КВД Грамотный читатель. Обучение смысловому чтению 5-6

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»

«Согласовано»

«Утверждено»

педагогическим советом

Директор БМАОУ СОШ №21

протокол № 13
«19» июня 2023 г.
___________ И.Ю. Ковалева
Приказ № 62/3-о от 21.08.2023г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ.
ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ»
Срок реализации: 4 года

Березовский городской округ,
п. Лосиный
2023 г.

ГРАМОТНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ.
ОБУЧЕНИЕ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель.
Обучение смысловому чтению» предназначена для реализации на основном
уровне образования и составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования
(ФГОС ООО) Методологическая основа программы — системно-деятельностный
подход.
Внеурочная деятельность как часть целостного образовательного и
воспитательного процесса направлена на достижение планируемых результатов
обучения

(личностных,

предметных

и

метапредметных),

формирование

универсальных учебных действий и в итоге на всестороннее развитие личности
ребёнка.
Среди учебных предметов, формирующих интеллектуальное развитие
школьников, чтение занимает особое место. В ПООП ООО смысловое чтение
определяется как общеучебное универсальное действие: «...смысловое чтение как
осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение
необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и
восприятие

текстов

художественного,

научного,

публицистического

и

официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации».
Как метапредметное учебное действие чтение лежит в основе успешной
учебной деятельности вообще. Её качество обусловлено тем, насколько хорошо
освоено содержание текста, его смысл. Главными целями смыслового чтения
можно назвать максимально полное и точное понимание содержания и его
последующее осмысление. Владение ребёнком смысловым чтением — залог
развития его устной речи и следующий ступени — речи письменной.
Цель программы внеурочной деятельности по курсу «Грамотный

читатель. Обучение смысловому чтению» — формирование у обучающихся
полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов,
жанров и стилей.
Говоря о чтении, современные исследователи указывают на две его
стороны: смысловую и техническую. Смысловая сторона чтения включает
понимание значения как отдельных слов, так и текста в целом.
Техническая сторона предполагает преобразование речи из графической
формы в устную, то есть зрительное восприятие текста, его распознавание, устное
воспроизведение. Эти процессы имеют качественные характеристики, в первую
очередь скорость и точность.
Исходя из сказанного, можно сформулировать основную задачу программы
— полноценное развитие технической и смысловой сторон чтения обучающихся
на основе их активной учебной деятельности.
Так, развитие смысловой стороны чтения нацелено на освоение содержания
текста и предполагает несколько этапов.
1. Эмоциональное восприятие: формирование эмоциональной оценки
текста.
2.

Анализ

содержания

текста:

анализ

сюжета,

композиции,

характеристика героев (их внешность, речевая характеристика, поступки, их
мотивы), определение последовательности событий.
3. Словарная работа: выявление незнакомых слов, объяснение их
значения с опорой на контекст, поиск в энциклопедии, словаре или в Интернете.
4.

Анализ

выразительности:

языка

произведения

работа

над

и

средств

художественной

деталью,

художественной
анализ

языка

произведения — средств выразительности: как те или иные языковые средства
работают на смысл произведения, идею.
5. Понимание духовно-нравственного содержания произведения.
Совершенствование

технической

стороны

поэтапную работу, направленную на развитие:
— дыхания;

речи

предусматривает

— артикуляционного аппарата;
— дикции;
— интонационного строя речи.
Программа

составлена

с

учётом

возрастных

и

психологических

особенностей детей младшего школьного возраста. Основная форма организации
внеурочной деятельности по курсу «Грамотный читатель. Обучение смысловому
чтению» — кружок познавательной направленности. Занятия кружка имеют
комплексный характер и включают разнообразные виды деятельности детей —
познавательные, практические, поисковые, игровые.
1. Познавательная деятельность:
— познавательные беседы;
— познавательные игры;
— дискуссии;
— дидактический театр;
— экскурсии.
2. Игровая деятельность: игры, связанные с техникой речи и чтения
(«Читаем цепочкой», «Кто дальше?», «Читаем одновременно», «Марш — пауза»
и др.).
3.

