КВД Мир визуально-пространственных искусств 5-8

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 21»

«Согласовано»

педагогическим советом

«Утверждено»
Директор БМАОУ СОШ №21

протокол № 13
«19» июня 2023 г.
___________ И.Ю. Ковалева
Приказ № 62/3-о от 21.08.2023г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ
ИСКУССТВ»
(ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)
Сроки освоения программы: 3 года

Березовский городской округ,
п. Лосиный
2023 г.

СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка

4

Содержание курса внеурочной деятельности
«Мир визуально-пространственных искусств»
8
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное
и народное искусство»
8
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
11
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
13
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный)
16
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных
искусств» на уровне основного общего образования
19
Личностные результаты
19
Метапредметные результаты
22
Предметные результаты
24
Тематическое планирование
32
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное
и народное искусство»
32
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
35
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
38
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный)
43
Учебно-методическое обеспечение курса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

49

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мир визуально-пространственных искусств»
разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №
287 от 31 мая 2021 г ) и с учётом примерной рабочей программы основного общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию, протокол 3/21 от 27 09 2021 г )
Цель программы — обеспечить достижение планируемых результатов обучения, создать условия для
развития личности обучающегося через восприятие многообразия видов и жанров визуальнопространственных искусств, через освоение различных видов художественного творчества и самореализацию в области изобразительного искусства
Задачи программы:
6 формирование у обучающихся навыков эстетического видения и преобразования мира;
6 освоение художественной культуры как формы материального воплощения духовных ценностей,
выраженных в пространственных формах;
6 приобретение опыта создания творческой работы посредством различных художественных материалов и
техник в разных видах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика,
скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта художественного
творчества в компьютерной графике и анимации, фотографии; работы в синтетических искусствах
(театре и кино) (вариативно);
6 формирование пространственного мышления и аналитических визуальных способностей;
6 овладение представлениями о средствах выразительности изобразительного искусства как способах
воплощения в видимых пространственных формах переживаний, чувств и мировоззренческих позиций
человека;
6 развитие наблюдательности, ассоциативного мышления и творческого воображения;
6 воспитание уважения и любви к цивилизационному наследию России через освоение отечественной
художественной культуры
Взаимосвязь с программой воспитания. Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом
рекомендаций Программы воспитания
Это проявляется:
6 в особой значимости личностных результатов реализации программы внеурочной деятельности,
направленной на понимание обучающимися ценности отечественного и мирового искусства, народных

традиций и народного творчества, их ориентации на самовыражение в разных видах искусства, в
художественном творчестве;
6 в возможности включения обучающихся в деятельность, организуемую образовательной организацией и
направленной, например, на знакомство обучающихся с разными видами творческих профессий в рамках
курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству и получение знаний о профессиях,
содержание которых связано с содержанием учебного предмета;
6 в возможности комплектования разновозрастных групп и в формах организации занятий в данных группах,
например, мастер-класс, экскурсии в тематические музеи, художественные галереи, представление опыта
старшеклассников, игры и др , для реализации воспитательного потенциала профориентационной
работы, значение которой отмечается в программе воспитания;
6 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих большую их вовлечённость в
совместную с педагогом и другими участниками деятельность (создание художественных выставочных
проектных работ, проведение творческих конкурсов и др ), а также в возможности образования разных
по устремлениям детско-взрослых общностей (сетевое взаимодействие, творческий союз и др ), значение
которых для воспитания подчёркивается Примерной программой воспитания
Материал данной программы внеурочной деятельности распределён и структурно представлен тремя
(четырьмя) модулями (тематическими линиями) Четвёртый модуль предлагается в качестве вариативного
(для соответствующих вариантов учебного плана) Каждый модуль имеет дополнительное название, как
самостоятельная программа по внеурочной деятельности
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
Модуль № 2 «Живопись, графика, скульптура»
Программа «Мир изобразительного искусства»
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн»
Программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне» (графический и средовой дизайн, дизайн одежды и
элементов декорирования)»
Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная фотография»

(вариативный)
Программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных искусствах»

Модульный принцип построения учебного материала допускает вариативный подход к очерёдности
изучения модулей и принципам компоновки учебных тем Тематическое наполнение модулей предоставляет
возможность объединять, перекомпоновывать, вносить изменения по количеству часов, отводимых на
изучение того или иного раздела, темы в зависимости от учебного плана и возможностей образовательной
организации
Модульный принцип позволяет учителю моделировать программу внеурочной деятельности с учётом
своей рабочей программы по предмету «Изобразительное искусство», выбирать из соответствующих
модулей изучаемые по календарно-тематическому плану темы и вносить их в свою программу внеурочной
деятельности, словно конструктор При этом педагог вправе изменить порядок изучения модулей,
использовать возможность перераспределения учебного времени между ними, выбрать раздел и тему для
организации внеурочной деятельности Модульный принцип также даёт возможность использовать
содержание отдельных модулей в качестве самостоятельной программы по внеурочной деятельности
Для реализации программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству учитель может
применять сетевую, электронную форму обучения, дистанционные образовательные технологии,
использовать возможности как самого образовательного учреждения (компьютерный класс, актовый зал,
библиотеку), так и учреждения дополнительного образования и культуры
Формы внеурочной деятельности (формы проведения занятий) в соответствии с данной программой
следующие:
6 художественно-творческая практика и проектирование;
6 художественно-творческий проект:
6 выставка-конкурс;
6 ЖЕВ-квест;
6 пленэр и фотопленэр;
6 онлайн-игра;
6 мастер-класс;
6 экскурсии и др
Основным видом деятельности на занятиях изобразительным искусством является практическая
художественно-творческая деятельность (индивидуальная, в парах и творческих группах, коллективная),
поэтому в программе максимальное количество времени отводится для художественно-творческой практики
Материал программы предполагает межпредметную связь с такими учебными предметами, как

«Литература», «Музыка», «История», «Технология»
Подведение итогов реализации программы осуществляется в следующих формах:
6 выставки: внутри параллели, класса, группы, общешкольные (в медийном или реальном формате),
районные, городские и т д ;
6 выставки-конкурсы (от общешкольных до всероссийских и международных);
6 защита проектов
Сроки освоения программы: 3(4) года по 2 ч в неделю в каждом классе Всего: 5 класс — 68 ч, 6 класс —
68 ч, 7 класс — 68 ч, 8 класс (вариативный) — 68 ч Всего на курс 204 (272) ч
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ВИЗУАЛЬНОПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ»
Содержание программы внеурочной деятельности по изобразительному искусству структурировано и
представлено как система тематических модулей
МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ
И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
Вводное занятие: общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах Темы, материалы,

инструменты, техники
Раздел «Древние корни народного искусства»
Содержание: роль природных материалов в строительстве и изготовлении предметов быта Образно-

символический язык народного прикладного искусства Знаки-символы традиционного крестьянского
прикладного искусства
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: поиск
информации и сбор материала об образно-символических знаках и символах, их изображениях и значении;
выполнение рисунков на темы древних узоров деревянной резьбы, росписи по дереву и предметам быта,
вышивки
Форма организации: исследовательский квест «Загадка древнего сосуда», художественно-творческий
проект «Школьный электронный иллюстрированный альбом-словарь по декоративно-прикладному
искусству»
Раздел «Убранство русской избы»
Содержание: символическое значение образов и мотивов в узорном убранстве русских изб Картина мира

в образном строе бытового крестьянского искусства Устройство внутреннего пространства крестьянского
дома Декоративные элементы жилой среды
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение рисунков
элементов устройства внутреннего пространства крестьянского дома; выполнение рисунков предметов
народного быта, выявление мудрости их выразительной формы и орнаментально-символического
оформления
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного
искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; художественно-творческая практика,
коллективная работа «Предметы русского деревенского быта»; художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе или итоговому контролю
Раздел «Народный праздничный костюм»
Содержание: образный строй народного праздничного костюма — женского и мужского Традиционная

конструкция русского женского костюма — северорусский (сарафан) и южнорусский (понёва) варианты
Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма для различных регионов страны
Вышивка в народных костюмах и обрядах Символическое изображение женских фигур и образов всадников
в орнаментах вышивки Особенности традиционных орнаментов текстильных промыслов в разных регионах
страны
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение
изображений традиционных праздничных костюмов; поиск информации о народных праздниках и
праздничных обрядах; выполнение рисунков, декоративных изделий на тему традиций народных
праздников; орнаментальное построение вышивки (трафарет, компьютерная графика); импровизация по
созданию народного праздничного костюма (коллаж, объёмная аппликация, бумажная пластика)
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) во Всероссийский музей декоративного
искусства в Москве, краеведческий музей своего региона; коллективная работа над панно «Народные
праздники», художественно-творческий проект по разработке заданий для викторины к предметной неделе
или итоговому контролю
Раздел «Народные художественные промыслы»
Содержание: многообразие видов традиционных художественных промыслов России Роспись по дереву

