МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ №21
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам. директора
Михайлова О.Б.
Кулешова Н.М.
Директор
СОШ №21
БМАОУ
Ковалева И.Ю.
Протокол № 5
от «25» июня 2025 г.
Протокол № 18
от «26» июня 2025 г.
Приказ № 59-о
от «27» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Природоведение»
6 класс
Вариант 1
2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение»
составлена на основе Федеральной адаптированной основной
общеобразовательной программы обучающихся с нарушением интеллекта
(далее ФАООП УО, вариант (1), утвержденной приказом Министерства
просвещения России от 24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и
адресована обучающимся с нарушением интеллекта с учетом реализации
особых образовательных потребностей.
Учебный предмет «Природоведение» относится к предметной
области «Естествознание» и является обязательной частью учебного плана.
В соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному
предмету «Природоведение» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и
составляет 68 часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа
определяет
цель
и
задачи
учебного
предмета
«Природоведение».
Цель обучения – освоение знаний о многообразии природных
объектов, развитие интереса к изучению природы, воспитание
положительного эмоционально-личностного отношения к природе и
применение практических сведений в повседневной жизни учащимися с
нарушениями интеллекта.
Рабочая программа по учебному предмету «Природоведение» в 6
классе определяет следующие задачи:
‒
формирование правильного понимания природных явлений;
‒
формирование у обучающихся знаний об основных элементах
неживой природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве) и живой
природы (о строении и жизни растений и животных, а также об организме
человека и его здоровье);
‒
формирование правильного понимания таких природных
явлений, как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни
растений и животных;
‒
формирование умения наблюдать, видеть и слышать,
сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные
связи и закономерности;
‒
формирование и отработка практических навыков и умений.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Программа по учебному предмету «Природоведение» в 6 классе состоит из
трёх разделов: «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и
систематизируются знания, полученные в начальной школе. Приводятся
простейшие классификации растений и животных. Учитель должен
обратить внимание обучающихся на характерные признаки каждой группы
растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей
2
планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и
животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры
и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени
должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и
своего края.
При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными
растениями следует обязательно опираться на личный опыт обучающихся,
воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам
природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его
строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять
пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных
привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических
навыков.
Завершают курс обобщающие уроки, которые систематизируют знания о
живой и неживой природе, полученные в процессе изучения учебного
предмета «Природоведение».
Основными организационными формами работы на уроке природоведения
являются: фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная работа.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1
Введение
1
1
2
Растительный мир
17
1
3
Животный мир
35
1
4
Человек
12
1
5
Обобщение
3
1
Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
5
Личностные результаты
‒ воспитание уважительного отношения к чужому мнению;
‒ формирование навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстникам в разных социальных ситуациях; формирование умений
соблюдать правила здорового питания, ухаживать за комнатными
растениями и домашними животными;
‒ формирование знаний о здоровом образе жизни, стремления
соблюдать и вести здоровый образ жизни;
‒ овладение социально- бытовыми навыками, используемыми в
повседневной жизни, формирование правильной осанки, оказании первой
медицинской помощи при незначительных травмах;
‒ формирование бережного отношения к материальным ценностям, к
предметам живой и неживой природы.
Уровни достижения
3
предметных результатов по учебному предмету «Природоведение» на
конец 6 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• узнавать и называть изученные объекты на иллюстрациях,
фотографиях;
• иметь представления о назначении изученных объектов, их роли в
окружающем мире;
• относить изученные объекты к определенным группам (осиналиственное дерево леса);
• называть сходные объекты, относить к одной и той же изучаемой
группе (рыбы, декоративные растения, лекарственные растения);
• называть заповедники, растения и животные, занесенные в
Красную книгу России;
• соблюдать режим дня, правила личной гигиены и здорового образа
жизни, понимать их значение в жизни человека;
• соблюдать элементарные правила безопасного поведения в природе
и обществе (под контролем взрослого);
• выполнять несложные задания под контролем учителя;
• адекватно оценивать свою работу, проявлять к ней ценностное
отношение, понимать оценку педагога.
достаточный уровень
• узнавать и называть изученные объекты в натуральном виде в
естественных условиях;
• уметь находить необходимую информацию об изучаемых объектах
по заданию педагога;
• устанавливать взаимосвязи между изученными объектами, их месте
в окружающем мире;
• относить изученные объекты к определенным группам с учетом
различных оснований для классификации (клевер- травянистое
дикорастущее растение, растение луга, кормовое растение, медоносное,
растение, цветущее летом);
• называть сходные по определенным признакам объекты из тех,
которые были изучены на уроках, известны из других источников,
объяснять свое решение;
• выделять существенные признаки групп объектов;
• знать и соблюдать правила безопасного поведения в природе и
обществе, правила здорового образа жизни;
• участвовать в беседе, обсуждение изученного, проявлять желание
рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
• выполнять задания без текущего контроля учителя, осмысленная
оценка своей работы:
• соблюдать правила санитарно-гигиенических норм в отношении
изученных объектов и явлений;
• выполнять доступные возрасту природоохранительные действия;
• осуществлять деятельность по уходу за комнатными и
культурными растениями.
4
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе знания и представлений о нормах социально одобряемого
поведения (при внешнем контроле взрослого) может:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия между детьми, под контролем взрослого
способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
По инструкции взрослого в деятельности на уроке может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В совместной со сверстником деятельности, по подражанию, под
контролем учителя способен:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
5
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ Тема
Кол- Программное содержание
во
часов
Дифференциация видов деятельности
Минимальный уровень
Достаточный уровень
Формирование представлений о
предметах и явлениях живой
природы,
умения
дифференцировать живую и
неживую природу
Узнают объекты живой
природы на иллюстрациях
и фотографиях, относят к
объектам
живой
или
неживой
природе.
Называют
изученные
объекты.
В
рабочих
тетрадях
обводят
картинки с изображением
живых организмов
Выделяют
существенные
признаки
объектов
живой
природы, относят объекты к
живой или к неживой природе,
устанавливают
взаимосвязи
между живой и неживой
природой.
Выписывают
в
тетрадь общие признаки живых
организмов
Формирование представлений о
многообразии
растительного
мира. Разнообразие растений.
Дикорастущие и культурные
растения. Значение растений
Узнают
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты;
рассказывают о значении
растений. Дописывают в
тетрадь
определения,
используя текст учебника:
дикорастущие,
культурные.
Зарисовывают в тетрадь
овощи и фрукты
Называют
представителей
растительного мира, выделяют
признаки
дикорастущих
и
культурных растений, относят
растения к разным группам на
основании
этих
признаков;
рассказывают
о
значении
растений
и
их
роли
в
окружающем мире. В рабочих
тетрадях
рассматривают
рисунки, заполняют таблицу,
используя слова для справок,
Введение - 1час
1
Живая
растения,
человек
природа: 1
животные,
Растительный мир – 17 часов
2
Разнообразие
растительного мира
1
7
записывают
культурных
растений
3
Среда
растений
обитания 1
4
Строение растений
5
Деревья,
1
кустарники, 1
и
название
дикорастущих
Формирование представлений о
среде обитания растений и
многообразии
растительного
мира. Растения леса (деревья,
травянистые
растения).
