных
художниках, скульпторах и архитекторах.
Основы безопасности жизнедеятельности:
• сформированность культуры безопасности жизнедеятельности на основе
освоенных знаний и умений, системного и комплексного понимания
значимости безопасного поведения;
• овладение знаниями и умениями предупреждения опасных и чрезвычайных
ситуаций во время пребывания в различных средах (в помещении, на улице,
на природе, в общественных местах и на массовых мероприятиях, при
коммуникации, при воздействии рисков культурной среды).
Содержание курса по профориентации
Тема 1. Вводный урок «Моя Россия - мои горизонты» (обзор отраслей
экономического развития РФ - счастье в труде) (1 час)
Россия - страна безграничных возможностей и профессионального развития.
Культура труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и экономикой
страны. Познавательные цифры и факты об отраслях экономического развития,
профессиональных навыков и качеств, востребованных в будущем.
Формирование представлений о развитии и достижениях страны в следующих
сферах: медицина и здоровье; архитектура и строительство; информационные
технологии; промышленность и добыча полезных ископаемых; сельское
хозяйство; транспорт и логистика; наука и образование; безопасность;
креативные технологии; сервис и торговля; предпринимательство и финансы.
Тема 2. Тематический профориентационный урок «Открой своё будущее»
(введение в профориентацию) (1 час)

В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и
осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при
выборе:
- «ХОЧУ» - ваши интересы;
- «МОГУ» - ваши способности;
- «БУДУ» - востребованность обучающегося на рынке труда в будущем.
Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением
представлений о мире профессионального труда в общем: формирование
системного представления о мире профессий и значимости трудовой
деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному
реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе
увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать
возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и
увлечений.
В 7 классе: тематическое содержание занятия предполагает знакомство с
различными профессиональными средами и профессиями через проектную
деятельность. Информирование обучающихся о разнообразии сред и
современных профессий: формирование представлений о взаимосвязи
деятельности различных специалистов при достижении общего результата,
решение проектных заданий с профориентационным компонентом, работа в
школьных проектных командах для поиска и презентации проектных решений.
Обучающимся предстоит предложить проектные решения по тематическим
направлениями виртуального города профессий «Профиград»: выбрать проблему
для решения, сформировать проектную задачу, сформировать команду
профессионалов из разных профессий, предложить и презентовать решение.
В 8 классе: занятие знакомит обучающихся с разнообразием направлений
профессионального развития, возможностями прогнозирования результатов
профессионального самоопределения. На занятии раскрываются существующие
профессиональные направления, варианты получения профессионального
образования (уровни образования). Актуализация процессов профессионального
самоопределения. Информирование школьников о видах профессионального
образования (высшее образование / среднее профессиональное образование).
Помощь школьникам в соотнесении личных качеств и интересов с
направлениями профессиональной деятельности.
В 9 классе: формирование представлений о преимуществах обучения как в
организациях высшего образования (ВО, вузы), так и в организациях среднего
профессионального образования (СПО). Актуализация представлений о
возможных профессиональных направлениях для учащихся. Повышение
познавательного интереса к философии выбора и построению своей
персональной карьерной траектории развития. В 10 классе: в ходе занятия
обучающиеся
получают информацию по следующим
направлениям
профессиональной деятельности:
- естественно-научное направление;
- инженерно-техническое направление;
- информационно-технологическое направление;

