МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа
БМАОУ СОШ №21
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО
УТВЕРЖДЕНО
Руководитель ШМО
Зам.директора
Михайлова О.Б.
Кулешова Н.М.
Директор
СОШ №21
БМАОУ
Ковалева И.Ю.
Протокол № 5
от «25» июня 2025 г.
Протокол № 18
от «26» июня 2025 г.
Приказ № 59-о
от «27» июня 2025 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
8 класс
Вариант 1
2025
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» составлена на
основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «Биология» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«Биология» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «Биология».
Цель обучения – знакомство с разнообразием животного мира,
воспитание у обучающихся чувства любви к природе и ответственности за
ее сохранность.
Рабочая программа по учебному предмету «Биология» в 8 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование элементарных научных представлений о
поведении, образе жизни и особенностях внешнего вида изучаемых
животных;
‒
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом животных;
‒
формирование умений называть признаки сходства и различия
между группами животных, узнавать и различать по внешнему виду в
окружающем мире, фотографиях, рисунках;
‒
формирование умений описывать особенности внешнего вида
разных групп животных;
‒
формирование умений применения практических знаний: уход
за животными;
‒
формирование навыков правильного поведения в природе;
‒
использование правил здорового образа жизни, поведения в
природе в окружающей природе;
‒
формирование умений анализировать, сравнивать изучаемые
объекты и явления, понимать причинно-следственные зависимости.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Обучение биологии в 8 классе носит практическую направленность и тесно
связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит обучающихся к
овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учит
использованию биологических знаний в различных ситуациях.
Распределение учебного материала позволяет обеспечить постепенный
2
переход от теоретического изучения предмета к практико-теоретическому,
с обязательным учётом значимости усваиваемых знаний и умений
формирования жизненных компетенций.
Программа по «Биологии» в 8 классе включает 9 разделов.
Раздел «Ведение» направлен на знакомство с многообразием животного
мира. Места обитания животных и приспособленность их к условиям
жизни.
В разделе «Животные» большое внимание уделяется установлению
причинно-следственных зависимостей между средой обитания и
особенностями жизни животных, демонстрации единства формы и
функции, взаимосвязи между живой и неживой природой, формированию
практических умений (уход за животными, соблюдение санитарногигиенических правил).
При изучении раздела «Черви» обучающиеся знакомятся с внешним
видом дождевого червя, образ жизни, питание, дыхание, способ
передвижения.
В разделе «Насекомые» обучающиеся знакомятся с внешним строением,
образом жизни, питанием, дыханием способом передвижения,
размножением насекомых.
Раздел «Рыбы» направлен на знакомство с общими признаками рыб,
средой обитания, с представителями речных и морских рыб.
В разделе «Земноводные» обучающиеся знакомятся с общими признаками
земноводных, средой обитания.
Изучая раздел «Пресмыкающиеся», обучающиеся знакомятся с общими
признаками пресмыкающихся (передвижение – ползание по суше).
Внешнее строение, питание, дыхание, кровообращение, нервная система,
органы чувств, размножение.
Раздел «Птицы» направлен на знакомство с общей характеристикой птиц:
средой обитания, особенности внешнего и внутреннего строения,
размножение.
В разделе «Млекопитающие» обучающиеся знакомятся с общими
признаками, разнообразием, строением, образом жизни млекопитающих.
Раздел «Сельскохозяйственные млекопитающие» направлен на знакомство
с общими признаками, разнообразием, строение и образом жизни
сельскохозяйственных млекопитающих.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных
и практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий – все
это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию
любознательности и повышению интереса к предмету, а также более
эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и
наблюдательность, корригировать мышление и речь.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1
Введение
2
2
Беспозвоночные животные
11
1
3
3
Позвоночные животные
53
4
Обобщение
2
Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
6
7
Личностные результаты
• воспитание бережного отношения к истории и культуре других
народов, природным и культурным достопримечательностям страны:
‒ способность к осмыслению социального окружения, своего места в
нем; осознание необходимости охраны природы, сохранения многообразия
мира животных;
‒ владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия при выполнении работ по уходу за
животными; использование доступных информационных технологий для
коммуникации;
‒ воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств,
умение видеть красоту, гармонию окружающей природы;
‒ овладение социально- бытовыми навыками, правилами личной и
общественной гигиены, используемыми в повседневной жизни;
• сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении: умение
ухаживать за домашними питомцами;
‒ сформированность готовности к самостоятельной жизни, знание
правил ухода за животными на ферме и дома;
‒ сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «Биология» на конец 8
класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• иметь представление об объектах и явлениях неживой и живой
природы;
• знать особенности внешнего вида изученных животных, узнавание
и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях,
фотографиях, рисунках;
• знать общие признаки изученных групп животных, правила
поведения в природе, техники безопасности, здорового образа жизни в
объеме программы;
• выполнять совместно с учителем практические работы,
предусмотренные программой;
• применять полученные знания и сформированные умения в
бытовых ситуациях (уход за растениями).
достаточный уровень
• иметь представление об объектах неживой и живой природы;
4
• знать основные взаимосвязи между природными компонентами,
природой и человеком;
• устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним
видом объекта (единство формы и функции);
• знать признаки сходства и различия между группами животных;
• выполнять классификации на основе выделения общих признаков;
• узнавать изученные природные объекты по внешнему виду
(натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
• знать правила здорового образа жизни и безопасного поведения,
использовать их для объяснения новых ситуаций;
•
выполнять
практические
работы
самостоятельно
или
предварительной (ориентировочной) помощи учителя
• владеть сформированными знаниями и умениями в учебных,
учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе закрепленных умений и навыков социально одобряемого
поведения (во внеучебных ситуациях) при незначительном контроле
проявляет адекватное поведение, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации самостоятельного взаимодействия со сверстниками может:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В понятной и знакомой ситуации может самостоятельно:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
5
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
При словесном контроле и устной подсказке взрослого в учебной и
внеучебной деятельности может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
6
IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
Тема урока
Кол
-во
часо
в
Программное
содержание
Дифференциация видов деятельности
Минимальный
уровень
Достаточный уровень
Называют по
рисункам
позвоночных и
беспозвоночных
животных, где в
природе живут,
чем одни
животные
отличаются от
других (размеры,
окраска, покровы,
способы питания
и передвижения,
места обитания).
Называют диких и
домашних
животных,
используя
иллюстрации и
помощь учителя
Называют
отличительные
признаки разных
групп животных
(позвоночные,
беспозвоночные;
дикие, домашние).
Называют места
обитания животных и
черты
приспособленности
их к условиям жизни
(форма тела, покров,
способ
передвижения,
дыхание, окраска).
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом. На
слайдах, рисунках
показывают и
приводят примеры
Введение – 2 часа
1
Разнообразие
животного мира.
1
Формирование
представлений о
разнообразии
животного мира
7
животных, которые
отличаются друг от
друга по ряду
признаков
2
Значение
животных и их
охрана
1
Формирование
Рассказывают о
Приводят примеры
представлений о
значении
значения животных в
значении животных животных в жизни
природе и жизни
и их охране
человека и их
человека и их охране.
охране. По
Узнают на
рисункам
фотографиях и
называют
называют животных,
животных,
занесенных в
занесенных в
Красную книгу;
Красную книгу
называют, почему
некоторые животные
стали редкими, что
делают для
увеличения их
численности
Беспозвоночные животные- 11 часов
3
Общие признаки
беспозвоночных
животных.
Многообразие
беспозвоночных
1
Формирование
представлений о
беспозвоночных
животных.
Знакомство с
общими
признаками
беспозвоночных
Называют
Узнают и называют
признаки
беспозвоночных
беспозвоночных
животных по
животных; узнают
рисункам,
на рисунках и
сравнивают.
называют
называют общие
беспозвоночных признаки животных.
животных (черви, Записывают в тетрадь
медузы, раки,
общие признаки
8
4
Общие признаки
червей. Дождевой
червь
Формирование
представлений о
внешнем виде и
образе жизни
дождевого червя
пауки,
насекомые), с
опорой на
предложения,
предоставленные
учителем
беспозвоночных
животных.
Описывают
особенности
внешнего вида
животных,
перечисляют
отличительные
признаки; делают
вывод о
многообразии
беспозвоночных
Узнают на
рисунках
дождевого червя,
описывают его
внешний вид,
способ питания и
передвижения.
Рассматривают
рисунок в рабочей
тетради и
подписывают
названия частей
тела червя.
Рассказывают о
роли дождевых
червей в
почвообразовании
, используя
Называют общие
признаки червей,
узнают на рисунках и
в натуре дождевого
червя.
Описывают по плану
особенности
внешнего строения,
образа жизни,
питания, дыхания.
Ведут наблюдения за
способом
передвижения червя,
результаты
наблюдений
записывают в
тетрадь. В рабочей
тетради подписывают
9
помощь учителя
5
Общие признаки
насекомых.