(Хохлома, Го- родец, Мезень) Разнообразие композиций и сюжетов Роспись по металлу (Жостово)
Разнообразие форм подносов, цветового и композиционного решения росписей Искусство лаковой живописи: Палех, Федоскино, Холуй, Мстёра Традиционные древние образы в современных игрушках
народных промыслов Особенности цветового строя, основные орнаментальные элементы росписи
филимоновской, дымковской, каргопольской игрушки
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация
по мотивам росписи по дереву, по металлу; техника папье-маше и роспись изделия; поиск информации по
игрушечному художественному промыслу и создание игрушек по мотивам народных промыслов
(дымковской, каргопольской, филимоновской игрушек)
Форма организации: творческая мастерская художника декоративно-прикладного искусства, мастеркласс по работе в технике папье-маше, ^ЕВ-квест, художественно-творческий проект по разработке заданий
для викторины к предметной неделе или итоговому контролю, выставка
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в культуре разных эпох и народов»
Содержание: характерные признаки произведений декоративно-прикладного искусства, основные

мотивы и символика орнаментов в культуре разных эпох Характерные особенности одежды в культурах
разных эпох и народов Выражение образа человека, его положения в обществе, характера деятельности в его
костюме и украшениях Украшение жизненного пространства (построек, интерьеров, предметов быта) в
культуре разных эпох
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: импровизация
по созданию костюмов и украшений разных эпох и народов в разных декоративных техниках; коллективная
многофигурная композиция в исторических костюмах
Форма организации: коллективная работа по организации выставки (костюмы, украшения) с
мультимедийным сопровождением (история, музыка), конкурс исторического костюма (работа в творческих
группах)
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного человека»
Содержание: многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства

(художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды)
Декоративные украшения предметов нашего быта и одежды Декор на улицах и декор помещений; декор
праздничный и повседневный Праздничное оформление школы
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание произведений
декоративного искусства в разных материалах и техниках (батик, изонить, макраме, текстильные
сувенирные куклы, скрапбукинг, па- пье-маше (декоративные украшения), квиллинг, лепка (керамика) и т д
)
Форма организации: мастер-классы по работе в разных декоративных техниках, художественнотворческая практика по разным видам декоративного и оформительского искусства, коллективный
художественно-творческий проект по организации праздничного оформления школы, выставка
МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Программа «Мир изобразительного искусства»
Вводное занятие. Общие сведения о видах искусства Живописные, графические и скульптурные
художественные материалы, их особые свойства Приёмы работы и техники
Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственный музей изобразительных
искусств имени А С Пушкина в Москве, экскурсия в музей региона
Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
Содержание. Рисунок Виды рисунка: зарисовка, набросок, учебный рисунок и творческий рисунок

Навыки размещения рисунка на листе, выбор формата Тон и тональные отношения Ритм и ритмическая
организация плоскости листа Цвет как выразительное средство в изобразительном искусстве, понятие
цветовых отношений, колорит в живописи Композиция Графические и живописные техники Виды
скульптуры и характер материала в скульптуре Статика и движение в скульптуре Круглая скульптура
Произведения мелкой пластики
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: изображение форм
растительного и животного мира в графической и живописной техниках, рисунки простых предметов с
заданными свойствами, изображение предметов в цвете с заданными свойствами, лепка животных,
упражнения по выполнению набросков фигуры человека и лепка фигуры человека, упражнения по
композиции и цветоведению
Форма организации: художественно-творческая практика, полевая художественная практика в
зоологическом музее или краеведческом музее региона
Раздел «Жанры изобразительного искусства»
Вводное занятие. Жанровая система в изобразительном искусстве Предмет изображения, сюжет и

содержание произведения изобразительного искусства

Форма организации: экскурсия (очная или виртуальная) в Государственную Третьяковскую галерею в
Москве, в региональный художественный музей
Натюрморт. Творческий натюрморт в графике Произведения художников-графиков Особенности
графических техник Смешанная техника Живописное изображение натюрморта Декоративный натюрморт
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: рисунок натюрморта
графическими материалами с натуры или по представлению, создание творческого натюрморта в разных
графических техниках, создание живописного и декоративного натюрморта
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе
Портрет. Разнообразие графических средств в изображении образа человека Графический портретный
рисунок с натуры или по памяти Портрет в скульптуре Портрет в живописи Опыт работы над созданием
живописного портрета Смешанная техника
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: выполнение портрета
графическими и живописными материалами, создание портретного изображения с помощью разных техник
исполнения, работа над скульптурным портретом
Форма организации: художественно-творческая практика; участие в выставке или конкурсе
Пейзаж. Правила построения линейной и воздушной перспективы в изображении пространства Правила
построения планов при изображении пейзажа Особенности изображения разных состояний природы и её
освещения Представления о пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний природы
Графический и живописный пейзажи Городской пейзаж Многообразие в понимании образа города Опыт
изображения городского пейзажа Линогравюра и другие техники Смешанная техника
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: создание
композиционного живописного пейзажа Родины, живописное изображение различных состояний природы,
графическая композиция на темы окружающей природы, изображение городского пейзажа в графической
или живописной технике
Форма организации: художественно-творческая практика, пленэрная практика, участие в выставке или
конкурсе, мультимедийная выставка лучших работ на сайте школы
Бытовой жанр в изобразительном искусстве. Изображение труда и бытовой жизни людей в традициях
искусства разных эпох Жанровая картина как обобщение жизненных впечатлений художника Тема, сюжет,
содержание в жанровой картине Смешанная техника
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: работа над сюжетной
композицией (детские игры, жанровые сценки из жизни)
Форма организации: художественно-творческая практика, участие в выставке или конкурсе
Исторический жанр в изобразительном искусстве. Историческая тема в искусстве как изображение
наиболее значительных событий в жизни общества Жанровые разновидности исторической картины в
зависимости от сюжета: сказочно-былинная и мифологическая картина, картина на библейские темы,
батальная картина и др Этапы работы художника над исторической картиной: идея и эскизы, сбор материала
и работа над этюдами, уточнения композиции в эскизах, картон композиции, работа над холстом
Виды деятельности. Познавательная деятельность и художественное творчество: поиск информации и
сбор материала на тему выбранного исторического события; работа над композицией по задуманному
сюжету на историческую тему с опорой на собранный материал; создание сказочно-былинной картины в
технике, отвечающей идее, замыслу; работа над сюжетной композицией
Форма организации: художественно-творческий проект, работа в творческих группах, участие в выставке
или конкурсе, тематическая мультимедийная выставка на сайте школы

МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»
Программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне» (графический и средовой дизайн, дизайн одежды и
элементов декорирования)
Вводное занятие. Дизайн и архитектура как создатели «второй природы» — предметнопространственной среды жизни людей Функциональность предметно-пространственной среды Материалы и
инструменты
Раздел «Графический дизайн»
Содержание Композиция как основа реализации замысла в любой творческой деятельности Элементы

композиции в графическом дизайне Виды композиции (глубинная, фронтальная) Формальная композиция
Основные свойства композиции Цвет в организации композиционного пространства Шрифты и шрифтовая
композиция в графическом дизайне Логотип как графический знак, эмблема или стилизованный
графический символ Шрифтовой логотип Знаковый логотип Композиционные основы макетирования в
графическом дизайне (соединение текста и изображения) Искусство плаката Многообразие форм
графического дизайна Декоративные техники проектирования Граффити
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: практические

упражнения по созданию формальных и неформальных композиций; аналитическая и практическая работа
по теме «Буква — изобразительный элемент композиции»; композиционный монтаж изображения и текста в
плакате, поздравительной открытке
Форма организации: художественно-творческая практика, творческий проект; ^ЕВ-квест, онлайн-игра
Р^АУММОМА (Московский музей современного искусства); мастер-класс; выставка-конкурс
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
Содержание. Композиция плоскостная и пространственная Композиционная организация пространства

Прочтение плоскостной композиции как «чертежа» пространства Макетирование Взаимосвязь объектов в
архитектурном макете Структура зданий различных архитектурных стилей и эпох Многообразие
предметного мира, создаваемого человеком Функция вещи и её форма Дизайн предмета как искусство и
социальное проектирование Цвет в архитектуре и дизайне Техники и приёмы работы с бумагой
(бумагопластика, киригами, фотоколлаж)
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение
практических работ по созданию объёмно-пространственных композиций; фотоколлаж с отражением
элементов зданий (внутренних и наружных); аналитические зарисовки природных объектов, форм бытовых
предметов и их творческое проектирование с определением их функций и материала изготовления;
конструирование объектов дизайна или архитектурное макетирование с использованием цвета; создание
инсталляций; выполнение фотографий проектов
Форма организации: художественно-творческая практика; творческий проект; выставка-конкурс в
медийном или реальном формате
Раздел «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
Содержание. Индивидуальный образ каждого города Неповторимость исторических кварталов и

