РП «География» 8 класс

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Свердловской области
Управление образования Березовского муниципального округа

БМАОУ СОШ №21

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Зам.директора

Михайлова О.Б.

Кулешова Н.М.

Директор
СОШ №21

БМАОУ

Ковалева И.Ю.
Протокол № 5
от «25» июня 2025 г.

Протокол № 18
от «26» июня 2025 г.

Приказ № 59-о
от «27» июня 2025 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «География»
8 класс
Вариант 1

2025

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «География» составлена
на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной
программы обучающихся с нарушением интеллекта (далее ФАООП УО,
вариант (1), утвержденной приказом Министерства просвещения России от
24.11.2022г. № 1026 (https://clck.ru/33NMkR) и адресована обучающимся с
нарушением интеллекта с учетом реализации особых образовательных
потребностей.
Учебный предмет «География» относится к предметной области
«Естествознание» и является обязательной частью учебного плана. В
соответствии с учебным планом рабочая программа по учебному предмету
«География» в 8 классе рассчитана на 34 учебные недели и составляет 68
часов в год (2 часа в неделю).
Федеральная адаптированная основная общеобразовательная
программа определяет цель и задачи учебного предмета «География».
Цель обучения – сформировать у обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) умение использовать
географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения,
оценки
разнообразных
природных,
социально-экономических и
экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей
среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически
сообразного поведения в окружающей среде.
Рабочая программа по учебному предмету «География» в 8 классе
определяет следующие задачи:
‒
формирование у обучающихся представлений о мировом
океане;
‒
познакомить обучающихся с географическим положением,
природой, населением, особенностями хозяйственной деятельности,
бытом, культурой людей, отдельными государствами различных
континентов;
‒
дать элементарные научные и систематические сведения о
единстве природы, её разнообразии протекающих в ней процессов;
‒
показать особенности взаимодействия человека и природы;
‒
помочь усвоить правила поведения в природе;
‒
содействовать
патриотическому,
эстетическому,
экологическому воспитанию;
‒
учить анализировать, сравнивать изучаемые объекты и
явления, понимать причинно-следственные зависимости;
‒
содействовать развитию абстрактного мышления, развивать
воображение, связную речь, расширять лексический запас
‒
дать общий обзор природных условий материка, на котором
мы живём.
II. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
2

На уроках обучающиеся пользуются современными географическими
картами (физической, политико-административной и картой природных
зон России). При изучении географии России констатируются новые
национально-территориальные образования, подчеркивая культурные и
этнографические особенности населения. Важный аспект проблемы –
развитие крупнейших городов, центров науки, малых городов и сел. Также
при изучении географии России учитывается принятое в настоящее время
новое административное деление России на федеральные округа.
Обучающиеся получают знания о географическом положении каждого
материка, его природе, а также знакомятся с экономическим развитием
государств, культурой, бытом народов указанных материков. Кроме того, в
данном курсе изучается и континент Антарктида, при изучении которого
обучающиеся узнают об открытиях великих мореплавателей и полярников.
К концу 8 класса обучающиеся начинают более подробно изучать
физическую географию материка, на котором мы живем. Здесь даются
общие представления о географическом положении, очертаниях берегов,
рельефе, климате, водных ресурсах, растительном, животном мире и
населении Евразии.
№ п/п
Название раздела, темы
Количество Контрольные
часов
работы
1

Введение

1

2

Материки и океаны

5

1

3

Африка

12

1

4

Австралия

8

1

5

Антарктида

6

1

6

Америка

1

7

Северная Америка

9

1

8

Южная Америка

12

1

9

Евразия

14

2

Итого
68
III. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

8

Личностные результаты
‒ формирование целостного, социально ориентированного взгляда на
мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов культур
и религий;
‒ сформированность уважительного отношения к истории и культуре
других народов;
‒ развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других
людей;
3

‒ совершенствование умения договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности со сверстниками, адекватно
оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
‒
формирование
экологической
культуры,
понимание
необходимости охраны редких видов растений и животных;
‒ принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление
социально значимых мотивов учебной деятельности;
‒ сформированность адекватных представлений о собственных
возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
‒ владение навыками коммуникации и принятыми нормами
социального взаимодействия, в том числе владение вербальными и
невербальными коммуникативными компетенциями, использование
доступных информационных технологий для коммуникации.
Уровни достижения
предметных результатов по учебному предмету «География» на конец
8 класса
Предметные результаты
минимальный уровень
• называть океаны земного шара, их значение;
• показывать на географической карте океаны земного шара;
• знать названия материков земного шара;
• показывать на географической карте материки земного шара
• знать, на каком материке расположена Россия.
достаточный уровень
• давать краткую характеристику географического положения
океанов и их хозяйственное значение; географического положения,
очертания берегов и природных условий и населения материков;
• находить на карте изученные географические объекты
• определять на карте полушарий географическое положение и
очертания берегов каждого материка;
• давать элементарное описание природных условий всех материков,
опираясь на карту и картины;
• находить в периодической печати сведения об изученных
государствах.
Примерные планируемые результаты формирования базовых учебных
действий (БУД):
Личностные учебные действия:
На основе закрепленных умений и навыков социально одобряемого
поведения (во внеучебных ситуациях) при незначительном контроле
проявляет адекватное поведение, что позволяет:
• испытывать чувство гордости за свою страну;
• гордиться школьными успехами и достижениями как
собственными, так и своих товарищей
• адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи и др.;
• уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
4

• активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
• бережно относиться к культурно-историческому наследию родного
края и стран.
Коммуникативные учебные действия:
В ситуации самостоятельного взаимодействия со сверстниками может:
• вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
• слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач
• использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
В понятной и знакомой ситуации может самостоятельно:
• принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
• осознанно действовать на основе разных видов инструкций для
решения практических и учебных задач;
• осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
• обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
• адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
При словесном контроле и устной подсказке взрослого в учебной и
внеучебной деятельности может:
• дифференцированно воспринимать окружающий мир, его
временно-пространственную организацию;
• использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
• использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.

