РП «География» 6 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа

БМАОУ СОШ №21

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам.директора

Михайлова О.Б.

Кулешова Н.М.

Директор
СОШ №21

БМАОУ

Ковалева И.Ю.
Протокол № 5
от «25» июня 2025 г.

Протокол № 18
от «26» июня 2025 г.

Приказ № 59-о
от «27» июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
6 класс
Вариант 1

2025

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 6 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения – сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 6 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование у обучающихся представлений о географии как
науке;
‒
обучение ориентированию по Солнцу, признакам погоды,
Полярной звезде;
‒
формирование представлений об опасных природных
явлениях,
‒
формирование географических представлений о рельефе и
водоемах нашей планеты;
‒
формирование умения работать с географической картой,
графической наглядностью;
‒
воспитание патриотических чувств, видение красоты природы,
бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными
направлениями природоохранительной работы;
‒
формирование умения применять полученные знания в
повседневной жизни.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание учебного предмета «География» позволяет формировать у
обучающихся широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как
2

умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять,
доказывать, давать определения понятиям.
В процессе изучения учебного предмета «География» в 6
классеобучающиеся научатся ориентироваться на местности, познакомятся
сфизической картой России, ее географическим положением, границами,
формами земной поверхности, водоемами. В данной программе вначале
планируется формирование более точных географических представлений о
рельефе и водоемах своей местности (на экскурсиях и уроках с
использованием видеофильмов). На этих занятиях, готовя к восприятию
следующей темы, учитель может уточнить, какими цветами будут
обозначаться формы рельефа и водоемы на карте.
Затем планируется изучение одной из самых сложных тем курса географии
— «План и карта». При изучении этой темы следует осуществить
постепенный переход от черчения плана стола, класса, к чтению планов
школьного участка и местности, а затем к знакомству с географической
картой.
Такая последовательность изучения тем позволит более логично перейти
от знакомства с физической картой России к изучению глобуса и
физической карты полушарий.
В программу 6 класса введены темы: «Явления природы» (дождь, ветер,
ураган, шторм, землетрясение, извержение вулканов), «Краткие сведения о
Земле, Солнце и Луне», «Планеты», «Освоение космоса». Это позволит
своевременно начать формирование географических знаний в тесной связи
с элементарными физическими и астрономическими, что создаст наиболее
полное представление о планете Земля. Опасные природные явления будут
изучаться и в дальнейшем применительно к конкретным географическим
территориям.
Изучение географии в 6 классе предполагает проведение экскурсий с
целью формирования более точных географических представлений о
формах земной поверхности и водоемах местности, где проживают
обучающиеся.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1

Введение

5

1

2

Ориентирование на местности

5

1

3

Формы поверхности Земли

4

1

4

Вода на Земле

10

1

5

План и карта

7

1

6

Земной шар

17

1

7

Карта России

20

2

Итого

68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8
3

Личностные результаты
‒ формирование установки на безопасный здоровый образ жизни;
‒ формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с задачей, поставленной учителем;
‒ совершенствование умения понимать причины успеха/неуспеха
учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в
ситуациях неуспеха;
‒ развитие умения фиксировать результаты самостоятельной
деятельности (наблюдений, опытов);
‒ развитие навыков взаимодействия при работе в паре при
изготовлении моделей или макета форм рельефа местности;
‒ формирование эстетических чувств при знакомстве с
достопримечательностями крупнейших городов России и родного города;
‒ формирование уважения и восхищения людьми, совершившими
научные
открытия
‒ (кругосветные путешествия, запуск искусственных спутников
Земли и людей в
‒ космос, первые космонавты);
‒ формирование навыков безопасного поведения в природе (при
изучении грозы, молнии, лавин, землетрясений, извержений вулканов и
т.п. явлений природы).
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
6 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы с помощью учителя;
• понимать условные знаки карты, показывать с помощью учителя
географические объекты;
• узнавать и называть географические объекты (формы поверхности
земли: равнины, холмы, овраги; водоемы), типичных представителей
животного и растительного мира на макетах, рисунках и фотографиях;
• называть, описывать существенные признаки географических
объектов и явлений;
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
• использовать географические знания в повседневной жизни для
объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории
проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий
и техногенных катастроф;
• знать основные правила безопасного поведения в природе;
достаточный уровень
• применять элементарные практические умения и приемы работы с
географической картой для получения географической информации;
• определять направления на карте;
4

• вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями
географической среды;
• сравнивать географические объекты и явления по заданным
критериям;
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины, опорные слова и выражения;
• определять стороны горизонта, ориентироваться по Солнцу,
компасу и местным признакам природы;
• выявлять на местности особенности рельефа, водоемов;
• делать схематические зарисовки изучаемых форм земной
поверхности;
• читать географическую карту (условные цвета и основные знаки)
по атласам-приложениям к учебнику;
• составлять описания изучаемых объектов с опорой на карту и
картины;
• показывать на карте объекты, указанные в программе, обозначать
их при помощи учителя на контурной карте.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе знания и представлений о нормах социально одобряемого
поведения (при внешнем контроле взрослого) может:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации взаимодействия между детьми, под контролем взрослого
способен:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
По инструкции взрослого в деятельности на уроке может:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
5

• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
В совместной со сверстником деятельности, по подражанию, под
контролем учителя способен:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

6

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№

Тема предмета

Колво
часов

Программное
содержание

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Введение - 5 часов
1.

