ПОЛОЖЕНИЕ о классном руководстве

Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
(БМАОУ СОШ №21)

Обсуждено и принято на
заседании педагогического совета
Протокол № 10 от 11.03.2025

Утверждено
Директор БМАОУ СОШ №21
_____________И.Ю. Ковалева
Приказ №22/2 – о от 11.03.2025г.

ПОЛОЖЕНИЕ
О КЛАССНОМ РУКОВОДСТВЕ

1.

Общие положения

1.1.
Настоящее Положение о классном руководстве (далее – Положение) регламентирует
работу классного руководителя в БМАОУ СОШ №21.
1.2. Положение разработано в соответствии с разработано в соответствии с Федеральным
законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от
28 декабря 2024 года, Методическими рекомендациями органам исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере
образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное
руководство в общеобразовательных организациях, приказом Минпросвещения от 06.11.2024
№ 779 «Об утверждении перечня документов, подготовка которых осуществляется
педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ,
образовательных программ среднего профессионального образования»; Федеральным законом
от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» с
изменениями от 28 апреля 2023 года, Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» с
изменениями от 21 ноября 2022 года, Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О
защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» с изменениями от
28 апреля 2023 года, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. 2018 года
№204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на
период до 2024 года», Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г.
№ 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года», Конвенцией о правах ребенка, а также Уставом ГБОУ СОШ пос. Прибой и
другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими
деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.3. Данное Положение о классном руководстве обозначает цели и задачи классного
руководителя, определяет его функции, права, обязанности и ответственность, регламентирует
организацию деятельности классного руководителя, ведение им документации, определяет
критерии оценки его работы и механизмы стимулирования классных руководителей.
1.4. Классное руководство — профессиональная деятельность педагога, направленная на
воспитание и социализацию ребенка в классном ученическом коллективе, в современном мире
и обществе.
Классный руководитель — профессионал-педагог, организующий систему отношений между
обществом и ребёнком через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного
коллектива, создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребёнка и
осуществляющий свою деятельность в образовательной деятельности общеобразовательной
организации. Классный руководитель — педагог, создающий условия для саморазвития и
самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
1.5. Деятельность классного руководителя основывается на принципах демократии,
гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей,
гражданственности, свободного развития личности.
1.6. Директор образовательного учреждения назначает и освобождает учителя от классного
руководства приказом по школе, заключает с педагогом дополнительное соглашение о
закреплении за ним классного руководства. Непосредственное руководство работой классного
руководителя осуществляет заместитель директора школы.
1.7.
Классное руководство распределяется администрацией школы, закрепляется за
педагогом с его согласия, исходя из интересов школы с учётом педагогического опыта,
мастерства, индивидуальных особенностей.
1.8. Классное руководство не связано с занимаемой педагогическим работником

должностью и не входит в состав его должностных обязанностей.
1.9. Классный руководитель в своей деятельности руководствуется:
Конституцией Российской Федерации;
Семейным кодексом Российской Федерации;
- Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по
реализации государственной социальной политики»;
- Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об
утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
- ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287;
- ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от
17 мая 2012 г. № 413;
- приказом Минобрнауки России от 11.05.2016 № 536 «Об утверждении Особенностей
режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций,
осуществляющих образовательную деятельность».
2. Цели, задачи, принципы и условия деятельности классного руководителя
2.1. Деятельность классного руководителя — целенаправленный, системный, планируемый
процесс, строящийся на основе Устава организации, осуществляющей образовательную
деятельность, иных локальных актов, настоящего положения, анализа предыдущей
деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностноориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед
педагогическим коллективом организации, осуществляющей образовательную деятельность и
ситуации в коллективе класса.
2.2. Цель деятельности классного руководителя — создание условий для саморазвития и
самореализации обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.3. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности,
самоутверждения каждого обучающегося, сохранение неповторимости и раскрытия его
потенциальных способностей и талантов;
формирование здорового образа жизни;
организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей
деятельности коллектива класса;
защита прав и интересов обучающихся;
организация системной, образовательной, воспитательной и развивающей работы с
обучающимися в классе;
гуманизация
отношений
между обучающимися,
между обучающимися
и
педагогическими работниками;
регулирование отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров;
формирование гражданско-патриотического воспитания;
организация социально значимой творческой деятельности обучающихся.

