1 2.3. Образовательная организация организует образовательный процесс в соответствии с индивидуальными учебными планами в группах по интересам, сформированных с обучающимися одного возраста или разных возрастных категорий (разновозрастные группы), а также индивидуально. 2.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемой дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами Образовательной организации. 2.5. Занятия в группах могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам различной направленности (технической, естественнонаучной, физкультурноспортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально- гуманитарной). Занятия проводятся по группам или индивидуально, всем составом. 2.6. Обучение по дополнительным общеобразовательным программам в Образовательной организации осуществляется в очной форме. 2.7. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной Образовательной организацией в соответствии с Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ. Использование при реализации дополнительных общеобразовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. 2.8. При реализации дополнительных общеобразовательных программ Образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания образовательной программы и построения учебных планов, использования соответствующих образовательных технологий. 2.9. Количество обучающихся в группе, их возрастные категории, а также продолжительность занятий в группе зависят от направленности дополнительных общеобразовательных программ: Направленность Максимальная Продолжительность дополнительных наполняемость группы занятий общеобразовательных (количество детей) программ техническая 12 человек 2-3 года -10 минут 3-4 года - 15 минут физкультурно-спортивная 15 человек 4-5 лет - 20 минут социально-гуманитарная 12 человек 5-6 лет - 25 минут художественная 15 человек 6-7 лет - 30 минут Каждый обучающийся имеет право осваивать несколько дополнительных общеобразовательных программ, переходить в процессе обучения из группы обучающихся по одной дополнительной общеобразовательной программе в другую. 2.10. Дополнительные общеобразовательные программы реализуются Образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации. Образовательная организация может на договорной основе оказывать услуги по реализации дополнительных общеобразовательных программ других организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 2.11. Образовательная организация обновляет дополнительные общеобразовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы. 2.12. Дополнительное образование детей может быть получено на иностранном языке в соответствии с дополнительной общеобразовательной программой и в порядке, установленном Федеральным законом № 273-ФЗ и локальными нормативными актами Образовательной организации. 2.13. Расписание занятий по реализации дополнительных общеобразовательных программ составляется для создания наиболее благоприятного режима обучающихся Образовательной 2 организацией по представлению педагогических работников с учетом пожеланий обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и возрастных особенностей обучающихся на вторую половину дня, утверждается заведующим Образовательной организации. 2.14. При реализации дополнительных общеобразовательных программ Образовательная организация может организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей). 2.15. Педагогическая деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ осуществляется лицами, имеющими среднее профессиональное или высшее образование (в том числе по направлениям, соответствующим направлениям дополнительных общеобразовательных программ, реализуемых Образовательной организацией и отвечающими квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. 2.16. Образовательная организация вправе привлекать к занятию педагогической деятельностью по дополнительным общеобразовательным программам лиц, обучающихся по образовательным программам высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим направленности дополнительных общеобразовательных программ, и успешно прошедших промежуточную аттестацию не менее чем за два года обучения. Соответствие образовательной программы высшего образования направленности дополнительной общеобразовательной программы определяется Образовательной организацией. 2.17. В работе группы при наличии условий и согласия педагога дополнительного образования совместно с несовершеннолетними обучающимися могут участвовать их родители (законные представители). 2.18. При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально. 2.19. Формы, порядок и периодичность проведения промежуточной аттестации обучающихся в Образовательной организации осуществляется в соответствии с Положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля усвоения образовательных программ воспитанниками БМАОУ СОШ № 21. 2.20. Занятия в группах не могут быть организованы взамен или в рамках реализации основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования Образовательной организации и осуществляются бесплатно и (или) платно в соответствии с настоящим Положением. 3. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов 3.1. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья Образовательная организация организует образовательный процесс по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей психофизического развития указанных категорий обучающихся. 3.2. Образовательная организация создает специальные условия в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии и (или) индивидуальной программой реабилитации (абилитации) инвалида, ребенка-инвалида. 3 Под специальными условиями для получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здание Образовательной организации и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. 3.3. Правила доступности Образовательной организации определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. 3.4. Образовательная деятельность по адаптированным дополнительным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья учитывает особые образовательные потребности обучающихся различных нозологических групп и направлена на решение следующих задач: -оказание психолого-педагогической помощи, реабилитации (абилитации); -предоставление дифференцированной помощи, в том числе оказание ассистентом (помощником) при необходимости технической помощи; -обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации для обучающихся с выраженными проблемами коммуникации, в том числе: с использованием средств альтернативной или дополнительной коммуникации; воспитание самостоятельности и независимости при освоении доступных видов деятельности; формирование интереса к определенному виду деятельности в рамках реализации дополнительных общеобразовательных программ. 3.5. Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. 3.6. Образовательная деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по дополнительным общеобразовательным программам может осуществляться на основе дополнительных общеобразовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, с привлечением специалистов в области коррекционной педагогики, а также педагогических работников, освоивших соответствующую программу профессиональной переподготовки и повышения квалификации. 