Проблемно-ценностное общение: дискуссии, посвящённые морально-

этическим проблемам, поднимаемым в произведениях.
4.

Досугово-развлекательная

деятельность

(досуговое

общение):

выразительное чтение, чтение по ролям, инсценировки (постановки).
Важное место в развитии навыка смыслового чтения у обучающихся
отводится сопровождающему чтению. Тексты произведений, вошедших в
учебные пособия, были записаны профессиональными актёрами с соблюдением
всех необходимых условий, определяемых дидактическими задачами.
Деятельность

обучающихся

предполагает

сочетание

фронтальной,

индивидуальной и групповой работы.
При

разработке

исследований.

программы

учтены

требования

международных

Результаты освоения курса
Первый год обучения
Владеть техникой (навыком) слогового плавного (с переходом на чтение
целыми

словами)

осознанного

и

правильного

чтения

вслух

с

учётом

индивидуальных возможностей.
Воспринимать фактическое содержание текста, осмысливать, излагать
фактический материал; устно отвечать на вопросы, подтверждать свой ответ
примерами

из

текста;

задавать

вопросы

к

фактическому

содержанию

произведения; участвовать в беседе по прочитанному.
Определять тему и главную мысль прочитанного или прослушанного
произведения под руководством учителя.
Определять
событий,

в

произведении

восстанавливать

хронологическую

последовательность

последовательность

событий

в

произведении.

Воспроизводить содержание текста по плану под руководством взрослого.
Характеризовать героя произведения, давать элементарную оценку
(положительная / отрицательная и почему) его поступкам.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст.
Второй год обучения
Владеть техникой (навыком) осознанного и правильного чтения вслух
целыми

словами с

учётом индивидуальных

возможностей, элементарно

интонировать при чтении, уметь переходить от чтения вслух к чтению про себя; в
зависимости от особенностей текста и намеченных целей использовать различные
виды чтения (изучающее, выборочное).
Воспринимать

содержание

художественного,

научно-познавательного,

учебного текстов, осмысливать, излагать фактический материал; отвечать на
вопросы в устной форме, подтверждать свой ответ примерами из текста; задавать
вопросы к фактическому содержанию произведений; участвовать в беседе по
прочитанному. Самостоятельно определять тему и под руководством взрослого

главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев. Пересказывать повествовательный
текст (подробно, выборочно), под руководством учителя составлять план
повествования (вопросный, номинативный).
Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам.
Сравнивать героев одного произведения по заданным критериям.
Находить

в

тексте

средства

художественной

выразительности

(звукоподражание, сравнение), понимать их роль в произведении, использовать
выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с
использованием словарей.
Третий год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать со скоростью,
позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений), сознательно и
выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая смысловые
акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей обращаться к
разным видам чтения (изучающее, выборочное, ознакомительное).
Воспринимать

содержание

художественного,

научно-познавательного,

учебного текстов, осмысливать, излагать и интерпретировать фактический
материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать
свой

ответ

примерами

из

текста;

задавать

вопросы

к

прочитанным

произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по
прочитанному; самостоятельно определять тему и под руководством взрослого
главную мысль прочитанного или прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить портретные характеристики героев, описание пейзажа, интерьера.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный). Пересказывать
текст (подробно, выборочно, сжато).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Сравнивать героев произведения по заданным критериям, а также самостоятельно
определять критерии для сравнения.
Находить

в

тексте

средства

художественной

выразительности

(олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении,
использовать выразительные средства языка в собственном высказывании.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и других источников информации.
Четвёртый год обучения
Владеть техникой (навыком) чтения вслух и про себя, читать бегло, со
скоростью, позволяющей понимать прочитанное, правильно (без искажений),
сознательно и выразительно (передавая своё отношение к читаемому, делая
смысловые акценты, соблюдая паузы); в соответствии с учебной задачей
обращаться

к

различным

видам

чтения

(изучающее,

выборочное,

ознакомительное, просмотровое).
Воспринимать

фактическое

содержание

художественного,

научно-

познавательного и учебного текстов, осмысливать, излагать фактический
материал; отвечать на вопросы в устной и письменной формах, подтверждать
свой