Растения луга (травы: клевер,
васильки, лютики). Растения
водоемов
(камыш,
рогоз,
кувшинки). Растения полей,
садов, огородов (пшеница,
рожь, овощи, фрукты)
Узнают растения леса,
водоемов, садов, огородов
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
разным группам (растения
леса, водоемов, садов,
огородов).
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
продолжи
предложения. Записывают
среду обитания растений
Знают места произрастания
растений, узнают и называют 2–
3 представителя растений леса,
луга, водоемов, полей, садов,
огородов. Заполняют схему
«Среда обитания растений»,
рассказывают, где встречаются
эти растения
Формирование представлений о
частях растений и их функциях.
Части
растения:
цветок,
стебель, лист, корень. Внешний
вид. Значение
Узнают части растений на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
рассказывают
о
назначении
органов
растений. Раскрашивают
части растений на рисунке
в
рабочей
тетради,
соединяют части растения
и его название, используя
помощь учителя
Узнают и называют части
растений, и показывают их на
натуральных
объектах,
картинах,
схемах,
знают
функции частей растений и их
значение
для
растения.
Выполняют
задания:
раскрашивают части растений в
рабочей тетради и подписывают
их; узнают растения по их
контуру,
соединяют
части
растения и его название
Закрепление,
уточнение
и Узнают
деревья, Выполняют
классификацию
8
травы
6
Лиственные деревья
1
расширение представлений о кустарники, травы на
деревьях, кустарниках, травах иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
разным
группам
–
деревьям,
кустарникам,
травам,
называют
представителей
разных
групп
растений.
Дописывают предложения
в рабочей тетради: о каких
деревьях говорится в
предложениях
растений и признаки разных
групп, относят растения к
разным группам на основании
основных признаков. Заполняют
таблицу в рабочей тетради,
приводят примеры растений
(деревья, кустарники, травы)
своей местности
Закрепление,
уточнение
и
расширение представлений о
лиственных
деревьях,
формирование представления о
видах лиственных деревьев.
Признаки
лиственных
деревьев.
Листопад.
Дикорастущие и культурные
лиственные деревья
Знают классификацию растений,
знают признаки лиственных
растений, относят растения к
лиственным
на
основании
основных признаков. Называют
представителей
лиственных
дикорастущих и культурных
растений
(по
3–4
представителя).
Относят
лиственные растения к разным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(лиственное,
дикорастущее,
культурное).
Выполняют
задание в рабочей тетради:
определяют
дерево
по
Называют
лиственные
растения на иллюстрациях
и
фотографиях.
Показывают
изученные
объекты, относят растения
к
изучаемой
группе.
Называют
лиственные
дикорастущие
и
культурные деревья (по 2
представителя). В рабочей
тетради
подчеркивают
названия
лиственных
деревьев; раскрашивают
деревья на рисунках
9
описанию. Соединяют описание
с названием дерева
7
Хвойные деревья
1
Закрепление,
уточнение
и
расширение представлений о
лиственных
деревьях.
Признаки хвойных деревьев.
Хвойный лес. Тайга
Узнают хвойные растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют
хвойные
деревья
(по
2
представителя).
На
рисунках
подписывают
названия
хвойных
деревьев. Записывают в
тетрадь ответ на вопрос:
как называется хвойный
лес, используя рисунок
Знают
признаки
хвойных
растений, относят растения к
хвойным
на
основании
основных признаков. Называют
представителей
хвойных
растений (3 представителя).
Относят хвойные растения к
разным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(хвойное,
дикорастущее).
В
рабочей
тетради
на
рисунках
подписывают названия хвойных
деревьев; сравнивают ель и
сосну. Называют сходство и
различия
8
Дикорастущие
кустарники
1
Формирование представлений о Узнают
дикорастущие
дикорастущих кустарниках
кустарники
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют дикорастущие
кустарники
(2
представителя). В рабочей
тетради
выполняют
задание
«Четвертый
Узнают
и
называют
дикорастущие кустарники (не
менее
3),
выделяют
существенные
признаки
дикорастущих
кустарников,
относят изученные растения к
различным
группам
(кустарники,
дикорастущие
кустарники) с учетом оснований
для классификации. В тетради
подписывают на рисунке части
кустарника.
10
лишний»,
зачеркивают
лишние
слова
в
предложенном
перечне
дикорастущих растений
9
Культурные кустарники 1
10 Травы
1
Формирование представлений о Знают
классификацию
культурных кустарниках
растений,
признаки
кустарников.
Узнают
культурные кустарники
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют
культурные
кустарники
(2–3
представителя),
имеют
представление о значении
культурных кустарников.
Выполняют в тетради
задание
«Четвертый
лишний»,
зачеркивают
лишние
слова
в
предложенном
перечне
культурных растений
Узнают и называют культурные
кустарники (не менее 3),
выделяют
существенные
признаки
культурных
кустарников, относят изученные
растения к различным группам
(кустарники,
культурные
кустарники) с учетом оснований
для классификации. Составляют
рассказ о целебных свойствах
ягод, растущих в саду на
кустарниках
Закрепление,
уточнение
и
расширение представлений о
травах.
Формирование
представлений о дикорастущих
и
культурных
травах.
Использование
человеком
Знают классификацию растений,
признаки
трав.
Узнают
дикорастущие и культурные
травы
на иллюстрациях и
фотографиях,
называют
изученные объекты, относят
Узнают
и
называют
дикорастущие
и
культурные травы (не
менее
5),
относят
изученные растения к
различным
группам
11
культурных растений
(травы дикорастущие и
культурные) с учетом
оснований
для
классификации.
Раскрашивают в тетради
рисунки с изображением
травянистых
растений;
называют культурные и
дикорастущие травы
травы к изучаемой группе,
называют
дикорастущие
и
культурные травы (подорожник,
ромашка, укроп, петрушка). В
тетради подписывают рисунки
названиями
известных
травянистых
растений;
рассказывают какие культурные
травы выращивает человек на
огороде, как использует
11 Декоративные растения 1
Формирование представлений о Узнают
декоративные
декоративных растениях
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные объекты (2–3),
относят
растения
к
изучаемой
группе,
называют декоративные
растения, рассказывают о
значении лекарственных
растений.
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради:
выписывают
буквы
с
одинаковых
лепестков и составляют
названия цветов; рисуют
букет
для
мамы,
используя предложенные
рисунки цветов
Узнают
и
называют
декоративные
растения
(не
менее
5),
выделяют
существенные
признаки
декоративных
растений.
Используя
текст
учебника,
дописывают в рабочую тетрадь
определение
декоративных
растений. В тетради заполняют
таблицу, используя слова для
справок: выписывают названия
декоративных
цветов,
кустарников, деревьев
12 Лекарственные растения 1
Формирование представлений о Узнают
лекарственные Узнают
и
называют
12
лекарственных
растениях. растения
(ромашка,
Лечебные свойства. Правила их шиповник, календула) на
использования
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
растения
к
изучаемой
группе,
рассказывают о значении
лекарственных растений.