Многообразие
насекомых.
Внешнее строение
и образ жизни
насекомых
1
названия частей тела
и органов дождевого
червя, используя
слова для справок.
Дополняют текст об
образе жизни этого
животного.
Составляют рассказ о
роли червей в
природе
Формирование
Рассказывают о
Узнают и называют
представлений об
строении
по рисункам
общих признаках
насекомого по
насекомых (стрекозы,
насекомых, их
рисунку,
тараканы), называют
отличительных
называют части
их общие признаки,
признаках.
тела.
рассказываю о
Изучение внешнего
Узнают на
многообразии
строения и образ
рисунках стрекоз насекомых (отличие
жизни насекомых
и тараканов,
по внешнему виду,
описывают
местам обитания,
внешний вид,
питания).
отличительные
Подписывают в
особенности
рабочей тетради на
насекомых.
рисунках названия
Раскрашивают частей и органов тела
части тела
насекомых
насекомых на
рисунках в
рабочих тетрадях.
Описывают
10
одного
представителя по
опорным
предложениям
6
Бабочки.
Отличительные
признаки.
Размножение и
развитие
7
Яблонная
плодожорка.
Бабочкакапустница
1
Формирование
представлений о
бабочках, их
отличительных
признаках,
размножении и
развитии
Узнают на
Узнают на рисунках,
рисунках и в
в коллекциях и в
коллекциях
натуре бабочек
бабочек,
(павлиний глаз,
описывают
траурница, адмирал).
внешний вид
Сравнивают, находят
бабочки павлиний
черты сходства и
глаз. По схеме
отличия, указывают
называют этапы
черты
развития бабочки.
принадлежности
Рассказываю о
насекомых к группе
значении бабочек
бабочек. Дают
в природе по
характеристику
плану,
бабочек на примере
предложенному
бабочки павлиний
учителем
глаз.
Подписывают в
рабочей тетради на
рисунке названия
стадий развития
бабочек
Формирование
представления об
особенностях
внешнего вида
насекомых, их
На рисунках
Знают и называют
подписывают
основные черты
название частей и строения насекомого:
органов тела
деление тела на
насекомых.
отделы и членики,
11
значении в природе
и жизни человека
8
Тутовый
шелкопряд
Формирование
представлений о
внешнем виде и
образе жизни
Сравнивают по
наличие крыльев и
плану бабочкутрех пар
капустницу и
конечностей.
яблонную
Составляют рассказ о
плодожорку.
внешнем строении
Называют по
бабочек по плану.
рисунку стадии
Сравнивают и
развития бабочкиразличают двух
капустницы.
насекомых, находят
Рассматривают
черты сходства и
насекомыхотличия; узнают
вредителей
насекомых по
сельскохозяйствен внешнему виду на
ных растений в
рисунках, в
коллекциях
коллекциях, видео.
насекомых под
Называют
руководством
отличительные
учителя
признаки, этапы
развития насекомых,
на какой стадии
развития приносят
вред или пользу. В
рабочей тетради
подписывают стадии
развития бабочкикапустницы
Узнают тутового
шелкопряда на
иллюстрациях и
фотографиях,
Узнают и называют
тутового шелкопряда
в коллекции, в
натуральном виде, на
12
9
Жуки.
Отличительные
признаки
1
тутового
шелкопряда
относят его к
рисунках; выделяют
изученной группе
существенные
животных,
признаки внешнего
описывают
строения, сравнивают
внешний вид и
с бабочкойобраз жизни;
капустницей, находят
рассказываю о
черты сходства и
пользе тутового
отличия. Имеют
шелкопряда по
представления о
иллюстрациям и с взаимосвязях между
опорой на
изученным объектом
предложения
и его местом в
окружающем мире; о
способах питания,
приносимой пользе и
разведении тутового
шелкопряда.
В рабочей тетради
подписывают
названия стадий
развития тутового
шелкопряда
Закрепление
представлений о
строении
насекомых, их
размножении и
развитии.
Ознакомление с
отличительными
Узнают жуков на Узнают в природе и
иллюстрациях и
на иллюстрациях
фотографиях
жуков (майский жук,
(майский жук,
колорадский жук,
колорадский жук, божья коровка), дают
божья коровка),
сравнительную
описывают
характеристику,
внешний вид
находят черты
13
особенностями
внешнего строения
жуков, значением
для человека
10
Комнатная муха
1
Формирование
представления о
комнатной мухе
жуков, называют сходства и выделяют
отличительные
существенные
признаки.
признаки отличия.
Выполняют
Устанавливают
задания в рабочих взаимосвязь между
тетрадях
средой обитания и
(заполняют
внешним видом
таблицу,
объектов.
подписывают на
Подписывают на
рисунках части
рисунках стадии
тела жука). Под
развития майского
руководством
жука. Составляют
учителя
рассказ о значении
выполняют
жуков в природе и
практическую
жизни человека.
работу: зарисовку
Выполняют
майского жука в
практическую
тетради
работу: зарисовка
майского жука в
тетради; делают
вывод о
принадлежности
майского жука к
группе насекомых
Узнают на
иллюстрациях и
фотографиях
комнатную муху
называют
отличительные
Узнают на
иллюстрациях и в
натуре комнатную
муху; описывают
характерные
особенности
14
признаки
внешнего вида и
внешнего вида,
поведения.
характерные
Подписывают на
особенности
рисунках стадии
поведения.
развития комнатной
Рассказываю о
мухи.
вреде,
Составляют рассказ
приносимой
о вреде, приносимом
комнатной мухой,
комнатной мухой,
о мерах борьбы,
мерах борьбы и
правилах
правилах гигиены.
здорового образа
Указывают на
жизни
взаимосвязь
количества мух и
кишечных
заболеваний
11
Медоносная
пчела.
1
Расширение
Узнают и
представлений об
называют на
особенностях
иллюстрациях и
внешнего строения
фотографиях
насекомых, их
медоносную
развитии, значении пчелу; описывают
для человека
внешнее строение.
В рабочей тетради
подписывают на
рисунки части
тела.
Рассказывают о
составе пчелиной
семьи,
Узнают и называют
на рисунках, в натуре
медоносную пчелу.
Находят на рисунках
и называют
отличительные
особенности
внешнего строения
медоносной пчелы.
Составляют рассказ о
составе пчелиной
семьи, особенностях
строения и поведения
членов семьи, о
15
12
Муравьи
1
Закрепление
представлений о
насекомых
пчеловодстве; об
использовании
продуктов
пчеловодства. Под
руководством
учителя
выполняют
практическую
работу: зарисовка
медоносной
пчелы в тетради
разведении пчел
(пчеловодстве),
использовании
человеком продуктов
пчеловодства.
Заполняют схему
«Значение насекомых
в природе».
Рисуют медоносную
пчелу в тетради.
Смотрят видеофильм
о жизни семьи
медоносной пчелы с
последующим
обсуждением
Узнают и
называют на
иллюстрациях и
фотографиях, в
коллекциях
насекомых
муравьев.
Описывают
внешний вид,
состав семьи,
особенности
жизни.
Рассказывают о
правилах
поведения в лесу,
Узнают и называют
муравьев на
иллюстрациях и
фотографиях, в
коллекциях
насекомых.
Рассказывают об
особенностях
внешнего вида,
составе семьи
насекомых.
Рассказывают о
пользе муравьев.
Составляют памятку
«Правила поведения
16
охране
муравейников.
Смотрят
видеофильм,
отвечают на
вопросы
13
Экскурсия в
природу:
наблюдение за
насекомыми
1
Закрепление и
расширение
представлений о
внешнем виде и
поведении
насекомых
в лесу»,
устанавливают
взаимосвязь между
природой и
человеком.
Составляют рассказ
по плану: почему и
как надо охранять
муравейники.
Смотрят видеофильм
о жизни муравейника
с последующим
обсуждением
Под руководством
Проводят
учителя проводят
наблюдения в
наблюдения в
природе за майскими
природе:
жуками и бабочкойрассматривают
капустницей. Следят
внешний вид
за полетом майских
майского жука и
жуков и бабочекбабочкикапустниц;
капустницы, ведут рассматривают их
наблюдения за их внешнее строение,
поведением в
находят и называют
природе.
части тела,
Рассказывают, что определяют черты
узнали о
принадлежности к
насекомых
группе насекомые;
определяют
приспособленность к
17
полету; наблюдают за
поведением
насекомых;
сравнивают жука и
бабочку, находят
черты сходства и
отличия. Выполняют
зарисовки,
записывают
результаты своих
наблюдений в
тетрадь, делают
выводы о поведении
насекомых в природе
Позвоночные животные – 53 часа
Рыбы – 8 часов
14
Общие признаки
позвоночных
животных.