ответ

примерами

из

текста;

задавать

вопросы

к

прочитанным

произведениям, в том числе проблемного характера; участвовать в беседе по
прочитанному. Различать автора произведения, его героя и того, кто о нём
рассказывает,

определять

тему

и

главную

мысль

прочитанного

или

прослушанного произведения.
Определять в произведении хронологическую последовательность событий,
находить и самостоятельно составлять портретные характеристики героев,
описание пейзажа, интерьера. Пересказывать текст (подробно, выборочно,
сжато), включая в свой ответ повествования, описания или рассуждения.
Составлять план текста (вопросный, номинативный, цитатный).

Характеризовать героев произведения, давать оценку их поступкам;
устанавливать взаимосвязь между поступками, мыслями, чувствами героев.
Сравнивать героев одного произведения и героев разных произведений по
предложенным критериям, а также самостоятельно определять критерии для
сравнения.
Находить в тексте средства художественной выразительности (метафора,
олицетворение, эпитет, сравнение), понимать их роль в произведении;
использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств,
мыслей, оценки прочитанного.
Объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст, с
использованием словарей и других источников информации.
Диагностика достижения планируемых результатов1
Прочитай текст.
Г. А. Скребицкий2
Лесной голосок
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. Всё кругом будто
купается, плещется в золотистых волнах тепла и света. Надо мной струятся ветви
берёз. Листья на них кажутся то изумрудно-зелёными, то совсем золотыми. А
внизу, под берёзами, по траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые
тени. И светлые зайчики, как отражения солнца в воде, бегут один за другим по
траве, по дорожке.
Солнце и в небе, и на земле... И от этого становится так хорошо, так весело,
что хочется убежать куда-то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и
сверкают своей ослепительной белизной.
И вдруг из этой солнечной дпли мне послышался знакомый лесной голосок:
«Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Я уже слышал её много раз, но никогда ещё не видал даже на
картинке. Какая она из себя? Мне почему-то она казалась толстенькой,
1
2

Приводится пример диагностики для второго года обучения.
СкребицкийЛ. А. Лесной голосок // Скребицкий Л. А. Лесной голосок. — М.: АСТ, 2016. — С. 5—7.

головастой, вроде совы. Но, может, она совсем не такая? Побегу — погляжу.
Увы, это оказалось совсем не просто. Я — к ней на голос. А она замолчит, и
вот снова: «Ку-ку, ку-ку!», но уже совсем в другом месте.
Как же её увидеть? Я остановился в раздумье. А может, она играет со мною
в прятки? Она прячется, а я ищу. А давай-ка играть наоборот: теперь я спрячусь, а
ты поищи.
Я залез в куст орешника и тоже кукукнул раз, другой. Кукушка замолкла,
может, ищет меня? Сижу молчу и я, у самого даже сердце колотится от волнения.
И вдруг где-то неподалёку: «Ку-ку, ку-ку!»
Я — молчок: поищи-ка лучше, не кричи на весь лес.
А она уже совсем близко: «Ку-ку, ку-ку!»
Гляжу: через поляну летит какая-то птица, хвост длинный, сама серая,
только грудка в тёмных пестринках. Наверное, ястребёнок. Такой у нас во дворе
за воробьями охотится. Подлетел к соседнему дереву, сел на сучок, пригнулся да
как закричит: «Ку-ку, ку-ку!»
Кукушка! Вот так раз! Значит, она не на сову, а на ястребка похожа.
Я как кукукну ей из куста в ответ! С перепугу она чуть с дерева не
свалилась, сразу вниз с сучка метнулась, шмыг куда-то в лесную чащу, только я
её и видел.
Но мне и видеть её больше не надо. Вот я и разгадал лесную загадку, да
к тому же и сам в первый раз заговорил с птицей на её родном языке.
Так звонкий лесной голосок кукушки открыл мне первую тайну леса. И с
тех пор вот уж полвека я брожу зимою и летом по глухим нехоженым тропам и
открываю всё новые и новые тайны. И нет конца этим извилистым тропам, и нет
конца тайнам родной природы.
Устно ответь на вопросы.
1. Где и когда происходит действие рассказа?
2. Найди в тексте описания. Найди сравнения.
3. Какие чувства испытывает герой-рассказчик, оказавшись в берёзовом

перелеске? Подтверди свой ответ текстом.
4. Охарактеризуй героя-рассказчика.
5. Определи тему и главную мысль произведения.
6. Составь план текста и подготовь его пересказ. Перескажи текст по
плану.
7. Придумай свои вопросы к тексту.
8. Объясни значение слова «шмыг».