По картинкам в тетради
собирают лекарственные
травы
для
домашней
аптечки
лекарственные
растения,
относят изученные растения к
различным
группам
(дикорастущие и культурные) с
учетом
оснований
для
классификации.
Используя
рисунки в рабочей тетради,
собирают травы для домашней
аптечки; объясняют, как они
лечат разные болезни
13 Комнатные
растения. 1
Уход за комнатными
растениями
Закрепление,
уточнение
и
расширение представлений о
комнатных
растениях,
формирование
умения
ухаживать за
комнатными
растениями
Узнают и называют комнатные
растения, относят изученные
растения к комнатным на
основании сходных признаков,
осуществляют деятельность по
уходу
за
комнатными
растениями
14 Комнатные
растения: 1
герань, бегония, фиалка,
традесканция
Формирование представлений о Узнают герани, бегонии, Узнают и называют изученные
многообразии
комнатных фиалки, традесканции на комнатные растения, выделяют
растений,
формирование иллюстрациях
и существенные
признаки
Узнают
комнатные
растения
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении
комнатных
растений,
относят
отдельные растения к
группе
комнатных
растений,
выполняют
действия по уходу за
растениями
под
контролем учителя
13
умение
ухаживать
комнатными растениями
15 Растительный
мир 1
разных районов Земли
за фотографиях, называют
изученные
объекты,
выполняют действия по
уходу за растениями под
контролем
учителя.
Выполняют задание в
рабочей тетради: узнают
на рисунках комнатные
растения и подписывают
их названия, используя
слова для справок
Формирование представлений о
разнообразии
растительного
мира Земли, о зависимости
внешнего вида растений от
среды обитания
Узнают
и
называют
изученные растения (по
1–2 растения), выделяют
существенные признаки
растений холодного и
жаркого районов Земли,
называют сходные по
внешним
признакам
объекты, известные из
других
источников,
объясняют свое решение,
имеют представления о
взаимосвязях
внешнего
вида растения и места
обитания. Называют по
рисункам
растения,
произрастающие
в
районах с холодным,
умеренным и жарким
комнатных растений, называют
сходные по внешним признакам
объекты, известные из других
источников, объясняют свое
решение. Выполняют задание в
рабочей тетради: рассмотри
рисунки, напиши на стрелках,
что необходимо для роста
растений. Напиши в рабочей
тетради, как надо ухаживать за
комнатными растениями
Узнают
растения
разных
районов Земли –(холодных
районов,
с
умеренным
климатом, жарких районов) на
иллюстрациях и фотографиях,
называют изученные объекты,
относят изученные растения к
разным группам по месту
произрастания,
называют
растения, произрастающие в
районах с умеренным климатом.
В тетради заполняют таблицу:
выписывают названия растений,
которые растут в районах с
холодным, умеренным и жарким
климатом
14
климатом
16 Растения нашей страны
17 Растения
местности:
дикорастущие
культурные
1
своей 1
и
18 Красная книга России и 1
своей области (края)
Формирование представлений о Узнают
и
называют
многообразии
растительного различные районы нашей
мира России
страны (тундра, леса,
степь,
пустыня)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
растения,
произрастающие в нашей
стране. Описывают одно
из
деревьев
своей
местности
по
плану,
используя опорные слова
Узнают и называют изученные
растения (по 2–3 растения),
выделяют
существенные
признаки
растений
разных
районов
России,
называют
растения, произрастающие в
России, известные из других
источников,
имеют
представления о взаимосвязях
внешнего вида растения и места
обитания. Описывают одно из
деревьев своей местности по
плану
Закрепление
знаний
о
растительном мире России.
Обобщение знаний о растениях
своей
местности,
формирование представлений о
растительном мире своего края
Называют
растения,
произрастающие
в
своей
местности. Относят растения
своей местности к различным
классификациям
(деревья,
кустарники,
травы;
дикорастущие,
культурные;
декоративные).
Описывают
один из кустарников по плану
Узнают растения своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях. Называют
изученные
объекты.
Относят
изученные
растения
к
разным
группам,
называют
растения своей местности.
Описывают
один
из
кустарников по плану,
используя
помощь
учителя
Формирование представлений о Узнают растения Красной Называют
растения,
необходимости
охраны книги
(ландыш, включенные в Красную книгу
15
природы (растительного мира), колокольчик, кувшинка)
знакомство с Красной книгой
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют растения из
Красной книги своей
местности, рассказывают
о значении Красной книги
России, известные из других
источников, знают и соблюдают
правила безопасного поведения
в
природе,
выполняют
доступные
возрасту
природоохранительные
действия
19 Разнообразие животного 1
мира
Формирование представлений о Узнают животных на
многообразии животного мира иллюстрациях
и
фотографиях. Называют
животных.
Относят
животных
к
разным
группам в зависимости от
классификации (размер,
способ
передвижения,
питание, места обитания,
выведение потомства) с
опорой
на
учебник.
Составляют рассказ о
разнообразии животного
мира
с
опорой
на
предложения
и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем
Называют
представителей
животного мира, выделяют
признаки животных. Относят
животных к разным группам в
зависимости от классификации
(размер, способ передвижения,
питание,
места
обитания,
выведение
потомства).
Составляют
рассказ
о
разнообразии животного мира
по плану; заполняют таблицу,
приводя примеры названий
животных с разными способами
передвижения
20 Среда
Формирование представлений о Узнают животных суши, Узнают
Животный мир – 35 часов
обитания 1
и
называют
16
животных
среде обитания животных и водоемов и птиц на
многообразии животного мира иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
животных
к
разным
группам
(животные
суши,
водоемы,
птицы).
Выполняют задание в
рабочей тетради: соедини
стрелками
рисунок
с
местом
обитания
животных
представителей животного мира,
обитающих на суше, в воздухе,
почве, водоемах; называют
животных, известных из других
источников, объясняют свое
решение.
Сравнивают
по
рисункам животных разных
мест обитания, делают вывод о
разных
способах
приспособления
к
местам
обитания. Пользуясь текстом
учебника, заполняют таблицу о
местах обитания животных
21 Животные: насекомые, 1
рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы, млекопитающие
Формирование представлений о
многообразии животного мира
на основе имеющихся у
школьников знаний
Узнают насекомых, рыб,
земноводных,
пресмыкающихся, птиц,
млекопитающих
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
животных
к
разным
группам.
Заполняют таблицу в
рабочей тетради, соотнося
название животного с
названием группы.
Узнают
и
называют
представителей животного мира,
относят животных к разным
группам с учетом основных
признаков,
выделяют
существенные признаки разных
групп животных. Заполняют в
рабочей
тетради
таблицу:
распределяют животных по
группам,
используя
иллюстрации и рисунки.
22 Насекомые
Формирование представлений о Узнают насекомых на
многообразии насекомых
иллюстрациях
и
фотографиях. называют
изученные
объекты,
Узнают и называют насекомых.
Выделяют
существенные
признаки
насекомых.