География - наука
о природе Земли

1ч.

Формирование у
обучающихся
представлений об
изучаемом предмете география

Называют, что в переводе
означает слово
«география».
Рассказывают о первых
путешественниках по
плану и опорным словам
и словосочетаниям

Называют, что означает в
переводе слово география,
рассказывают о первых
географах и их
путешествиях. Составляют
рассказ о том, как люди
используют в своей жизни
знания по географии

2.

Наблюдения за
изменениями
высоты Солнца и
погоды

1ч.

Формирование
представлений о разных
временах года, суточном
и годовом движении
Земли

3.

Явления природы

1ч.

Знакомство обучающихся Определяют и называют
Называют «явления
с явлениями природы,
по иллюстрации явления природы», определяют, что
обобщение и закрепление природы. Рассказывают с такое «ветер». Рассказывают,

Называют основные
Называют основные
компоненты погоды,
компоненты погоды.
используя помощь
Рассказывают, как меняется
учителя.
высота Солнца над
Рассказывают от чего
горизонтом в течение дня и в
зависит смена дня и ночи,
разное время года.
смена времен года.
Рисуют положение Солнца
Рисуют положение
на небе в разное время года.
Солнца на небе в разное
Составляют по плану
время суток. Узнают и
рассказ, какая погода
называют условные знаки
характерна для разных
календаря погоды
времен года

7

знаний о правилах
поведения во время
грозы, сильных порывах
ветра
4–5. Географические
сведения о своей
местности и
труде населения.
Экскурсия для
наблюдения
запаса
элементарных
географических
представлений

2 ч.

опорой иллюстрации
как люди используют силу
(схематические рисунки) ветра. Составляют рассказ о
как вести себя во время правилах поведения во время
грозы и при сильных
грозы и при сильных
порывах ветра
порывах ветра

Знакомство с местностью, Составляют рассказ по Составляют рассказа о своей
в которой обучаются и
иллюстрациям о занятиях
местности по плану,
проживают школьники.
населения своей
предложенному учителем.
Формирование умения
местности. Выполняют
Выполняют зарисовки,
наблюдать за
зарисовки, упражнения в
упражнения в тетради на
окружающей
тетради на печатной
печатной основе после
действительностью,
основе после наблюдений, наблюдений, проведенных
фиксирование и
проведенных во время
во время экскурсии
обобщение своих
экскурсии совместно с
наблюдений
учителем
Ориентирование на местности – 5 часов

6.

Горизонт. Линия
горизонта

1ч.

Формирование
представлений о линии
горизонта, основных
сторонах горизонта

Находят в словаре и
зачитывают, что такое
горизонт, линия
горизонта. Выделяют на
иллюстрации линию
горизонта

Дают определение
географическим понятиям
«горизонт», «линия
горизонта». Называют
свойства горизонта

7.

Стороны
горизонта

1ч.

Формирование умений
пользоваться компасом,
определять основные
стороны горизонта

Называют основные
стороны горизонты,
опираясь на схему.
Рисуют схему сторон
горизонта совместно с
учителем

Называют основные стороны
горизонта. Зарисовывают
схему сторон горизонта в
тетради

8

8.

Компас и правила
пользования им

1ч.

Знакомство с компасом.
Устройство. Правила
пользования.
Формирование умений
ориентироваться по
компасу

Определяют стороны
горизонта по компасу,
используя помощь
учителя. Наклеивают
картинку компаса в
тетрадь

Рассказывают, что такое
компас и правила
пользования компасом
пользоваться. Схематически
зарисовывают компас.
Определяют стороны
горизонта с помощью
компаса в классе, школьном
холле, на пришкольном
участке

9.

Ориентирование
по местным
признакам
природы

1ч.

Формирование умений
ориентироваться по
местным признакам
природы, принимать
решения в нестандартной
ситуации

Определяют стороны
горизонта по признакам
природы, изображенных
на иллюстрации,
используя помощь
педагога

Рассказывают, что такое
компас, для чего он нужен и
как он устроен.
Ориентируются с помощью
компаса по местным
признакам природы

10.

Ориентирование
на местности

1ч.

Закрепление
сформированных навыков
ориентирования с
пользованием компаса.
Продолжение
формирования умений
наблюдать за
окружающей
действительностью,
обобщение своих
наблюдений

Наблюдают за
окружающей
действительностью.
Определяют стороны
горизонта по местным
признакам природы,
принимая помощь
учителя

Наблюдают за окружающей
действительностью,
выделяют признаки
природы, по которым можно
определить стороны
горизонта. Определяют
стороны горизонта по
местным признакам
природы, по компасу

Формы поверхности Земли – 4часов
9

11.

Рельеф
местности, его
основные формы.
Равнины, холмы

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся о формах
поверхности земного
шара

Называют основные
формы земной
поверхности.
Зарисовывают строение
холма по образцу с
указанием его частей.
Называют и показывают
горы и равнины на
иллюстрациях

Называют основные формы
земной поверхности.
Рассказывают, чем
отличаются плоские и
холмистые равнины.
Определяют виды равнин по
иллюстрациям и схеме.
Показывают части холма на
схеме

12.