Содержание и тематическое планирование
№
Страницы
Тема
Количество
занятия
пособия
часов
Виды деятельности
обучающихся
Первый год обучения (20 ч)
1
6-7
Стихотворение И.
1
Токмаковой
Прогнозирование
«Сентябрь». Г
содержания
отовимся к
стихотворения.
выразительному
Формирование
чтению
эмоциональной
стихотворения И.
оценки
Токмаковой
стихотворения.
«Сентябрь»
Анализ средства
художественной
выразительности:
сравнение. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
2
8-9
Стихотворение
1
Прогнозирование
В. Степанова «Что мы
содержания
Родиной зовём». Г
стихотворения.
отовимся к
Формирование
выразительному
эмоциональной
чтению
оценки
стихотворения
стихотворения.
В. Степанова «Что мы
Анализ идейного
Родиной зовём»
содержания.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.

3

10-11

Ненецкая сказка
«Бурый и белый
медведи»

4

12-14

Научно1
познавательные
тексты «Белый
медведь» и «Бурый
медведь».
Г отовимся к чтению
по ролям ненецкой
сказки «Бурый и
белый медведи»

5

15-19

Чувашская сказка
1
«Почему зеленые ёлка
с сосной»

6-7

19-21

1

Научно2
познавательный текст
В. Сивоглазова
«Вечнозеленые
растения».
Г отовимся читать по
ролям чувашскую
сказку «Почему
зелёные ёлка с
сосной»

Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Анализ содержания
сказки. Творческое
задание: придумать
свой финал сказки.
Словарная работа
Анализ содержания
научнопознавательных
текстов. Сравнение
текстов разных
типов. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение сказки по
ролям. Взаимная
оценка
Анализ содержания
сказки.
Определение главной
мысли сказки.
Восстановление
последовательности
событий.
Логические
упражнения
Сравнение
художественного и
научнопознавательного
текстов.
Извлечение
необходимой
информации из
научнопознавательного
текста. Развитие

8

22-25

Рассказ Н. Сладкова 1
«Рыцарь».
Г отовимся к
выразительному
чтению рассказа
Н. Сладкова «Рыцарь»

9-10

26-32

Рассказ
Г. Скребицкого
«Лесное эхо»

11

33-34

Научно1
познавательный текст
«Эхо».
Г отовимся к
выразительному
чтению рассказа Г.
Скребицкого «Лесное
эхо»

2

технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение по ролям
отрывка сказки
Актуализация знаний
об авторе.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Анализ содержания
рассказа. Анализ
средств
художественной
выразительности:
описание.
Определение главной
мысли рассказа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Выразительное
чтение отрывка
рассказа.
Анализ содержания
рассказа. Пересказ по
плану.
Выявление и
обсуждение средств
художественной
выразительности:
описания
Сравнение
художественного и
научнопознавательного
текстов.
Извлечение нужной
информации из
научнопознавательного
текста. Развитие

технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение отрывка из
рассказа. Взаимная
оценка
12

13

35-37

38-40

Рассказ В. Осеевой
1
«Сторож».
Г отовимся к чтению
по ролям рассказа В.
Осеевой «Сторож»

Рассказ В. Осеевой
«Навестила».
Г отовимся к
постановке рассказа
В. Осеевой
«Навестила»

Актуализация знаний
об авторе. Анализ
содержания рассказа.
Словарная работа.
Формирование
нравственной оценки
поступков героев
рассказа. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение отрывка из
рассказа. Взаимная
оценка

1
Анализ содержания
рассказа.
Составление плана
текста. Пересказ по
плану. Взаимная
оценка.
Формирование
нравственной оценки
поступков героев
рассказа. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного

строя речи.
Инсценировка
отрывка из рассказа
14

15

16

41-43

44-49

Рассказ Е. Пермяка
1
«Кто?». Готовимся к
постановке рассказа
Е. Пермяка «Кто?»