значение культурного наследия для современной жизни людей Дизайн городской среды Малые
архитектурные формы Интерьер и предметный мир в доме Дизайн пространственно-предметной среды
интерьера Зонирование интерьера Интерьеры общественных зданий (театр, кафе, вокзал, офис, школа)
Организация архитектурно-ландшафтного пространства Город в единстве с ландшафтно-парковой средой
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: создание
образа города (фотоколлаж или коллаж в компьютерной программе); проектирование дизайна пространства
городской среды, дизайна объектов городской среды; проектирование дизайна малых архитектурных форм;
проектирование предметов интерьера и их стилевое решение; выполнение практической работы по
оформлению интерьера молодёжного кафе; выполнение фотографий проектов
Форма организации: художественно-творческий проект, игра «В бюро ландшафтного дизайна (дизайна
интерьеров)», выставка-конкурс в медийном или реальном формате
Раздел «Образ человека и индивидуальное проектирование»
Содержание. Организация пространства жилой среды как отражение индивидуальности человека, его

вкуса, потребностей и возможностей Образно-личностное проектирование в дизайне и архитектуре Дизайн
предметной среды в интерьере частного дома Мода и культура как параметры создания собственного
костюма или комплекта одежды Искусство грима и причёски Форма лица и причёска Макияж дневной,
вечерний и карнавальный Грим бытовой и сценический
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проектные
работы по созданию облика частного дома и комнаты; выполнение проекта дизайна интерьера;
проектирование дизайна элементов декорирования интерьера; выполнение практических творческих эскизов
костюма, грима, причёски и создание дизайн-проекта одежды в материале; выполнение фотографий
проектов
Форма организации: художественно-творческий проект, игра «Бюро дизайна интерьера», игра «Модный
бренд», фотовыставка творческих работ в медийном или реальном формате
МОДУЛЬ № 4 «ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНТЕТИЧЕСКИХ, ЭКРАННЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА И
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ» (ВАРИАТИВНЫЙ)
Программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных искусствах»
Вводное занятие. Синтетические искусства — пространственно-временные виды искусства .
Коллективность творчества в синтетических искусствах Роль изображения в синтетических искусствах,
соединение изображения со словом, музыкой, движением Мультимедиа и объединение множества
воспринимаемых человеком информационных средств на экране цифрового искусства
Раздел «Художник и искусство театра»
Содержание. Сценография и создание сценического образа Сотворчество художника-постановщика с

драматургом, режиссёром и актёрами Сценический костюм, грим и маска Образно-пластические
композиции Школьный спектакль и работа художника по его подготовке Художник в театре кукол и его
ведущая роль как соавтора режиссёра и актёра в процессе создания образа персонажа Виды театральных

кукол: тростевые, перчаточные, ростовые Условность и метафора в театральной постановке как образная и
авторская интерпретация реальности Театральный плакат-афиша
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: проведение
анализа идеи, сюжета и действий выбранной пьесы-сказки; создание проекта оформления спектакля
(сценографические версии в цветной или чёрно-белой графике), выполнение рисунков или коллажей
костюмов и грима действующих лиц; создание образно-пластических композиций, серии фотографий
пластических композиций; создание эскизов кукол — персонажей спектакля и эскизов основных мест
действия (фон); выполнение проекта афиши (эскиз, компьютерная графика)
Форма организации: художественно-творческое проектирование, работа в творческих группах, галерея
пластических образов (мультимедиа)
Раздел «Художественная фотография»
Содержание. Искусство и технология Современные возможности художественной обработки цифровой

фотографии Роль света в выявлении формы и фактуры предмета Примеры художественной фотографии в
творчестве профессиональных мастеров Композиция кадра, ракурс, плановость, графический ритм
Выразительность образа в фотографии Фотопейзаж Образные возможности чёрно-белой и цветной
фотографии Фотопортрет Роль освещения в портретном образе Фотография постановочная и
документальная Фоторепортаж Образ события в кадре Возможности компьютерной обработки фотографий
Фотография и компьютер Коллаж как жанр художественного творчества с помощью различных
компьютерных программ
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение
фотографий простых предметов с целью выявления их формы, фактуры; создание тематической серии
фотографий наиболее интересных и выразительных образов (свет, вода, стекло); создание фотографий
пейзажа и изменение цветовой среды на чёрно-белую (АйоЬе Рко^озкор); съёмка постановочных
портретных фотографий; создание репортажной серии событийно-документальных фотоисторий; создание
фотоколлажа для блога
Форма организации: проектно-съёмочная и художественно-творческая практика; фотопленэр;
фотовернисаж; фотоальбом в Ро’даегРопг’Ъ; выставка фотографий в творческом блоге или группе в
соцсети, мультимедийная выставка на сайте школы
Раздел «Изображение и искусство кино»
Содержание. Синтетическая природа искусства

кино, состав творческого коллектива Монтаж
композиционно построенных кадров — основа языка киноискусства Художник-постановщик и его команда
художников в работе по созданию фильма Пространство и предметы, историческая конкретность и художественный образ — видеоряд художественного игрового фильма Киноязык (кинослово, кинофраза) Этапы
создания видеоролика Искусство анимации и художник-мультипликатор Рисованные, кукольные
мультфильмы и цифровая анимация Компьютерная анимация на занятиях в школе Технологии создания
анимации: пластилиновые мультфильмы, бумажная перекладка, сыпучая анимация Этапы создания
анимационного фильма
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество: выполнение
фотоколлажа эпизодов среды для съёмок фильма, изображение костюма персонажа по месту действия
(видеоплану) и места действия (видеоплана) по костюму; перевод одной из живописных картин на киноязык
— создание раскадровки; съёмка видеослова и видеофразы; создание видеосюжета и разработка звукоряда
Форма организации: художественно-творческая практика; полевая видеопрактика; творческий отчёт;
коллективная работа и работа в творческих группах; проектно-съёмочная практика по созданию
анимационного фильма; показ анимации в творческом блоге, группе в соцсети или на сайте школы
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
Содержание. Деятельность художника на телевидении:

художники по костюму и гриму,
сценографический дизайн и компьютерная графика Построение видеоряда и художественного оформления
Художнические роли каждого человека в реальной бытийной жизни Роль искусства в жизни общества и его
влияние на жизнь каждого человека
Виды деятельности. Познавательная, игровая деятельность и художественное творчество:
проектирование сценографического дизайна студии, создание эскиза костюма телеведущих, выполнение
заставки в технике компьютерной графики; создание видеофраз, видеоэтюдов с подбором звукоряда;
разработка и съёмка интервью, репортажа, видеоочерка; проектирование тематического флэшмоба;
разработка идеи и сценарного плана видеоклипа
Форма организации: проектно-творческая практика, коллективная работа, творческий групповой
проект, творческий отчёт, школьное телевидение и студия мультимедиа
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР
ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ

Рабочая программа направлена на достижение планируемых результатов освоения курса внеурочной
деятельности на уровне основного общего образования (5-7 (8) классы образовательных организаций)
Личностные результаты