Подписывают на рисунках в
1
17
23 Бабочки,
жуки
24 Кузнечики,
пчелы
имеют представление о
значении насекомых в
природе. Раскрашивают
рисунки с изображением
насекомых
рабочей тетради части тела
насекомого, используя слова для
справок. Считают сколько ног у
насекомых, делают вывод об
отличительных
особенностях
насекомых
стрекозы, 1
Уточнение
и
расширение Узнают жуков, бабочек,
представлений о бабочках, стрекоз на иллюстрациях
стрекозах, жуках
и фотографиях, относят
жуков, бабочек, стрекоз к
изученной
группе
животных,
называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении
жуков,
бабочек,
стрекоз
в
природе. Рассказывают по
рисункам, что общего у
всех
насекомых.
Заполняют таблицу в
тетради, используя слова
для справок: выписывают
отличительные
особенности
каждой
группы насекомых
Узнают
и
называют
представителей
насекомых
(жуки, бабочки, стрекозы) в
натуральном виде, естественных
условиях, рисунках; выделяют
существенные
признаки
насекомых,
имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире.
Описывают
особенности
внешнего вида одного из
насекомых
по
плану
и
иллюстрациям.
Заполняют
таблицу в тетради, используя
слова для справок: выписывают
отличительные
особенности
каждой группы насекомых,
обосновывают свой выбор
муравьи, 1
Уточнение
и
расширение Узнают кузнечиков, пчел,
представлений о кузнечиках, муравьев
на
муравьях, пчелах
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
Узнают и называют насекомых
(кузнечики, пчелы, муравьи) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные
признаки
18
относят
к
изученной
группе животных, имеют
представление о значении
кузнечиков,
пчел,
муравьев
в
природе.
Рисуют
муравейник,
рассказывают о жизни
обитателей муравейника
насекомых, знают и соблюдают
правила безопасного поведения
в природе. Описывают внешний
вид кузнечика по плану
1
Уточнение
и
расширение Узнают
рыб
на
представлений о рыбах
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении рыб в природе.
Называют части тела
рыбы по рисунку
Узнают и называют рыб,
выделяют
существенные
признаки
рыб,
имеют
представление о взаимосвязях
между изученными объектами
(рыбами) и их местом в
окружающем мире. В рабочей
тетради
на
рисунке
подписывают части тела рыбы,
называют
отличительные
особенности рыб. Заполняют
пропуски на карточке: внешний
вид и образ жизни рыб
26 Морские и речные рыбы 1
Формирование представлений о Узнают
морских
и
морских и речных рыбах
пресноводных
рыб
(сельдь, камбала, лосось,
сом,
щука)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят сельдь, треску,
камбалу, лосося, карася,
Узнают и называют морских и
речных рыб (не менее 6) в
натуральном виде, естественных
условиях, картинах; выделяют
существенные
признаки
морских и речных рыб, имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
их местом в окружающем мире;
25 Рыбы
19
окуня, сома, щуку к
изученной
группе
животных.
Относят
изученных рыб к морским
и
пресноводным.
Составляют рассказ об
одной из рыб по плану и
опорным предложениям.
В
рабочей
тетради
обводят рисунок самой
крупной
пресноводной
рыбы и называют ее.
относят рыб к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации
(пресноводные,
морские,
хищные). Заполняют таблицу,
пользуясь текстом учебника,
название
пресноводных
и
морских
рыб
Составляют
рассказ об одной из рыб по
плану
27 Земноводные. Лягушки. 1
Жабы
Формирование представлений о Узнают земноводных –
земноводных животных на лягушек и жаб – на
примере жабы и лягушки
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят лягушек и жаб к
изученной
группе
животных,
имеют
представление о значении
жаб и лягушек в природе
Узнают
и
называют
земноводных,
выделяют
существенные
признаки
земноводных – жаб и лягушек;
имеют
представления
о
взаимосвязях
между
изученными животными и их
местом в окружающем мире. В
рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
животных
28 Пресмыкающиеся. Змеи, 1
ящерицы, крокодилы
Формирование представлений о
пресмыкающихся животных на
примере
змей,
ящериц,
крокодилов
Выделяют
существенные
признаки
пресмыкающихся,
выделяют
существенные
признаки
змей,
ящериц,
крокодилов;
имеют
представления о взаимосвязях
между изученными объектами и
Узнают пресмыкающихся
–
змей,
ящериц,
крокодилов
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят змей, ящериц,
20
29 Птицы
крокодилов к изученной
группе животных, имеют
представление о значении
пресмыкающихся
в
природе.
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради: зачеркивают в
каждом ряду названий
групп животных лишнее
слово,
пишут
обобщающее слово для
остальных
названий
животных
их местом в окружающем мире.
В рабочей тетради соединяют
линией описание с названием
групп животных; подписывают
представителей
1
Уточнение
и
расширение
представлений о птицах. Места
обитания. Значение птиц в
природе
Узнают
птиц
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют птиц, имеют
представление о значении
птиц
в
природе.
Рассматривают рисунок
птицы в рабочей тетради
и подписывают части тела
птицы, используя слова
для справок
Узнают и называют птиц
(ворона,
синица,
воробей,
голубь,
утка).
Выделяют
существенные признаки птиц.
Относят птиц к различным
группам:
перелетные,
зимующие. Подписывают на
рисунках в рабочих тетрадях
части тела птицы
30 Ласточки,
скворцы, 1
снегири, орлы
Формирование представлений о
многообразии
птиц.
Формирование представлений о
ласточках, скворцах, снегирях,
орлах
Узнают птиц: ласточек,
скворцов,
снегирей,
орлов на иллюстрациях и
фотографиях. Называют
изученные
объекты,
Узнают и называют птиц
(ласточки, скворцы, снегири,
орлы). Выделяют существенные
признаки птиц. Рассказывают о
взаимосвязях между птицами и
21
31 Лебеди, журавли, чайки 1
Формирование представлений о
многообразии
птиц.
Формирование представлений о
лебедях, журавлях, чайках
32 Птицы
Расширение
своего
края. 1
и
относят
ласточек,
скворцов, снегирей, орлов
к
изученной
группе
животных.
Относят
изученных
птиц
к
перелетным
или
зимующим. Выполняют
задание
на
карточке:
заканчивают предложение
об особенностях внешнего
вида птиц
их местом в окружающем мире.
Относят птиц к различным
группам:
перелетные,
зимующие, хищные. В рабочих
тетрадях подписывают рисунки
с
изображением
птиц,
соединяют изображения птиц с
местами их обитания
Узнают и называют птиц
(лебеди, журавли, чайки)
на
иллюстрациях
и
фотографиях. называют
изученные
объекты.
Выделяют существенные
признаки птиц с помощью
учителя.
Относят
изученных
птиц
к
перелетным
или
зимующим. Подписывают
название
птиц
на
рисунках
в
рабочей
тетради.
Узнают и называют птиц
(лебеди,
журавли,
чайки).
Выделяют
существенные
признаки
птиц,
имеют
представления о взаимосвязях
между внешним видом и
образом жизни птиц и их средой
обитания.
Относят птиц к
различным
группам:
перелетные,
зимующие,
водоплавающие.
Называют
морских, речных птиц, птиц,
живущих
около
водоемов,
известных
из
других
источников.