Рассказ
1
В. Драгунского
«Англичанин Павля»

Экскурсия в
библиотеку

Анализ содержания
рассказа.
Составление плана
текста. Пересказ по
плану. Взаимная
оценка.
Формирование
нравственной оценки
поступков героев
рассказа.
Восстановление
последовательности
событий рассказа.
Составление
вопросов к тексту.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение.
Инсценировка
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Анализ содержания
рассказа. Словарная
работа. Логические
упражнения

1
Работа со словарями.
Поиск словарей в
каталоге. Поиск
нужной информации
в словаре

17

49-50

Готовимся к
1
постановке рассказа
В. Драгунского
«Англичанин Павля»

18

51-53

Рассказ
Л. Каминского «Как
Петя ленился»

1

1

19

54

Готовимся к чтению
по ролям рассказа
Л. Каминского «Как
Петя ленился»

20

55-56

Стихотворение
1
А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
А. Рахимова
«Каникулы!!! Ура!!!»

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Инсценировка
рассказа
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Анализ содержания
рассказа.
Определение главной
мысли рассказа.
Характеристика
героя. Логические
упражнения
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение рассказа по
ролям
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Определение главной
мысли
стихотворения.
Словарная работа.
Развитие
технической стороны
чтения.

Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
1

58-59

2

60-61

Второй год обучения (34 часа)
Стихотворение
1
И. Асеевой «С Днём
знании». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
И. Асеевой «С Днём
знаний»

Стихотворение
Г. Ладонщикова «С
добрым утром!».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
Г. Ладонщикова «С
добрым утром!»

1

Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности:
эпитеты, метафора.
Словарная работа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Прогнозирование
названия
произведения
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Словарная работа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие

интонационного
строя речи.
Выразительное
чтение
стихотворения.
3-5

62-67

Удмуртская сказка
3
«Березка-красавица»

6

68

Готовимся к чтению 1
по ролям сказки
«Берёзка-красавица»

7-8

69-72

Китайская сказка
«Жадный Ча»

2

Формирование
эмоциональной
оценки сказки.
Анализ сюжета.
Составление плана и
подготовка к
пересказу.
Характеристика
героев. Анализ
нравственного
содержания сказки.
Определение главной
мысли. Логические
упражнения.
Словарная работа
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение по ролям.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки сказки.
Анализ сюжета.
Составление плана и
подготовка к
пересказу. Анализ
нравственного
содержания сказки.
Определение главной
мысли.

9

72-73

Научно1
познавательный текст
«Дракон». Готовимся
к выразительному
чтению сказки
«Жадный Ча»

10-11

74-77

Чувашская сказка
2
«Откуда взялась река»

Экскурсия в
библиотеку

12

13

78

Творческое задание:
придумать свой
финал сказки.
Составление
вопросов к сказке
Составление
вопросов к научнопознавательному
тексту. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение отрывка из
сказки. Взаимная
оценка
Анализ сюжета
сказки. Анализ
нравственного
содержания сказки.
Составление плана и
подготовка к
пересказу.
Словарная работа

1

Г отовимся к
1
постановке сказки
«Откуда взялась река»

Работа со словарями
и энциклопедиями.
Поиск словарей и
энциклопедий в
каталоге. Поиск
нужной информации
в словарях и
энциклопедиях
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие

интонационного
строя речи.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Инсценировка
сказки. Взаимная
оценка
Занятие в
1
компьютерном классе

14

Поиск нужной
информации в
Интернет.
(энциклопедии для
школьников)
15

16

79-81

81-82

Рассказ Н. Сладкова
«Воздушный замок»

1

Научно1
познавательный текст
«Паук- серебрянка»

Актуализация знаний
об авторе.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ сюжета
рассказа.
Выявление и анализ
средств
художественной
выразительности:
описание, сравнение.
Словарная работа
Сопоставление
художественного и
научнопознавательного
текстов. Словарная