Рабочая программа внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное
личностное развитие обучающихся, на приобщение их к российским традиционным духовным ценностям,
на социализацию
Программа будет способствовать достижению обучающимися личностных результатов: формирование
основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности; духовнонравственное развитие; мотивация к познанию и обучению; готовность к саморазвитию и активному
участию в социально значимой деятельности
1. Патриотическое воспитание
Осуществляется через освоение школьниками содержания традиций, истории и современного развития
отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, прикладном и изобразительном
искусстве Воспитание патриотизма в процессе освоения особенностей и красоты отечественной духовной
жизни, выраженной в произведениях искусства, посвящённых различным подходам к изображению
человека, великим победам, торжественным и трагическим событиям, эпической и лирической красоте
отечественного пейзажа Патриотические чувства воспитываются через изучение истории народного
искусства, его житейской мудрости и значения символических смыслов Занятия искусством воспитывают
патриотизм в процессе практической художественно-творческой деятельности обучающихся, которые
учатся чувственно-эмоциональному восприятию и творческому созиданию — созданию художественного
образа
2. Гражданское воспитание
Программа курса внеурочной деятельности по изобразительному искусству направлена на активное
приобщение обучающихся к ценностям отечественной культуры При этом реализуются задачи
социализации и гражданского воспитания школьника Формируется чувство личной причастности к жизни
общества Искусство рассматривается как особый язык, развивающий коммуникативные умения
Коллективные творческие работы, а также участие в общих художественных проектах создают условия для
разнообразной совместной деятельности, способствуют пониманию другого, становлению чувства личной
ответственности
3. Духовно-нравственное воспитание
В искусстве воплощена духовная жизнь человечества, концентрирующая в себе эстетический,
художественный и нравственный мировой опыт, раскрытие которого составляет суть школьного предмета
«Изобразительное искусство» и внеурочной деятельности Учебные задания направлены на развитие
внутреннего мира школьника и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы Развитие
творческого потенциала способствует росту самосознания обучающегося, осознанию себя как личности и
члена общества Ценностно-ориентационная и коммуникативная деятельность на занятиях способствует
освоению базовых ценностей — формированию отношения к миру, жизни, человеку, семье, труду, культуре
как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни
4. Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание — воспитание чувственной сферы обучающегося на основе всего спектра
эстетических категорий: прекрасное и безобразное, трагическое и комическое, высокое и низменное
Искусство понимается как воплощение в изображении и в создании предметно-пространственной среды
постоянного поиска идеалов, веры, надежд, представлений о добре и зле Эстетическое воспитание является
важнейшим компонентом и условием развития социально значимых отношений школьников, способствует
формированию ценностных ориентиров в отношении к окружающим людям, стремлению к их пониманию,
отношению к семье, к мирной жизни как главному принципу человеческого общежития, к самому себе как
самореализующейся и ответственной личности, способной к позитивному действию, к труду Эстетическое
воспитание способствует формированию ценностного отношения к природе, труду, искусству, культурному
наследию
5. Ценности познавательной деятельности
В процессе художественной деятельности на занятиях изобразительным искусством ставятся задачи
воспитания наблюдательности — умений активно, т е в соответствии со специальными установками, видеть
окружающий мир, воспитывается эмоционально окрашенный интерес к жизни Навыки исследовательской
деятельности развиваются в процессе выполнения различных заданий (в том числе культурно-исторической
направленности), проектов на занятиях изобразительным искусством
6. Экологическое воспитание
Экологическая культура, осознание глобального характера экологических проблем, активное неприятие
действий, приносящих вред окружающей среде, воспитываются в процессе художественно-эстетического
наблюдения природы, а также её образа в произведениях искусства и личной художественно-творческой
практике

7. Трудовое воспитание
Художественно-эстетическое развитие обучающихся обязательно должно осуществляться в процессе
личной художественно-творческой деятельности, освоения художественных материалов и специфики
каждого из них Эта трудовая и смысловая деятельность формирует такие качества, как навыки практической
(не теоретико-виртуальной) работы своими руками, умение преобразовать реальное жизненное
пространство, меняя его оформление, создание реального творческого продукта в разных видах искусства
Воспитываются качества упорства, стремление к результату, понимание эстетики трудовой деятельности
Обучающиеся учатся сотрудничать, участвовать в коллективной трудовой деятельности, работать в команде
8. Воспитывающая предметно-эстетическая среда
В процессе художественно-эстетического воспитания обучающихся имеет значение организация
пространственной среды школы При этом школьники должны быть активными участниками (а не только
потребителями) её создания, оформления пространства в соответствии с задачами образовательной организации, среды, календарными событиями школьной жизни Эта деятельность обучающихся, как и сам образ
предметно-пространственной среды школы, оказывает активное воспитательное воздействие и влияет на
формирование позитивных ценностных ориентиров и восприятие жизни
Метапредметные результаты

В результате обучения в соответствии с примерной рабочей программой курса внеурочной деятельности
формируются следующие метапредметные результаты
1. Овладение универсальными познавательными действиями
Формирование пространственных представлений и сенсорных способностей:
6 сравнивать предметные и пространственные объекты по заданным основаниям;
6 характеризовать форму предмета, конструкции;
6 выявлять положение предметной формы в пространстве;
6 обобщать форму составной конструкции;
6 анализировать структуру предмета, конструкции, пространства, зрительного образа;
6 структурировать предметно-пространственные явления;
6 сопоставлять пропорциональное соотношение частей внутри целого и предметов между собой;
6 абстрагировать образ реальности в построении плоской или пространственной композиции
Базовые логические и исследовательские действия:
6 выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
6 сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства
и действительности;
6 классифицировать произведения искусства по видам и, соответственно, по назначению в жизни людей;
6 ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
6 вести исследовательскую работу по сбору информационного материала по выбранной теме;
6 самостоятельно формулировать выводы и обобщения по результатам наблюдения или исследования,
аргументированно защищать свои позиции
Работа с информацией:
6 использовать различные методы, в том числе электронные технологии, для поиска и отбора информации
на основе образовательных задач;
6 использовать электронные образовательные ресурсы;
6 выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную
в произведениях искусства, в текстах;
6 самостоятельно готовить информацию на заданную или выбранную тему и уметь по-разному её
представлять (в рисунках и эскизах, тексте, таблицах, схемах, электронных презентациях)
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Понимать искусство в качестве особого языка общения — межличностного (автор — зритель), между
поколениями, между народами;
6 воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями
общения, развивая способность к эмпатии и опираясь на восприятие окружающих;
6 вести диалог и участвовать в дискуссии, проявляя уважительное отношение к оппонентам, сопоставлять
свои суждения с суждениями участников общения, выявляя и корректно, доказательно отстаивая свои
позиции в оценке и понимании обсуждаемого явления, находить общее решение и разрешать конфликты
на основе общих позиций и учёта интересов;
6 публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или
исследовательского опыта;
6 взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и
строить действия по её достижению, договариваться, проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться, ответственно относиться к задачам, своей роли в достижении общего
результата
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:

6 осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно

подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия, развивать мотивы и интересы своей
учебной деятельности;
6 планировать пути достижения поставленных целей, составлять алгоритм действий, осознанно выбирать
наиболее эффективные способы решения познавательных, художественно-творческих задач;
6 уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок и бережно относясь
к используемым материалам
Самоконтроль:
6 соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в
процессе достижения результата;
6 владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев
Эмоциональный интеллект:
6 развивать способность управлять собственными эмоциями, стремиться к пониманию эмоций других;
6 уметь рефлексировать эмоции как основание для художественного восприятия искусства и собственной
художественной деятельности;
6 развивать свои эмпатические способности, способность сопереживать, понимать намерения и переживания
свои и других;
6 признавать своё и чужое право на ошибку;
6 работать индивидуально и в группе; продуктивно участвовать в учебном сотрудничестве, в совместной
деятельности со сверстниками, с педагогами и межвозрастном взаимодействии
Предметные результаты

Предметные результаты сгруппированы по учебным модулям, характеризуют опыт обучающихся в
художественно-творческой деятельности и отражают сформированность умений в зависимости от
содержания программы внеурочной деятельности
Модуль № 1 «Декоративно-прикладное и народное искусство» (программа «Мир декоративноприкладного искусства»):
6 знать о многообразии видов декоративно-прикладного искусства: народного, классического, современного,

искусства промыслов;
6 распознавать произведения декоративно-прикладного искусства по материалу (дерево, металл, керамика,

текстиль, стекло, камень, кость и др );
6 уметь характеризовать неразрывную связь декора и материала;
6 распознавать и называть техники исполнения произведений декоративно-прикладного искусства в разных

материалах: резьба, роспись, вышивка, ткачество, плетение, ковка и др ;
6 знать специфику образного языка декоративного искусства — его знаковую природу, орнаментальность,

стилизацию изображения;
6 различать разные виды орнамента по сюжетной основе: геометрический, растительный, зооморфный,

антропоморфный;
6 владеть практическими навыками самостоятельного творческого создания орнаментов ленточных,

сетчатых, центрических;
6 знать о значении ритма, раппорта, различных видов симметрии в построении орнамента и уметь применять

эти знания в собственных творческих декоративных работах;
6 владеть практическими навыками стилизованного — орнаментального лаконичного изображения деталей