3. Функции и обязанности классного руководителя
3.1. Основными функциями классного руководителя являются:
3.1.1. Организационно-координирующие:
- обеспечение связи между организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и
семьей;
- установление контактов с родителями (их законными представителями) обучающихся,
оказание им помощи в воспитании обучающихся (лично, через психолога, социального
педагога, педагога дополнительного образования и других педагогических работников школы);
- проведение консультаций, бесед с родителями (их законными представителями)
обучающихся;
- взаимодействие с педагогическими работниками, а также с учебно-вспомогательным
персоналом образовательной организации;
- организация в классе образовательной деятельности, оптимального для развития
положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного
коллектива;
- организация воспитательной работы с обучающимися через взаимодействие с социальнопедагогической службой, участия в малых педсоветах, Советах по профилактике и других
тематических мероприятиях;
- стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе
дополнительного образования детей;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- координация учебной деятельности каждого обучающегося и всего класса в целом;
- формирование классного коллектива, организации и стимулирования разнообразных видов
деятельности, обучающихся в классном коллективе;
- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой
деятельности обучающихся, организация деятельности органов ученического самоуправления;
- организация взаимодействия деятельности с учителями-предметниками, педагогомпсихологом, педагогами дополнительного образования, библиотекарем, медицинским
работником, семьей.
3.1.2. Выполнение роли посредника между личностью ребенка и всеми социальными
институтами в разрешении личностных кризисов обучающихся:
- содействие в получении обучающимися дополнительного образования посредством
включения их в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы);
- участие в работе педагогических и методических советов, методического объединения
классных руководителей, административных совещаниях, Совета по профилактике;
- подбор форм и методов организации индивидуальной и групповой внеклассной
деятельности,
- организации участия класса в общешкольных мероприятиях во внеурочное и каникулярное
время;
- организация работы по повышению педагогической и психологической культуры
родителей через проведение тематических родительских собраний, совместную деятельность,
привлечение родителей к участию в воспитательной деятельности в образовательной
организации;
- заботе о физическом и психическом здоровье обучающихся, с использованием полученной
от родителей информации о здоровье, ограничениях и предпочтениях обучающихся.

3.1.3. Коммуникативные:
- регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление взаимодействия между педагогическими работниками, обучающимися и их
родителями;
- содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3.1.4. Аналитико-прогностические:
- изучение индивидуальных особенностей, обучающихся и динамики их развития;
- определение состояния и перспектив развития коллектива класса;
- изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого ребенка;
- изучение и анализ влияния школьной среды и малого социума на обучающихся класса;
- прогнозирование уровней воспитанности и индивидуального развития обучающихся и
этапов формирования классного коллектива;
- прогнозирование результатов воспитательной и образовательной деятельности;
- построение модели воспитания в классе, соответствующей воспитательной системе школы
в целом;
- предвидение последствий, складывающихся в классном коллективе, отношений;
изучение и анализ востребованности системы дополнительного образования.
3.1.5. Контрольные:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися;
- контроль за самочувствием обучающихся;
- контроль за исполнением нормативно-правовых и локальных актов школы обучающимися.
4. Права классного руководителя
Классный руководитель имеет право:
4.1. Регулярно получать информацию о физическом и психическом здоровье обучающихся
своего класса.
4.2. Выносить на рассмотрение администрации школы, педагогического совета, органов
школьного самоуправления, родительского комитета предложения, инициативы, как от имени
классного коллектива, так и от своего имени.
4.3. Получать своевременную методическую и организационно-педагогическую помощь от
руководства школы, социально-педагогической службы, а также органов самоуправления.
4.4. Самостоятельно планировать воспитательную работу с классным коллективом,
разрабатывать индивидуальные программы работы с детьми и их родителями (их законными
представителями), определять нормы организации деятельности классного коллектива и
проведения классных мероприятий.
4.5. Приглашать в школу родителей (законных представителей) обучающихся по проблемам,
связанных с учебно-воспитательной и организационной деятельностью обучения.
4.6. Самостоятельно определять формы планирования воспитательной работы с классом с
учетом выполнения основных принципов общешкольного планирования.
4.7. Классный руководитель имеет право на защиту собственной чести, достоинства и
профессиональной репутации в случае несогласия с оценками его деятельности со стороны
администрации школы, родителей, обучающихся, других педагогов.
4.8. Повышать свою квалификацию в области педагогики и психологии, теории и методики
воспитания, организации деятельности, связанной с классным руководством.
5. Организация деятельности классного руководителя
Деятельность классного руководителя с классом и отдельными его обучающимися строится
в соответствии с данной циклограммой:
5.1. Классный руководитель ежедневно:
- определяет отсутствующих на занятиях и опоздавших обучающихся, выясняет причины их