Классификация
животных
1
Формирование
представлений об
общих признаках
позвоночных
животных, их
классификации
На рисунках и
Используя текст
фотографиях
учебника,
узнают и
выписывают в
называют
тетрадь общие
позвоночных
признаки
животных;
позвоночных
перечисляют их
животных. По
общие признаки
рисункам, слайдам,
по заранее
фотографиям узнают
выделенным
и называют
опорным словам;
позвоночных
называют группы животных, выделяют
позвоночных
их существенные
18
животных (рыбы,
земноводные,
пресмыкающиеся,
птицы,
млекопитающие)
признаки,
подписывают на
рисунках в тетради.
С учетом оснований
для классификации
называют группы
позвоночных
животных
15
Рыбы. Общие
признаки рыб.
Среда обитания.
1
Формирование
представлений о
рыбах, их
строении, образе
жизни;
Называют общие Узнают и называют
признаки рыб.
рыб на рисунках и
Узнают рыб на
фотографиях,
рисунках,
слайдах; сравнивают,
называют среду
выделяют общие и
их обитания;
отличительные
описывают по
признаки. На
плану и опорным основании сравнения
предложениям
называют общие
особенности
признаки рыб.
внешнего
Устанавливают
строения в связи
взаимосвязь между
со средой
средой обитания и
обитания
внешним видом.
Дополняют текст в
рабочей тетради об
общих признаках рыб
16
Речные рыбы
1
Знакомство с
речными
(пресноводными)
рыбами.
Формирование
Называют по
рисункам,
слайдам речных
рыб: окунь, щука,
карп. Отмечают,
Называют речных
рыб (окунь, щука,
карп) по рисункам,
слайдам,
фотографиям.
19
представлений о
поведении и образе
жизни речных рыб
17
Морские рыбы
1
по каким
Сравнивают их
признакам их
между собой,
относят к рыбам.
называют среду
Описывают
обитания.
особенности
Дают определение,
внешнего вида,
каких рыб называют
отмечают
речными.
внешние черты
Отмечают
отличия;
отличительные
объясняют, каких
особенности
рыб называют
внешнего вида,
речными,
окраски, поведения в
используя помощь
связи со средой
учителя
обитания и способом
питания.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Выполняют задание в
рабочей тетради.
Сравнивают речного
окуня и щуку; данные
заносят в таблицу
Знакомство с
Называют по
Называют морских
морскими рыбами.
рисункам,
рыб (треска, сельдь и
Формирование
фотографиям
другие), их среду
представлений о виды морских рыб
обитания, образ
поведении и образе (треска, сельдь и
жизни; признаки
жизни морских рыб
другие).
внешнего строения.
20
Рассказывают о
На основании
среде и месте их сравнения отмечают,
обитания, какой
чем сходны между
образ жизни ведут
собой и чем
и чем питаются,
отличаются.
где
Устанавливают
размножаются,
взаимосвязь между
используя помощь средой обитания и
учителя
внешним видом.
Дают определение,
каких рыб называют
морскими.
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Сравнивают треску и
сельдь, данные
записывают в
таблицу. Заполняют
схему: вписывают
названия речных и
морских рыб
18
Внешнее и
внутреннее
строение, образ
жизни рыб
1
Закрепление
Описывают
представлений о
особенности
внешнем строении
внешнего
и образе жизни
строения рыб.
рыб; формирование Подписывают в
представлений о
рабочих тетрадях
питании, дыхании, стадии развития
способе
рыб, используя
передвижения и слова для справок.
Называют и
показывают части
тела рыбы, чем
покрыто снаружи, как
и с помощью чего
передвигаются рыбы.
Рассказывают, как и
чем питаются рыбы,
отмечают
21
размножении рыб
19
Рыбоводство.
Рыболовство.
Рациональное
использование
1
Рассказывают, как особенности питания
дышат и питаются
хищных рыб.
рыбы.
Наблюдают за
Наблюдают за
движением рыб в
движением рыб в
аквариуме,
аквариуме, за
объясняют, чем
работой
дышат рыбы.
плавников при
Составляют схему
различных
развития рыб из
направлениях
икринок. Узнают рыб
движения
на разных стадиях
развития по
внешнему виду.
Выполняют задания в
рабочей тетради.
Подписывают
название внутренних
органов, отделов
нервной системы,
стадии развития рыб
на рисунках,
используя слова для
справок
Расширение
Работают под
представлений о
руководством
значении рыб в
учителя с текстом
жизни человека,
учебника:
способах ее
знакомятся с
разведения, охраны разведением рыб
и рационального
человеком в
Дают определение
понятиям и
объясняют значение
слов: рыбоводство и
рыболовство.
Рассказывают с
опорой на текст
22
20
Домашний
аквариум. Виды
аквариумных рыб
1
использования
прудах и
естественных
условиях.
Рассказывают о
правилах
поведения в
природе, охране и
рациональном
использовании
рыбы.
Составляют
рассказ по плану о
значении рыбы в
жизни человека.
Выполняют
задание в рабочей
тетради: в текст
«Рыбоводство»
вставляют
недостающие
слова, используя
слова для справок
учебника, каким
способом ведется
промысел и
разведение рыбы; как
ее охраняют и
рационально
используют.
Осознают основные
взаимосвязи между
природой и
человеком (значение
рыбного промысла в
жизни человека;
использование рыбы
человеком).
Вставляют в текст
рабочей тетради
недостающие слова о
разведении карпов,
используя слова для
справок
Ознакомление с
правилами
содержания и ухода
рыб в домашнем
аквариуме.
Узнают
аквариумных
рыбок на
иллюстрациях и
фотографиях,
называют
изученные
объекты,
Узнают и называют
аквариумных рыбок
(гуппи, золотые
рыбки) в
натуральном виде в
естественных
условиях и на
картинах, выделяют
23
знакомятся с
правилами
выполнения
несложных
действий по уходу
за аквариумными
рыбками под
руководством
учителя.
Рассказывают об
особенностях
размножения,
питания, видах
корма. Ведут
наблюдения за
аквариумными
рыбами под
руководством
учителя
21
Экскурсия к
1
Знакомство
существенные
признаки
аквариумных рыбок.
Рассказываю об
особенностях
размножения разных
видов аквариумных
рыбок, называют
виды живородящих
рыб.
Совместно с
учителем составляют
памятку по уходу за
аквариумными
рыбками; дают
характеристику
среды обитания:
освещение,
температура воды.
Называют, какие
виды корма можно
использовать при
кормлении
аквариумных рыбок.
Записывают
результаты
наблюдений за
аквариумными
рыбами в тетрадь
В ходе просмотра Называют виды рыб,
24
водоему
обучающихся с
правилами рыбной
ловли. Наблюдение
за рыбной ловлей
видеофильма
которые обитают в
знакомятся с
водоеме, особенности
правилами
их поведения,
рыбной ловли.
питания.
Описывают среду
Рассказывают о
обитания рыб.
правилах поведения в
Называют виды
природе, о
речных рыб.
взаимосвязи между
Рассказывают о
природными
правилах
компонентами,
поведения в
природой и
природе.
человеком. Под
Ведут наблюдения
руководством
за рыбной ловлей
учителя
под руководством
формулируют
учителя
правила ловли рыбы.
В ходе просмотра
видеофильма ведут
наблюдения за
рыбной ловлей.
Оформляют
результаты
наблюдений в
тетради
Земноводные - 3 часа
22
Общие признаки
земноводных.
Среда обитания и
внешнее строение
лягушки
1
Формирование
представлений о
земноводных как
группе животных
проживающих на
Называют по
рисункам виды
земноводных,
объясняют, где
живут, как
Называют
представителей
разных видов
земноводных,
отличительные
25
суше и в воде,
передвигаются,
признаки лягушки и
взаимосвязи среды
какое значение
жабы, черты
обитания и
имеют в природе.
приспособления к
внешнего вида
В рабочей тетради
среде обитания
земноводных
подписывают
(части тела, окраска,
рисунки
покровы,
изображенных на
передвижение).
них земноводных, Составляют рассказ
используя помощь по плану: питание,
учителя
дыхание,
размножение (цикл
развития);
устанавливают
взаимосвязь между
строение органов и
их функциями.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
дополняют
недостающими
словами общие
признаки
земноводных,
используя слова для
справок;
подписывают на
рисунках названия
частей тела и органов
лягушки; стадии
развития лягушки;
дополняют с
26
помощью учебника
текст о размножении
и развитии лягушки
23
Многообразие
земноводных
1
Знакомство с
многообразием
земноводных,
особенностями
внешнего вида и
образа жизни
Узнают и
Имеют
различают
представление о
земноводных в
жабе, тритоне,
окружающем
саламандре как
мире, по рисункам
представителях
и фотографиям
земноводных. По
(жаба, тритон,
рисункам,
саламандра);
фотографиям
подписывают
описывают
названия
особенности их
земноводных на
внешнего строение,
рисунках в
называют общие и
рабочей тетради. отличительные черты
Рассказывают об
внешнего вида,
особенностях
делают вывод о
строения и
многообразии
отличительных
земноводных.