природы, стилизованного обобщённого изображения представителей животного мира, сказочных и
мифологических персонажей с опорой на традиционные образы мирового искусства;
6 уметь объяснять символическое значение традиционных знаков народного крестьянского искусства
(солярные знаки, древо жизни, конь, птица, мать-земля);
6 знать и самостоятельно изображать конструкцию традиционного крестьянского дома, его декоративное
убранство;
6 иметь практический опыт изображения характерных традиционных предметов крестьянского быта;
6 осваивать конструкцию народного праздничного костюма, его образный строй и символическое значение
его декора;
6 уметь изобразить или смоделировать традиционный народный костюм;
6 распознавать примеры произведений декоративного искусства (предметы быта, костюм) разных
исторических эпох и народов (например, Древний Египет, Древний Китай, античные Греция и Рим,
Средневековье);
6 характеризовать древние образы народного искусства в произведениях современных народных промыслов;
6 уметь перечислять материалы, используемые в народных художественных промыслах: дерево, глина,
металл, стекло и др ;
6 различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
6 объяснять связь между материалом, формой и техникой декора в произведениях народных промыслов;
6 иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых
художественных промыслов;

6 уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда

отечественных художественных промыслов;
6 уметь определять предметы декоративно-прикладной художественной деятельности в окружающей

предметно-пространственной среде, обычной жизненной обстановке и характеризовать их образные
особенности;
6 ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно-прикладного искусства; различать
по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литьё, гобелен и т д ;
6 владеть навыками коллективной практической творческой работы по оформлению пространства школы и
школьных праздников
Модуль № 2
искусства»):

«Живопись,

графика,

скульптура»

(программа

«Мир

изобразительного

6 знать основные виды живописи, графики и скульптуры, объяснять их назначение в жизни людей

Язык изобразительного искусства и его выразительные средства:
6 различать и характеризовать традиционные художественные материалы для графики, живописи,

скульптуры;
6 иметь практические навыки изображения карандашами разной жёсткости, фломастерами, углём, пастелью

и мелками, акварелью, гуашью; иметь практические навыки лепки из пластилина; использовать
возможности применять другие доступные художественные материалы;
6 иметь представление о различных художественных техниках работы разными художественными
материалами;
6 понимать роль рисунка как основы изобразительной деятельности;
6 знать основы линейной перспективы и уметь изображать объёмные геометрические тела на двухмерной
плоскости;
6 знать понятия графической грамоты изображения предмета: «освещённая часть», «блик», «полутень»,
«собственная тень», «падающая тень» и уметь их применять в практике рисунка;
6 понимать содержание понятий «тон», «тональные отношения» и иметь опыт их визуального анализа;
6 обладать навыком определения конструкции сложных форм, геометризации плоскостных и объёмных
форм, умением соотносить между собой пропорции частей внутри целого;
6 иметь опыт линейного рисунка, понимать выразительные возможности линии;
6 иметь опыт творческого композиционного рисунка в ответ на заданную учебную задачу или как
самостоятельное творческое действие;
6 знать основы цветоведения: характеризовать основные и составные цвета, дополнительные цвета;
6 определять содержание понятий «колорит», «цветовые отношения», «цветовой контраст» и иметь навыки
практической работы гуашью и акварелью;
6 иметь опыт объёмного изображения (лепки) и начальные представления о пластической выразительности
скульптуры, соотношении пропорций в изображении предметов или животных
Жанры изобразительного искусства:
6 объяснять понятие «жанры в изобразительном искусстве», перечислять жанры;
6 знать основные виды живописи, графики и скульптуры

Натюрморт:
6 знать и уметь применять в рисунке правила линейной перспективы и изображения объёмного предмета в

двухмерном пространстве листа;
6 знать об освещении как средстве выявления объёма предмета;
6 иметь опыт построения композиции натюрморта: опыт разнообразного расположения предметов на листе,

выделения доминанты и целостного соотношения всех применяемых средств выразительности;
6 иметь опыт создания графического натюрморта;
6 иметь опыт создания натюрморта средствами живописи

Портрет:
6 знать и претворять в рисунке основные позиции конструкции головы человека, пропорции лица,

соотношение лицевой и черепной частей головы;
6 создавать зарисовки объёмной конструкции головы; понимать термин «ракурс» и определять его на

практике;
6 иметь начальный опыт лепки головы человека;
6 иметь начальный опыт графического портретного

изображения как нового для себя видения
индивидуальности человека;
6 иметь опыт создания живописного портрета, понимать роль цвета в создании портретного образа как
средства выражения настроения, характера, индивидуальности героя портрета
Пейзаж:
6 знать правила построения линейной перспективы и уметь применять их в рисунке;
6 знать правила воздушной перспективы и уметь их применять на практике;

6 иметь представление об особенностях пленэрной живописи и колористической изменчивости состояний

природы;
6 иметь опыт живописного изображения различных активно выраженных состояний природы;
6 иметь опыт пейзажных зарисовок, графического изображения природы по памяти и представлению;
6 иметь опыт художественной наблюдательности как способа развития интереса к окружающему миру и его

художественно-поэтическому видению;
6 иметь опыт изображения городского пейзажа — по памяти или представлению

Бытовой жанр:
6 различать тему, сюжет и содержание в жанровой картине; выявлять образ нравственных и ценностных

смыслов в жанровой картине;
6 иметь представление о композиции как целостности в организации художественных выразительных

средств, взаимосвязи всех компонентов художественного произведения;
6 иметь опыт создания композиции на сюжеты из реальной повседневной жизни, обучаясь художественной

наблюдательности и образному видению окружающей действительности
Исторический жанр:
6 знать характеристики основных этапов работы художника над тематической картиной: периода эскизов,
периода сбора материала и работы над этюдами, уточнения эскизов, этапов работы над основным
холстом;
6 иметь опыт разработки композиции на выбранную историческую тему (художественный проект): сбор
материала, работа над эскизами, работа над композицией
Модуль № 3 «Архитектура и дизайн» (программа «Метаморфозы в архитектуре и дизайне»):
6 характеризовать архитектуру и дизайн как конструктивные виды искусства, т е искусства художественного

построения предметно-пространственной среды жизни людей;
объяснять роль архитектуры и дизайна в построении предметно-пространственной среды
жизнедеятельности человека;
6 рассуждать о том, как предметно-пространственная среда организует деятельность человека и
представления о самом себе
Графический дизайн:
6 составлять формальные композиции на плоскости в зависимости от поставленных задач;
6 выделять при творческом построении композиции листа композиционную доминанту;
6 составлять формальные композиции на выражение в них движения и статики;
6 применять цвет в графических композициях как акцент или доминанту, объединённые одним стилем;
6 определять шрифт как графический рисунок начертания букв, объединённых общим стилем, отвечающий
законам художественной композиции;
6 соотносить особенности стилизации рисунка шрифта и содержание текста; различать «архитектуру»
шрифта и особенности шрифтовых гарнитур; иметь опыт творческого воплощения шрифтовой
композиции (буквицы);
6 применять печатное слово, типографскую строку в качестве элементов графической композиции;
6 иметь практический опыт разработки логотипа на выбранную тему;
6 приобрести творческий опыт построения композиции плаката, поздравительной открытки или рекламы на
основе соединения текста и изображения
Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека:
6 иметь опыт построения объёмно-пространственной композиции как макета архитектурного пространства в
реальной жизни;
6 иметь опыт изображения зданий, в которых выражены особенности архитектурно-художественных стилей
разных эпох;
6 иметь опыт разработки построения городского пространства в виде макетной или графической схемы;
6 иметь опыт творческого проектирования пространства интерьера для конкретных задач жизнедеятельности
человека;
6 иметь представление о конструкции костюма и применении законов композиции в проектировании
одежды, ансамбля в костюме;
6 иметь опыт выполнения практических творческих эскизов на тему дизайна современной одежды, создавать
эскизы молодёжной одежды для разных жизненных задач;
6 различать задачи театрального грима и бытового макияжа;
6 иметь опыт создания эскизов театрального грима и бытового макияжа
6

Модуль № 4 «Изображение в синтетических, экранных видах искусства и художественная
фотография» (вариативный) (программа «Фотография и художественное изображение в

зрелищных и экранных искусствах»):
6 знать о синтетической природе искусств, синтезирующих выразительные средства разных видов

художественного творчества, о коллективности творческого процесса;
6 понимать и характеризовать роль визуального образа в синтетических искусствах;
6 знать о роли художника и видах профессиональной художнической деятельности в современном театре;
6 иметь представление о сценографии и символическом характере сценического образа;
6 иметь практический опыт создания эскизов оформления спектакля по выбранной пьесе; уметь применять

полученные знания при постановке школьного спектакля;
6 иметь практический навык игрового одушевления куклы из простых бытовых предметов

Художественная фотография:
6 иметь навыки фотографирования и обработки цифровых фотографий с помощью компьютерных

графических редакторов;
6 понимать, как в художественной фотографии проявляются средства выразительности изобразительного

искусства, и стремиться к их применению в своей практике фотографирования;
6 иметь опыт применения знаний о художественно-образных критериях в композиции кадра при

самостоятельном фотографировании окружающей жизни;
6 обретать опыт художественного наблюдения жизни, развивая познавательный интерес и внимание к

окружающему миру, к людям;
6 иметь навыки компьютерной обработки и преобразования фотографий

Изображение и искусство кино:
6 иметь представление об экранных искусствах как монтаже композиционно построенных кадров;
6 приобрести опыт создания видеоролика; осваивать основные этапы создания видеоролика и планировать

свою работу по созданию видеоролика;
6 осваивать начальные навыки практической работы по видеомонтажу на основе соответствующих

компьютерных программ;
6 приобрести навык критического осмысления качества снятых роликов;
6 осваивать опыт создания компьютерной анимации в выбранной технике и в соответствующей

компьютерной программе;
6 иметь опыт совместной творческой коллективной работы по созданию анимационного фильма

Изобразительное искусство на телевидении:
6 иметь представление о многих направлениях деятельности и профессиях художника на телевидении;
6 применять полученные знания и опыт творчества в работе школьного телевидения и студии мультимедиа;
6 понимать важность зрительской культуры и необходимость зрительских умений

00
N0

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Тематическое планирование представлено по модулям, годам обучения и содержит примерную тематику.