5

IV. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ Тема предмета

Кол- Программное содержание
во
часов

Дифференциация видов деятельности обучающихся
Минимальный уровень

Достаточный уровень

Формирование
представлений
обучающихся о материках и
частях света. Повторение и
закрепление
знаний
о
географическом положении
материков земного шара, их
размерах.
Совершенствование
навыков
работы
с
учебником, Приложением к
учебнику.
Воспитание
интереса к изучаемому
предмету

Показывают и называют заранее
выделенные учителем материки.
Записывают названия материков
и частей света в тетрадь,
подписывают
названия
в
контурной карте

Показывают на настенной карте
и называют материки и части
света.
Дают
краткую
характеристику
географического
положения
материков.
По
плану,
предложенному
учителем,
составляют рассказ о любом
материке.
Подписывают
названия материков в контурной
карте

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
об
Атлантическом
океане.
Знакомство с крупными
морями,
островами
и
полуостровами

Показывают
на
карте
Атлантический
океан
с
помощью учителя. Перечисляют
обитателей
Атлантического
океана, с помощью опорных
слов и иллюстрациям. Отмечают
Атлантический
океан
в
контурной карте с помощью

Дают определение, что такое
«Мировой океан». Называют и
показывают на настенной карте
части
Мирового
океана.
Отмечают в контурной карте
Атлантический
океан,
его
крупнейшие
острова
и
полуострова. Описывают океан

Введение - 1час
Что изучают в курсе 1ч.
географии материков
и океанов. Материки
и части света на
глобусе и карте

Мировой океан – 5 часов
Атлантический океан 1ч.

6

Атлантического
океана. учителя
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий, навыки работы
в контурной карте

по предложенному
плану

учителем

Северный
Ледовитый океан

1ч.

Знакомство школьников с
географическим
положением, особенностями
природы
Северного
Ледовитого
океана.
Закрепление
знаний
обучающихся
о
морях,
островах,
полуостровах
Северного
Ледовитого
океана, расположенных на
территории РФ.

Показывают на карте Северный
Ледовитый океан с помощью
учителя.
Перечисляют
обитателей изучаемого океана с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в контурной
карте с помощью учителя

Отмечают в контурной карте
Северный Ледовитый океан, его
крупнейшие
острова
и
полуострова. Описывают океан
по предложенному учителем
плану

Тихий океан

1ч.

Знакомство школьников с
крупными
морями,
островами и полуостровами,
животным и растительным
миром
Тихого
океана.
Закрепление и обобщение
знаний обучающихся о
морях,
островах,
полуостровах
Тихого
океана, расположенных на
территории РФ

Показывают на карте Тихий
океан с помощью учителя.
Перечисляют
обитателей
изучаемого океана с помощью
опорных слов и иллюстрациям.
Отмечают изучаемый океан в
контурной карте с помощью
учителя

Отмечают в контурной карте
Тихий океан, его крупнейшие
острова
и
полуострова.
Описывают
океан
по
предложенному учителем плану

Индийский океан

1ч.

Продолжение
формирования

Показывают
на
карте Отмечают в контурной карте
Индийский океан с помощью Индийский
океан,
его
7

Современное
1ч.
изучение Мирового
океана

представлений
обучающихся об Индийском
океане.
Знакомство
школьников с крупными
морями,
островами
и
полуостровами, животным и
растительным
миром
Индийского океана

учителя.
Перечисляют
обитателей изучаемого океана с
помощью опорных слов и
иллюстрациям.
Отмечают
изучаемый океан в контурной
карте с помощью учителя

крупнейшие
острова
и
полуострова. Описывают океан
по предложенному учителем
плану

Формирование
представлений
обучающихся о науке –
океанологии, ее значении,
современных
научных
открытиях.
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий,
работы
с
контурной картой

Составляют
рассказ
по Рассказывают, какую пользу
предложенным
учителем получают люди от океанов и
предложениям
о
пользе, морей
получаемой людьми от океанов
и морей

Материки и части света. Африка – 12 часов
Африка.
Географическое
положение

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся
о
самом
жарком материке земного
шара.
Знакомство
с
географическим
положением
Африки.
Совершенствование

Показывают
Африку
на
настенной карте, используя
помощь учителя. Подписывают
названия материка, моря и
океаны,
которые
омывают
материк с помощью учителя.
Составляют
рассказ
по
предложенным
учителем
предложениям
о

Называют и показывают на
настенной
карте
Африку,
океаны
и
моря,
которые
омывают материк. Отмечают на
контурной карте географические
названия, выделенные в тексте
учебника.
Красной
линией
обозначают линию экватора.
Записывают
новые
8

навыков работы с картой географическом
полушарий,
глобусом, Африки
физической картой Африки

положении географические
термины
в
тетрадь. Составляют по плану
краткую
характеристику
географического
положения
Африки

Разнообразие
1ч.
рельефа,
климат,
реки и озера.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об Африке.
Знакомство с рельефом,
климатическими
особенностями, реками и
озерами
изучаемого
материка.
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий,
глобусом,
физической картой Африки

Показывают на карте заранее
выделенные учителем формы
поверхности,
подписывают
названия в контурной карте,
используя помощь учителя

Перечисляют
формы
поверхности
Африки,
показывают и называют их на
настенной карте. Поясняют, от
чего
зависит
климат
на
материке. Сравнивают климат
северной и центральной части
континента.
Отмечают
на
контурной карте выделенные в
тексте горы, реки и озёра

Природные
зоны. 1ч.
Растительный
мир
тропических лесов.