Соединяют
в
рабочей тетради изображения
птиц с местами их обитания;
объясняют свой выбор
уточнение Называют
птиц, Называют птиц, обитающих в
22
Охрана птиц
33 Млекопитающие
1
знаний
о
птицах
своей обитающих
в
своей
местности. Типичные птицы местности. Относят птиц,
своего края. Охрана птиц
обитающих
в
своей
местности, к различным
группам
с
учетом
различных оснований для
классификации:
перелетные –зимующие,
водоплавающие
(с
помощью
учителя).
Называют и соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе.
Рисуют в тетради рядом с
кормушкой
одну
из
зимующих птиц
своей местности, выделяют
существенные признаки птиц.
Относят птиц, обитающих в
своей местности, к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
перелетные
–зимующие,
водоплавающие. Называют и
соблюдают правила безопасного
поведения
в
природе,
выполняют доступные возрасту
природоохранительные
действия.
Выписывают
в
тетрадь названия птиц своего
края
Формирование
понятия
млекопитающие на основе
уточнения
и
расширения
имеющихся
представлений:
признаки,
внешний
вид,
детеныши, среда обитания
(суша и вода)
Узнают
и
называют
млекопитающих в натуральном
виде в естественных условиях и
на
картинах.
Выделяют
существенные
признаки
млекопитающих.
Называют
млекопитающих из тех, которые
были изучены на уроках, или
известных
из
других
источников.
Относят
млекопитающих к различным
группам с учетом различных
оснований для классификации:
обитающие в воде и на суше,
Узнают
и
называют
млекопитающих
на
иллюстрациям
и
фотографиям.
Относят
млекопитающих к разным
группам,
имеют
представление о значении
млекопитающих
в
природе.
Дополняют
предложения в рабочей
тетради об отличительных
особенностях
млекопитающих,
используя иллюстрации и
23
34 Млекопитающие суши
опорные понятия
хищные, травоядные, всеядные.
Заполняют таблицу в рабочей
тетради «Различия по способу
питания», используя словарь для
справок
1
Формирование представлений о
млекопитающих
суши
на
основе имеющихся знаний.
Животные
лесов,
степей,
пустынь
Узнают млекопитающих
суши на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные
объекты.
Узнают животных суши
на рисунках в рабочей
тетради,
по
контуру
соединяют линиями с
местами их обитания
Узнают и называют (не менее 5)
млекопитающих суши (лесов,
степей, пустынь) в натуральном
виде в естественных условиях и
на
картинах,
имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими и их
местом в окружающем мире,
называют млекопитающих из
тех, которые были изучены на
уроках или известных из других
источников. Заполняют таблицу
в рабочей тетради: вписывают
слова, которые подходят для
рассказа
о
разных
млекопитающих суши
35 Млекопитающие морей 1
и океанов
Формирование представлений о
млекопитающих
морей
и
океанов: признаки, внешний
вид
Узнают млекопитающих
морей и океанов (китов,
дельфинов)
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
млекопитающих морей и
океанов. Выписывают в
Узнают
и
называют
млекопитающих
морей
и
океанов
(киты,
тюлени,
дельфины) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах.
Имеют
представления о взаимосвязях
между млекопитающими морей
и океанов (внешний вид, образ
24
36 Домашние животные в 1
городе и деревне
Расширение
и
уточнение
представлений о домашних
животных: признаки, внешний
вид
тетрадь, используя текст
учебника,
как
приспособился организм
млекопитающих
животных к обитанию в
морях и океанах
жизни) и их местом в
окружающем мире. Называют
млекопитающих
морей
и
океанов из тех, которые были
изучены
на
уроках,
или
известных
из
других
источников, объясняют свой
выбор. Подчеркивают в тексте
рабочей тетради отличительные
особенности
водных
млекопитающих;
называют
признаки сходства; чем морские
млекопитающие отличаются от
сухопутных
Узнают
домашних
животных
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
домашних
животных,
относят
домашних животных к
разным группам (птицы,
млекопитающие), имеют
представление о значении
домашних
животных.
Выписывают в таблицу
рабочей тетради названия
диких
и
домашних
животных
из
Узнают и называют домашних
животных в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
домашних животных, называют
домашних животных из тех,
которые были изучены на
уроках или известных из других
источников, объясняют свой
выбор. Выписывают в таблицу
рабочей тетради, используя свои
примеры, названия диких и
домашних животных
25
стихотворения
37 Сельскохозяйственные
животные: лошади
1
Расширение
и
уточнение
представлений о лошадях.
Формирование представлений о
сельскохозяйственных
животных:
внешний
вид,
питание,
использование
человеком
Узнают лошадей
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
лошадей
к
домашним
животным,
имеют представление о
значении
лошадей.
Включаются
в
дидактическую игру «Где
чей детеныш?»
Узнают и называют лошадей в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
лошадей, относят лошадей к
разным группам с учетом
различных
оснований
для
классификации
(перевозка
грузов,
спортивные
соревнования,
цирк,
полиция).Сформированы
представления
к
самостоятельной
жизни.
Выполняют задание в рабочей
тетради: вписывают названия
животных и их детенышей
38 Сельскохозяйственные
животные: коровы
1
Расширение
и
уточнение
представлений
о
коровах.
Формирование представлений о
сельскохозяйственных
животных:
внешний
вид,
питание,
использование
человеком, уход и содержание
Узнают
коров
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
коров
к
домашним
животным,
имеют представление о
значении коров в жизни
человека.
Описывают
внешний вид коровы по
плану и опорным словам
Узнают и называют коров в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные признаки коров,
относят коров к определенным
группам животных с учетом
различных
оснований
для
классификации
(млекопитающие,
домашние,
сельскохозяйственные
животные).
Описывают
26
внешний вид коровы по плану
39 Сельскохозяйственные 1
животные: козы, овцы,
свиньи
Расширение
и
уточнение
представлений о козах, овцах,
свиньях.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственных
животных
Узнают и называют коз,
овец,
свиньях
на
иллюстрациях
и
фотографиях, относят коз,
овец,
свиней
к
домашним
животным,
имеют представление о
значении
коз,
овец,
свиней. Рассказывают об
одном из животных с
опорой на предложения и
иллюстративный
материал, предложенный
учителем
Узнают и называют коз, овец,
свиней в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
изученных
животных.
Составляют рассказ об одном из
животных по плану
40 Домашние птицы: куры, 1
утки, индюки
Расширение
и
уточнение
представлений о курах, утках,
индюках.
Формирование
представлений
о
сельскохозяйственных птицах:
внешний вид, использование
человеком, уход и содержание
Узнают
кур,
уток,
индюков на иллюстрациях
и фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
кур,
уток,
индюков к домашним
птицам,
имеют
представление о значении
кур, уток, индюков. В
рабочей тетради узнают
на рисунках домашних
птиц и подписывают их
названия.