МОДУЛЬ № 1 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ И НАРОДНОЕ ИСКУССТВО»
Программа «Мир декоративно-прикладного искусства»
Примерная программа курса внеурочной деятельности

№
п/п
1

Название разделов и тем
Вводное занятие
(общие сведения о декоративно-прикладном искусстве и его видах; темы,
материалы, инструменты, техники)

Раздел «Древние корни народного искусства»
2
Образы, символы, знаки в предметах крестьянского быта (исследовательский
квест «Загадка древнего сосуда»; «Школьный электронный иллюстрированный
альбом-словарь по декоративно-прикладному искусству»)

Количество часов
Теория Практика
1

Всего
1

5

5

Всего

5

5

Раздел «Убранство русской избы»
3
Какая она, русская изба: секреты, тайны и загадки (виртуальная экскурсия)

1

1

3

3

4
Предметы русского деревенского быта (коллективная работа)

МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

5
3 часов 3
Количество
№ Это загадочное ДПИ
Название
разделов
и
тем
п/п (разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викторины к
Теория Практика Всего
предметной неделе или итоговому контролю)
11
3
3
Всего Это загадочное ДПИ
7
7
(разработка заданий по декоративно-прикладному искусству для викторины к
Разделпредметной
«Народный
праздничный
костюм»
неделе
или итоговому
контролю)
6
2
3
Мотивы
народной
вышивки
Всего
16
16
(орнаментальное построение вышивки: графика, аппликация, трафарет,
компьютерная
графика)
Раздел
«Декоративно-прикладное
искусство в культуре разных эпох и
народов»
7
7
7
народный костюм — красота покроя
12 Русский
6
6
Эпоха, народ, костюм
(импровизация:
создание народного праздничного костюма по мотивам русских
(создание
костюмов
и украшений
разных
эпох и
народов: индивидуальная
сказок
в технике
по выбору
(коллаж,
объёмная
аппликация,
бумажная
работа, работа
в творческих группах)
пластика);
выставка)
13
8

Традиции народных праздников и обрядов (проект настольной игры)
Коллекция исторических костюмов и украшений
Всего (коллективная работа над многофигурной композицией, выставка-конкурс)
Всего
Раздел «Народные художественные промыслы»
Раздел «Декоративно-прикладное искусство в жизни современного
9
Чудо народной росписи
человека»
14 (импровизация по мотивам мезенской, Городецкой росписей по дереву;
Декоративные
техники:
изделие,
украшение,
сувенир
жостовской
росписи
по металлу;
техника
папье-маше
и роспись изделия;
(мастер-класс:
текстильные
куклы,
лепка
игрушки-свистульки;
плетение
выставка)
украшений и др.)
10
15 Русская глиняная игрушка
Современное
декоративное
и оформительское
искусствоигра,
(художественно(АУЕВ-квест
— командная
исследовательская,
творческая
в которой
творческая практика
посвоей
разным
видам
декоративного
и оформительского
обучающиеся,
согласно
роли,
добывают
информацию
об одной из русских
искусства, игрушек
выставка)
глиняных
через ресурсы интернета, узнают об особенностях формы и
росписи, затем на основе полученных знаний создают глиняную игрушку
одного из промыслов)

3
8

3
8

17
9

18
9

6
4

6
4

75

75

Примерная программа курса внеурочной деятельности

МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

16

Как украсить школу и класс
(художественно-оформительский проект)

Всего
ВСЕГО

1

3

3

12

12

67

68

МОДУЛЬ № 2 «ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА, СКУЛЬПТУРА»
Программа «Мир изобразительного искусства»
№
п/п
1

Название разделов и тем
Вводное занятие
(живописные, графические и скульптурные художественные материалы, их
особые свойства; художественные техники и приёмы работы в этих техниках;
экскурсия (очная или виртуальная) в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве или
художественный музей вашего региона)

Раздел «Язык изобразительного искусства и его выразительные средства»
2 Растительные мотивы в графике, в живописи
(формы растительного и животного мира в графической и живописной
техниках, работа в материале)
3

Мир животных и птиц
(графика, живопись, скульптура: наброски фигуры животного (по фотографии);
перевод реального образа в декоративный; лепка животных; полевая
художественная практика в зоологическом музее или краеведческом музее
региона)

Количество часов
Теория Практика
1

Всего

2

2

4

4

№
п/п
4

5

6

Название разделов и тем
Коллекция изображений простых предметов
(создание рисунков чёрно-белых или в цвете с заданными свойствами:
линейный рисунок, штрих, пятно, декорирование поверхности, контраст цвета и
формы)
Фигура человека, рисунок, лепка
(упражнения: быстрые наброски фигур одноклассников с натуры, изображение
человека из простых геометрических фигур в технике аппликации (поза,
движение); рисунок фигуры человека в движении; лепка фигуры человека в
движении или покое)
«Музыкальная палитра», неформальная композиция
(создать палитру картины художника (на выбор), использовать эту палитру при
создании неформальной цветовой композиции на музыку своего любимого
композитора; выставка-конкурс)

7

Количество часов
Теория Практика

Всего

3

3

5

5

3

3

3

3

3

3

23

23

Изобразительный калейдоскоп
(по основной цветовой гамме картины художника (на выбор) сделать выкраску
цветов и создать изображение, используя эту гамму; выставка-конкурс)
8

Всего
00 О'

Композиция-импровизация
(по мотивам одного из произведений художника (на выбор) создать
композицию-импровизацию, используя свойственную художнику манеру, но в
иной цветовой гамме; выставка-конкурс)

со
оо

11

Примерная программа курса внеурочной деятельности

курса внеурочной деятельности
Примерная программа
ИСКУССТВ
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

Количество часов
Раздел «Жанры№
изобразительного искусства»
Название разделов и тем
п/п
9
1
1
Теория Практика Всего
Вводное занятие
15
7
7
(жанровая система
в изобразительном искусстве; предмет изображения, сюжет и
Сказочно-былинные темы в изобразительном искусстве
содержание произведения изобразительного искусства; экскурсия (очная или
(создание композиции, изображающей вид былинной Руси (крепости, города) с
виртуальная) в ГТГ в Москве или региональный художественный музей)
высоты птичьего полёта, былинных и сказочных героев, вымышленные события,
сказочные сюжеты, подвиги богатырей)
10
8
8
2
2
Натюрморт 16
Вернисаж
«Мир изобразительного
искусства»
(создание декоративного
натюрморта
в техниках графики,
живописи (полная
(коллективная
работа потехнике;
организации
выставки
творческих
и конкурсных работ)
или ограниченная
палитра), смешанной
конкурс
готовых
работ)
Всего
Пейзаж
(создание пейзажа
ВСЕГО в графике (смешанная техника), построение композиции;
пленэр; пейзаж-настроение; городской пейзаж в технике по выбору
(линогравюра, гравюра наклейками, граттаж, тиснение, ограниченная палитра)

8

8
2

МОДУЛЬ № 3 «АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН»

12 Портрет
8
(выполнение
портрета с «Метаморфозы
натуры с декоративным
элементом (павловопосадский
Программа
в архитектуре
и дизайне» (графический и средовой
платок); портрет
в среде;
портрет
литературного
героя;
исторический портрет;
дизайн,
дизайн
одежды
и элементов
декорирования)
автопортрет)
13