- оборонно-спортивное направление;
- производственно-технологическое направление;
- социально-гуманитарное направление;
- финансово-экономическое направление;
- творческое направление.
Информирование обучающихся об особенностях рынка труда. «Проигрывание»
вариантов выбора (альтернатив) профессии. Формирование представления о
компетентностном профиле специалистов из разных направлений. Знакомство с
инструментами и мероприятиями профессионального выбора.
В 11 классе: занятие направлен помочь выпускникам взглянуть на различные
жизненные сценарии и профессиональные пути, которые ждут их после
окончания школы. Через призму разнообразия вариантов развития событий будет
раскрыта и тема разнообразия выбора профессий в различных профессиональных
направлениях. Формирование представления о выборе, развитии и возможных
изменениях в построении персонального карьерного пути. Формирование
позитивного отношения и вовлеченности обучающихся в вопросы
самоопределения. Овладение приемами 20 построения карьерных траекторий
развития. Актуализация знаний по выбору образовательной организации:
организации высшего образования (ВО, вузы) или организации среднего
профессионального образования (СПО) как первого шага формирования
персонального карьерного пути.
Тема З.Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся, не принимающихучастие в проекте «Билет
в будущее», доступна профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль».
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
ргоГтт.ЬуЬтГо.ги (для незарегистрированных участников) позволяет определить
требуемый объем профориентационной помощи и сформировать дальнейшую
индивидуальную траекторию участия в программе профориентационной работы.
Методика «Мой профиль» - диагностика интересов, которая позволяет
рекомендовать профиль обучения и направления развития. Методика
предусматривает 3 версии: для 6-7, 8-9 и 10-11 классов. Тест реализуется в форме
кейсов, время прохождения - около 15 минут. По итогам диагностики
рекомендуется проведение консультации по полученным результатам (в
индивидуальном или групповом формате).
Тема 4.Профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 1 «Мои профсреды» (обязательна
для проведения).Профориентационная диагностика обучающихся на интернетплатформе Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/ (для зарегистрированных участников проекта)
позволяет определить требуемый объем профориентационной помощи и
сформировать 7 дальнейшую индивидуальную траекторию участия в программе
профориентационной работы.
Методика «Мои профсреды» - онлайн-диагностика профессиональных
склонностей и направленности обучающихся. В результатах обучающийся
получает рекомендации по построению трека внутри проекта «Билет в будущее»

(«Профессиональных сред»). Методика предусматривает 3 версии - для 6-7, 8-9 и
10- 11 классов. Методика реализуется в форме кейсов, время прохождения около 15 минут. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации
по полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате).
Возможно проведение консультации с помощью видеозаписи готовой
консультации (доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернетплатформе Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/).
Тема 5.Профориентационное занятие «Система образования России»
(дополнительное образование, уровни профессионального образования, стратегии
поступления) (1 час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с системой общего образования РФ и
понятием «дополнительное образование для школьников», обсуждают значение и
возможности, которые дает образование каждому человеку, учатся подбирать
дополнительное образование для решения разных задач, в том числе для
подготовки к будущему профессиональному выбору.
В 8-9 классе: обучающиеся знакомятся с понятием «профессиональное
образование» и его уровнями, учатся соотносить профессии и уровень
образования, который требуется для их освоения, узнают об условиях
поступления, длительности обучения, результатах образования в учреждениях
среднего и высшего профессионального образования.
В 10-11 классе: обучающиеся знакомятся с основными этапами подбора
профессионального образования, узнают, что такое специальность и профиль
обучения, учатся читать коды специальностей, обсуждают основные ошибки,
которые делают школьники при подборе профессионального образования.
Тема 6. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере науки и
образования» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника) (1
час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии учителя, приуроченная к Году педагога и наставника, в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 7.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1) (на выбор:
импортозамещение, авиастроение, судовождение, судостроение, лесная

промышленность) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 1).
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики, и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии - это качество - безопасность - эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: импортозамещение,
авиастроение, судовождение, судостроение, лесная промышленность.
Тема 8.Профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» и разбор
результатов (1 час) Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее»
доступна профориентационная диагностика № 2 «Мои ориентиры» (обязательна
для проведения).
Профориентационная диагностика обучающихся на интернет-платформе
11Пр^//Ь\;Ып1().Г1|/ (для зарегистрированных участников проекта) позволяет
определить требуемый объем профориентационной помощи и сформировать
дальнейшую
индивидуальную
траекторию
участия
в
программе
профориентационной работы.
Методика «Мои ориентиры» - онлайн-диагностика особенностей построения
образовательно-профессиональной траектории. В 8-11 классах методика
направлена на оценку ценностных ориентиров в сфере самоопределения
обучающихся и уровня готовности к профессиональному самоопределению.
Версия 6-7 классов включает только диагностику готовности к
профессиональному самоопределению и не включает диагностику ценностных
ориентиров. По итогам диагностики рекомендуется проведение консультации по
полученным результатам (в индивидуальном или групповом формате). Возможно
проведение консультации с помощью видеозаписи готовой консультации
(доступной участникам проекта «Билет в будущее» на интернет- платформе К1Щ:
//ЬУЬШГО .ги/).
Тема 9.Профориентационное занятие «Россия промышленная: узнаю достижения
страны в сфере промышленности и производства» (тяжелая промышленность,
добыча и переработка сырья) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере промышленности и производственных технологий.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области промышленной и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития промышленности, направленное на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области промышленности и смежных
отраслей.
Тема 10.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере
промышленности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в