3.7. В целях доступности получения дополнительного образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Образовательная организация обеспечивает создание специальных условий для получения образования указанными обучающимися, в том числе: а)для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми и слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) тактильные информационные таблички, выполненные укрупненным шрифтом, и с использованием рельефно-линейного шрифта или рельефно-точечного шрифта Брайля, с номерами и наименованиями помещений, а также справочной информацией о расписании учебных занятий; 4 доступ обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Образовательной организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося; звуковые маяки, облегчающие поиск входа в Образовательную организацию; выпуск альтернативных форматов печатных материалов по дополнительным общеобразовательным программам (крупный шрифт или аудиофайлы); контрастную маркировку проступей крайних ступеней в виде противоскользящих полос, а также контрастную маркировку прозрачных полотен дверей, ограждений (перегородок). При реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта, Образовательная организация край ванны бассейна по всему периметру должны выделяет полосой, имеющей контрастную окраску по отношению к цвету обходной дорожки; применение специальных методов и приемов обучения, связанных с показом и демонстрацией движений и практических действий; использование специальных учебников, учебных пособий и наглядных дидактических средств (муляжи, модели, макеты, укрупненные и (или) рельефные иллюстрации); применение специального спортивного инвентаря и рельефно-контрастной маркировки спортивного зала и игровых площадок (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); б)для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка визуально-акустического оборудования с возможностью трансляции субтитров); обеспечение возможности понимания и восприятия обучающимися на слухо-зрительной основе инструкций и речевого материала, связанного с тематикой учебных занятий, а также использования его в самостоятельной речи; использование с учетом речевого развития обучающихся разных форм словесной речи (устной, письменной, дактильной) для обеспечения полноты и точности восприятия информации и организации речевого взаимодействия в процессе учебных занятий; в)для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата: материально-технические условия, предусматривающие возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Образовательной организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоекбарьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений); безбарьерную архитектурно-планировочную среду; обеспечение возможности вербальной и невербальной коммуникации (для обучающихся с двигательными нарушениями в сочетании с грубыми нарушениями речи и коммуникации); включение в содержание образования упражнений на развитие равновесия, точность воспроизведения характера движений по темпу, ритмичности, напряженности, амплитуде и другое (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); г)для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи: адаптация содержания теоретического материала в текстовом/аудио-/видеоформате в соответствии с речевыми возможностями обучающихся; создание условий, облегчающих работу с данным теоретическим материалом (восприятие/воспроизведение); использование средств альтернативной коммуникации, включая коммуникаторы, специальные планшеты, кнопки, коммуникативные программы, коммуникативные доски и так далее; 5 преимущественное использование методов и приемов демонстрации, показа действий, зрительного образца перед вербальными методами на первоначальном периоде обучения; стимуляция речевой активности и коммуникации (словесные отчеты о выполненных действиях, формулирование вопросов, поддержание диалога, информирование о возникающих проблемах); обеспечение понимания обращенной речи (четкое, внятное проговаривание инструкций, коротких и ясных по содержанию); нормативные речевые образцы (грамотная речь педагога (тренера, инструктора); расширение пассивного и активного словаря обучающихся с тяжелыми нарушениями речи за счет освоения специальной терминологии; д)для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (РАС) - использование визуальных расписаний; е)для обучающихся с задержкой психического развития: использование дополнительной визуальной поддержки в виде смысловых опор, облегчающих восприятие инструкций, усвоение правил, алгоритмов выполнения спортивных упражнений (например, пошаговая памятка или визуальная подсказка, выполненная в знаково-символической форме); обеспечение особой структуры учебного занятия, обеспечивающей профилактику физических, эмоциональных и/или интеллектуальных перегрузок и формирование саморегуляции деятельности и поведения; использование специальных приемов и методов обучения; дифференциация требований к процессу и результатам учебных занятий с учетом психофизических возможностей обучающихся; соблюдение оптимального режима физической нагрузки с учетом особенностей нейродинамики обучающегося, его работоспособности, темповых характеристик, использование гибкого подхода к выбору видов и режима физической нагрузки с учетом особенностей функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающегося (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и другие), использование здоровьесберегающих и коррекционно-оздоровительных технологий, направленных на компенсацию нарушений моторики, пространственной ориентировки, внимания, скоординированности межанализаторных систем (при реализации дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта); ж)для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): специально оборудованные "зоны отдыха" для снятия сенсорной и эмоциональной перегрузки; для обучающихся с выраженными сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) (ТМНР) - психолого-педагогическое тьюторское сопровождение; учет особенностей обучающихся с умственной отсталостью (коммуникативные трудности с новыми людьми, замедленное восприятие и ориентировка в новом пространстве, ограниченное понимание словесной инструкции, замедленный темп усвоения нового материала, новых движений, изменения в поведении при физических нагрузках); сочетание различных методов обучения (подражание, показ, образец, словесная инструкция) с преобладанием практических методов обучения, многократное повторение для усвоения нового материала, новых движений. 3.8. Занятия в группах с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья могут быть организованы как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах, в том числе по индивидуальному учебному плану. 3.9. Численный состав групп может быть уменьшен при включении в него обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 3.10. При реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно 6 специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков. Данный локальный акт был принят с учетом мнения Совета родителей Протокол от 28.08.2024 № 1