Бытовой жанр
№в изобразительном искусстве
Название разделов и тем
(изображение
п/псцен обычной жизни людей, детских игр, жанровых сценок,
праздников и т. д.)
1
14
Вводное занятие
Исторический жанр
в изобразительном
искусстве
(дизайн
и архитектура как
создатели «второй природы» — предметно-про(батальная сценастранственной
на основе литературных
произведений
или
кинофильмов;
среды жизни
людей; темы,
материалы
и инструменты)
сюжетная композиция; выполнение мини-серии (триптиха) на историческую
тему; коллективная работа или работа в творческих группах)

4

6

44

44

66

68

8

4
Количество
часов
Теория Практика
1
6

Всего
1

курса внеурочной деятельности
Примерная программа
ИСКУССТВ
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

Раздел
«Графический дизайн»
№
Название разделов и тем
п/п
2 Композиция в графическом дизайне

39

(плоскостная композиция фронтальная, глубинная, замкнутая, разомкнутая из
в технике киригами
(мельница,
крепостная
современные
панорамные
элементов
различных
геометрических
форм;стена
цвет или
в плоскостной
композиции;
архитектурныекомпозиция;
ансамбли, например
Москва-Сити);
групповой
художественнонеформальная
ассоциативная
композиция;
художественнотворческийпрактика;
проект; фотографирование
готовых проектов)
творческая
онлайн-игра РЬАУММОМА)

Зданиеабстрактных
и его архитектурные
элементы (наружные
и внутренние)
Смысл
линий. Командная
игра «Искусство
шрифта»(создание
(АУЕВ-квест:
фотоколлажа
с отражением
всевозможных
наружныхсостоящей
(арки, навесы,
карнизы,
выбор
названия
команды; создание
эскиза эмблемы,
из одной
или
въездные
и пр.) и внутренних
(окна,
полы,команды)
потолки, лестницы и пр.)
двух
букв ипандусы
символического
изображения;
логотип
4 элементов дома; фантазийный проект; работа в паре)
Устное народное творчество в шрифтовой композиции. Техника граффити
10 Архитектура и природная форма
(шрифтовая композиция по мотивам закличек, дразнилок, пословиц, поговорок;
(использование объекта природы
художественно-творческий
проект)— насекомого, животного, птицы, улитки,
плода,
цветка
—
для
создания
образа архитектурного сооружения;
5
фотографирование проектов)
Плакат, афиша, пригласительный билет
11 (создание афиши в любой из художественных техник; плакат; пригласительный
билет;
коллаж,«Автомобиль
скрапбукинг; из
художественно-творческое
проектирование)
Дизайн-макет
картона»
(чертёж
развёртки
автомобиля
(будущего
или
прошлого);
создание модели;
Электронная поздравительная открытка
6 работа в паре или в творческой группе; фотографирование готового автомобиля)
(мастер-класс; выполнение поздравительной открытки в материале)
12
7 Инсталляция на заданную тему
«Метаморфозы в графическом дизайне», выставка-конкурс (коллективная
(выполнение
инсталляции
на темы: «Дружба», «Страны и народы», «Народный
работа
по организации
выставки-конкурса)
костюм», «Новогодние идеи», «Машины и механизмы», «Электронный мир»,
Всего
«Спорт», «Мода», «Профессии», «Отгадай героя» (на выбор); работа в
творческой группе; фотографии инсталляций)
Раздел «Макетирование объёмно-пространственных композиций»
13 Дизайн упаковки
8 Строительство и архитектура прошлого и настоящего (макетирование из готовых
(выполнение
чертежаизба,
развёртки,
проекта оформления)
форм
зданий (терем,
храм, колокольня,
современное здание), объёмноплоскостная архитектурная композиция

Количество часов
4
Теория Практика

4
Всего

33

33

3
2

3
2

3

3

3

3

2

2

3
1

3
1

16

16

42

42

курса внеурочной деятельности
Примерная программа
ИСКУССТВ
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

14 Дизайн: форма и функция
№
Название разделов и тем
п/п (выполнение аналитических зарисовок форм бытовых предметов, например
чайника, утюга, самовара и т. д.; проектирование дизайна бытовых предметов;
фотографии проектов)
20 эргономика;
Предмет и стиль
15 (создание дизайнерского решения любого предмета, например дивана, люстры,
«Метаморфозы
в архитектуре
и дизайне
среды», выставка
(фотографирование
буфета, кофеварки,
по мотивам
конструктивизма
и скандинавского
стиля;
творческих
проектов;
инсталляций;вариантов)
размещение фотографий на сайте школы, в
фотографирование
получившихся
блоге, в группе в соцсети или в реальном формате)
21 творческом
«Метаморфозы в архитектуре и дизайне среды», выставка
(выставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в
Всего
соцсети или в реальном формате)

2 часов 2
Количество
Теория Практика

Раздел
Всего «Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека»
16
Образ
знаменитого
города
Раздел
«Образ
человека
и индивидуальное проектирование»
22 (города мира; основные достопримечательности; прошлое и настоящее вашего
Дом моей
мечты
города;
фотоколлаж;
выполнение творческого проекта в компьютерной
(выполнение
рисунка или
программе
РоугегРопА
илифотоколлажа
Р1ю1;о811ор) внешнего вида дома; чертёж
расположения
помещений;
схема расстановки мебели; зонирование комнаты;
17
Арт-пространство
города: сквер, бульвар, парк
художественное проектирование)
местности, архитектурный объект и малые архитектурные формы 23 (рельеф
«Колыбельная песенка», дизайн интерьера
единая композиция ландшафта; выполнение макета из пенопластовых
(разработка дизайна детской комнаты или декоративного панно в технике
(потолочных) панелей; групповой художественно-творческий проект;
аппликации или цветной графики, чтобы цветовое решение соответствовало
фотографирование проектов)
детской колыбельной песенке; игра «Бюро дизайна интерьера»;
18
фотографирование
Проект
оформленияработ)
интерьера молодёжного кафе
24 (выбор стиля, например, Возрождения, авангарда, импрессионизма, модерна;
Арт-объект в интерьере
создание
цветного
эскиза
оформления
(фреска, мозаика)
в соответствии
(выполнение
дизайна
элементов
декорирования
(декор стен:
роспись, с
выбранным
стилем)
сграффито, композиция
из постеров и т. д.); декоративные панно; рамка для
19 Мебель
фотографии,
керамика,
изделия
из текстиля и нитей; цветочные композиции и
в стиле...
Мебельный
гарнитур
(выполнение
макета предметов мебели (стул, кресло, диван и др.), составпр.)
ляющих единый ансамбль; конструирование из бумаги)

Всего

3
1

3
1

1

1

20

20

15
3

15
3

2

2

3

3

3

3

3

3

2

2

2

2

МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ

25

3

3

5

5

1

1

16
67

16

Дизайн одежды
(игра «Модный бренд»; разработка дизайн-проектов одежды: современного
молодёжного костюма, костюма в спортивном или фольклорном стиле;
конструирование элементов одежды; коллаж; фотографирование проектов)
26 Стилист и визажист, или Костюм и образ в стиле «фэнтези», карнавальный
костюм
(разработка эскиза костюма, эскиза грима в технике аппликации; создание
образа в материале (аквагрим, причёска, одежда); показ одежды;
фотографирование проектов)
27
«Метаморфозы в дизайне одежды и элементах декорирования», выставка
(фотовыставка творческих работ на сайте школы, в творческом блоге, в группе в
соцсети или в реальном формате)
Всего
ВСЕГО

1

68

МОДУЛЬ № 4 «ИЗОБРАЖЕНИЕ В СИНТЕТИЧЕСКИХ, ЭКРАННЫХ ВИДАХ ИСКУССТВА И
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ» (ВАРИАТИВНЫЙ)
Программа «Фотография и художественное изображение в зрелищных и экранных искусствах»
№
п/п
1

Название разделов и тем
Вводное занятие
(коллективность творчества в синтетических искусствах; темы, формы, приёмы,
материалы, инструменты)

Количество часов
Теория Практика
1

Всего
1

№
п/п

Название разделов и тем

Примерная программа курса внеурочной деятельности

Раздел «Художник и искусство театра»
2 Проектируем спектакль
(анализ идеи, сюжета и действий выбранной пьесы-сказки; кто из героев что
делает, как, зачем и где; работа в творческих группах)
3
4

5

Сценография
(проект оформления сцены; работа в творческих группах)
Образ героя и сценический костюм
(художественно-творческое проектирование: создание рисунков или коллажей
костюмов и грима действующих лиц спектакля)
Пластические этюды
(выполнение образно-пластических импровизационных сказочных этюдов,
фотографирование и придумывание названий этюдов для создания галереи
образов; работа в творческих группах)

Количество часов
Теория Практика

Всего

2

2

2

2

3

3

3

3

2

2

6

Маленький кукольный театр
(создание эскизов основных мест действия (фонов), эскизов кукол — персонажей
спектакля)