Формирование
представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся
с
тропическим
(экваториальным)
лесом
Африки.
Совершенствование
навыков
работы
с
учебником, приложением к
учебнику

Знакомятся
с
природными
зонами Африки. По рисункам
называют растения Африки. По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из растений
тропического леса

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Африка.
Показывают и называют на
карте
тропический
лес.
Рассказывают, от чего зависит
многообразие
растительного
мира
тропического
леса
Африки. Составляют рассказ об
одном
из
растений,
зарисовывают его в тетради.
Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте
9

Животный
мир 1ч.
тропических лесов

Формирование
представлений
обучающихся о природных
зонах Африки. Знакомство
обучающихся
с
тропическим
(экваториальным)
лесом
Африки.
Совершенствование
навыков
работы
с
учебником, приложением к
учебнику

По
рисункам
называют
животных зоны тропических
лесов
Африки.
По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из животных
тропического леса

Рассказывают, от чего зависит
многообразие животного мира
тропического леса Африки.
Составляют рассказ об одном из
животных, зарисовывают его в
тетради.
Обозначают
зону
тропических лесов на контурной
карте

Растительный
саванн

мир 1ч.

Знакомство с природными
зонами
Африки.
Формирование
представлений
обучающихся
о
растительности
саванн.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
задании в тетради на
печатной основе

Выписывают понятие «саванна»
из словаря в тетрадь. По
картинкам называют растения
саванн. Записывают названия в
тетрадь. Составляют рассказ об
одном из растений саванн по
предложенным
учителем
предложениям

Дают определение, что такое
саванна. Рассказывают, как
меняется внешний вид саванн в
дождливый и сухой сезон.
Записывают названия растений
в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан
животный
и
растительный
мир
саванн.
Составляют рассказ об одном
растении саванн

Животный
саванн

мир 1ч.

Знакомство с природными
зонами
Африки.
Формирование
представлений
обучающихся о животном
мире
саванн.
Совершенствование

По
картинкам
называют
животных саванн. Записывают
названия в тетрадь. Составляют
рассказ об одном из животных
саванн
по
предложенным
учителем предложениям

Записывают названия животных
в тетрадь. Объясняют как
взаимосвязан
животный
и
растительный
мир
саванн.
Составляют рассказ об одном
животном саванн
10

навыков самостоятельной
работы при выполнении
задании в тетради на
печатной основе
Растительный
животный
пустынь

Население
государства

и 1ч.
мир

и 1ч.

Знакомство с природными Показывают на карте пустыни
зонами
Африки. Африки, используя помощь
Продолжение
учителя. Закрашивают зону
формирования
пустынь, заранее выделенную
представлений
учителем в контурной карте.
обучающихся об Африке. Называют
представителей
Формирование
растительного и животного
представлений
мира, выделенных в тексте
обучающихся о пустынях учебника
Африки

Называют
и
показывают
пустыни Африки на настенной
карте и обозначают их в
контурной карте. Выписывают в
тетрадь из словаря новые
географические
понятия.
Формулируют главное правило
жизни в пустыне. Рассказывают
с опорой на текст учебника как
приспособились животные и
растения
к
климатическим
условиям пустыни

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об Африке.
Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей
африканского
материка,
крупными
государствами.
Совершенствование
навыков
работы
с
политической
картой
Африки, навыки работы в

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему
африканцы
имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Отмечают в
контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран

Записывают в тетрадь народы,
которые проживают в Африке.
Показывают
на
карте
государства материка, заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

11

контурных картах
Государства
1ч.
Африки:
Египет,
Эфиопия

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей Египта, Эфиопии

Записывают в тетрадь народы,
которые проживают в Африке.
Показывают
на
карте
государства материка, заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему
африканцы
имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Отмечают в
контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран

Государства
1ч.
Африки: Танзания,
Демократическая
Республика Конго.

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей
Танзании,
Демократической
Республики Конго

Записывают в тетрадь народы,
которые проживают в Африке.
Показывают
на
карте
государства материка, заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

Перечисляют народы, которые
населяют материк. Объясняют,
почему
африканцы
имеют
тёмный цвет кожи. Находят на
карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Отмечают в
контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран

Государства Африки 1ч.
Египет, ЮАР

Знакомство обучающихся с
населением, хозяйственной
деятельностью,
бытом
жителей Египта, ЮАР

Записывают в тетрадь народы, Перечисляют народы, которые
которые проживают в Африке. населяют материк. Объясняют,
Показывают
на
карте почему
африканцы
имеют
государства материка, заранее тёмный цвет кожи. Находят на
12

Обобщающий урок 1ч.
по теме «Африка»

выделенные
учителем.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Отмечают в
контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран

Обобщение
знаний
обучающихся об изучаемом
материке.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах при
выполнении заданий

Показывают
Африку
на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают на карте Африку.
Дают краткую характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя

Формирование
представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с
географическим
положением
Австралии.
Совершенствование
навыков работы с картой
полушарий,
глобусом,
физической
картой
Австралии

Показывают Австралию на
настенной карте, используя
помощь учителя. Подписывают
названия материка, моря и
океаны,
которые
омывают
материк с помощью учителя.
Составляют
рассказ
по
предложенным
учителем
предложениям
о
географическом
положении
Австралии

Называют и показывают на
настенной карте Австралию,
океаны
и
моря,
которые
омывают материк. Отмечают на
контурной карте географические
названия, выделенные в тексте
учебника. Записывают новые
географические
термины
в
тетрадь. Сравнивают береговые
очертания Австралии и Африки.
Составляют по плану краткую
характеристику
географического
положения

Австралия – 8 часов
Австралия.
Географическое
положение

1ч.