Знакомство с
формами рельефа
своей местности
(своего края).
(Экскурсия для
обучающихся,
проживающих в
сельской
местности)

1ч.

13.

Овраги, их
образование

1ч.

Формирования
представлений об
образовании оврагов и о
вреде оврагов для
сельского хозяйства.
Воспитание бережного
отношения к родной
земле

Показывают на
иллюстрации овраг,
называют подписанные
части оврага, делают
макет оврага из сырого
песка и глины

Рассказывают о процессе
образования оврагов и о
вреде оврагов для сельского
хозяйства с опорой на
иллюстрации, зарисовывают
схему оврага и подписывают
его части. Делают макет
оврага из сырого песка и
глины

14.

Горы.

1ч.

Продолжение

Составляют рассказ о

Рассказывают о горах и

Обобщение и закрепление
Определяют форму
Определяют форму рельефа
сведений обучающихся о рельефа своей местности,
своей местности.
родном крае.
опираясь на схемы и
Составляют рассказ о форме
Продолжение
иллюстрации, совместно с
рельефа своей местности
формирования умения
учителем
наблюдать за
окружающей
действительностью,
фиксировать и обобщать
свои наблюдения

10

Землетрясения.
Извержения
вулканов

формирования
горах из предложенных
представлений
учителем предложений.
обучающихся о
Лепят макет горы из
разновидностях рельефа пластилина. Отвечают на
земного шара. Знакомство
наводящие вопросы о
со стихийными
стихийных явлениях в
явлениями природы
природе
(землетрясение,
извержение вулкана),
формирование навыков
безопасного поведения

горных системах.
Зарисовывают схему
вулкана. Выполняют макет
горного хребта из
пластилина. Рассказывают о
стихийных явлениях
природы (лавина,
землетрясение, извержение
вулкана)

Вода на Земле – 10 часов
15

Вода в природе

1ч.

Закрепление полученных
на уроках
природоведения знаний о
воде и ее значении для
живых организмов и
хозяйственной
деятельности человека

Приводят примеры, где
встречается вода в
природе с опорой на
иллюстрации. По схеме
рассказывают о
круговороте воды в
природе

Приводят примеры, где
встречается вода в природе.
Рассказывают как
происходит круговорот воды
в природе по схеме

16

Родник, его
образование

1ч.

Формирование
элементарных
представлений об
образовании родника

Составляют рассказ по
опорным словам об
образование родника

Рассказывают как
накапливается вода под
землёй. Объясняют как
образовалось слово
«источник». Называют, из
каких горных пород состоят
водопроницаемые и
водонепроницаемые слои

17

Колодец,
водопровод

1ч.

Формирование
элементарных

По рисунку рассказывают
о строении водопровода.

Рассказывают о работе
водопровода. Называют
11

представлений о колодце
и водопроводе как
источниках пресной воды
для человека
18

Река, ее части.
Горные и
равнинные реки

1ч.

Знакомство с горными и
равнинными реками, их
значении в жизни
человека и его
хозяйственной
деятельности

19

Использование
рек

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об
использовании
природных ресурсов
(пресной воды рек) в
хозяйственной
деятельности человека

20

Озера.
Водохранилища.
Пруды

1ч.

Из пластилина делают
макет колодца

правила охраны воды при
пользовании водопроводом

Составляют предложения Рассказывают по схеме как
как образуются реки по
образуются реки. Называют
опорным словам.
и показывают на схеме части
Называют части реки,
реки. Определяют на схеме
обозначенные на схеме.
направление реки, левые и
Определяют по
правые притоки. Сравнивают
иллюстрации горную и горную и равнинную реки по
равнинную реку
плану. Рассказывают как
образуется водопад
Составляют рассказ об
использование рек по
схеме с опорой на
иллюстрации

Рассказывают об
использовании пресной воды
рек в хозяйственной
деятельности человека

Продолжение
По иллюстрациям и
Называют характерные
формирования
опорным словам
особенности озера.
представлений
рассказывают, где
Рассказывают, в каких
обучающихся о
образуются озера.
местах образуются озёра.
многообразии водоемов Называют различия пруда Зарисовывают схему озера.
земного шара. Обобщить
от озера, принимая
Рассказывают, как
и закрепить знания об
помощь учителя
образуются водохранилища.
12

озерах, прудах,
водохранилищах родного
края, их использовании в
хозяйственной
деятельности человека

Сравнивают пруд и озеро.
Приводят примеры
искусственных водоемов

21

Болота, их
осушение

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о болоте.
Повторить и закрепить
сведения, полученные о
торфе, его добыче и
использовании

Составляют рассказ по
серии картинок
«Образование болот»

Рассказывают об
образовании болот по схеме.
Рассказываю, для чего
осушают болота и где
используется торф

22

Океаны и моря

1ч.

Формирование понятий
«океан», «море».
Знакомство обучающихся
со стихийными
явлениями природы
(шторм, цунами, ураган)

Составляют рассказ по
иллюстрациям об
использовании морей и
океанов человеком

Называют характерные
особенности морей и
океанов. Сравнивают и
показывают на схеме
окраинные и внутренние
моря. Называют отличия
морской воды от пресной.
Рассказывают, что такое
цунами. По иллюстрациям
составляют рассказ об
использование морей и
океанов в хозяйственной
деятельности человека

23

Острова и
полуострова

1ч.