отсутствия или опоздания,
- проводит профилактическую работу по предупреждению опозданий и непосещаемости
учебных занятий;
- организует и контролирует дежурство ребят по школе;
- организует различные формы индивидуальной работы с обучающимися, в том числе в
случае возникновения девиации в их поведении.
5.2. Классный руководитель еженедельно:
- проводит классный час в соответствии с планом воспитательной работы и утвержденным
расписанием;
- организует работу с родителями;
- проводит работу с учителями-предметниками работающими в классе;
- анализирует состояние успеваемости в классе в целом и у отдельных обучающихся.
5.3. Классный руководитель ежемесячно:
- посещает уроки в своем классе (согласно графику);
- получает консультации у психологической службы и отдельных учителей;
- организует работу классного актива.
5.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
- участвует в работе методического объединения классных руководителей;
- проводит анализ выполнения плана воспитательной работы за четверть, состояние
успеваемости и уровня воспитанности обучающихся;
- проводит коррекцию плана воспитательной работы на новую четверть;
- проводит классное родительское собрание;
- представляет заместителю директора по учебной работе информацию об успеваемости
обучающихся класса за четверть.
5.5. Классный руководитель ежегодно:
- составляет план воспитательной работы в классе;
- анализирует состояние воспитательной работы в классе и уровень воспитанности
учащихся в течение года.
5.6. Классный час, время которого утверждено руководителем школы, обязателен для
проведения классным руководителем и посещением учащихся.
5.7. В целях обеспечения четкой организации деятельности школы проведение досуговых
мероприятий (экскурсионных поездок, турпоходов, дискотек), не предусмотренных планом
школы и годовым планом классного руководителя, не допускается.
5.8. Классные родительские собрания проводятся не реже одного раза в четверть.
5.9. Классные руководители вносят посильный вклад в проведение общешкольных
мероприятий, отвечают за свою деятельность и свой класс в ходе проведения мероприятий.
Присутствие классного руководителя на общешкольных мероприятиях обязательно.
5.10. При проведении внеклассных мероприятий в школе и вне школы классный
руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье детей. О проведении внеклассных
мероприятий в школе и вне школы классный руководитель в письменном виде уведомляет
администрацию школы не менее чем за 3 дня до мероприятия.
6. Документация классного руководителя
Классный руководитель ведет следующую документацию:
- план воспитательной работы;
- характеристики на обучающихся (по запросу).
7. Критерии оценки работы классного руководителя
7.1. Эффективность осуществления функций классного руководителя можно оценивать на
основании двух групп критериев: результативности и деятельности.
7.2. Критерии результативности отражают тот уровень, которого достигают обучающиеся в
своем социальном развитии (уровень общей культуры и дисциплины обучающихся, их

гражданской зрелости).
7.3.
Критерии деятельности позволяют оценить реализацию управленческих функций
классного руководителя (организация воспитательной работы с обучающимися;
взаимодействие с педагогическими работниками, работающими с обучающимися в данном
классе и другими участниками образовательной деятельности, а также учебновспомогательным персоналом образовательной организации, родителями (их законными
представителями) обучающихся и общественностью по воспитанию, обучению, творческому развитию
обучающихся).