13

Австралии
Разнообразие
1ч.
рельефа,
климат,
реки и озера

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с
рельефом, особенностями
климатических
условий,
водоемами
Австралии.
Совершенствование
навыков
показа
географических объектов на
настенной карте

Показывают на карте заранее
выделенные учителем формы
поверхности,
подписывают
названия в контурной карте,
используя помощь учителя

Рассказывают о климатических
условиях Австралии. Называют
регионы Австралии, в которых
климат наиболее благоприятен
для жизни людей и ведения
сельского
хозяйства.
Показывают на настенной карте
самое крупное озеро и реки
Австралии.
Отмечают
на
контурной карте выделенные в
тексте географические объекты

Растительный мир

1ч.

Продолжать формирование
представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с
типичными
представителями
растительного
мира
Австралии

Знакомятся
с
природными
зонами
Австралии.
По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из растений
материка, зарисовывают его в
тетрадь

Перечисляют природные зоны, в
которых
расположена
Австралия. Рассказывают о
разнообразии
растительного
мира, о растение, которое
является символом Австралии

Животный мир

1ч.

Продолжать формирование
представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство школьников с
типичными
представителями животного
мира Австралии

По
картинкам
называют
животных
Австралии.
Записывают названия в тетрадь.
Составляют рассказ об одном из
животных
Австралии
по
предложенным
учителем
предложениям

Рассказывают о разнообразии
животного мира Австралии.
Называют
представителей
сумчатых
и
яйцекладущих
животных. Составляют рассказ
об
одном
из
животных
Австралии

Население

1ч.

Продолжать формирование Записывают в тетрадь народы, Перечисляют народы, которые
14

Австралии

представлений
обучающихся об Австралии.
Знакомство с коренным и
пришлым
населением
Австралии.
Совершенствование
самостоятельной
работы
при
выполнении
упражнений в тетради на
печатной основе. Развитие
навыков самоконтроля при
выполнении упражнений

которые
проживают
в
Австралии. Показывают на
карте государства материка,
заранее выделенные учителем.
По рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

населяют материк. Находят на
карте наиболее густонаселенные
территории. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям. Отмечают в
контурной карте изучаемые
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этих
стран

Австралийский Союз 1ч.

Формирование
представлений
о
географическом положении,
государственном
устройстве,
хозяйстве
изучаемого государства

Показывают
на
карте
государство
Австралийский
Союз,
используя
помощь
учителя.
По
рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этой страны,
используя помощь учителя.
Выписывают в тетрадь название
столицы и крупных городов
Австралии

Называют коренное население
Австралии.
На
карте
показывают плотно заселенные
территории
Австралии.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства, которые хорошо
развиты
на
континенте.
Показывают
на
карте
Австралийский Союз. Отмечают
на контурной карте столицу и
крупные города Австралии.
Составляют рассказ об одном из
них

Океания.
Остров 1ч.
Новая Гвинея

Формирование
представлений
обучающихся
уникальности

Подписывают
названия
крупнейших островов Океании в
об контурной карте, используя
природы помощь учителя. Составляют

Показывают и называют на
настенной карте острова Новая
Гвинея и Новая Зеландия.
Отмечают их на контурной
15

Обобщающий урок 1ч.
по теме «Австралия»

земного шара на примере
островов
Океании.
Знакомство школьников с
путешествиями
и
открытиями
русских
мореплавателей

рассказ о русском учёном Н. Н.
Миклухо-Маклай с опорой на
предложенные
учителем
предложения

карте.
Называют
самый
большой остров и описывают
особенности
его
природы.
Составляют рассказ о русском
ученом Н. Н. Миклухо-Маклай,
который первый изучил жизнь и
быт народов Новой Гвинеи,
опираясь на текст учебника

Обобщение
знаний
обучающихся об изучаемом
материке.
Совершенствование
навыков самостоятельной
работы в парах, группах при
выполнении заданий

Показывают Австралию на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают
на
карте
Австралию.
Дают
краткую
характеристику
материка
с
опорой на карты и с помощью
учителя

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
об
Антарктиде
как самом
холодном материке земного
шара.
Знакомство
с
географическим
положением Антарктиды.
Совершенствование
навыков
показа
географических объектов на
настенной карте, навыки

Показывают
на
карте
Антарктиду, используя помощь
учителя. В контурной карте
подписывают названия океанов
и островов, заранее выделенных
учителем. Составляют рассказ о
первой русской экспедиции по
предложенным
учителем
предложениям

Сравнивают физические карты
Австралии
и
Антарктиды.
Называют признаки сходства и
различия. На контурной карте
обозначают Южный полюс.
Подписывают названия океанов,
омывающих берега Антарктиды
и
Антарктических
полуостровов. Рассказывают о
первой русской экспедиции к
Южному материку. Показывают
ее маршрут на карте. Называют
путешественника,
который

Антарктида – 6 часов
Географическое
положение.
Антарктика

1ч.

16

работы в контурных картах

первый достиг Южного полюса

Открытие
Антарктиды
русскими
мореплавателями

1ч.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
об
Антарктиде
как самом
холодном материке земного
шара.
Формирование
уважительного отношения к
людям,
занимающимся
наукой,
географическими
открытиями, наблюдениями
и описанием Земли.

Показывают
на
карте
выделенный стрелками маршрут
русской экспедиции. Называют
путешественников,
которые
первыми достигли Южного
полюса с помощью учителя

Рассказывают о первой русской
экспедиции
к
берегам
Антарктиды. Показывают ее
маршрут на настенной и
отмечают в контурной картах.
Называют
путешественников,
которые первыми достигли
Южного полюса, опираясь на
текст учебника

Разнообразие
рельефа, климат

1ч.