будущее» по профессиям на выбор: металлург, специалист по аддитивным
технологиям и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере промышленности, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: - Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 11.Профориентационное занятие «Россия цифровая: узнаю достижения
страны в области цифровых технологий» (информационные технологии,
искусственный интеллект, робототехника) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере цифровых технологий. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области сквозных
цифровых технологий. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития цифровизации, направленной на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области цифровой экономики и смежных отраслей.
Тема 12. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области цифровых
технологий» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: программист, робототехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере цифровых технологий, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания. - Завершающий этап (закрепление
полученных знаний, получение цифрового артефакта).
Тема 13.Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2) (на выбор:

медицина, реабилитация, генетика) (1 час)
Для обучающихся, не принимающих участие в проекте «Билет в будущее»,
рекомендуется Профориентационное занятие «Россия в деле» (часть 2, 1 час)
Просвещение обучающихся и формирование познавательного интереса к выбору
профессий в современной экономике нашей страны. Демонстрация перечня
технологических ниш, в котором российские научно-технические достижения
активно внедряются в технологические отрасли реального сектора экономики и
со временем результат этой работы займет достойное место не только на
российском, но и мировом рынке, формируя устойчивый тренд: российские
технологии - это качество - безопасность - эффективность. В рамках занятия
предложены следующие отрасли и тематики на выбор: медицина, реабилитация,
генетика.
Тема 14.Профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» и разбор
результатов (1 час)
Для обучающихся-участников проекта «Билет в будущее» доступна
профориентационная диагностика № 3 «Мои таланты» (обязательна для
проведения).
Комплексная методика «Мои таланты» определяет профессиональные интересы и
сильные стороны обучающихся с подсвечиванием «зон потенциала» (талантов),
рекомендуемых отраслей и профессий. Методика предусматривает версии для 67, 8-9 классов, в силу особенностей образовательных возможностей для данной
нозологии. Рекомендуем проходить диагностику в сопровождении учителя,
родителя, тьютора для предотвращения случаев, когда у ученика возникают
сложности с платформой, непонимание слов, интерпретации результатов. Также
рекомендуется видео-сопровождение для знакомства с результатами и
рекомендациями для пользователя.
Для обучающихся - участников проекта «Билет в будущее» доступно
дополнительное тестирование по методикам «Мои возможности» и «Мои
способности» (проводится по желанию обучающихся). Дополнительное
тестирование увеличивает точность и полноту рекомендаций. Тестирование
проводится в рамках дополнительных занятий или в домашних условиях. Для
тестирования рекомендуется использовать стационарные компьютеры или
ноутбуки, в случае отсутствия такой возможности допускается использование
мобильных устройств.
Тема 15. Профориентационное занятие «Россия инженерная: узнаю достижения
страны в области инженерного дела» (машиностроение, транспорт,
строительство) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере инженерного дела. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области инженерной и
инжиниринговой деятельности. Повышение информированности о достижениях и
перспективах развития инженерного дела, направленного на решение важнейших
задач развития общества и страны. Информирование о профессиях и
современном рынке труда в области инженерной деятельности и смежных
отраслей.