признаках разных
Подписывают в
представителей
рабочей тетради
земноводных по
рисунки
плану,
изображенных на нем
предложенному
земноводных
учителем.
24
Черты сходства и
различия
земноводных и
рыб. Польза
1
Формирование
представлений о
сходстве и
различии
В рабочей тетради Сравнивают внешнее
подписывают
строение, места
рисунки стадий
обитания и этапы
развития лягушки,
развития
27
земноводных и их
охрана
земноводных и
используя слова
рыб, пользе
для справок.
земноводных и их
Сравнивают по
охране
рисункам внешнее
строение
головастика и
малька рыбы,
называют черты
сходства.
Совместно с
учителем делают
вывод о сходстве
и различии
земноводных и
рыб.
Рассказывают о
пользе
земноводных и их
охране
земноводных и рыб.
В рабочей тетради
находят и
подписывают
рисунки черт
сходства головастика
и малька рыбы
(вытянутая форма
тела, хвост, жабры),
необходимость воды
для размножения.
Отмечают
отличительные
признаки
земноводных.
Выполняют
практическую
работу: заполняют
таблицу, сравнивают
головастика лягушки
и рыбу; данные
записывают в
таблицу рабочей
тетради.
На основании
сравнения
записывают в тетрадь
вывод о сходстве и
различии
земноводных и рыб.
Составляют рассказ о
28
пользе земноводных
и их охране
Пресмыкающиеся – 5 часов
25
Общие признаки
пресмыкающихся.
1
Формирование
представлений об
общих признаках
пресмыкающихся,
внешнем строении,
питании, дыхании,
размножении
Узнают и
называют по
рисункам группы
пресмыкающихся,
описывают их
внешнее строение;
рассказывают, где
живут животные,
чем покрыто их
тело, какие
органы находятся
на голове, как
передвигаются,
размножаются.
Смотрят
видеофильм о
разнообразии
пресмыкающихся,
отвечают на
вопросы
По рисункам и
фотографиям
называют группы
пресмыкающихся,
признаки сходства и
отличия разных
групп, особенности
внешнего строения.
Описывают внешнее
строение прыткой
ящерицы, гадюки,
ужа, черепахи,
крокодила по плану,
называют признаки
сходства и различия
разных групп
пресмыкающихся.
Подписывают в
рабочей тетради
названия
пресмыкающихся,
изображенных на
рисунке.
Выполняют
классификацию на
основе выделения
общих признаков
29
пресмыкающихся.
Делают вывод о
взаимосвязи
внешнего строения и
среды обитания.
Называют
особенности
размножения
пресмыкающихся.
Устанавливают
взаимосвязь между
природными
условиями (наличие
тепла) и развитием
зародышей
пресмыкающихся.
Выполняют
практическую
работу: зарисовка в
тетради цикла
развития
пресмыкающихся.
Выполняют задания в
рабочей тетради:
дополняют текст об
общих признаках
пресмыкающихся
26
Ящерица прыткая
1
Расширение
представления о
местах обитания,
Узнают на
рисунках,
фотографиях,
Узнают и называют
на рисунках, слайдах
прыткую ящерицу.
30
27
Змеи.
Отличительные
особенности
1
образе жизни,
особенностях
питания прыткой
ящерицы
слайдах прыткую
ящерицу.
Описывают
особенности
внешнего вида,
где живет, ее
образ жизни,
особенности
питания.
Рассказывают об
особенностях
размножения, где
откладывает яйца,
какие условия
необходимы для
развития
зародыша.
Смотрят
видеофильм о
местах обитания и
образе жизни
прыткой
ящерицы,
отвечают на
вопросы,
выполняют
задания учителя
Описывают внешний
вид, находят и
называют черты
принадлежности к
группе
пресмыкающихся,
устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
Составляют рассказ
по плану: где живет,
образ жизни и
особенности питания.
Смотрят видеофильм
о местах обитания и
образе жизни
прыткой ящерицы
Формирование
представления об
отличительных
Узнают и
называют на
рисунках змей,
Узнают и называют
на рисунках, слайдах
змей: гадюку, ужа.
31
животных
28
Черепахи,
особенностях змей
1
Формирование
называют
Сравнивают их
отличительные
внешний вид, места
особенности
обитания, питание,
животных; чем по
размножение и
внешнему виду
развитие. Называют
отличается
отличительные
гадюка и уж.
признаки змей, чем
Сравнивают и
отличается уж и
называют места
гадюка. Составляют
обитания, способ
рассказ об
питания,
использовании
размножения и
змеиного яда в
развития гадюки и медицине, оказании
ужа.
первой медицинской
Рассказывают об
помощи при укусе
использовании
змей.
змеиного яда в
Выполняют
медицине, об
практическую
оказании первой работу: «Сравнение
медицинской
ужа и гадюки»,
помощи при
данные записывают
укусах змей.
в таблицу тетради.
Смотрят
видеофильм о
разнообразии
змей, выполняют
задания учителя,
отвечают на
вопросы
Узнают и
Узнают и называют
32
крокодилы.
Отличительные
особенности
животных
29
Сравнительная
характеристика
пресмыкающихся
и земноводных.
Практическая
работа
представления об
отличительных
особенностях
черепах и
крокодилов
1
подписывают на черепах и крокодилов
рисунках
на рисунках, слайдах.
черепаху и
Описывают их
крокодила.
внешний вид,
Называют
отмечают
особенности
отличительные
внешнего вида,
особенности
отличительные
животных; называют
признаки, среду
черты
обитания,
принадлежности
питание,
животных к группе
размножение и
пресмыкающихся.
развитие.
Устанавливают
Смотрят
взаимосвязь между
видеофильм:
средой обитания и
среда обитания и
внешним видом
образ жизни
животных
черепах и
крокодилов с
последующим
обсуждением
Закрепление
Сравнивают
представлений о
внешний вид и
пресмыкающихся и
образ жизни
земноводных
пресмыкающихся
и земноводных,
называют
отличительные
особенности
животных. В
Составляют
сравнительную
характеристику
пресмыкающихся и
земноводных.
Выполняют
практическую
работу: сравнивают
места обитания,
33
рабочей тетради
внешний вид (части
подписывают
тела, покровы),
рисунки с
органы
изображением
передвижения,
частей тела
способ дыхания,
животного.
питания,
Заполняют
размножения и
таблицу
развития
сравнения
пресмыкающихся и
лягушки и
земноводных. Делают
ящерицы,
вывод об общих и
отвечают на
отличительных
вопросы таблицы признаках строения и
образа жизни
пресмыкающихся.
Данные заносят в
таблицу рабочей
тетради.
Птицы – 10 часов
30
Дикие птицы.
Общая
характеристика
птиц.
1
Формирование
Называют
представлений об
отличительные
особенностях
особенности птиц
строения и образе (наличие крыльев,
жизни птиц, как
пуха и перьев на
позвоночных
теле).
животных.
Рассказывают об
Сравнение и
особенностях
распознавание птиц
размножения:
на рисунках и в
кладка яиц и
природе
выведение
Составляют по плану
общую
характеристику птиц:
наличие крыльев,
пуха и перьев на теле.
Отмечают
отличительные
особенности
размножения птиц:
кладка яиц и
выведение птенцов. В
34
птенцов.
рабочей тетраде
Рассматривают
подписывают
скелет и чучело названия к рисункам
птицы, под
с изображением
руководством
оболочек и
учителя,
содержимого яйца
показывают части
птицы, используя
тела птицы
слова для справок.
Рассказывают о
строении перьев
птиц, описывают
внешний вид по
плану какой-либо
птицы. Подписывают
названия частей тела
птицы на рисунке.
Заполняют пропуски
в тексте, дополняют
общую
характеристику птиц.
Подписывают на
рисунке названия
основных частей
контурного пера
птицы, используя
слова для справок.
Записывают вывод,
чем пух и пуховое
перо отличаются от
контурного пера;
дополняют
35
преложния
текста
31
Многообразие
птиц.
1
Ознакомление с
многообразием
птиц, средой их
обитания, образом
жизни
Узнают и
называют птиц по
рисункам,
фотографиям;
рассказывают о
среде обитания,
образе жизни,
особенностях
питания разных
групп птиц по
опорным
предложениям.
Узнают на
рисунках и
называют
перелетных и
зимующих птиц
Описывают по плану
внешний вид разных
птиц, устанавливают
взаимосвязи между
средой обитания и
внешним видом
разных видов птиц.
Составляют рассказ о
среде обитания
разных видов птиц,
образе жизни,
питании; называют
черты
приспособленности к
среде обитания.
Называют
перелетных и
зимующих птиц.
Работают в группах,
составляют таблицу,
схемы, анализируют
и сравнивают
различные группы
птиц и делают
выводы, записывают
в тетрадь
32
Птицы леса
1
Формирование
Называют по
Называют и
36
представлений о
птицах леса,
особенностях
образа жизни и
внешнего строения
рисункам птиц
показывают на
леса (большой
рисунках, таблицах
пестрый дятел,
птиц леса.