Продолжение
формирования
представления
обучающихся
об
Антарктиде
как самом
холодном материке земного
шара.
Знакомство
с
поверхностью материка, его
климатом,
полезными
ископаемыми

Рассматривают
физическую
карту Антарктиды, опираясь на
предложенные
учителем
предложения,
составляют
рассказ
о
климатических
условиях
материка.
По
геологической карте называют
полезные
ископаемые
с
помощью учителя

Объясняют, от чего зависит
климат
Антарктиды.
Рассказывают о поверхности
материка.
Перечисляют
полезные ископаемые материка.
На контурную карту наносят
географические
названия.
Составляют рассказ о климате
Антарктиды, опираясь на текст
учебника

Формирование
По иллюстрации перечисляют
представлений
представителей
животного
обучающихся
о мира. Составляют рассказ о
растительном и животном пингвинах по предложенным
мире Антарктиды
учителем предложениям

Называют растения материка.
Перечисляют животных и птиц
Антарктиды.
Объясняют,
почему
нет
копытных
животных, а много ластоногих.
Зарисовывают пингвинов в

Растительный
и 1ч.
животный
мир
Антарктиды. Охрана
природы

17

тетрадь. Составляют рассказ
«Как приспособились пингвины
к жизни на самом холодном
материке Земли»
Современные
исследования
Антарктиды

1ч.

Обобщающий
по
«Антарктида»

урок 1ч.
теме

Продолжение
формирования
представления
обучающихся
об
Антарктиде. Знакомство с
исследованиями материка
на
современном
этапе.
Формирование
уважительного отношения к
людям,
занимающимся
наукой,
географическими
открытиями, наблюдением и
описанием Земли

Составляют рассказ об ученых
из антарктических экспедиций
по предложенным учителем
предложениям. Показывают и
называют на карте научные
станции, заранее выделенные
учителем

Рассказывают, в каких условиях
живут ученые из научных
антарктических экспедиций, что
они изучают. Показывают на
карте
научные
станции
Антарктиды и отмечают их в
контурной карте. Перечисляют
географические
названия,
связанные
с
именами
исследователей

Обобщение
и Показывают Антарктиду на
систематизация знаний об настенной карте. Называют
Антарктиде
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают
на
карте
Антарктиду. Дают краткую
характеристику
материка
с
опорой на карты и с помощью
учителя

Формирование
представлений учащихся об
открытии
Америки.
Формирование потребности

Наносят на контурную карту
путь
кораблей
Колумба.
Показывают на физической
карте материка острова Куба,

Америка – 1час
Открытие Америки

1ч.

Показывают
на
карте
полушарий часть света Америку с помощью учителя.
Называют, кто открыл Америку

18

в чтении дополнительной и в честь кого была названа,
литературы
с
целью опираясь
на
предложения,
расширения,
обогащения предложенные учителем
географических знаний

Гаити,
Алеутские
острова,
полуостров Аляска. Называют
русских
путешественников,
которые
участвовали
в
открытии
и
освоении
полуострова Аляска

Географическое
1ч.
положение Северной
Америки

Формирование
представлений
обучающихся о материке
Северная
Америка.
Знакомство
с
географическим
положением
материка.
Закреплять навыки работы с
географическими,
контурными картами

По
пунктирным
линиям
отмечают
путь
кораблей
Колумба.
Отмечают
на
контурной
карте
заранее
выделенные
учителем
географические
объекты.
Составляют
рассказ
о
географическом
положении
Северной Америки, опираясь на
план
и
предложения,
предложенные учителем

Наносят на карту путь кораблей
Колумба.
Называют
путешественника,
в
честь
которого была названа Америка.
Рассказывают
о
русских
путешественника, открывших
северо-запад
континента.
Отмечают на контурной карте
выделенные
шрифтом
географические объекты. Дают
краткую
характеристику
географического
положения
Северной Америки

Разнообразие
рельефа, климат

Продолжение
формирования
представления
обучающихся о Северной
Америке.
Знакомство
школьников с рельефом
Северной Америки. Показ
зависимости климата от
географического положения

Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее
выделенные
учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя

Показывают и называют формы
земной поверхности Северной
Америки. Отмечают их на
контурной карте. Перечисляют
полезные ископаемые материка.
Составляют
рассказ
о
климатических
условиях
Северной Америки

Северная Америка - 9 часов

1ч.

19

материка
Реки
и
озера 1ч.
Северной Америки

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о материке
Северная
Америка.
Знакомство обучающихся с
водными
ресурсами
изучаемого
материка.
Совершенствование
навыков
показа
географических объектов на
настенной карте

Показывают на карте заранее
выделенные учителем реки и
озёра, подписывают названия в
контурной карте, используя
помощь учителя

Называют и показывают на
настенной карте реки и озера
Северной Америки. Отмечают
на карте выделенные шрифтом
географические
объекты.
Составляют рассказ о Великих
озёрах Северной Америки

Растительный
животный мир

и 1ч.

Знакомство обучающихся с
природными
зонами
Северной
Америки.
Формирование
представлений о типичных
представителях
растительного и животного
мира изучаемого материка.
Развитие навыка чтения
географической карты

По иллюстрации перечисляют
представителей растительного и
животного мира. Составляют
рассказ
об
одном
из
представителей животного или
растительного мира, опираясь
на
предложенные
словосочетания, предложения

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Северная
Америка.
Рассказывают
о
разнообразие растительного и
животного мира. Составляют
рассказ об одном из животных
Северной Америки

Население
и 1ч.
государства
Северной Америки.

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии
государств.