Формирование понятий
Зарисовывают в тетради
Называют характерные
«остров» и «полуостров» вместе с учителем остров,
особенности морей и
полуостров и
океанов. На рисунке находят
13

подписывают их, делают
макеты из пластилина

24

Водоемы в вашей
местности.
Охрана вод от
загрязнения

1ч.

и показывают острова,
полуострова, заливы и
проливы. Делают макет
острова и полуострова из
пластилина и цветной
бумаги

Продолжение
Составляют рассказ о
Называют водоемы, которые
формирования
водоёмах из
есть в местности, где
представлений о родном предложенных учителем
проживают обучающиеся.
крае, обобщение сведений предложений. Подбирают
Рассказывают как
о водоемах, их
иллюстрации и
используют водные ресурсы
использовании. Охрана
фотографии с
и о мерах, предпринимаемых
водоемов
изображением водоемов
людьми для охраны
водоёмов. Составляют
альбом «Вода на Земле»
План и карта – 7 часов

25

Рисунок и план
предмета

1ч.

Формирование
первоначальных
представлений
обучающихся о плане, его
значении.

Знакомятся с понятием
«план». Зарисовывают
план предметов (ластик,
кубик) по контурным
линиям. Называют
отличия плана от рисунка,
используя помощь
учителя

Рассказывают, что такое
план и для чего он нужен.
Сравнивают изображенные
предметы на плане и на
рисунке, называя отличия.
Зарисовывают в тетради
план предметов (пенал,
ластик, кубик)

26

План и масштаб

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о плане,
закрепление

Знакомятся с понятием
«масштаб». Составляют
рассказ «Люди каких
профессий используют
масштаб в своей работе»,

Знакомятся с понятием
«масштаб». Перечисляют
профессии людей, которым
необходим план местности
14

представления о
масштабе.

по опорным словам, и
иллюстрациям

27

Условные знаки
плана местности

1ч.

Развитие умения читать Называют условные знаки
простейшие планы,
плана местности с опорой
знакомство с условными
на иллюстрации.
знаками плана местности Вычерчивают простейшие
знаки плана местности по
образцу

28

План и
географическая
карта

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о плане и
его значении. Знакомство
обучающихся с
многообразием
географических карт и их
значением для
жизнедеятельности
человека

29

Условные цвета
физической
карты

1ч.

Знакомство с условными
По иллюстрации
Повторяют формы земной
цветами физической
называют формы земной
поверхности. Читают
карты.
поверхности. С помощью
условные цвета, знаки
Обучение показывать на
учителя называют
географической карты.
физической карте России
основные цвета
Зарисовывают в тетради
формы поверхности,
физической карты
условные знаки плана, цвета
крупнейшие водоемы с
и условные знаки
опорой на условный цвет,
физической карты
которым обозначены
различные формы

Называют отличия плана
от карты, используя
помощь учителя

Называют характерные
особенности изученных
понятий. Читают рассказ,
используя условные знаки
плана местности
Сравнивают план города и
карту. Называют отличия
плана от карты. Показывают
на карте стороны горизонта.
Рассказывают, какими
бывают карты по
назначению (физическая,
политическая,
административная, карта
растений и животных)

15

поверхности и водоемы
30

Условные знаки
физической
карты

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
географической карте.
Знакомство с условными
знаками физической
карты

Соотносят условный знак
физической карты с
изображением

Называют условные цвета,
знаки географической
карты. Зарисовывают в
тетради условные цвета и
условные знаки физической
карты

31

Физическая карта
России. Значение
географической
карты в жизни и
деятельности
людей

1ч.

Обобщение и
Составляют рассказ о
систематизация
значении физической
представлений
карты в жизни людей из
обучающихся о
предложенных учителем
физической карте и ее
предложений.
значении. Формирование
Показывают на
умений показывать на
физической карте России
карте заданные объекты с
границу государства,
помощью условных
крупные географические
цветов и знаков
объекты (равнины, горы,
океаны), опираясь на
условные цвета карты, с
помощью учителя

Рассказывают о значение
физической карты в жизни
человека с опорой на план.
Показывают на физической
карте России границу
государства, крупные
географические объекты
(равнины, горы, океаны),
опираясь на таблицу
условных цветов и знаков
карты

Земной шар – 17 часов
32

Краткие сведения
о Земле, Солнце,
Луне

1ч.

Формирование у
обучающихся
элементарных
представлений о телах
Солнечной системы

Составляют рассказ о
Земле, Солнце и Луне из
рекомендованных
учителем предложений

Рассказывают, что такое
Солнечная система.
Знакомятся с
понятиями «астрономия»,
«планеты»
16

33

Планеты

1ч.

Расширение круга
элементарных
представлений о планетах
Солнечной системы

Знают название 2-3
планет.
Составляют рассказ об
одной из планет,
используя опорные слова
и словосочетания.
Располагают на макете
планеты по отношению к
Солнцу, используя
помощь учителя

Показывают и называют
планеты (обозначенные и
подписанные) на схеме
Солнечной системы. Знают
названия до 4 планет.
Называют отличительные
признаки Земли от других
планет. Зарисовывают
вместе с учителем схему
Солнечной системы.
Располагают на макете, по
образцу, планеты по
отношению к Солнцу

34

Земля – планета.
Доказательства
шарообразности
Земли

1ч.