синица,)
Рассказывают об
описывают
особенностях
внешний вид (по
строения и образе
каким внешним жизни в зависимости
признакам можно от среды обитания,
узнать в природе:
отмечают черты
строение крыльев, сходства и отличия,
хвоста, ног,
по каким внешним
клюва).
признакам можно
Рассказывают об
узнать в природе.
образе жизни,
В рабочей тетради
гнездовании и
подписывают
заботе о
названия птиц под их
потомстве по
изображениями.
плану и опорным дополняют текст об
предложениям
особенностях
строения и образе
жизни изображенных
на рисунке птиц леса,
используя слова для
справок.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
37
обсуждением.
33
Хищные птицы
1
Формирование
Называют по
Называют и
представлений о рисункам хищных
показывают на
хищных птицах,
птиц (сова, орел), рисунках, таблицах
особенностях
описывают
хищных птиц (сова,
внешнего строения внешний вид (по
орел). Выполняют
и образа жизни
каким внешним
задание в рабочей
признакам можно тетради: определяют
узнать в природе
по рисунку какие
птицу-хищника:
признаки хищника
строение крыльев, заметны на внешнем
хвоста, ног,
строении совы и
клюва).
орла. Обводят в
Рассказывают об
кружок номера
образе жизни,
предложений, в
гнездовании и
которых дана
заботе о
характеристика
потомстве по
хищной птицы.
плану и опорным Дополняют текст о
предложениям сове, используя слова
для справок.
Рассказывают об
особенностях
строения и образе
жизни в зависимости
от среды обитания,
отмечают черты
сходства и отличия,
по каким внешним
признакам можно
38
узнать в природе.
Устанавливают
взаимосвязь между
природными
условиями, образом
жизни и внешним
видом птиц.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
34
Птицы,
кормящиеся в
воздухе
1
Формирование
Называют по
Называют и
представлений о
рисункам птиц,
показывают на
птицах,
кормящихся в
рисунках, таблицах
кормящихся в
воздухе (ласточки, птиц, кормящихся в
воздухе,
стрижи),
воздухе (ласточки,
особенностях
описывают
стрижи).
внешнего строения внешний вид (по
Подписывают
и образа жизни
каким внешним
изображения птиц в
признакам можно
рабочей тетради.
узнать в природе: Сравнивают ласточек
строение крыльев,
и стрижа, вносят
хвоста, ног,
данные о них в
клюва).
таблицу.
Рассказывают об
Рассказывают об
образе жизни,
особенностях
39
гнездовании и
заботе о
потомстве по
плану и опорным
предложениям
35
Водоплавающие
птицы
1
Формирование
представлений о
водоплавающих
птицах,
особенностях
внешнего строения
и образа жизни
строения и образе
жизни в зависимости
от среды обитания,
отмечают черты
сходства и отличия,
по каким внешним
признакам можно
узнать в природе.
Прослушивают
голоса птиц. Смотрят
видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
Называют по
Называют и
рисункам
показывают на
водоплавающих
рисунках, таблицах
птиц (уткаводоплавающих птиц.
кряква, лебедь,
Рассказывают об
пеликан),
особенностях
описывают
строения и образе
внешний вид (по жизни в зависимости
каким внешним
от среды обитания,
признакам можно
отмечают черты
узнать в природе: сходства и отличия,
строение крыльев, по каким внешним
хвоста, ног,
признакам можно
клюва).
узнать в природе.
40
Рассказывают об
образе жизни,
гнездовании и
заботе о
потомстве по
плану и опорным
предложениям.
Прослушивают
голоса птиц
36
Птицы,
обитающие близ
жилища человека
1
Сравнивают гоголя и
крякву на рисунках,
дополняют текст об
образе жизни на
водоемах.
Сравнивают утку и
серую цаплю,
дополняют текст об
особенностях
строения ее тела и
образа жизни.
Выполняют задание
на карточке:
определяют, кто
лишний в каждом
ряду птиц и почему.
Дополняют текст.
Прослушивают
голоса птиц
Расширение знаний Называют птиц,
Называют птиц,
о птицах,
обитающих близ
обитающих, близ
обитающих близ жилища человека
жилища человека
жилища человека
(голубь, ворона,
(голубь, ворона,
воробей,
воробей, трясогузка).
трясогузка).
В рабочей тетради
Рассказывают об
рассматривают
образе жизни
рисунки,
данной группы
подписывают
птиц, гнездовании
названия птиц,
и заботе о
дополняют в тексте
41
потомстве,
общую
необходимости характеристику птиц,
охране птиц по
используя опорные
плану и опорным
слова.
предложениям
Сравнивают и
различают по
строению и образу
жизни,
устанавливают
взаимосвязь между
природными
условиями, образом
жизни и внешним
видом птиц.
Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника
(сравнивают голубя и
воробья).
Смотрят видеофильм
«Гнездование и
забота о потомстве.
Охрана птиц» с
последующим
обсуждением
37
Птицы в живом
уголке
1
Расширение
Узнают певчих и
представлений о
декоративных
птицах живого
птиц на
уголка на основе
иллюстрациях и
имеющихся знаний:
фотографиях
Узнают и называют
певчих и
декоративных птиц
(канарейки, попугаи,
щеглы) в
42
внешний вид,
(попугаи,
натуральном виде в
правила
канарейки,
естественных
содержания птиц в щеглы), называют
условиях и на
«живом уголке»
изученные
рисунках, выделяют
объекты,
существенные
знакомятся с
признаки певчих и
правилами
декоративных птиц.
выполнения
Называют правила
несложных
ухода и содержания
действий по уходу
певчих и
за певчими и
декоративных птиц.
декоративными
Выполняют
птицами под
практическую
руководством
работу: «Наблюдение
учителя.
и уход за птицами в
Под руководством
«живом уголке»,
учителя
делают вывод об
выполняют
особенностях ухода
практическую
за домашними
работу:
птицами
наблюдение и
уход за птицами в
«живом уголке»
38
Домашние птицы.
Птицеводство
1
Формирование
представлений о
домашних птицах,
их особенностях
строения, образе
жизни, разведении
и выращивании
Называют по
рисункам
домашних птиц,
описывают их
строение, образ
жизни.
В рабочей
Узнают по рисункам
и называют
домашних птиц
(курей, гусей, уток и
индюшек).
Сравнивают на
рисунке домашних
43
тетради,
кур с их дикими
используя слова предками. Результаты
для справок,
сравнения заносят в
подписывают
таблицу.
названия оболочек
Называют
и содержимого
особенности их
яйца птицы.
внешнего строения,
Сравнивают
сравнивают виды
домашних и диких
птиц (домашних
курей, гусей и
гусей и домашних
уток,
уток), дополняют
рассказывают, с
текст в рабочей
какой целью
тетради. Выделяют
человек их
отличительные
разводит.
признаки,
Рассказывают, как
рассказывают об
разводят птиц на
образе жизни
птицеводческих
(питание,
хозяйствах
размножение,
развитие).
Зарисовывают
куриное яйцо в
тетрадь,
подписывают
названия оболочек и
содержимого яйца
птицы.
Называют правила
выращивания и ухода
за домашними
птицами.
44
Дополняют текст в
рабочей тетради о
содержании,
кормлении и
разведении птиц в
птицеводческих
хозяйствах.
Рассказывают о
значении
птицеводства по
плану
39
Экскурсия
1
Расширение
представлений об
особенностях
строения и
поведения птиц
Под руководством
Проводят
учителя проводят
наблюдение за
наблюдения за
поведением птиц в
поведением птиц
природе, отмечают
в природе:
особенности
кормлением,
поведения разных
передвижением,
видов птиц,
заботой о
описывают внешнее
потомстве
строение,
Под руководством
устанавливают
учителя
взаимосвязь между
выполняют
средой обитания,
практическую
внешним видом,
работу: подкормка
особенностями
зимующих птиц питания. Результаты
наблюдений
записывают в тетрадь
Млекопитающие – 15 часов
45
40
Общие признаки
млекопитающих.
Разнообразие
млекопитающих
животных.
Классификация
1
Формирование
представлений об
общих признаках
млекопитающих.
Формирование
представлений
обучающихся о
разнообразии
млекопитающих
животных.
41
Дикие
1
Формирование
Называют общие
Называют общие
признаки
признаки
млекопитающих,
млекопитающих
описывают
(рождение живых
внешнее строение
детенышей,
изображенного на
вскармливание их
рисунке
молоком). Называют
животного,
признаки сходства и
особенности
различия между
внешнего вида; по группами животных
рисункам
делают вывод о
называют разных
разнообразии
представителей
млекопитающих
млекопитающих, животных. На основе
определяют их
выделенных общих
сходство и
признаков
отличие.
выполняют
Составляют
классификацию.
рассказ об одном
В рабочей тетради
из животных, по
подписывают на
опорным словам,
рисунке названия
и
частей тела
словосочетаниям,
млекопитающего.