Записывают в тетрадь народы,
которые проживают в Северной
Америке. Показывают на карте
государства материка, заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам
рассказывают
о

Рассказывают
о
коренных
жителях материка. Показывают
на карте, где живут эскимосы и
индейцы. Описывают занятия
населения
по
сюжетным
иллюстрациям.
Перечисляют
20

Развитие навыков работы с достопримечательностях
политической картой
стран

этих отрасли промышленности и
сельского хозяйства изучаемых
государств.
Отмечают
государства и их столицы в
контурной карте. Рассказывают
о достопримечательностях этих
стран

Соединенные Штаты 1ч.
Америки

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии
государств.
Знакомство школьников с
географическим
положением,
государственным
устройством
США,
населением
и
его
основными
занятиями.
Развитие навыков работы с
географической картой

Показывают
на
карте
государство США, используя
помощь учителя. По рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этой страны,
используя помощь учителя

Показывают
на
карте
Соединенные Штаты Америки.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемого
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этой
страны

Канада

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии
государств.
Сообщение сведений о
географическом положение,

Показывают
на
карте
государство Канада, используя
помощь учителя. По рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этой страны,
используя помощь учителя

Показывают на карте Канаду.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемого
государства. Рассказывают о
достопримечательностях этой

1ч.

21

особенностях
природы,
населении,
хозяйстве
Канады. Развитие навыков
самостоятельной работы в
контурной карте
Мексика. Куба

1ч.

Обобщающий урок 1ч.
по теме «Северная
Америка»

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии
государств.
Развитие навыков работы с
географическими картами

страны

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя.
По
рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этих стран,
используя помощь учителя

Показывают на карте изучаемые
государства. Перечисляют виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях этих
стран

Обобщение
и Показывают Северную Америку
систематизирование знаний на настенной карте. Называют
о Северной Америке
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают на карте Северную
Америку.
Дают
краткую
характеристику
материка
с
опорой на карты и с помощью
учителя

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о материках
земного шара. Сообщение
сведений о географическом
положении
Южной

Называют и показывают на
настенной
карте
Африку,
океаны
и
моря,
которые
омывают материк. Отмечают на
контурной карте географические
названия, выделенные в тексте
учебника. Записывают новые

Южная Америка - 12 часов
Географическое
положение

1ч.

Отмечают на контурной карте
заранее выделенные учителем
географические
объекты.
Составляют
рассказ
о
географическом
положении
Северной Америки, опираясь на
план
и
предложения,

22

Америки, открытии острова предложенные учителем
Огненная Земля. Развитие
навыков
использования
географических карт для
получения новой учебной
информации

географические
термины
в
тетрадь. Составляют по плану
краткую
характеристику
географического
положения
Южной Америки

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся о Южной
Америке.
Сообщение
сведений о разнообразии и
контрасте
поверхности,
особенностях
климата
Южной
Америки.
Установление взаимосвязи
географического
положения, поверхности и
климата
изучаемого
материка

Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее
выделенные
учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя

Называют и показывают на
настенной карте формы рельефа
Южной Америки. Отмечают на
контурной карте географические
названия, выделенные в тексте
учебника. Сравнивают климат
Африки и Южной Америки.
Составляют
рассказ
о
климатических
условиях
Южной Америки

Реки и озера Южной 1ч.
Америки

Формирование
представлений
обучающихся о Южной
Америке.
Знакомство
школьников с водоемами
изучаемого
материка.
Совершенствование
навыков
показа
географических объектов на
настенной карте

Показывают на настенной карте
заранее выделенные учителем
реки и озера Южной Америки.
Составляют
рассказ
об
Амазонке по предложенным
учителем предложениям

Отмечают на контурной карте
крупные реки и озёра Южной
Америки. Сравнивают Амазонку
и Нил по характеру течения и
питания. Называют сходства и
различия. Описывают одну из
рек Южной Америки по
предложенному учителем плану

Разнообразие
рельефа, климат

23

Растительный
мир 1ч.
тропических лесов

Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии растительного
мира
земного
шара.
Сообщение сведений о
растительности тропических
лесов Южной Америки.
Закрепление
знания
обучающихся
о
тропических лесах земного
шара в процессе сравнения
лесов Африки, Северной
Америки и Южной Америки

Знакомятся
с
природными
зонами Южной Америки. По
рисункам называют растения
материка. По предложенным
учителем
предложениям
составляют рассказ об одном из
растений тропического леса

Перечисляют природные зоны, в
которых расположена Южная
Америка. Отмечают их в
контурной карте. Показывают и
называют на карте тропический
лес. Рассказывают, как меняется
Амазония
в
результате
хозяйственной
деятельности
человека. Составляют рассказ об
одном
из
растений.
Зарисовывают
в
тетради
некоторые растения, которые
водятся только на этом материке

Животные
тропического леса

Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии
животного
мира
земного
шара.
Сообщение
школьникам
сведений
о
типичных
представителях животного
мира тропических лесов
Южной
Америки.
Закрепление
знаний
обучающихся
о
тропических лесах земного
шара в процессе сравнения
лесов Африки, Северной
Америки и Южной Америки

По
рисункам
называют
животных зоны тропических
лесов Южной Америки. По
предложенным
учителем
предложениям
составляют
рассказ об одном из животных
тропического леса

Рассказывают, от чего зависит
многообразие животного мира
тропического
леса
Южной
Америки. Составляют рассказ
об
одном
из
животных,
зарисовывают его в тетради.
Обозначают зону тропических
лесов на контурной карте

1ч.