Формирование у
обучающихся
представлений о форме
Земли. Продолжение
закрепления знаний о
вращении Земли вокруг
своей оси и вокруг
Солнца

Составляют рассказа из
предложенных учителем
предложений о планете
Земля. Зарисовывают как
выглядит планета Земля
из космоса (по шаблону)

Приводят примеры
доказательства
шарообразности Земли.
Показывают, с помощью
теллурия, движение Земли.
Рассказывают как менялись
представления о форме и
размерах Земли с опорой на
иллюстрации

35

Современные
исследования
космоса

1ч.

Продолжить
формирование
представлений
обучающихся об
освоении космоса в XX и
XXI веках

Называют первого
космонавта. Составляют
рассказ из предложенных
учителем предложений о
первом полете в космос

Рассказывают о первом
полете Ю. А. Гагарина в
космос

36

Глобус - модель

1ч.

Формирование

Показывают и называют

Рассказывают о строении
17

Земного шара.
Земная ось,
экватор, полюса.
Особенности
изображения
суши и воды на
глобусе

представлений
глобус, определяют его
глобуса. Показывают на
обучающихся о форме
назначение. Приклеивают
глобусе полюса, линию
Земли. Обучение
картинку глобуса в
экватора, южное и северное
пользоваться глобусом.
тетрадь, подписывают
полушария. Лепят из
Показ на глобусе полюса, полюса и линию экватора. пластилина модель Земли,
линии экватора.
Лепят макет глобуса из обозначают на ней полюса и
Закрепление знаний об
пластилина
линию экватора.
условных цветах
Показывают на глобусе
физической карты
различные формы
поверхности (с опорой на
цвет) с помощью таблицы
условных цветов и знаков

37

Физическая карта
полушарий

1ч.

Повторение и
Называют основные цвета
Определяют, какими
закрепление знаний
карты полушарий.
цветами изображена
обучающихся об
Рассматривают условные поверхность Земли на карте
условных цветах
знаки карты полушарий. полушарий. Рассматривают
физической карты, линии
Показывают на
условные знаки карты
экватора, Северном и
физической карте
полушарий.
Южном полюсах,
полушарий полюса,
Показывают на карте
Северном и Южном
линию экватора,
полушарий и глобусе
полушариях.
материки, океаны
полюса, линию экватора,
Знакомство с картой
материки, океаны
полушарий.
Обучение показу на
физической карте
полушарий, названных
выше объектов

38

Распределение
воды и суши на
Земле

1ч.

Знакомство обучающихся Определяют по карте, что
с распределением воды и занимает большую часть
суши на Земле.
земного шара: вода или

Определяют по карте, в
каком полушарии больше
воды, а в каком островов и
18

Формирование
представлений
обучающихся о
неравномерности
распределения воды и
суши на территории
нашей планеты

суша. Показывают воду и
сушу на карте, опираясь
на таблицу условных
знаков

материков

39

Океаны на
глобусе и карте
полушарий

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с названием
и месторасположением
океанов на физической
карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на
карте и глобусе

Показывают на
физической карте и
глобусе Мировой океан.
Зачитывают названия
океанов. Показывают
океаны на карте.
Отвечают на вопросы
учителя об океанах с
опорой на карту.
Подписывают названия
океанов на контурной
карте

Называют Тихий,
Атлантический, Индийский,
Северный Ледовитый
океаны. Рассказывают о
хозяйственном значении
океанов по схеме или
иллюстрациям.
Устанавливают простейшие
причинно-следственные
зависимости (например,
почему Северный
Ледовитый океан получил
такое название). Находят на
глобусе и физической карте
полушарий океаны,
подписывают названия
океанов на контурной карте

40

Материки на
глобусе и карте
полушарий
(Евразия,
Африка,
Северная

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Земном
шаре. Знакомство
обучающихся с названием

Называют материк, на
котором мы живем. На
карте показывают
материки. Составляют
рассказ о материке с
опорой на карту,

Находят и называют на
глобусе и физической карте
полушарий материки,
подписывают названия
материков на контурной
карте. Сравнивают материки
19

Америка, Южная
Америка,
Австралия,
Антарктида)

и месторасположением
материков на физической
карте полушарий и на
глобусе. Обучение показу
заданных объектов на
карте и глобусе

41

Кругосветные
путешествия.
Плавание
экспедиции под
командованием
Ф. Магеллана

1ч.

42

Первое русское
кругосветное
плавание

1ч.