7.4. Эффективным можно считать труд классного руководителя, в результате которого в
равной степени достаточно высоки показатели по обеим группам критериев.
7.5. Слагаемыми эффективности работы классного руководителя являются положительная
динамика в:
- состоянии психологического и физического здоровья обучающихся класса;
- степени сформированности у обучающихся понимания значимости здорового образа
жизни;
- уровне воспитанности обучающихся;
- процент посещаемости учебных занятий и внеурочных мероприятий;
- уровень сформированности классного коллектива;
- процент занятости обучающихся в различных формах внеурочной деятельности;
- степени участия классного коллектива в работе органов ученического самоуправления.
8. Ответственность классного руководителя
8.1. Классный руководитель несёт ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во
время воспитательных мероприятий с классом.
8.2. Классный руководитель за неисполнение своих обязанностей несёт административную
ответственность и иную ответственность в соответствии с действующим законодательством.
8.3. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим
и психическим насилием над личностью обучающегося, классный руководитель может быть
освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и
Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации».
Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.
8.4. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических
правил организации учебно-воспитательной деятельности классный руководитель привлекается
к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных
административным законодательством
8.5. За виновное причинение школе или участникам образовательной деятельности ущерба в
связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей классный
руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных
трудовым и гражданским законодательством.
9. Механизмы стимулирования классных руководителей
9.1. Материальное стимулирование выражается в форме ежемесячных выплат и является
обязательным условием возложения на педагогов с их письменного согласия этого
дополнительного вида деятельности.
9.2.
Нематериальное
стимулирование
формируется
по
направлениям:
9.2.1. Организационное стимулирование, направленное на создание благоприятных условий
деятельности для осуществления классного руководства, включая:
- создание эффективных механизмов взаимодействия всех субъектов воспитательной
деятельности между собой и администрацией;
создание системы наставничества и организацию методического объединения
педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
- организацию рабочих мест для педагогических работников с учетом дополнительных задач

по классному руководству.
9.2.2. Социальное стимулирование, предполагающее привлечение к принятию
решений, участию в управлении коллективом, делегирование важных полномочий и создание

условий для профессионального развития и роста, включая:

- наделение полномочиями и статусом наставника, руководителя методического
объединения педагогических работников, осуществляющих классное руководство;
- предоставление возможности участия в конкурсах профессионального мастерства с целью
развития личностной и профессиональной самореализации;
- предоставление возможности повышения квалификации, участия в стажировках,
вебинарах, семинарах и других мероприятиях образовательного характера.
9.2.3. Психологическое стимулирование, предполагающее использование разных механизмов
создания благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе, в том числе
с учетом интересов всех педагогических работников, осуществляющих классное руководство,
включая:
- создание механизмов разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между
участниками образовательных отношений;
- организацию консультаций и создание условий для психологической разгрузки и
восстановления в школе или вне ее для профилактики профессионального выгорания в связи с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
9.2.4. Моральное
стимулирование
педагогических
работников,
обеспечивающее
удовлетворение потребности в уважении со стороны коллектива, администрации
образовательной организации, родителей (законных представителей) несовершеннолетних
обучающихся и социума с использованием всех форм поощрения деятельности по классному
руководству, включая:
- публичное признание результатов труда педагогических работников, осуществляющих
классное руководство, в виде благодарности с занесением в трудовую книжку, награждения
почетными грамотами и благодарственными письмами различного уровня, размещения их
фотопортретов с аннотациями на доске почета;
- размещение информации об успехах социально-значимой деятельности педагогических
работников, осуществляющих классное руководство, в СМИ и на официальном сайте школы;
- информирование родительской общественности о достижениях, связанных с
осуществлением педагогическими работниками классного руководства.
10. Заключительные положения
10.1.
Настоящее Положение о классном руководстве является локальным нормативным
актом, принимается на Педагогическом совете БМАОУ СОШ №21 и утверждается приказом
директора.
10.2.
Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
10.3.
Положение о классном руководстве принимается на неопределенный срок.
Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.11.1.
настоящего Положения.
10.4.
После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».