24

Растительный
мир 1ч.
саванн
степей
полупустынь
и
горных районов

Формирование
представлений
обучающихся
о
разнообразии
природных
условий Южной Америки.
Сообщение сведений о
разнообразии растительного
мира Южной Америки

Показывают на карте саванны,
степи, горные районы материка,
используя помощь учителя.
Записывают в тетрадь названия
представителей растительного
мира, выделенных в тексте
учебника

Рассказывают о разнообразии
растений в зоне степей Южной
Америки. Сравнивают пустыни
Африки и Южной Америки.
Показывают, как изменяются
природные зоны в горах на
карте «Высотная поясность
Южной
Америки».
Зарисовывают
в
тетради
растения Южной Америки.
Составляют рассказ об одном из
представителей растительного
мира Южной Америки

Животный
мир 1ч.
саванн,
степей,
полупустынь,
пустынь

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся
о
разнообразии
природных
условий Южной Америки.
Знакомства школьников с
животным миром саванн,
пустынь, степей и гор
Южной Америки

Показывают на карте саванны,
степи, горные районы материка,
используя помощь учителя. По
иллюстрации
перечисляют
представителей животного мира
саванн, степей, полупустынь,
пустынь
Южной
Америки.
Записывают названия животных
в тетрадь

Рассказывают о разнообразии
животных в зоне степей Южной
Америки. Записывают названия
животных в тетрадь. Объясняют
как взаимосвязан животный и
растительный
мир
саванн.
Зарисовывают
в
тетради
животных Южной Америки.
Составляют рассказ об одном из
представителей животного мира
Южной Америки

Население
государства

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Южной
Америке.
Формирование
представлений о коренном и

Показывают
на
карте
государства материка, заранее
выделенные
учителем.
По
рисункам рассказывают, чем
занимаются жители этих стран,
используя помощь учителя

Показывают на политической
карте крупные государства
Южной Америки. Рассказывают
о
разнообразном
составе
народов
Южной
Америки.
Наносят на контурную карту

и 1ч.

25

пришлом
населении
материка.
Сообщение
сведений о государствах
Южной Америки

изучаемые государства и их
столицы. Перечисляют отрасли
промышленности и сельского
хозяйства, развитые в этих
странах

Государства Южной 1ч.
Америки: Бразилия

Сообщение сведений о
государствах
Южной
Америки.
Совершенствование
навыков
работы
с
политической картой

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя.
По
рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этих стран,
используя помощь учителя

Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях
государства

Государства Южной 1ч.
Америки: Аргентина

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о народах,
населяющих земной шар,
разнообразии
государств.
Знакомство с государством
Южной
Америки
Аргентиной

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя.
По
рисункам
рассказывают, чем занимаются
местные жители этих стран,
используя помощь учителя

Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях
государства

Государства Южной 1ч.
Америки: Перу

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о

Показывают на карте изучаемые
государства, используя помощь
учителя.
По
рисункам
народах, рассказывают, чем занимаются

Показывают
изучаемые
государства
на
карте.
Перечисляют
виды
промышленности и сельского
26

населяющих земной шар, местные жители этих стран,
разнообразии
государств. используя помощь учителя
Знакомство с государством
Южной Америки-Перу

хозяйства.
Отмечают
на
контурной карте столицу и
крупные города изучаемых
стран.
Рассказывают
о
достопримечательностях
государства

Обобщение
и Показывают Южную Америку
систематизирование знаний на настенной карте. Называют
обучающихся о Южной характерные
особенности
Америке
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают на карте Южную
Америку.
Дают
краткую
характеристику
материка
с
опорой на карты и с помощью
учителя

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся об Евразии
как
самом
крупном
материке земного шара.
Знакомство
с
географическим
положением Евразии

Показывают Евразию на карте
полушарий и глобусе, используя
помощь учителя. Дают краткую
характеристику
географического
положения
материка по плану и опорным
предложениям

Рассказывают о географическом
положении Евразии. Называют
части света, из которых состоит
материк, сравнивают их по
площади. На контурной карте
проводят условную границу
между Европой и Азией и
отмечают
географические
названия, выделенные в тексте
учебника

Очертания берегов 1ч.
Евразии.
Моря
Северного
Ледовитого
и
Атлантического

Продолжение
формирования
представлений
о
географическом положении
Евразии.
Знакомство
с

Показывают на физической
карте океаны, которые омывают
Евразию. Записывают в тетрадь
острова и полуострова материка.
Составляют рассказ об одном из

На
физической
карте
показывают и называют океаны,
омывающие материк. Отмечают
моря этих океанов, острова и
полуострова
на
контурных

Обобщающий урок 1ч.
по теме «Южная
Америка»

Евразия – 14 часов
Географическое
положение

27

океанов. Острова и
полуострова

очертаниями
берегов, морей по опорным словам, и картах. Дают характеристику
островами и полуостровами словосочетаниям,
принимая одному
из
морей
по
океанов,
омывающими помощь учителя
предложенному учителем плану
материк

Очертание берегов 1ч.
Евразии
Моря
Тихого
и
Индийского океанов.
Острова
и
полуострова

Продолжение
формирования
представлений
о
географическом положении
Евразии.
Знакомство
с
очертаниями
берегов,
островами и полуостровами
Тихого
и
Индийского
океанов.
Закрепление
знаний школьников о морях
Тихого океана, омывающих
восточное побережье РФ

Записывают в тетрадь острова и
полуострова
Тихого
и
Индийского
океанов.
Составляют рассказ об одном из
морей, по опорным словам, и
словосочетаниям,
принимая
помощь учителя

На
физической
карте
показывают и называют океаны,
омывающие материк. Отмечают
моря этих океанов, острова и
полуострова
на
контурных
картах. Дают характеристику
одному
из
морей
по
предложенному учителем плану

Разнообразие
1ч.
рельефа. Полезные
ископаемые Европы

Формирование
представлений
обучающихся о Евразии.
Знакомство с рельефом и
полезными
ископаемыми
Европы.
Формирование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
заданий в тетради на
печатной основе

Показывают на настенной карте
равнины и горы, заранее
выделенные
учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя. Называют и
показывают
(заранее
обозначенные
учителем
на
настенной карте) крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых Европы