используя предложения,
предложенные учителем

Формирование
Составляют из
представлений
предложений,
обучающихся о значении предложенных учителем,
первого кругосветного
рассказ об экспедиции Ф.
путешествия под
Магеллана. По
командованием Ф.
пунктирным линиям на
Магеллана
контурной карте
отмечают первое
кругосветное путешествие

Знакомство с первым
русским кругосветным
плаванием и его
значением

и части света

Рассказ по плану и карте о
первом кругосветном
плавании. Вычисляют
длительность кругосветного
плавания (с опорой на даты,
представленные в учебнике).
Показывают на физической
карте полушарий маршрут
кругосветных путешествий
под командованием Ф.
Магеллана

Составляют из
Составляют рассказ по плану
предложенных учителем
и карте о первом русском
предложений рассказ о
кругосветном плавании.
русском кругосветном
Вычисляют длительность
плавании. По
кругосветного плавания (с
пунктирным линиям на
опорой на даты,
контурной карте
представленные в учебнике)
отмечают первое русское
Рассказывают как
кругосветное плавание
происходило первое
(маршрут Крузенштерна,
путешествие, каково
шлюп «Нева»)
значение первого
кругосветного плавания,
какой вклад внесли русские
20

моряки в географическую
науку
43

Различие в
освещении и
нагревании
Солнцем земной
поверхности.
Понятие о
климате, его
отличие от
погоды.
Основные типы
климата

1ч.

Формирование
С помощью теллурия
Рассказывают о значении
представлений
показывают движение
солнца для жизни на земле с
обучающихся о различии
Земли вокруг Солнца.
опорой на схему или
в освещении и нагревании
Составляют рассказ о
рисунки.
Солнцем земной
климате своей местности, Составляют рассказ с опорой
поверхности. Знакомство
используя помощь
на схему, от чего зависит
с климатом земного шара
учителя
климат и от чего зависит
погода

44

Пояса
освещенности:
жаркие,
умеренные,
холодные.
Изображение их
на глобусе и
карте полушарий

1ч.

Продолжение
формирования
первоначальных
представлений о
разнообразии климата на
Земном шаре

45

Природа
тропического

1ч.

Расширение круга
представлений

Составляют рассказ об
Устанавливают простейшие
одном из поясов
причинно-следственные
освещенности из
связи между географическим
предложенных учителем
положением, солнечной
предложений.
радиацией, подстилающей
Раскрашивают в
поверхностью. Называют
контурной карте пояса
основные типы климатов, их
освещенности. Заполняют
характерные признаки.
схему пояса
Составляют устный рассказ
освещенности
об одном из поясов
освещенности с опорой на
схему/ план. Чертят в
тетради схему «Пояса
освещенности»
Показывают на карте
тропический пояс,

Называют, с опорой на
схему «пояса
21

пояса.
Тропические леса

обучающихся об
особенностях природных
условий тропического
пояса

выделенный учителем.
Заштриховывают
(закрашивают) заранее
обозначенный учителем
тропический пояс в
тетради.
Узнают изображения
типичных животных
тропического пояса и
называют их (от 3 до 5
представителей)

освещенности», какие
материки и океаны
расположены в пределах
тропического пояса.
Узнают изображения
типичных животных
тропического леса и
называют их (до 5
представителей),
показывают на карте
«Растительный и животный
мир» тропического леса с
помощью учителя

Узнают изображения
типичных животных
саванн и пустынь
тропического пояса и
называют их (от 3 до 5
представителей)

Узнают изображения
типичных животных саванн
и пустынь, называют их (до
5 представителей),
показывают на карте
«Растительный и животный
мир» природные зоны саванн
и пустынь с помощью
учителя

46

Природа
тропического
пояса. Саванны и
пустыни

1ч.

Знакомство с природными
зонами саванн и пустынь
тропического пояса

47

Природа
умеренных и
полярных поясов

1ч.

Знакомство обучающихся Называют и показывают
с особенностями
умеренные и полярные
природных условий
пояса освещенности,
умеренных и полярных
выделенные учителем на
поясов
карте. Составляют рассказ
из предложенных
учителем предложений о
природе умеренных или

Называют материки и
океаны, расположенные в
пределах умеренного и
полярного поясов.
Составляют рассказ о
природе умеренных и
полярных поясов по плану
22

полярных поясов
(Арктика, Антарктика)
48

Обобщающий
урок

1ч.

Обобщение изученного
материала по разделу
Земной шар. Работа с
картой полушарий и
глобусом. Выполнение
заданий в тетради на
печатной основе

Выполняют контрольное
тестирование с опорой на
учебник, с помощью
учителя

Выполняют контрольное
тестирование по разделу
«Земной шар»

Карта России-20 часов
49

Карта России.
Географическое
положение
России на
глобусе, карте
полушарий,
физической карте
нашей страны

1ч.

50

Столица России –
Москва

1ч.

Знакомство обучающихся Показывают на карте и
Составляют описание
с положением России на настольной карте Россию, географического положения
глобусе, карте.
используя помощь
России (с опорой на план в
Формирование
учителя.
учебнике). По карте поясов
представлений о площади Выделяют среди других освещенности определяют, в
государства, повторение изображений флаг и герб каких поясах лежит Россия
символики РФ
РФ. Зарисовывают вместе
с учителем флаг РФ
Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Москве
как главном городе
(столице) России

С помощью находят на
Находят на карте столицу
карте столицу нашей
нашего государства.
Родины. Рассматривают
Рассказывают о
иллюстрации
достопримечательностях
достопримечательностей
Москвы с опорой на
столицы. Составляют
иллюстрации.
рассказ о столице,
Рассматривают план центра
используя опорные слова Москвы (по приложению к
и словосочетания
учебнику). Находят улицы, о
которых говорится в тексте
учебника
23

51

Границы России.
Сухопутные
границы на
западе и юге

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся о
государственных
границах. Закрепление
знаний об условных
обозначений физической
карты. Формирование
навыков правильного
показа объектов на
географической карте

52

Морские
границы. Океаны
и моря,
омывающие
берега России.
Моря Северного
Ледовитого
океана

1ч.