7

Театральный плакат-афиша
(выполнение эскиза плаката афиши в технике компьютерной графики)

1

1

Всего

13

14

курса внеурочной деятельности
Примерная программа
ИСКУССТВ
МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ

Количество часов
Раздел
«Художественная фотография»
№
Название разделов и тем
п/п
8 Предметная фотосъёмка. Свет и тень
2
2
Теория Практика
Всего
(выявление формы и фактуры предмета; композиция кадра, ракурс, плановость,
в которой будут
действовать,
например, Робинзон
графический
ритм;
проектно-съёмочная
практика)Крузо, капитан Немо, Шерлок
2
2
Холмс и т. д.)
9
3
3
15 «Снимаем кино: место действия и костюм персонажа», коллаж (соответствие
2
2
«Вода
и
стекло»,
«Игра
бликов
на
стекле»,
фото
серии
для
вернисажа
(создание
образа места действия и костюма; создать по видеоплану костюм или видеоплан
на
наиболее интересного и выразительного
образа; фотовыставка)
пофотографии
костюму; художественно-творческая
практика)
10
4
4
16 «Поэзия
1
1
света»,
фотография
пейзажакартины
(рассвет, закат, дождь, туман и т. д.)
Киноязык;
раскадровка
живописной
(влияние
естественнойв световой
на выразительность
образа в фото(язык повествования
фильме —среды
кинокадр
(кинослово, кинофраза);
создание
графии;
эмоциональное
воздействие
чёрно-белой
фотовернисаж)
раскадровки
картины как
изобразительной
записифотографии;
фильма)
17
11

«Скажи мне хоть видеослово», видеопрактика
Студия художественного фотопортрета
(видеослово — изображение любого объекта, который снят со штатива или в
(выполнение серии постановочных фотопортретов для вернисажа; передача
движении: выразительность видеослова и разные точки съёмки; фотокадр (стопсвета, позы, костюма, антуража, фона)
кадр) или графическая раскадровка; полевая видео практика и творческий
12
отчёт)
«Репортаж
из школьной жизни», серия событийно-документальных
18 фотоисторий
(спортивные
соревнования,
праздники,
экскурсии и т.
д.)
Видеоряд на сюжет
«Я слушаю
музыку», «Зритель
рассматривает
картину
(выполнение
создание
интерактивного
фотоальбома
в программе
художника», фотографий;
«Человек смотрит
в окно
мчащегося поезда»
(на выбор)
РоАУегРот!)
(видеофраза — соединение объекта и действия, смысл и выразительность
13 Фотоколлаж
видеофразы;для
изображение
что человек
о чём думает;
запись
творческойтого,
группы
в соцсетивидит,
или творческого
блога
закадрового текста
внутреннего
монолога (человек может
видеть одно, а думать
(выполнение
дизайн-проекта
с фотоизображением:
достопримечательности,
о другом); монтаж
изиодних
интересные
события
т. д.) и тех же видеокадров разных видеофраз; творческий
отчёт)
Всего
19
«Юные
художники и
(спортсмены,
музыканты)», съёмка и монтаж видеофразы
Раздел
«Изображение
искусство кино»
(приобретение навыков практической работы по видеомонтажу в компьютерной
14 «Снимаем
кино: натура и интерьер для героя», фотоколлаж (выполнение
программе Ас1оЪе Ргетшеге; творческий отчёт)
фотоколлажа фрагментов среды для съёмок фильма,

32

32

3

3

1

1

2

2

172

17
2

2

2

МИР ВИЗУАЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ
00

20 Видеосюжет и звукоряд (примерные темы «Прогулка по городу», «День
рождения», «Автогонки»)
(монтаж — соединение кадров между собой и со звуком; подбор и описание
составных звукоряда к выбранным изображениям из журналов, Интернета;
творческий отчёт)
21
Фразы и диалог на экране
(диалог из двух-трёх фраз на одну из следующих тем: «Весёлый праздник»,
«Неожиданная встреча друзей», «Дискуссия», «После спортивного
соревнования» в форме сценарного плана; творческий отчёт)
22 Анимация
(проектно-съёмочная практика, творческий отчёт)
Всего
Раздел «Изобразительное искусство на телевидении»
23
«Телевизионная студия», план, эскиз
(создание плана студии, эскиза оформления телестудии, эскизов костюмов
ведущих; проектно-творческая практика)
24
Заставка для любимой передачи
(выполнение эскиза или компьютерного коллажа заставки любимой
телепередачи)
25
Видеофраза и звукоряд
(видеофраза и звукоряд на тему, например, «Танец», «Прогулка с собакой»,
«Работа за компьютером» и т. и.; раскадровка; проектно-творческая практика;
работа в творческой группе; творческий отчёт)
26 Видеоэтюд и звукоряд на тему «Дети в театре (цирке)»
(создание кадроплана, описание видов звука — от шумов и музыки до текста в
кадре и за кадром, которые могут сопровождать планы; проектно-творческая
практика; работа в творческой группе; творческий отчёт)

1

1

1

1

5

5

18

18

2

2

1

1

2

2

2

2

№
п/п

Название разделов и тем

Количество часов
Теория Практика

27

Всего

Примерная программа курса внеурочной деятельности

2

2

28 Снимаем интервью
(человек, картинка на экране, крупный план (глаза, руки, жесты героя); ракурс,
точка съёмки, крупность плана, монтажные «перебивки» (фрагменты
окружающей среды); творческий групповой проект)

2

2

29

3

3

2

2

2

2

18
67

18

«Снимаем пейзажный или тематический видеоэтюд», кадроплан (создание
пейзажного кадроплана на тему «Золотая осень», «Дождь в городе», «Вечерние
огни» (на выбор) или тематического кадроплана на тему «Нежная песня»,
«Малыш рисует», «На соревнованиях», «Играем с котёнком» (на выбор); подбор
звукоряда (музыка, шумы); творческий групповой проект)

Репортаж или видеоочерк
(сценарный план, реализация — съёмка и озвучка; творческий групповой проект
30 Тематический флешмоб
(арт-объекты актуального искусства, единое зрелищно-игровое пространство
художника, зрителя, предметов; разработка идеи, сценарного плана, выполнение зарисовок, реализация флешмоба; творческий групповой проект)
31 Снимаем видеоклип

(видеоклип — форма современного экранного языка; текст, звук и визуальносмысловые ассоциации; получение навыков практической работы по
видеомонтажу в компьютерной программе (Ас1оЪе Ргетшеге); творческий
коллективно-групповой проект)

Всего
ВСЕГО

1

68

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Возможные технические средства обучения:
6 интерактивная доска;
6 мультимедийный проектор;
6 экспозиционный экран;
6 персональный компьютер для учителя (ноутбук);
6 фото- и видеокамера (планшет/мобильный телефон);
6 программное обеспечение компьютера (Ро^егРошй, РЬо^о- зЬор, АйоЬе Р^ет^е^е, анимационная

программа, интернет, онлайн-игра Р^АУММОМА на платформе Московского музея современного
искусства)
Наглядные пособия:
6 коллекция презентаций по темам занятий;
6 коллекция презентаций с работами обучающихся;
6 изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;
6 муляжи для рисования;
6 натюрмортный фонд (натура для изображения);
6 электронные образовательные ресурсы по темам занятий и др

Занятия могут проводиться в компьютерном классе, актовом зале, библиотеке, в зависимости от
темы занятия и от создания необходимых условий для организации обучения.
Оборудование, материалы, инструменты, необходимые для художественно-творческих занятий:
6 графические материалы (простые карандаши разной твёрдости (от ТМ до 4М), цветные карандаши,

пастель, восковые мелки, гелевые ручки, фломастеры, уголь, мел, тушь);
6 живописные материалы (гуашь, акварель);
6 пластические материалы (пластилин, глина);
6 декоративные художественные материалы (аквагрим, продукты декоративной косметики, театральный

грим);
6 кисти круглые (пони или белка, номера от № 2 до № 16), кисти плоские (синтетика, номера № 3, 4, 8), клей,

ножницы, линейка, стеки, доска для лепки, резцы и др ;
6 нехудожественные материалы (потолочные пенопластовые панели, небольшие кусочки линолеума, нитки,

верёвки, тесьма, бисер, бусины, пайетки, лоскутки разноцветных тканей, яичные лотки, готовые
картонные формы (упаковка от молочных продуктов) и др ;
6 бумага (цветная, картон, для рисования, для акварели, для черчения, салфетки, гофрированная и др );
6 материалы для макетирования, коллажа и др ;
6 классная доска с набором креплений для таблиц, плакатов, иллюстраций, детских работ и т д ;
6 ученические столы и стулья;
6 стол для учителя


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».