Показывают на физической
карте равнины, плоскогорья и
горы Евразии. Отмечают формы
рельефа Евразии в контурной
карте. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добывают
на материке, показывают их
месторождения на карте

Разнообразие
1ч.
рельефа. Полезные

Формирование
представлений

Показывают на настенной карте Показывают на физической
равнины и горы, заранее карте равнины, плоскогорья и
28

ископаемые
Азии

обучающихся о Евразии.
Знакомство с рельефом и
полезными
ископаемыми
Азии.
Формирование
навыков самостоятельной
работы при выполнении
заданий в тетради на
печатной основе

выделенные
учителем.
Подписывают их названия в
контурной карте, используя
помощь учителя. Называют и
показывают
(заранее
обозначенные
учителем
на
настенной карте) крупнейшие
месторождения
полезных
ископаемых Азии

горы Азии. Отмечают формы
рельефа Евразии в контурной
карте. Перечисляют полезные
ископаемые, которые добывают
на материке, показывают их
месторождения на карте

1ч.

Формирование
представлений
обучающихся о Евразии,
особенностях
ее
климатических
условий.
Совершенствование
навыков
работы
с
физической картой

Закрашивают в контурной карте
климатические пояса, заранее
выделенные
учителем.
Составляют рассказ о климате
Росси
по
предложенным
учителем предложениям. На
контурной карте отмечают реки
и озера, используя помощь
учителя

Перечисляют,
в
каких
климатических
поясах
расположен материк, называют
особенности
каждого
из
климатических
поясов.
Рассказывают, какие факторы
определяют климат Евразии.
Показывают
и
называют
крупнейшие реки и озера
материка и отмечают их в
контурной карте

Реки и озера Европы 1ч.

Формирование
представлений о богатстве
водных ресурсов Евразии.
Сообщение сведений о
водоемах
Европы.
Совершенствование
навыков
работы
с
физической картой

Показывают реки и озёра
Европы (заранее выделенные
учителем на карте). Наносят на
контурную карту названия рек,
озер, каналов (с помощью).
Составляют рассказ о реках и
озерах Европы по опорным
словам и словосочетаниям

Называют и показывают реки и
озера, которые расположены в
европейской части материка.
Наносят на контурную карту
названия рек, озер, каналов.
Составляют рассказ о реках и
озерах Европы по плану

Реки и озера Азии

Формирование

Показывают реки и озёра Азии Называют и показывают реки и

Климат Евразии

1ч.

29

представлений о богатстве
водных ресурсов Евразии.
Сообщение сведений о
водоемах азиатской части
изучаемого материка

(заранее выделенные учителем
на
карте).
Наносят
на
контурную карту названия рек,
озер, каналов (с помощью).
Составляют рассказ о реках и
озерах Азии, по опорным
словам и словосочетаниям

озера, которые расположены в
азиатской
части
материка.
Наносят на контурную карту
названия рек, озер, каналов.
Составляют рассказ о реках и
озерах Азии по плану

и 1ч.
мир

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Евразии.
Сообщение сведений о
растительном и животном
мире изучаемого материка.
Развитие
навыков
самостоятельного
получения
учебной
информации
из
карт
приложения к учебнику

Называют растения и животных
Европы. Записывают в тетрадь
названия
представителей
растительного и животного
мира, выделенных в тексте
учебника, используя помощь
учителя

Называют и показывают на
карте природные зоны Европы.
Перечисляют
представителей
растительного и животного
мира каждой природной зоны

Растительный
и 1ч.
животный мир Азии

Продолжение
формирования
представлений
обучающихся о Евразии.
Сообщение сведений о
растительном и животном
мире изучаемого материка.
Развитие
навыков
самостоятельного
получения
учебной
информации
из
карт

Называют растения и животных
Азии. Записывают в тетрадь
названия
представителей
растительного и животного
мира, выделенных в тексте
учебника, используя помощь
учителя

Называют и показывают на
карте природные зоны Азии.
Перечисляют
представителей
растительного и животного
мира каждой природной зоны

Растительный
животный
Европы

30

приложения к учебнику
Население Евразии

1ч.

Формирование
На
карте
показывают Называют по иллюстрациям
представлений
государства Евразии, заранее часть Евразии, которая более
обучающихся
о выделенные учителем.
плотно заселена
многонациональном
населении материка Евразия

Культура
и
быт 1ч.
народов Евразии

Формирование
представлений
обучающихся
о
многонациональном
населении
материка
Евразия.
Сообщение
основных
сведений
о
культуре и быте народов
Евразии

Составляют рассказ о культуре Составляют рассказ о культуре
и быте своего края по и быте своего края
предложенным
учителем
предложениям.

Обобщающий урок 1ч.
по теме «Евразия»

Обобщение
и
систематизирование
сведений о крупнейшем
материке земного шара.
Развитие
навыков
самостоятельной
работы
при выполнении заданий в
контурной карте и в тетради
на печатной основе

Показывают
Евразию
на
настенной карте. Называют
характерные
особенности
материка
с
опорой
на
предложения и иллюстративный
материал,
предложенный
учителем

Показывают на карте Евразию.
Дают краткую характеристику
материка с опорой на карты и с
помощью учителя

Обобщающий урок 1ч.
по курсу «География
материков
и
океанов»

Обобщение
и
систематизирование знаний
по
курсу
«География
материков
и
океанов»
Развитие навыков работы в

Показывают материки и океаны
на настенной карте с помощью
учителя. Подписывают названия
материков
и
океанов
в
контурной карте

Показывают на настенной карте
материки
и
океаны.
По
описанию и иллюстрациям
определяют, о каком материке и
океане идет речь. Наносят
31

команде

названия материков и океанов в
контурной карте

32

V.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

33


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».