Узнают и называют домашних
птиц (кур, уток, индюков) в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
изученных животных, относят
домашних птиц к определенным
группам с учетом различных
оснований для классификаций
(птицы,
домашние,
водоплавающие). В рабочей
тетради узнают на рисунках
домашних птиц и подписывают
их названия; сравнивают утку и
27
домашнюю курицу, делают
вывод о сходстве по внешнему
виду
41 Уход за животными в 1
живом уголке или дома
Формирование представлений о
«живом уголке», правилах
ухода за животными в «живом
уголке». Общие правила ухода
за животными в «живом
уголке» или дома
Узнают
животных
«живого
уголка»
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
животными в «живом
уголке» под руководством
учителя,
имеют
представление о значении
«живого
уголка».
В
рабочей
тетради
подчеркивают
названия
животных, которые могут
жить дома или в живом
уголке
Узнают и называют животных
«живого уголка» в натуральном
виде в естественных условиях и
на картинах, относят животных
«живого
уголка»
к
определенным группам (птицы,
рыбы,
млекопитающие,
пресмыкающиеся), знают о
правилах
по
уходу
за
животными в «живом уголке»,
выполняют доступные возрасту
действия
по
уходу
за
животными. В рабочей тетради
подчеркивают
названия
животных, которые могут жить
дома или в «живом уголке»
Обосновывают свой выбор
42 Аквариумные рыбки
Формирование представлений
об аквариумных рыбах на
основе имеющихся знаний.
Правила содержания и ухода за
аквариумными рыбками
Узнают
аквариумных
рыбок на иллюстрациях и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
аквариумными рыбками
под
руководством
Узнают
и
называют
аквариумных рыбок (гуппи,
золотые рыбки) в натуральном
виде в естественных условиях и
на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
аквариумных рыбок, знают
правила ухода и содержания за
аквариумными
рыбами.
В
1
28
учителя.
В
рабочей рабочей тетради подписывают
тетради
узнают
на рисунки аквариумных рыбок;
рисунках
аквариумных зачеркивают лишнюю рыбку
рыбок и подписывают их
названия;
зачеркивают
лишнюю
рыбку,
используя
помощь
учителя
43 Канарейки, попугаи
1
Формирование представлений о
декоративных и певчих птицах
на основе имеющихся знаний:
внешний
вид,
правила
содержания и ухода дома или в
«живом уголке»
Узнают
певчих
и
декоративных птиц на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
называют
известные
учащимся
певчих
и
декоративных
птиц,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
певчими и декоративными
птицами
под
руководством учителя. В
рабочей тетради узнают
на рисунках птиц и
подписывают их названия,
используя
слова
для
справок.
Обводят
названия певчих птиц,
используя
помощь
учителя
Узнают и называют певчих и
декоративных птиц (канарейки,
попугаи) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные признаки певчих
и декоративных птиц. Называют
певчих и декоративных птиц,
которые были изучены на уроке
и известны обучающимся из
других
источников,
знают
правила ухода и содержания
певчих и декоративных птиц. В
рабочей тетради подписывают
рисунки
названиями
птиц,
используя слова для справок.
Обводят названия певчих птиц.
Отвечают на вопрос: каких птиц
называют певчими
29
44 Морские
свинки, 1
хомяки, черепахи
Формирование представлений о
морских свинках, хомяках и
черепахах:
внешний
вид,
правила ухода
Узнают морских свинок,
хомяков,
черепах
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
знакомятся с правилами
выполнения несложных
действий по уходу за
морскими
свинками,
хомяками,
черепахами
под
руководством
учителя.
Выполняют
задание
в
рабочей
тетради: отвечают на
вопросы
(кого
чем
кормить) и выбирают
правильные
ответы
соотнося их с названиями
животных,
используя
помощь учителя
Узнают и называют животных в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
морских
свинок,
хомяков,
черепах, знают правила ухода за
морскими
свинками,
черепахами, хомяками и их
содержания.
Выполняют
задание в рабочей тетради:
выбирают правильные ответы на
вопрос (кого чем кормить) и
записывают
их
рядом
с
названием животного
45 Домашние кошки
Расширение
и
уточнение
представлений о домашних
кошках: внешний вид, правила
ухода и содержания кошек в
доме
Выделяют существенные
признаки кошек, относят
кошек к определенным
группам (млекопитающие,
домашние
животные,
длинношерстные,
короткошерстные) Знают
правила
ухода
и
содержания
кошек.
Выполняют задание в
Узнают кошек на иллюстрациях
и фотографиях, относят кошек к
группе домашних животных,
знакомятся
с
правилами
выполнения
несложных
действий по уходу за кошками
под руководством учителя,
имеют
представление
о
значении кошек в жизни
человека.
Записывают
в
1
30
рабочей
тетради: рабочую тетрадь советы, как
подчеркивают в тексте необходимо
ухаживать
за
слова, относящиеся к котенком
кошке; показывают на
рисунке стрелками еду,
которую ест кошка
46 Собаки
1
Расширение
и
уточнение
представлений
о
собаках:
внешний вид, виды собак,
правила ухода за собаками и
содержания их в доме.
Узнают и называют собак
на
иллюстрациях
и
фотографиях,
относят
собак к группе домашних
животных, знакомятся с
правилами
выполнения
несложных действий по
уходу за собаками под
руководством
учителя,
имеют представление о
значении собак в жизни
человека. Рассматривают
рисунки
в
рабочих
тетрадях;
заполняют
схему «Группы собак»
Выделяют
существенные
признаки собак, относят собак к
определенным
группам
(млекопитающие,
домашние
животные,
служебные,
охотничьи,
декоративные),
знают
правила
ухода
и
содержания собак. Заполняют
таблицу в рабочей тетради
«Породы собак», используя
слова для справок. Составляют
памятку об уходе за собакой,
живущей в доме
47 Животные
холодных 1
районов Земли
Расширение представлений о
многообразии животного мира.
Формирование представлений о
животных холодных районов,
зависимости внешнего вида и
образа жизни животных от
среды обитания
Называют
животных
холодных районов Земли
(белые медведи, тюлени,
моржи, северные олени,
песцы,
пингвины)
на
иллюстрациях
и
фотографиях.
Относят
животных
холодных
районов Земли к разным
Называют животных холодных
районов Земли (белые медведи,
тюлени, моржи, северные олени,
песцы,
пингвины)
в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах.
Выделяют
существенные
признаки
животных холодных районов
31
48 Животные
пояса
умеренного 1
Расширение представлений о
многообразии животного мира.
Формирование представлений о
животных умеренного пояса,
зависимости внешнего вида и
образа жизни
группам
животных:
млекопитающие, птицы.
Описывают
отличительные признаки
внешнего вида животных,
обитающих на севере
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания.
Относят изученных животных к
определенным
группам:
млекопитающие,
птицы,
млекопитающие
суши,
млекопитающие
морей
и
океанов. Выписывают в тетрадь,
используя текст учебника, как
приспособились животные к
жизни в суровых условиях
Узнают
животных
умеренного пояса Земли
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят
животных
умеренных районов Земли
к
разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы. В
рабочей тетради узнают
на животных умеренного
пояса нашей страны и
подписывают их названия,
используя
помощь
учителя
Узнают и называют животных
умеренных районов Земли (не
менее 5) в натуральном виде в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
животных умеренного пояса
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным
группам
животных – млекопитающие,
пресмыкающиеся,
птицы;
травоядные,
хищники.