работа
17

18-19

82-83

84-87

Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
Н. Сладкова
«Воздушный замок»

1

Рассказ Н. Сладкова
«Болтливые окуни»

2

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи. Игра
«Читаем цепочкой».
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Анализ сюжета
рассказа. Анализ
нравственного
содержания рассказа.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа

20

21

87-88

89-90

Готовимся к чтению
по ролям рассказа
Николая Сладкова
«Болтливые окуни»

1

Рассказ В. Осеевой
«Долг»

1

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Развитие
интонационного
строя речи.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение рассказа по
ролям. Взаимная
оценка
Анализ
нравственного
содержания рассказа.
Составление

22

91

Готовимся к чтению 1
по ролям рассказа В.
Осеевой «Долг»

23

92

Рассказ В. Осеевой
«Картинки»

24

93

вопросов к рассказу.
Творческое задание:
придумать свой
финал рассказа.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа
Развитие
технической стороны
чтения.
Развитие
интонационного
строя речи.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение рассказа по
ролям. Взаимная
оценка

1

Подготовка к
1
выразительному
чтению рассказа В.
Осеевой «Картинки»

Анализ
нравственного
содержания рассказа.
Формирование
эмоциональной
оценки рассказа.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение рассказа по
ролям

25-26

94-95

Рассказ
Л. Каминского
«Послушный Петя»

2

27

96

Подготовка к чтению 1
по ролям рассказа
Л. Каминского
«Послушный Петя»

28

97

Стихотворение И.
Бродского «История
двойки»

1

29

98

Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения И.

1

Актуализация знаний
об авторе.
Формирование
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ средства
художественной
выразительности:
описание и
сравнения. Анализ
содержания. Работа
над художественным
приёмом (омофоны).
Словарная работа
Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Чтение рассказа по
ролям. Взаимная
оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Анализ
нравственного
содержания
стихотворения.
Формулирование
главной мысли.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Развитие

Бродского «История
двойки»

30-32

99-103

технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка

Рассказ
3
В. Голявкина «Вот что
интересно!»
Актуализация знаний
об авторе. Анализ
сюжета рассказа.
Характеристика
героев рассказа.
Анализ
нравственного
содержания рассказа.
Словарная работа.
Определение главной
мысли рассказа.
Составление плана и
подготовка к
пересказу.
Составление
вопросов к рассказу

33

104

Подготовка к чтению 1
по ролям отрывка
рассказа В. Голявкина
«Вот что интересно!»

Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение по ролям.

Взаимная оценка
34

1

105-106

6-7

Стихотворение
1
3. Письман «В летние
каникулы». Г
отовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
3. Письман «В летние
каникулы»

Третий год обучения (34 урока)
Стихотворение
1
А. Усачёва «1
сентября».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «1
сентября»

Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Выявление средств
художественной
выразительности:
сравнения.
Составление своих
сравнений.
Словарная работа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение
стихотворения
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Словарная работа.
Полисемия слов.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».

Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
2-3

4-7

8-9

10-25

Стихотворение П.
2
Синявского «Родная
песенка». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Родная песенка»

Рассказ
4
Л. Пантелеева
«Главный инженер».
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Главный
инженер»

Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности:
свёрнутые сравнения
(метафоры).
Словарная работа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры:
«Читаем цепочкой»,
«Кто дальше?»,
«Читаем
перевёрнутый текст».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Анализ содержания
рассказа.
Определение главной
мысли.
Прогнозирование
развития сюжета.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры:
«Читаем цепочкой» и
«Читаем
одновременно».