принимая помощь Дополняют текст об
учителя
особенностях
внешнего строения
млекопитающих,
используя слова для
справок
Узнают и
Узнают и называют
46
млекопитающие
животные.
Грызуны. Общие
признаки
грызунов
42
Мышь, белка,
суслик, бобр.
1
представлений об
общих признаках
грызунов
называют по
рисункам
грызунов,
описывают
внешний вид,
среду обитания,
образ жизни,
питание и
размножение
грызунов.
Перечисляют
общие признаки
грызунов.
Называют
характерные
особенности
грызунов, с
опорой на
предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем.
В рабочей тетради
подписывают
рисунки грызунов,
используя помощь
учителя
на рисунках, слайдах,
фотографиях
грызунов.
Сравнивают
животных,
описывают
особенности их
внешнего вида, среды
обитания, образа
жизни, питания,
размножения. На
основе сравнения
выделяют и
записывают в тетради
общие признаки
грызунов.
Подписывают на
рисунке название
зубов грызунов;
дополняют текст об
особенностях зубов
грызунов, используя
слова для справок
Формирование
представлений об
Узнают и
называют
По рисункам,
слайдам называют
47
Отличительные
особенности
каждого
животного
общих признаках
отдельных групп
животных.
Ознакомление с
особенностями
внешнего строения,
образа жизни,
значением в
природе и жизни
человека
животных,
относящихся к
группе грызунов
(мышь, белка,
суслик, бобр).
Описывают
особенности
внешнего вида
каждого
животного.
Рассказывают о
значении
грызунов в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека, пользе и
вреде,
приносимом
грызунами.
Дополняют текст
в рабочей тетради
о значении
грызунов в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека,
используя слова
для справок и
помощь учителя
представителей
грызунов (мышь,
белка, суслик, бобр),
подписывают
представителей на
рисунках в тетради.
Называют
отличительные
особенности каждого
животного,
описывают внешний
вид и строение в
зависимости от среды
обитания.
Дополняют текст в
рабочей тетради о
значении грызунов в
природе и
хозяйственной
деятельности
человека. Называют
пользу и вред,
приносимый
грызунами.
Составляют рассказ
по плану «Охрана
белок и бобров»
48
43
Зайцеобразные
1
Формирование
представлений об
общих признаках
зайцеобразных
Называют
зайцеобразных по
рисункам,
описывают
внешний вид,
среду обитания,
образ жизни,
питание, значение
в природе.
Называют общие
признаки
изученных
животных.
Подписывают
названия
зайцеобразных
животных,
используя помощь
учителя
Называют животных,
которые относятся к
зайцеобразным, их
общие признаки:
внешний вид, среда
обитания, образ
жизни, питание,
значение в природе
(заяц-русак, заяцбеляк).
Сравнивают
животных, называют
черты сходства и
отличия,
устанавливают
взаимосвязь
внешнего строения со
средой обитания.
Подписывают в
рабочих тетрадях
названия
зайцеобразных,
изображенных на
рисунке; дополняют
текст об
особенностях
внешнего строения,
используя слова для
справок
44
Хищные звери.
1
Продолжение
Узнают и
Узнают и называют
49
Общие признаки
хищных зверей
45
Хищные звери.
Псовые
формирования
представлений о
диких
млекопитающих
животных.
Формирование
понятия хищные
звери
1
называют по
рисункам хищных
зверей. Называю
общие их
признаки,
описывают
внешний вид,
отличительные
особенности.
Отмечают
особенности
некоторых из них.
Рассказывают об
образе жизни,
добыче пищи,
называют черты
сходства и
различия.
Подписывают на
рисунке названия
зубов хищного
зверя, используя
помощь учителя
на рисунках хищных
зверей, подписывают
их название в
рабочих тетрадях.
Описывают
особенности
внешнего вида,
называют
отличительные
особенности.
Называют
особенности
некоторых из них
(образ жизни, добыча
пищи, черты сходства
и различия).
На основе сравнения
формулируют и
записывают в тетрадь
общие признаки
хищных зверей.
Подписывают на
рисунке названия
зубов хищного зверя
Продолжение
Узнают и
формирования
различают на
представлений о
фотографиях и
хищных животных. рисунках волка и
Знакомство с
лисицу;
псовыми (собачьи):
описывают
Называют и
показывают на
рисунках, слайдах
псовых: волка,
лисицу; сравнивают,
называют
50
волк, лисица
46
Хищные звери.
Медвежьи
1
особенности
внешнего вида
изученных
животных;
сравнивают,
называют общие
признаки
изученных
животных
особенности
внешнего строения,
отмечают сходство и
отличие;
устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных.
Составляют
сравнительную
характеристику
«Места обитания и
образ жизни псовых»
Продолжение
Узнают и
Называют и
формирования
различают на
показывают на
представлений о
фотографиях и
рисунках, слайдах
хищных животных.
рисунках
медведей (бурого,
Знакомство с
медведей (бурого, белого); называют
медвежьими:
белого);
особенности
медведи (бурый,
описывают
внешнего строения,
белый)
особенности
образа жизни, добычи
внешнего вида пищи; устанавливают
изученных
взаимосвязь между
животных;
средой обитания и
сравнивают,
внешним видом
называют общие
животных.
признаки
Составляют
изученных
сравнительную
животных (места характеристику мест
51
обитания, образ
жизни)
47
Хищные звери.
Кошачьи
1
48
Пушные звери:
соболь, куница,
норка, песец
1
Продолжение
Узнают и
формирования
различают на
представлений о
фотографиях и
хищных животных.
рисунках
Знакомство с
снежного барса,
кошачьими:
рысь, льва, тигра;
снежный барс,
описывают
рысь, лев, тигр
особенности
внешнего вида
изученных
животных;
сравнивают,
называют общие
признаки
изученных
животных (места
обитания, образ
жизни).
Дорисовывают
части тела
хищных зверей по
предложенным
учителем
трафаретам
Продолжение
формирования
знаний о хищных
зверях.
Называют диких
пушных зверей
(соболь, куницу,
норку, песца) по
обитания и образа
жизни медвежьих
Называют и
показывают на
рисунках слайдах
кошачьих: снежного
барса, рысь, льва,
тигра; называют
особенности
внешнего строения,
образа жизни, добычи
пищи; устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом
животных.
Составляют
сравнительную
характеристику
хищных зверей, на
основании сравнения
заполняют таблицу с
помощью учебника в
рабочей тетради
Узнают по внешнему
виду на рисунках,
слайдах диких
пушных зверей
52
49
Копытные
(парнокопытные,
1
Ознакомление с
пушными зверями:
соболь, куница,
норка, песец
таблицам,
рисункам,
слайдам.
Подписывают
названия
изображения
пушных зверей в
рабочей тетради.
Описывают
внешний вид
пушных зверей,
называют общие
признаки
животных.
Рассказывают, где
встречаются в
природе, чем
питаются, какие
звери имеют
особо ценный
мех; как содержат
норок.
Заполняют
таблицу в рабочей
тетради об образе
жизни пушных
зверей, используя
помощь учителя
(соболя, куницу,
норку, песца).
Описывают внешний
вид, образ жизни,
поведение в природе.
Сравнивают
животных, называют
признаки сходства и
различия, заполняют
таблицу с помощью
учебника.
Составляют рассказ
по плану о
разведении пушных
зверей на
зверофермах
Формирование
представлений об
Узнают и
различают на
Узнают на рисунках,
слайдах и называют
53
непарнокопытные
)
особенностях
фотографиях и
внешнего строения
рисунках
и образа жизни
копытных
парнокопытных и животных (кабан,
непарнокопытных лось). Описывают
особенности
внешнего вида,
образ жизни,
питание, места
обитания.
Называют общие
признаки
изученных групп
животных.
Рассказывают о
правилах
поведения в
природе, охране
животных.
Используя
помощь учителя,
зарисовывают в
тетрадь копыта
парнокопытных и
непарнокопытных
копытных диких
животных (кабан,
лось). Сравнивают на
рисунке лося и
кабана, называют
черты сходства
животных.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
внешним видом.
На основании
сравнения называют
признаки сходства и
различия между
группами животных
(парнокопытных и
непарнокопытных).
Рассказывают об
образе жизни,
питании, местах
обитания,
необходимости
охраны животных.
Выполняют задание в
рабочей тетради:
используя слова для
справок, дополняют
предложения о
копытных животных
54
50
Морские
животные.
Ластоногие:
тюлень, морж
1
Формирование
представлений о
морских
млекопитающих,
особенностях их
строения в связи с
водным образом
жизни
Узнают на
рисунках
животных
млекопитающих,
обитающих в
морях и океанах
(тюлень, морж),
называют общие
признаки
животных,
особенности
внешнего вида,
среды обитания,
питания,
размножения и
развития; что им
помогает жить в
воде.
Рассказывают,
чем отличаются
животные, их
распространение и
значение
Называют морских
животных, которые
относятся к группе
ластоногих (тюлень,
морж).