Выписывают в тетрадь название
32
животных,
обитающих
в
умеренном поясе нашей страны
49 Животные
районов Земли
жарких 1
Расширение представлений о
многообразии животного мира.
Формирование представлений о
животных
жаркого
пояса,
зависимости внешнего вида и
образа жизни
Узнают
животных
жаркого пояса Земли на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
относят животных жарких
районов Земли к разным
группам
животных:
млекопитающие, птицы.
Рассказывают
об
особенностях
внешнего
вида одного из животных
жарких районов Земли по
плану
и
опорным
предложениям
Узнают и называют животных
жарких районов Земли (лев,
слон,
кенгуру,
жираф)
в
натуральном
виде
в
естественных условиях и на
картинах,
выделяют
существенные
признаки
животных
жарких
районов
Земли, имеют представления о
взаимосвязях между внешним
видом животных, их образом
жизни и средой обитания,
относят изученных животных к
определенным
группам
животных
–
травоядные,
хищники. По рисункам и
иллюстрациям
называют
особенности внешнего вида
животных
жарких
районов
Земли
50 Животный мир нашей 1
страны
Формирование представлений о
многообразии животного мира
России: взаимосвязь образа
жизни и природных условий.
Охрана природы
Узнают
животных
различных районов нашей
страны (тундры, лесов,
степей, пустынь, гор) на
иллюстрациях
и
фотографиях. Называют
животных, обитающих в
нашей стране, относят
Узнают и называют животных
разных районов нашей страны
(по 2–3 животных), выделяют
существенные
признаки
животных
разных
районов
России, называют животных,
обитающих в России, известных
из других источников, имеют
33
животных
России
к представления о взаимосвязях
разным группам (птицы, внешнего вида животного и
млекопитающие)
места
обитания,
относят
животных к разным группам на
основании различных признаков
(
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие;
хищные,
травоядные)
51 Охрана
животных. 1
Заповедники. Красная
книга России
Формирование представлений о
необходимости
охраны
природы (животного мира),
знакомство с Красной книгой:
заповедники,
заказники.
Зоопарки
Узнают
животных
Красной книги (тигр,
соболь, зубр, пеликан) на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
имеют представление о
значении Красной книги.
В рабочей тетради узнают
на рисунках животных,
охраняемых
в
заповедниках,
и
подписывают их названия,
раскрашивают
их
карандашами
разных
цветов, используя помощь
учителя
Узнают и называют животных,
включенных в Красную книгу
России, знают и соблюдают
правила безопасного поведения
в природе. В рабочей тетради
подписывают
рисунки
животных,
охраняемых
в
заповедниках, раскрашивают их
карандашами разных цветов
52 Животные
вашей 1
местности.
Красная
книга области (края)
Закрепление
знаний
о
растительном мире России.
Обобщение знаний о животных
своей
местности,
формирование представления о
Узнают животных своей
местности
на
иллюстрациях
и
фотографиях, называют
изученные
объекты,
Называют
животных,
обитающих в своей местности,
относят
животных
своей
местности
к
различным
классификациям
34
животном мире своего края
относят животных своей (млекопитающие, птицы, рыбы;
местности
к
разным хищные, травоядные)
группам
животных
(птицы, млекопитающие)
Человек – 12 часов
53 Как
устроен
организм
наш 1
Расширение
и
уточнение
представлений о строении тела
человека.
Формирование
представлений об организме
человека
Называют части тела на
иллюстрациях. Называют
основные
органы
человека (сердце, легкие,
желудок,
кишечник,
печень, почки, органы
чувств) на иллюстрациях,
с помощью учителя. В
рабочей
тетради
подписывают
названия
основных частей тела
человека. Рассматривают
рисунки, записывают в
тетрадь чем отличаются и
что общего у людей,
изображенных
на
рисунках
Называют части тела и органы
человека
(сердце,
легкие,
желудок, кишечник, печень,
почки,
органы
чувств).
Показывают основные органы
человека на схемах и муляжах.
В рабочей тетради соединяют
точки и подписывают названия
основных частей тела человека.
Заполняют таблицу «Части тала.
Внутренние органы человека»,
используя слова для справок
54 Как
работает
организм
наш 1
Формирование представлений о
внутренних органах человека и
их
взаимодействии:
Формирование представлений о
пищеварительной
системе,
дыхательной
системе,
кровеносной
системе,
Называют
системы
органов с опорой на
учебник и иллюстрации.
Рассказывают о значении
систем
органов
в
организме человека с
помощью учителя.
В
Имеют
представления
о
взаимосвязях между органами
организма человека. Называют
системы органов. Рассказывают
о значении систем органов в
организме человек и их работе.
Заполняют таблицу в рабочей
35
выделительной
системе,
нервной
системе;
о
согласованной
работе
организма человека
рабочей
подписывают
внутренних
человека
55 Здоровый образ жизни 1
человека
Формирование представлений о
здоровом
образе
жизни:
соблюдение
чистоты,
правильное
питание,
чередование работы и отдыха,
закаливание, занятие спортом,
отсутствие вредных привычек
Знают
и
соблюдают
правила здорового образа
жизни.
Понимают
значение здорового образа
жизни в жизни человека,
выполняют
несложные
задания (под контролем
взрослого). Записывают
правила здорового образа
жизни,
используя
опорные предложения в
рабочей тетради
Знают и соблюдают правила
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Составляют свой режим дня.
Записывают в тетрадь правила
здорового
образа
жизни,
используя опорные слова
56 Осанка
Уточнение
и
расширение
представлений о правильной
осанке.
Профилактика
нарушения осанки
Узнают
правильную
осанку на иллюстрациях и
фотографиях. Знают и
соблюдают
правила
здорового
жизни,
понимают его значение в
жизни
человека,
выполняют
несложные
задания (под контролем
взрослого).
Дорисовывают на рисунке
Имеют представление о влиянии
осанки на здоровье человека.
Знают и соблюдают правила
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Подчеркивают в тексте карточки
те условия, при которых осанка
будет правильной
1
тетради тетради: вписывают названия
названия отдельных
органов
в
органов соответствии с названными
системами; соединяют линией
рисунки
с
изображением
внутренних органов человека с
их значением и функциями
36
в рабочей тетради, как
надо сидеть правильно
57 Органы чувств
1
Расширение
и
уточнение Узнают органы чувств
представлений
об
органах (глаза, уши, нос, язык) на
чувств человека
иллюстрациях и схемах,
называют
изученные
органы,
имеют
представление о значении
органов
чувств.
В
рабочей
тетради
вставляют в предложения
пропущенные слова о
значении органов чувств,
используя
помощь
учителя
Узнают и называют изученные
органы (глаза, уши, нос, кожа,
язык), показывают их на
рисунках,
схемах,
макетах.
Относят зрение, слух, осязание,
вкус к органам чувств, имеют
представление о взаимосвязи
органов чувств в организме и их
значении. В рабочей тетради
вставляют
в
предложения
пропущенные слова о значении
органов чувств
58 Правила гигиены и 1
охрана органов чувств
Формирование
знаний
о Соблюдают режим дня,
правилах гигиены органов правила личной гигиены и
чувств
здорового образа жизни,
понимают их значение в
жизни
человека,
выполняют
несложные
задания (под контролем
взрослого)
Знают и соблюдают правила
здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических
норм.