Тема 16.Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: инженер-конструктор, электромонтер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления
конкретной
профессиональной
деятельности.
28
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 17.Профориентационное занятие «Государственное управление и
общественная безопасность» (федеральная государственная, военная и
правоохранительная службы, особенности работы и профессии в этих службах) (1
час)
В 6-7 классе: обучающиеся знакомятся с основными функциями государства и
государственными органами, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «военнослужащий», видами войск РФ и примерами
профессий, имеющих отношение к военному делу; узнают о возможностях и
ограничениях работы в госструктурах, в частности, об особенностях военной
службы: наличие рисков для жизни и здоровья, льгот при поступлении в учебные
заведения, возможностей предоставления служебного жилья и др.
В 8-9 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о
государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
знакомятся с понятием «правоохранительные органы» и с основными
профессиями в сфере, соотнося различные ведомства с занятыми в них
сотрудниками; актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в
госструктурах, в частности, об особенностях работы в правоохранительных
органах.
В 10-11 классе: обучающиеся актуализируют знания об основных функциях и
обязанностях государства в отношении своих граждан, а также о
государственных органах, которые ответственны за реализацию этих функций;
обучающиеся узнают об основных рабочих
задачах гражданских
государственных служащих в различных органах государственного управления,
узнают о релевантном образовании для управленческих позиций в госструктурах
и особенностях трудоустройства в органы государственного управления;
актуализируют знания о возможностях и ограничениях работы в государственных

структурах.
Тема 18.Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в
будущее» по профессиям на выбор: специалист по кибербезопасности, юрист и
др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере управления и безопасности, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 19. Профориентационное занятие-рефлексия «Моё будущее - моя страна» (1
час)
Разбор и обсуждение полученного опыта в рамках серии профориентационных
занятий. Постановка образовательных и карьерных целей. Формирование планов
образовательных шагов и формулирование карьерной траектории развития.
Развитие проектного мышления, рефлексивного сознания обучающихся,
осмысление значимости собственных усилий для достижения успеха,
совершенствование субъектной позиции, развитие социально-психологических
качеств личности.
Тема 20.Профориентационное занятие «Россия плодородная: узнаю о
достижениях агропромышленного комплекса страны» (агропромышленный
комплекс) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере агропромышленного комплекса (АПК) и
сельского хозяйства. Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с
экспертами и специалистами в области сельского хозяйства и смежных
технологий. Повышение информированности о достижениях и перспективах
развития АПК, направленного на решение важнейших задач развития общества и
страны. Информирование о профессиях и современном рынке труда в области
экономики сельского хозяйства и смежных отраслей.
Тема 21.Профориентационное занятие «Пробую профессию в аграрной сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: агроном, зоотехник и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми

направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности.
Профессиональная проба по профессии в аграрной сфере, в рамках которой
обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 22.Профориентационное занятие «Россия здоровая: узнаю достижения
страны в области медицины и здравоохранения» (сфера здравоохранения,
фармацевтика и биотехнологии) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере медицины и здравоохранения. Знакомство на
основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области
современной медицины и смежных технологий. Повышение информированности
о достижениях и перспективах развития здравоохранения, направленного на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области медицины и смежных
отраслей.
Тема 23.Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: врач телемедицины, биотехнолог и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере медицины, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 24. Профориентационное занятие «Россия добрая: узнаю о профессиях на
благо общества» (сфера социального развития, туризма и гостеприимства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с

достижениями страны в сфере социального развития, туризма и гостеприимства.
Знакомство на основе видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в
области социально-экономического развития. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития социальной сферы, направленной на
решение важнейших задач развития общества и страны. Информирование о
профессиях и современном рынке труда в области социальной сферы и смежных
отраслей.
Тема 25.Профориентационное занятие «Пробую профессию на благо общества»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: менеджер по туризму, организатор благотворительных
мероприятий и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование
представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба в социальной сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти
последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 26. Профориентационное занятие «Россия креативная: узнаю творческие
профессии» (сфера культуры и искусства) (1 час)
Популяризация и просвещение обучающихся на основе знакомства с
достижениями страны в сфере культуры и искусства. Знакомство на основе
видеосюжетов и интервью с экспертами и специалистами в области креативной
экономике и творческих индустрий. Повышение информированности о
достижениях и перспективах развития креативного сектора экономики,
направленных на решение важнейших задач развития общества и страны.
Информирование о творческих профессиях, современном рынке труда в данной
области и смежных отраслей.
Тема 27.Профориентационное занятие «Пробую творческую профессию»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее» по
профессиям на выбор: дизайнер, продюсер и др.) (1 час)
Профессиональная проба как средство актуализации профессионального
самоопределения обучающихся. Знакомство с ключевыми отраслевыми
направлениями экономики Российской Федерации и решение онлайн-проб
(моделирующая профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с
помощью цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на
платформе проекта «Билет в будущее»: Ьйр5://ЬуЬтГо.ги/). Формирование