В рабочей тетради
подписывают
названия
изображения
животных и их общее
название; дополняют
предложения о
сходстве животных
между собой.
Описывают их
внешний вид, места
обитания, питание.
Называют
отличительные
особенности: способ
передвижения, образ
жизни в связи с
обитанием в воде;
особенности
вскармливания
детенышей, как
представителей
млекопитающих.
Устанавливают
взаимосвязь между
средой обитания и
55
внешним видом
животных; называют
черты
приспособленности к
водной среде
обитания; называют
признаки сходства и
различия.
Рассказывают о
распространении и
значении морских
животных
51
Китообразные:
кит, дельфин
1
Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида и
образе жизни
китообразных
Узнают на
рисунках
китообразных
(кит, дельфин),
называют общие
признаки
животных,
особенности
внешнего вида,
места обитания,
питания.
Рассказывают о
способе
передвижения в
воде,
особенностях
вскармливания
детенышей.
Называют морских
животных, которые
относятся к группе
китообразные (кит,
дельфин).
Описывают их
внешний вид, места
обитания, питание.
Называют
отличительные
особенности: способ
передвижения,
особенности водного
образа жизни;
вскармливания
детенышей, как
представителей
млекопитающих.
56
Дополняют текст Заполняют таблицу с
об особенностях помощью учебника:
строения
записывают признаки
китообразных,
млекопитающих и
используя слова
приспособления к
для справок в
жизни в воде
рабочей тетради и
китообразных.
помощь учителя. Дополняют текст об
Рассказывают о
особенностях
значении
строения
китообразных по
китообразных,
плану и опорным используя слова для
предложениям
справок в рабочей
тетради.
Составляют рассказ о
значении
китообразных по
плану
52
Охрана морских
млекопитающих
1
Формирование
представлений об
охране морских
млекопитающих
Узнают и
различают на
рисунках
охраняемых
морских
животных (нерпа,
пятнистый
тюлень).
Описывают
особенности их
внешнего вида,
места обитания.
Называют морских
животных,
занесенных в
Красную книгу
(нерпа, пятнистый
тюлень). Описываю
их внешний вид,
среду и места
обитания, значение
для человека и в
природе. Называют
правила поведения в
57
Рассказывают о
значении
животных в
природе и жизни
человека.
Знакомятся с
Красной книгой,
рассказывают о ее
значении, о
причинах
необходимости
охраны морских
млекопитающих
53
Приматы. Общая
характеристика
1
Формирование
представлений об
общих признаках
приматов,
ознакомление с
отельными
особенностями
различных групп
природе, называют
причины
необходимости
охраны морских
животных.
Устанавливают
взаимосвязь между
природными
компонентами,
природой и
человеком
Называют
Узнают приматов по
обезьян,
внешнему виду на
изображенных на рисунках, слайдах.
рисунках,
На основании
рассказывают об
сравнения разных
особенностях их
групп приматов
внешнего вида,
выделяют общие
чем они
признаки; называют
отличаются от
чем они отличаются
других
от других
млекопитающих.
млекопитающих.
Отвечают на
Отвечают на вопросы
вопросы, с
с помощью текста
помощью текста
учебника в рабочей
учебника;
тетради.
используя слова
Дополняют с
для справок,
помощью текста
58
дополняют
учебника
предложения о
предложения о
человекообразных человекообразных
обезьянах.
обезьянах.
Смотрят
Составляют
видеофильм
характеристику по
«Жизнь
плану, записывают в
приматов»,
тетрадь
отвечают на
отличительные
вопросы.
признаки приматов
(расположение глаз,
величина черепа,
пальцы рук и ног,
млечные железы).
Рассказывают о
питании, уходе за
потомством, местах
обитания.
Делают вывод, что
приматы наиболее
высокоразвитые
млекопитающие
54
Экскурсия в
краеведческий
музей
1
Расширение
представлений о
млекопитающих
животных своей
местности, их
разнообразии
Под руководством
Знакомятся с
учителя
отдельными видами
рассматривают
млекопитающих
разных
животных,
представителей составляют рассказ о
животных своей
внешнем виде, чем
местности, узнают похожи и называют
по внешнему виду
отличительные
59
млекопитающих,
признаки.
описываю их
Рассказывают о
отличительные
местах обитания
особенности;
животных, их
рассказывают о
численности,
значении
значении для
животных для
природы и человека,
человека, как
необходимости
необходимо их
охраны.
охранять.
Результаты
Составляют
наблюдений
рассказ ободном записывают в тетрадь
из представителей
животных по
предложенным
учителем
вопросам
Сельскохозяйственные животные - 12 часов
55
Кролик. Внешний
вид и характерные
особенности
кроликов
1
Формирование
Узнают и
Узнают кроликов по
представлений о
различают на
внешнему виду на
сельскохозяйственн
рисунках
рисунках и слайдах,
ых животных.
кроликов.
описывают внешний
Ознакомление с
Описывают
вид и характерные
кроликом, его
внешний вид и
особенности.
внешним видом и
характерные
Составляют рассказ
характерными
особенности по
об особенностях
особенностями
плану и опорным
питания, как
предложениям.
травоядных
Составляют
животных.
рассказ о питании,
Рассматривают
60
содержании и
разведении
кроликов по
предложенным
учителем
предложениям.
Отвечают на
вопросы: с какой
целью разводят
кроликов
56
Корова.
Отличительные
особенности
внешнего
строения
1
рисунок в учебнике и
рассказывают, как
содержат домашних
кроликов, о
разведении кроликов
на кролиководческих
фермах.
Составляют рассказ
по плану о значении
кроликов для
человека
Продолжение
Рассматривают
Узнают корову на
формирования
корову на
рисунках, называют
представлений о
рисунках,
отличительные
сельскохозяйственн
описывают ее
признаки внешнего
ых животных.
внешний вид,
строения, ее образ
Ознакомление с
сравнивают с
жизни, сравнивают и
особенностями
другими
называют породы
внешнего строения млекопитающими
коров.
и содержания коров
животными,
Устанавливают
находят черты
взаимосвязь между
сходства.
питанием коров и их
Называют породы
молочной
коров с опорой на
продуктивностью.
предложения и
Рассказывают о
иллюстративный правилах заготовки
материал,
кормов.
предложенный
Заполняют таблицу с
учителем
помощью текста
учебника в рабочей
61
тетради «Породы
коров.
Отличительные
признаки».
57
Содержание коров
на фермах.
Вскармливание
телят
1
Продолжение
Рассказывают о Рассказывают, какое
формирования
содержании коров
значение имеет
представлений о
и телят на
корова в жизни
содержании коров
современных
человека, как
и телят
фермах по плану и содержат коров на
опорным
животноводческих
предложениям.
фермах, как
Называют
выращивают и
некоторые
содержат телят на
местные породы с современных фермах.
опорой на
Записывают новые
иллюстративный
термины в тетрадь.
материал,
Дают краткую
предложенный
характеристику
учителем.
стойлового и
Записывают
бесстойлового
новые термины в
содержания коров.
тетрадь,
Дополняют текст в
используя
рабочей тетради о
выделенный
содержании коров на
шрифт учебника.
фермах
Дают краткую
характеристику
стойлового и
бесстойлового
содержания коров
62
с опорой на текст
учебника и с
помощью учителя.
58
Овца.
Характерные
особенности
внешнего вида
1
Продолжение
По рисункам
Узнают и называют
формирования
называют овец.
овец по рисункам,
представлений о
Записывают в
слайдам; описывают
сельскохозяйственн тетрадь название
особенности
ых животных.
некоторых пород
внешнего вида.
Ознакомление с
овец. Описывают Составляют рассказ о
особенностями
внешний вид с
распространении
внешнего вида и
опорой на
овец, их
содержанием овец
предложенные
особенностях
учителем
питания (способность
предложения;
к поеданию
называют общие
низкорослых
признаки.
растений, а также
Составляют по
растений, а также
плану краткий
растений, имеющих
рассказ об
горький и соленый
особенностях
вкус).
питания
Называют породы
(способность к
овец, используя
поеданию
иллюстративный
низкорослых
материал,
растений, а также
предложенный
растений,
учителем.
имеющих горький
Рассказывают о
и соленый вкус).
содержании овец в
По картинкам,
зимнее и летнее
слайдам
время, о значении
63
составляют
разведения овец для
рассказ о
экономики страны и в
содержании овец
жизни человека.
в зимний и летний
Сравнивают
периоды,
изображенных на
значении овец в
рисунке овцу и
жизни человека.
корову, заполняют
таблицу в рабочей
тетради «Сходство и
различия».
Заполняют таблицу с
помощью текста
учебника «Породы
овец»
59
Свинья
1
Формирование
Рассматривают
Узнают свинью на
представлений об
рисунок и
иллюстрациях по
особенностях
описывают
внешнему виду.