Составляют правила гигиены
органов чувств, записывают в
тетрадь
59 Здоровое питание
Формирование представлений о
здоровом питании. расширение
и
уточнение
знаний
о
продуктах питания
Узнают и называют продукты
животного и растительного
происхождения, выделяют их
признаки, относят продукты к
соответствующим
группам.
Знают и соблюдают правила
1
Соблюдают режим дня,
правила личной гигиены и
здорового образа питания,
понимают их значение в
жизни
человека.
Заполняют таблицу в
37
60 Дыхание.
дыхания.
гигиены
Органы 1
Правила
61 Оказание
первой 1
медицинской помощи
рабочей
тетради:
записывают
продукты
растительного
и
животного
происхождения,
используя
слова
для
справок и помощь учителя
здорового
образа
питания,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарногигиенических норм. Заполняют
таблицу в рабочей тетради:
записывают
продукты
растительного и животного
происхождения; что вредно и
что полезно для организма
Формирование представлений Узнают
и
называют
об органах дыхания и правилах органы дыхания (нос,
гигиены органов дыхания
легкие) на иллюстрациях
и
схемах,
имеют
представление о значении
органов чувств. Знают и
соблюдают
правила
здорового образа жизни,
понимают его значение в
жизни
человека,
соблюдают
правила
личной
гигиены.
В
рабочей
тетради
на
рисунках находят органы
дыхания и подписывают
их
Узнают и называют изученные
органы
(нос,
легкие),
показывают их на рисунках,
схемах, макетах. Относят нос,
легкие к органам дыхания,
имеют
представление
о
взаимосвязи органов и систем в
организме и их значении. Знают
и соблюдают правил здорового
образа
жизни,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
На рисунках в рабочей тетради
находят органы дыхания и
подписывают их; дополняют
рассказ о значении носа для
организма человека, вставляя
пропущенные слова в текст
карточки
Формирование представлений о Знают
и
соблюдают Знают и соблюдают правила
первой помощи и правилах ее правила здорового образа безопасного
поведения.
38
оказания. Оказание помощи жизни, понимают его
при
порезах,
царапинах, значение
в
жизни
ушибах, обморожении, ожогах человека,
соблюдают
правила
безопасного
поведения в природе и
обществе (под контролем
взрослого),
выполняют
несложные задания по
первой
доврачебной
помощи (под контролем
взрослого).
Выполняют доступные возрасту
меры
первой
доврачебной
помощи. Соединяют линией
рисунок
с
нужной
рекомендацией по оказанию
помощи при повреждениях
кожи
62 Профилактика
1
простудных
заболеваний Обращение
за
медицинской
помощью
Формирование представлений о
простудных заболеваниях и
мерах,
принимаемых
для
профилактики
и
лечения.
Профилактика
простудных
заболеваний
Знают и соблюдают правила
поведения при простудных
заболеваниях,
знают
и
соблюдают
правила
профилактики
простудных
заболеваний,
совершают
действия
по
соблюдению
санитарно-гигиенических норм.
Выполняют доступные возрасту
меры
первой
доврачебной
помощи. Используя рисунки в
рабочей тетради, составляют и
записывают предложения о
способах закаливания
63 Специализация врачей
Формирование представлений о Узнают
врачей
на Называют
специализацию
специализации
врачей
и иллюстрациях,
врачей (педиатр, терапевт, лор,
необходимости
при фотографиях, называют окулист), соотносят заболевания
1
Знают
и
соблюдают
правила здорового образа
жизни, правила личной
гигиены, понимают их
значения
в
жизни
человека,
выполняют
несложные задания по
оказанию
первой
доврачебной помощи (под
контролем взрослого). По
рисункам
в
рабочей
тетради, составляют и
записывают предложения
о способах закаливания,
используя
помощь
учителя
39
заболевании
врачу
64 Медицинские
учреждения
города
65 Медицинские
учреждения
города
обращаться
к специализации
врачей.
Выписывают
названия
специализации врачей, к
которым
можно
обратиться за помощью
при
разных
видах
заболевания,
используя
слова для справок
внутренних
органов
и
специализацию
врача.
Выписывают в тетрадь названия
врачей, к которым можно
обратиться за помощью при
разных видах заболевания
1
Уточнение
и
расширение
представлений о медицинских
учреждениях своего города и
их специализации
Знают
медицинские
учреждения
своего
города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения
в
медицинских
учреждениях
1
Уточнение
и
расширение
представлений о медицинских
учреждениях своего города и
их специализации
Знают
медицинские
учреждения
своего
города, знают правила
поведения в медицинских
учреждениях
Знают медицинские учреждения
своего города, знают правила
поведения
в
медицинских
учреждениях
1
Обобщение и закрепление Узнают
и
называют
представлений о предметах и изученные предметы на
явлениях неживой природы
иллюстрациях,
фотографиях,
относят
изученные предметы к
определенным
группам
(вода, воздух, полезные
ископаемые,
почва),
называют
предметы,
относящиеся к почве,
Узнают и называют изученные
предметы неживой природы на
картинах,
схемах
и
в
натуральном
виде,
относят
предметы неживой природы к
разным группам (вода, воздух,
полезные ископаемые, почва),
выделяют
существенные
признаки
каждой
группы.
Имеют
представления
о
нашего
нашего
Обобщение – 3 часа
66 Неживая природа
40
полезным
ископаемым,
свойства воды, воздуха,
знают
элементарные
правила
безопасного
поведения в природе,
имеют представление о
значении
неживой
природы
в
жизни
человека
взаимосвязях между неживой и
живой природой. Знают и
соблюдают правила безопасного
поведения в природе
67 Живая природа
1
Обобщение и закрепление
представлений
о
живой
природе,
умение
дифференцировать живую и
неживую природу
Называют
изученные
объекты на иллюстрациях,
фотографиях,
относят
изученные объекты к
определенным
группам
(растения,
животные,
организм
человека).
называют
объекты,
относящиеся к растениям,
животным,
организму
человека.
Имеют
представление о значении
живой природы
Называют изученные объекты
живой
природы.
Относят
объекты живой природы к
разным
группам:
растения
(деревья, кустарники, травы,
хвойные,
лиственные,
декоративные),
животные
(насекомые,
рыбы,
пресмыкающиеся, земноводные,
млекопитающие) и организм
человека.
Выделяют
существенные признаки разных
групп растений и животных.
Имеют
представление
о
взаимосвязях между неживой и
живой природой
68 Живая природа
2
Обобщение и закрепление
представлений
о
живой
природе,
умения
дифференцировать живую и
неживую природу
Называют элементарные
правила
безопасного
поведения в природе.
Рассказывают о правилах
соблюдения режима дня,
Называют и соблюдают правила
безопасного
поведения
в
природе.
Рассказывают
о
правилах соблюдения режима
дня, личной гигиены, здорового
41
личной
гигиены, образа жизни
здорового образа жизни с
опорой на учебник.
42
V.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
43