представлений о компетенциях и особенностях профессий, необходимых для
осуществления конкретной профессиональной деятельности. Профессиональная
проба по профессии в сфере творчества, в рамках которой обучающимся
необходимо пройти последовательность этапов: - Знакомство с профессией и
профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 28.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 1)
(учитель, актер, эколог) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями - популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): учитель,
актер, эколог.
Тема 29.Профориентационное занятие «Один день в профессии» (часть 2)
(пожарный, ветеринар, повар) (1 час)
Формирование познавательного интереса у обучающихся к вопросам
профессионального самоопределения на основе видеосюжетов с известными для
молодежимедийными личностями - популярными блогерами, артистами,
ведущими, которые решили воплотить свои детские мечты. В формате реалитишоу на занятии рассматриваются следующие профессии (на выбор): пожарный,
ветеринар, повар.
Тема 30. Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 1) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий - героями первого
профориентационного сериала для школьников. Формирование познавательного
интереса к вопросам профориентации на основе знакомства с личной историей
труда и успеха героев сериала, мотивация и практическая значимость на основе
жизненных историй. Каждая серия знакомит с представителями разных сфер:
медицина, ГТ, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства, наука и
искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению 1-4 серии
(на выбор), посвященные следующим профессиям:
1 серия: начальник конструкторского отдела компании «ОДК-Авиадвигатели»,
владелец семейной фермы «Российские альпаки», шеф-повар ресторана «РезЫ».
2 серия: мастер-пожарный специализированной пожарно-спасательной части по
тушению крупных пожаров, второй пилот авиакомпании «Аэрофлот - Российские
авиалинии», полицейский-кинолог Отдельного батальона патрульнопостовой
службы полиции на метрополитене.
3 серия: инженер-технолог отдела анализа эффективности и сборки автомобилей
компании «Камаз», архитектор и руководитель «Архитектурного бюро
Маликова», нейробиолог, начальник лаборатории нейронаук Курчатовского

комплекса НБИКС-природоподобных технологий (НИЦ «Курчатовский
институт»).
4 серия: мастер участка компании «ОДК-Авиадвигатели», скульптор,
руководитель Курчатовского комплекса синхротронно-нейтринных исследований
(НИЦ «Курчатовский институт»).
Тема 31.Профориентационный сериал проекта «Билет в будущее» (часть 2) (1
час).
Знакомство с профессиями из разных профессиональных отраслей через
интервью с реальными представителями профессий - героями первого
профориентационного сериала для школьников. Каждая серия знакомит
обучающихся с личной историей труда и успеха, мотивирует и несет в себе
практическую значимость. Каждая серия знакомит с представителями разных
сфер: медицина, 1Т, медиа, бизнес, инженерное дело, различные производства,
наука и искусство. В рамках занятия рекомендовано к просмотру и обсуждению
5-8 серии (на выбор), посвященные следующим профессиям:
5 серия: сварщик, методист в Музее оптики, врач ЛФК и спортивной медицины,
реабилитолог.
6 серия: врач-педиатр Псковской областной инфекционной больницы,
основательница концепт-стора «Палаты», основатель дома-музея «Этнодом».
7 серия: сыровар на семейном предприятии, оператор ЧПУ в компании
«ЛобаевАрмс», учитель физики, замдиректора школы «Экотех +».
8 серия: краевед, технолог, начальник бюро окончательной сборки изделий
машиностроительного завода «Тонар», травматолог-ортопед, клинический
ординатор.
Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной
сфере» (моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее»)
(1 час)
Темы 29-33 - серия профориентационных занятий в формате марафона по
профессиональным пробам:
решение онлайн-проб (моделирующая
профессиональная проба) как практико-ориентированных задач с помощью
цифровых интерактивных технологий (приложений-симуляторов на платформе
проекта «Билет в будущее» кйр5://ЬуЬтГо.ги/), направленных на погружение
обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с решением
профессиональных задач специалистов из различных профессиональных сред.
Профессиональная проба по профессии в сфере инженерного дела (инженерии), в
рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема ЗЗ.Профориентационное занятие «Пробую профессию в цифровой сфере»
(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта «Билет в будущее») (1 час)
Погружение обучающихся в практико-ориентированную среду и знакомство с
решением
профессиональных
задач
специалистов
из
различных