внешнего строения
внешний вид
Сравнивают
и содержанием
домашней свиньи,
изображенных на
свиней.
отмечают
рисунке домашних
особенности
свинью и дикого
кожного покрова
кабана.
(жировая
Заполняют таблицу в
прослойка);
рабочей тетради о
составляют
сходстве и различии
рассказ, используя домашней свиньи и
рисунки и помощь
дикого кабана.
учителя, об уходе Составляют по плану
и кормлении
краткое описание
(откорме),
внешнего вида.
64
60
Лошадь
1
Формирование
представлений о
лошадях,
особенностях их
внешнего вида,
значении в
народном
хозяйстве
содержании
свиней на
свиноводческих
фермах
(внутреннем
устройстве
свинарника, об
условиях
выращивания
поросят).
Записывают в
тетрадь новые
термины
Отмечают
особенности
внешнего строения,
кожного покрова
(жировая прослойка),
ухода и кормления
(откорма)
Называют породы
домашних свиней.
Дополняют текст о
причинах разведения
свиней человеком
Описывают
внешний вид
лошади с опорой
на предложения,
предложенные
учителем.
Составляют
рассказ об уходе и
кормлении
лошадей с опорой
на учебник.
Рассказывают о
значении лошади
для человека по
предложенным
учителем
иллюстрациям и
Описывают лошадей
по внешнему виду по
рисункам или
слайдам, по плану,
отмечают
особенности
внешнего строения
лошади.
Называют по
иллюстрациям
породы лошадей. В
рабочей тетради
заполняют таблицу с
помощью учебника о
признаках разных
пород лошадей и
использовании в
65
предложениям.
жизни человека.
Называют породы
Называют и
лошадей, с опорой
записывают в
на
таблицу признаки
иллюстративный сходства и различия
материал.
пород.
Заполняют
Рассказывают об
таблицу с
использовании
помощью
различных пород
учебника в
лошадей в жизни
рабочей тетради
человека.
об использовании Составляют рассказ
разных пород
по плану: «Уход и
лошадей в жизни кормление лошадей»
человека
61
Северный олень
1
Формирование
представлений о
северном олене, его
внешнем виде и
значении для
человека
Рассматривают Описывают внешний
рисунки,
вид и места обитания
описывают
северного оленя.
внешний вид
Устанавливают
северного оленя,
взаимосвязь между
используя
средой обитания и
иллюстрации и
внешним видом
предложения
животного.
учителя.
Называют
Составляют
особенности
краткий рассказ о строения, питания в
северном олене,
связи с условиями
опираясь на план
жизни,
и предложения,
приспособления к
предложенные
жизни в условиях
66
учителем:
севера.
особенности
Рассказывают, с
питания,
какой целью разводят
приспособленност
северных оленей.
ь к условиям
Составляют рассказ
жизни, значении
об оленеводстве по
для человека.
плану.
62
Верблюд
1
Расширение знаний
о верблюдах,
закрепление знаний
о выращивании и
уходе за
сельскохозяйственн
ыми животными
Рассматривают
Описывают по
рисунки,
рисункам внешний
описывают
вид верблюда,
внешний вид
подписывают на
верблюда,
рисунке в рабочей
используя
тетради названия
иллюстрации и
верблюдов.
предложения
Дополняют текст,
учителя. В
используя слова для
рабочей тетради справок, об отличии
подписывают на верблюдов от других
рисунке части
животных.
тела верблюда.
По иллюстрациям
Составляют
описывают места
краткий рассказ,
проживания,
опираясь на план
называют черты
и предложения, приспособленности к
предложенные
условию жизни
учителем, об
(особенности
особенностях
строения, питания).
питания,
Устанавливают
приспособленност взаимосвязь между
и к условиям
средой обитания и
67
63
Обобщение:
сельскохозяйстве
нные животные
1
Закрепление и
расширение
представлений о
сельскохозяйственн
ых животных,
условиях их
содержания и
разведения,
значении для
человека
жизни, значении
для человека.
Называют места
проживания, для
чего их разводит
человек
внешним видом
животного.
Составляют рассказ
по плану о значении
верблюдов для
человека
Записывают в
тетрадь ответы на
вопросы карточки
с опорой на текст
учебника,
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем по
изученным
группам
сельскохозяйствен
ных животных (34 по выбору
учителя).
Составляют
краткую
характеристику
изученных
сельскохозяйствен
ных животных по
опорным
предложениям и
вопросам
Выполняют задания
по карточкам,
описывают внешний
вид, породы
животных, условия
содержания
(кормление, уход),
выращивание;
значение для
человека
сельскохозяйственны
х животных.
Составляют краткую
характеристику
изученных
сельскохозяйственны
х животных по плану
68
64
Собаки
1
Формирование
Узнают и
представлений об называют собак на
особенностях
иллюстрациях и
внешнего вида,
фотографиях,
содержании и
относят собак к
уходе за собаками группе домашних
животных, к
млекопитающим.
Описывают
внешний вид,
породы по плану с
опорой на
предложения и
иллюстративный
материал,
предложенный
учителем.
Рассказывают о
правилах
выполнения
действий по уходу
за собаками под
руководством
учителя.
Называют
санитарногигиенические
требования к
содержанию и
уходу за
собаками; о
Выделяют
существенные
признаки собак,
относят собак к
определенным
группам
(млекопитающие,
домашние животные,
служебные,
охотничьи,
декоративные).
Сравнивают собак по
внешнему виду,
называют признаки
сходства и различия,
выполняют
классификацию на
основе выделения
общих признаков;
называют породы
собак.
Составляют памятку
«Санитарногигиенические
требования к
содержанию собак».
Составляют рассказ о
заболеваниях и
оказании первой
помощи животным
69
заболеваниях и
оказании первой
помощи
животным,
используя помощь
учителя
65
Кошки
1
Формирование
представлений об
особенностях
внешнего вида,
содержании и
уходе за кошками
Узнают и
Выделяют
называют кошек
существенные
на иллюстрациях
признаки кошек,
и фотографиях,
относят кошек к
относят кошек к
определенным
группе домашних
группам
животных, к
(млекопитающие,
млекопитающим.
домашние
Описывают
животные).
внешний вид,
Сравнивают кошек
породы по плану с по внешнему виду,
опорой на
называют признаки
предложения и
сходства и различия,
иллюстративный
выполняют
материал,
классификацию на
предложенный
основе выделения
учителем.
общих признаков
Рассказывают о
(называют породы
правилах
кошек).
выполнения
Дополняют с
действий по уходу помощью учебника
за кошками под
текст в рабочей
руководством
тетради о домашних
учителя.
хищных зверях.
70
Называют
Составляют памятку
санитарно«Санитарногигиенические
гигиенические
требования к
требования к
содержанию и
содержанию кошек».
уходу за кошками; Составляют рассказ о
о заболеваниях и
заболеваниях и
оказании первой
оказании первой
помощи
помощи животным
животным,
используя помощь
учителя
66
Животные в
«живом уголке»
1
Расширение
понятий о
домашних
животных,
правилах
содержания их в
«живом уголке»
Узнают животных Узнают и называют
«живого уголка»
животных «живого
на иллюстрациях
уголка» в
и фотографиях
натуральном виде в
(хомяки,
естественных
черепахи, белые
условиях и на
мыши, белки).
картинах, относят
Называют
животных «живого
изученные
уголка» к
объекты,
определенным
описывают
группам (грызуны,
особенности их
млекопитающие,
внешнего вида,
пресмыкающиеся).
образа жизни по
Рассказывают по
плану и опорным
плану с опорой на
словам.
иллюстрации о
По предложенным правилах по уходу за
учителем
«живым уголком».
71
предложениям
Составляют рассказ
рассказывают о «Образ жизни. Уход.
правилах
Кормление. Уборка
выполнения
жилища» по
действий по уходу
предложенному
за «живым
учителем плану
уголком», уходом
и кормлении
животных
Обобщение - 2 часа
67
Обобщающий
урок по теме
«Позвоночные
животные»
Закрепление
знаний о группах
позвоночных
животных, их
отличительных
особенностях
строения и образа
жизни
68
Обобщающий
урок «Что вы
узнали о
животных?»
Систематизация
знаний об
изученных
животных
Называют группы
Дают краткую
позвоночных
характеристику
животных,
каждой группы
характерные
позвоночных
особенности
животных с опорой
каждой группы с на рисунки, слайды,
опорой на
схемы, иллюстрации
предложения и
используя помощь
иллюстративный
учителя
материал,
предложенный
учителем
Называют
беспозвоночных и
позвоночных
животных, в каких
средах обитают,
как питаются,
передвигаются,
Называют признаки
беспозвоночных и
позвоночных
животных,
выполняют
классификацию на
основе выделенных
72
какое значение
общих признаков.
имеют в жизни
Составляют краткое
человека
описание
используя помощь беспозвоночных и
учителя.
позвоночных
Подписывают
животных по плану и
названия
опорным понятиям
животных на
рисунках
73
V.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
74