Продолжение
Показывают границы
Показывают на карте
формирования
России на физической
морские границы РФ.
представлений
карте. Обозначают на
Рассказывают о природе
обучающихся о
контурной карте северный морей, омывающих берега
государственных
ледовитый океан
России (не выделяя
границах.
Показывают на карте за
конкретных названий).
Закрепление знаний
Северный Ледовитый
Называют и показывают
условных обозначений и океан, омывающий берега моря Северного Ледовитого
условных цветов
России, и читают
океана на карте.
физической карты.
названия морей.
Рассказывают о морях
Формирование навыков
Рассказывают по
Северного Ледовитого
правильного показа
иллюстрациям, используя
океана по плану
объектов на
помощь учителя о
географической карте
природе морей (не
выделяя конкретных
названий) , омывающих
берега России на севере.

53

Моря Тихого и
Атлантического

1ч.

Продолжение
формирования

Показывают границы
России на физической
карте, обводят по
пунктирным линиям в
контурной карте
сухопутные границы

Показывают на карте
Тихий и Атлантический

Показывают на карте
сухопутные границы, их
протяженность. Называют
государства, с опорой на
политическую карту, с
которыми РФ граничит на
западе и юге.
Выделяют сухопутные
границы РФ на контурной
карте

Называют и показывают на
карте моря Тихого и
24

океанов

представлений
обучающихся о
государственных
границах России.
Закрепление знаний об
условных обозначениях и
условных цветах
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте

океан, читают названия
морей.
Рассказывают по
иллюстрации, используя
помощь учителя, о
природе морей,
омывающих берега
России

Атлантического океанов.
Наносят океаны, моря на
контурную карту.
Составляют описания одного
из морей с опорой на план

Показывают и называют
острова и полуострова,
заранее выделенные
учителем

Называют и показывают
острова и полуострова
России. Рассказывают об
особенностях природы
островов и полуостровов
России. Составляют
описания одного из островов
и полуостровов РФ с опорой
на план. Наносят названия
островов и полуостров
России на контурную карту

54

Острова и
полуострова
России

1ч.

Формирование
представлений о
территории РФ, островах
и полуостровах Северного
Ледовитого, Тихого,
Атлантического океанов.
Закрепление знаний
условных обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте

55

Рельеф нашей
страны.
Низменности,
возвышенности,

1ч.

Формирование
представлений о
поверхности РФ, ее
разнообразии.

Закрашивают в контурной Называют и показывают на
карте обозначенные
физической карте
равнины (низменности,
низменности,
плоскогорья). Составляют возвышенности, плоскогорья
25

плоскогорья

Закрепление знаний
условных обозначений и
условных цветов
физической карты.
Формирование навыков
правильного показа
объектов на
географической карте

описание равнины по
плану, используя помощь
учителя

Наносят на контурную
Наносят на контурную карту
карту названия крупных
названия крупных равнин,
равнин, плоскогорий,
плоскогорий, низменностей
низменностей России,
России, закрашивают
закрашивают
(заштриховывают)
(заштриховывают)
указанные географические
указанные
объекты
географические объекты,
используя помощь
учителя

56

Работа с
контурными
картами

1ч.

Закрепление
представлений
обучающихся о рельефе
РФ, совершенствование
навыков работы с
настенной, настольной
картами, формирование
навыков работы с
контурными картами

57

Горы: Урал,
Северный Кавказ,
Алтай, Саяны,
Крымские

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о
разнообразии
поверхности РФ

58

Крупнейшие
месторождения

1ч.

Называют и показывают
на настенной карте
заранее выделенные
учителем горы.
Заштриховывают и
закрашивают горы в
контурной карте,
используя помощь
учителя

Закрепление знаний
Зарисовывают в тетради
обучающихся о полезных условные знаки полезных

России. Составляют
описание равнины
(низменности, плоскогорья)
с опорой на план в учебнике

Называют и показывают на
настенной карте Кавказские,
Уральские, Крымские горы,
Алтай и Саяны. Различают
горы по высоте, размеру.
Составляют описания гор
России с опорой на план в
учебнике
Показывают крупнейшие
месторождения полезных
26

полезных
ископаемых
(каменного угля,
нефти, железной
и медной руд,
природного газа)

ископаемых,
ископаемых.
ископаемых, добываемые на
продолжение
Закрашивают заранее
территории России.
формирования
обозначенные полезные
Рассказывают об
представлений
ископаемые в контурной
использовании полезных
обучающихся о богатстве
карте. Изготавливают
ископаемых.
недр РФ.
макеты условных знаков с
Зарисовывают в тетради
Повторение условных
последующим
условные знаки полезных
обозначений полезных
прикреплением их к
ископаемых, изготавливают
ископаемых
настенной карте
макеты условных знаков с
последующим
прикреплением их к
настенной карте

59

Работа с
контурными
картами

1ч.

60

Река Волга

1ч.