профессиональных сред. Профессиональная проба по профессии в цифровой
сфере, в рамках которой обучающимся необходимо пройти последовательность
этапов:
- Знакомство с профессией и профессиональной областью.
- Постановка задачи и подготовительно-обучающий этап.
- Практическое выполнение задания.
- Завершающий этап (закрепление полученных знаний, получение цифрового
артефакта).
Тема 34.Профориентационное занятие «Моё будущее - Моя страна» (1 час)
Подведение итогов занятий по профориентации с учетом приобретенного опыта
по профессиональным средам, знакомству с рынком труда и отраслями
экономики, профессиями и требованиями к ним. Развитие у обучающихся
личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к
профессиональной деятельности. Формирование представления о собственных
интересах и возможностях, образа «Я» в будущем. Построение дальнейших шагов
в области профессионального самоопределения.

Календарно-тематическое планирование по программе курса внеурочной деятельности
«Россия — мои горизонты» 2023/2024 уч. год
Классы-участникиПрофминимума
(незарегистрированныевпроекте«Билетвбудущее»)
№

Дата

Классы - участники
КолПрофминимума(зарегистрированныевпроекте«Билетв
вочас ов
будущее»)

Сентябрь
7сентября
2023г.
1

2

14сентября
2023г.

3

21сентября
2023г.
28сентября
2023г.

4

Тема1.Вводныйурок«МояРоссия—
моигоризонты»(обзоротраслейэкономическогоразвитияРФ— счастьевтруде)

1

Тема2.Тематическийпрофориентационныйурок«Откройсвоёбудущее»(введениевпро
фориентацию)

1

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1
«Мойпрофиль»иразборрезультатов

Тема3.Профориентационнаядиагностика№1 «Мои
профсреды» и разбор результатов

Тема 4. Профориентационное занятие «Система образования
России»(дополнительноеобразование,уровнипрофессиональногообразования,стратегиипоступле ния)

1

1

Октябрь

5

5октября
2023г.

Тема 5.Профориентационноезанятие«Пробую профессию в сфере науки и
образования»(моделирующаяонлайн1

пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессииучителя,приуроченная
кГодупедагогаинаставника)

6

12октября
2023г.

7

19октября
2023г.

8

26октября
2023г.

Тема6.Профориентационноезанятие«Россия в
деле»(часть1)
(на выбор: импортозамещение, авиастроение,
судовождение, судостроение, лесная промышленность)

Тема6.Профориентационнаядиагностика№2 «Мои
ориентиры»иразборрезультатов

Тема7.Профориентационноезанятие«Россияпромышленная:узнаюдостижениястранывсферепромышленностиип
роизводства»
(тяжелаяпромышленность,добычаипереработкасырья)
Тема 8. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере промышленности»
(моделирующаяонлайн-пробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:металлург,
специалистпоаддитивнымтехнологиямидр.)

1

1

1

Ноябрь

9

10

2ноября
2023г.
9ноября
2023г.

Тема9.Профориентационноезанятие«Россияцифровая:узнаюдостижениястранывобластицифровыхтехнологий»
(информационныетехнологии,искусственныйинтеллект,робототехника)
1
Тема10.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиювобластицифровыхтехнологий»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:программист,робототехникидр.
)

1

11

12

13

16ноября
2023г.

23ноября
2023г.
30ноября
2023г.