Выразительное
чтение по ролям
отрывка из рассказа
8-9

25-27

Готовимся к чтению 2
по ролям отрывка из
рассказа
Л. Пантелеева
«Главный инженер»

10-11

28-29

Тайская сказка
«Птица-болтунья».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки
«Птица-болтунья»

2

12

30-31

Китайская сказка
«Олени и пёс»

1

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение по ролям
отрывка из рассказа.
Словарная работа.
Озаглавливание
частей рассказа.
Подготовка к
пересказу.
Определение главной
мысли
Анализ содержания
сказки.
Составление
вопросов к сказке.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Марш
— пауза».
Выразительное
чтение сказки.
Взаимная оценка
Прогнозирование
содержания
произведения.
Анализ содержания
сказки и мотивов её
героев.
Характеристика
героев.
Определение главной
мысли

13-15

31

Занятие в
1
компьютерном классе

16

17-19

Научно3
познавательный текст
«Скорость бега
животных».
Готовимся к
выразительному
чтению сказки «Олени
и пёс»

сказки
Чтение научнопознавательного
текста «Скорость
бега животных».
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Марш
— пауза».
Выразительное
чтение сказки.
Взаимная оценка

33-35

Рассказ Н. Сладкова 3
«Домики на ножках».
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Домики на ножках»

Поиск нужной
информации в
Интернете.
(энциклопедии для
школьников)
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Анализ содержания
рассказа. Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия.
Выявление средств
художественной
выразительности:
сравнения. Работа со
справочниками или
Интернетом для
поиска нужной
информации.

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Экскурсия в
библиотеку

20

1

21-23

36-42

Рассказ
Г. Скребицкого
«Любитель песни»

24-25

42-43

Научно2
познавательный текст
«Тюлень».
Готовимся к чтению
по ролям отрывка из
рассказа «Любитель
песни»

3

Работа со словарями.
Поиск словарей в
каталоге. Поиск
нужной информации
в словаре
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Анализ содержания
рассказа. Анализ
использованных
автором средств
эмоционального
воздействия и
художественной
выразительности:
описания. Словарная
работа.
Озаглавливание
частей рассказа.
Составление плана
рассказа.
Восстановление
последовательности
событий
Анализ содержания
научнопознавательного
текста.
Формулирование
оценки. Выявление,
чего не хватает в

26

44-45

Рассказ
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»

27-29

45-46

Учебный текст «Как 3
определить падеж
имени
существительного?».
Готовимся к
постановке рассказа
Л. Каминского
«Падежи Юры
Серёжкина»

30

47-49

Рассказ Н. Носова
«Заплатка»

1

1

научнопознавательном
тексте. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Чтение по ролям
отрывка из рассказа.
Взаимная оценка
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания
произведения.
Формирование
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ содержания
рассказа.
Прогнозирование
дальнейшего
развития событий.
Чтение учебного
текста. Применение
на практике знаний,
полученных из
учебного текста.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Инсценировка
рассказа «Падежи
Юры Серёжкина»
Актуализация знаний
об авторе и

его произведениях.
Анализ содержания
рассказа и
подготовка к
пересказу.
Составление плана
текста.
Характеристика
героев
31-32

33-34

50

51

Готовимся к
выразительному
чтению рассказа Н.
Носова «Заплатка»

2

Стихотворение Е.
Евсеевой
«Каникулы».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Каникулы»

2

Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Словарная работа.
Создание новых слов
по образцу. Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.

Взаимная оценка

1

2

3

54-55

56-57

Четвёртый год обучения (34 часа)
Стихотворение Г.
1
Ляховицкой «Осеннее
чудо». Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Осеннее чудо»

Стихотворение Г.
Ладонщикова
«Рисунок».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Рисунок»

1

Занятие в

1

Анализ содержания
стихотворения.
Словарная работа.
Анализ средств
художественной
выразительности.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем цепочкой»,
«Кто дальше?»,
«Читаем
перевёрнутый текст».
Выразительное
чтение
стихотворения.
Взаимная оценка
Поиск нужной

компьютерном классе

4-5

58

6

7

62

информации в
Интернете.
(энциклопедии для
школьников)

Рассказ Е. Пермяка
«Сказка о большом
колоколе»

2

Экскурсия в
библиотеку

1

Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
«Сказки о большом
колоколе»

Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Анализ содержания
рассказа. Поиск в
тексте необходимой
информации. Анализ
средств
художественной
выразительности:
описание, метафора.
Словарная работа.
Определение темы и
главной мысли
рассказа

1

Работа со словарями
и энциклопедиями.
Поиск словарей и
энциклопедий в
каталоге. Поиск
нужной информации
в словарях и
энциклопедиях
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры

8-11

63-77

Рассказ
Н. Богданова
«Фюнфкиндер»

4

12

77

Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
рассказа
«Фюнфкиндер»

1

«Читаем цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение отрывка из
«Сказки». Взаимная
оценка
Анализ содержания
рассказа. Анализ
средств
художественной
выразительности.
Поиск в тексте
необходимой
информации.
Подготовка к
пересказу.
Формирование и
осмысление
эмоциональной
оценки поступков
героев рассказа.
Озаглавливание
частей рассказа.
Характеристика
героев рассказа,
наблюдение за
изменениями в их
характере и
поведении на
протяжении
повествования.
Словарная работа
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем цепочкой».
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение отрывка из

рассказа. Взаимная
оценка
13

78-79

«Воробей- весельчак». 1
Калмыцкая сказка

14-15

80-81

Научно2
познавательный текст
«Воробей».
Готовимся к
выразительному
чтению отрывка из
сказки «Воробейвесельчак»

16-17

82-86

Рассказ Н. Носова
2
«Когда мы смеёмся»

Характеристика
героев сказки. Поиск
в тексте главной
мысли сказки.
Словарная работа
Сравнение
художественного и
научнопознавательного
текстов. Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры «Марш
— пауза».
Сопровождающее
чтение. Чтение по
ролям отрывка из
сказки. Взаимная
оценка
Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Анализ содержания
рассказа. Анализ
средств
художественной
выразительности.
Характеристика
героев рассказа.
Определение темы и
главной мысли
рассказа. Словарная
работа. Критическое
осмысление выводов,
сделанных автором.
Составление плана
текста и подготовка к
его пересказу

18

87

Готовимся к
1
выразительному
чтению рассказа
«Когда мы смеёмся»

19

88-90

Рассказ Н. Сладкова
«Подводные ежи»

29-21

90-91

Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем
одновременно».
Сопровождающее
чтение.
Выразительное
чтение отрывка
рассказа. Взаимная
оценка.

1

Научно2
познавательный текст
«Ёрш».
Готовимся к
выразительному
чтению рассказа
«Подводные ежи»

Актуализация знаний
об авторе и его
произведениях.
Прогнозирование
содержания рассказа.
Формирование и
осмысление
эмоциональной
оценки рассказа.
Анализ средства
художественной
выразительности:
описание. Словарная
работа. Составление
плана и подготовка к
пересказу
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игры
«Читаем цепочкой» и
«Читаем
одновременно».
Выразительное
чтение рассказа.
Взаимная оценка

22-24

92-95

Стихотворение Тима 3
Собакина «Подводная
песня».
Научнопознавательные
тексты «Акулы» и
«Медузы»

25-26

96

Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Подводная песня»

27-28

97-102

29-30

102

2
Рассказ А.
Саломатова «Его
последний день»
Готовимся к чтению 2
по ролям отрывка из
рассказа «Его
последний день»

2

Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Сравнение
стихотворения и
научнопознавательных
текстов. Поиск
информации в
энциклопедии или в
Интернете о
планктоне и медузах
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра «Кто
дальше?».
Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть. Взаимная
оценка
Анализ содержания
рассказа. Словарная
работа.
Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение по ролям
отрывка из рассказа

31-32

33-34

103-104

105-106

Стихотворение В.
Капустиной
«Обиженный
портфель».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения
«Обиженный
портфель»

2

Стихотворение
Н. Анишиной «Чем
пахнет лето».
Готовимся к
выразительному
чтению
стихотворения «Чем
пахнет лето»

2

Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Анализ средств
художественной
выразительности:
олицетворение.
Развитие
технической стороны
чтения.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть. Взаимная
оценка
Формирование
эмоциональной
оценки
стихотворения.
Анализ содержания
стихотворения.
Развитие
технической стороны
чтения.
Соревнование по
произнесению
скороговорок.
Взаимная оценка.
Сопровождающее
чтение. Игра
«Читаем цепочкой».
Выразительное
чтение
стихотворения
наизусть. Взаимная
оценка.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».