Закрепление
представлений
обучающихся о рельефе
РФ, природных
богатствах,
совершенствование
навыков работы с
настенной, настольной
картами, формирование
навыков работы с
контурными картами

Наносят на контурную
карту названия гор
России, условные знаки
полезных ископаемых в
местах их добычи

Формирование
Показывают на настенной
представлений
карте реку Волгу,
обучающихся о реке
используя помощь
Волге как одной из самых учителя. Составлять из
длинных рек европейской предложенных учителем
части России.
предложений рассказЗакрепление знаний об
описание реки Волги

Наносят на контурную карту
названия гор России,
условные знаки полезных
ископаемых в местах их
добычи

Показывают по карте реку
Волгу, ее притоки Оку и
Каму. Находят ее по
условным знакам на
настенной карте ГЭС.
Называют каналы,
соединившие Волгу с
27

использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека
61 Реки: Дон, Днепр,
Урал

62

Реки Сибири:
Обь, Енисей

другими реками. Составляют
описания Волги с опорой на
план

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Закрепление
знания об использовании
рек в хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны

Показывают изученные
реки на настенной карте,
заранее выделенные
учителем. Составляют
описание об одной из
изученных рек с опорой
на план, используя
помощь учителя

Показывают на настенной
карте изученные реки,
крупные водохранилища.
Называют канал,
соединяющий реки Дон и
Волгу. Рассказывают о
старинном русском городе,
расположенном на берегу
реки Днепр. Составляют
описание изученных рек с
опорой на план. На
контурной карте
подписывают Дон, Днепр,
Урал, Печору, Северную
Двину

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Знакомство
школьников с реками
азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного

Показывают изученные
реки на настенной карте,
заранее выделенные
учителем. Составляют
описание об одной из
изученных рек с опорой
на план, используя
помощь учителя

Называют равнину по
которой протекают реки Обь
и Енисей, показывают их
путь по карте. По условным
знакам находят крупные
ГЭС, построенные на реках
Енисей, и Ангара.
Составляют описание
изученных рек с опорой на
план. На контурной карте
подписывают изученные
реки. Сравнивают
28

отношения к водным
ресурсам страны

протяженность рек Обь и
Енисей по рисунку в
учебнике

63 Реки Лена и Амур

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о крупных
реках РФ. Знакомство
школьников с реками
Азиатской части РФ.
Закрепление знаний об
использовании рек в
хозяйственной
деятельности человека.
Воспитание бережного
отношения к водным
ресурсам страны

Показывают изученные
реки на настенной карте,
заранее выделенные
учителем. Составляют
описание одной из
изученных рек с опорой
на план, используя
помощь учителя

Показывают на карте реки
Лену, Амур и их притоки.
Сравнивают по
протяженности изучаемые
реки с другими реками
России по рисунку.
Составляют описание
изученных рек с опорой на
план. На контурной карте
подписывают изученные
реки

64 Озера Ладожское,
Онежское, Байкал

1ч.

Продолжение
Показывают на настенной
Называют и показывают
формирования
карте заранее
озера России на настенной
представлений
обозначенные озера.
карте. Рассказывают об их
обучающихся о водоемах
Составляют из
особенностях. Называют
РФ. Знакомство
предложенных учителем
реки, впадающие в
обучающихся с
предложений об озерах Каспийское море. Поясняют,
крупнейшими озерами
России. Подписывают
почему Каспийское озеро
России. Закрепление
название озер на
называется морем.
знаний об использовании
контурной карте,
Наносят на контурную карту
озер в хозяйственной
используя помощь
названия изученных озер
деятельности человека.
учителя
Воспитание бережного
отношения к водным
29

ресурсам страны
65

Крупные города
России

1ч.

Продолжение
Показывают на карте
формирования
столицу России, родной
представлений
город (с помощью).
обучающихся о
Рассказывают о
многообразии городов
достопримечательностях
России, знакомство с
столицы и своего города,
названиями,
опираясь на иллюстрации
географическим
и опорные слова
положением и
достопримечательностями
крупнейших городов РФ.
Повторение и обобщение
знаний о столице России

Показывают на карте
столицу России, городамиллионеры, родной город.
Составляют рассказа о
столице России с опорой на
план. Перечисляют
достопримечательности
родного города (поселка)

66

Работа с
контурными
картами

1ч.

Закрепление
представлений
обучающихся о городах
РФ, совершенствование
навыков работы с
настенной, настольной
картами, навыками
работы в контурных
картах. Воспитание
аккуратности,
усидчивость

Отмечают на контурной Наносят на контурную карту
карте заранее отмеченные условные знаки изображения
учителем условные
столицы, названий городовизображения столицы.
миллионеров, родного
Подписывают на
города
контурной карте родной
город

67

Наш край на
физической карте
России

1ч.

Расширение
представлений
обучающихся о родном
крае. Формирование

Составляют рассказ о
родном крае по плану,
используя опорные слова
и предложения

Составляют рассказ о
родном крае с опорой на
план, предложенный
учителем. Пишут письмо
30

умений находить нашу
страну на карте, показ
столицы РФ
68

Повторение
начального курса
физической
географии

1ч.

Повторение и обобщение
представлений
обучающихся,
формируемых в
начальном курсе
физической географии

другу, в котором содержится
описание родного края
Выполняют контрольное
Выполняют контрольное
тестирование с опорой на тестирование по начальному
учебник
курсу географии

31

V.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».