Тема11.Профориентационноезанятие«Россия в деле»
(часть2) (навыбор:медицина,реабилитация,генетика)

Тема 11. Профориентационная диагностика № 3 «Мои
таланты» и разбор результатов

1

Тема12.Профориентационноезанятие«Россияинженерная:узнаюдостижениястранывобластиинженерногодела»
(машиностроение,транспорт,строительство)
1

Тема 13. Профориентационное занятие «Пробую профессию в инженерной сфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:инженер- конструктор,электромонтеридр.)

1

Декабрь

14

7декабря
2023г.
14декабря
2023г.

15

16

21декабря
2023г.

Тема 14. Профориентационное занятие «Государственное управление и общественная
безопасность»(федеральнаягосударственная,военнаяиправоохранительнаяслужбы,особенностиработыипр
офессиивэтихслужбах)

1

Тема 15. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере управления и
безопасности»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:специалистпокибербезопасности,юристидр.
)

1

Тема16.Профориентационноезанятие-рефлексия «Моё будущее—моя страна»

1

Январь

17

11января
2024г.

Тема 17.Профориентационное занятие «Россия плодородная :узнаю о достижениях агропромышленного комплекса
страны»
1

(агропромышленныйкомплекс)

18января
2024г.
18

19

Тема18.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиюваграрнойсфере»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:агроном, зоотехникидр.)
25января
2024г.

Тема19.Профориентационноезанятие«Россияздоровая:узнаюдостижениястранывобластимедициныиздравоохран
ения» (сфераздравоохранения,фармацевтикаибиотехнологии)

1

1

Февраль

20

21

1февраля
2024г.

8февраля
2024г.
15февраля
2024г.

22

23

22февраля
2024г.

Тема 20. Профориентационное занятие «Пробую профессию в области медицины»(моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:врач телемедицины, биотехнолог и др.)
Тема21.Профориентационноезанятие«Россиядобрая:узнаюопрофессияхнаблагообщества»(сферасоц
иальногоразвития,туризмаигостеприимства)
Тема22.Профориентационноезанятие«Пробую профессию на благо общества» (моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:менеджерпотуризму,организаторблаготвори
тельныхмероприятийидр.)

Тема23.Профориентационноезанятие«Россиякреативная:узнаютворческиепрофессии»(сферак
ультурыиискусства)

1

1

1

1

24

29февраля
2024г.

Тема24.Профориентационноезанятие «Пробую творческую профессию» (моделирующаяонлайнпробанаплатформепроекта«Билетвбудущее»попрофессиямнавыбор:дизайнер,продюсеридр.)

1

Март
25

7марта
2024г.

1

Тема25.Профориентационноезанятие «Один день в профессии» (часть1) (учитель, актер, эколог)

26

14марта
2024г.

Тема26.Профориентационноезанятие«Одинденьвпрофессии»(часть2)(пожарный,вете
ринар,повар)

27

21марта
2024г.

Тема27.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть1)

1

28

28марта
2024г.

Тема28.Профориентационныйсериалпроекта «Билет в будущее» (часть2)

1

1

Апрель
4апреля 2024г.
Тема29.Профориентационноезанятие
«Пробуюпрофессиювинженернойсфере»(моделирующаяонлайн- пробанаплатформепроекта
«Билет в будущее»)

29

1

30

11апреля
2024г.

Тема30.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в цифровой сфере» (моделирующая онлайн-проба на
платформе проекта«Билет в будущее»)

1

31

18апреля
2024г.

Тема31.Профориентационноезанятие «Пробую профессию в сфере промышленности» (моделирующая онлайнпроба на платформе проекта«Билет в будущее»)

1

32

25апреля

Тема 32. Профориентационное занятие «Пробую профессию в сфере медицины»

1

2024г.

(моделирующая онлайн-проба на платформе проекта«Билет в будущее»)
Май

33

34

2мая
2024г.
16мая
2024г.

Тема 33. Профориентационное занятие «Пробую профессию в креативной сфере» (моделирующая онлайн-проба
на платформе проекта «Билет в будущее»)

1

Тема34.Профориентационноезанятие«Моё будущее—моя страна»

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».