Учебный план АООП ООО с ТНР

Выписка из организационного раздела
адаптированной образовательной программы
основного общего образования обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи

УЧЕБНЫЙ

ПЛАН

по адаптированной основной
общеобразовательной
программе основного общего образования
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи

(ТНР)
Березовского муниципального автономного

общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
на 2023-2024 учебный год

г. Березовский

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
5-9 классы
Пояснительная записка
В общеобразовательном учреждении осуществляется обучение детей с тяжелыми
нарушениями речи (далее ТНР) по специальной (коррекционной) программе для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (тяжелые нарушения речи).
Учебный план - нормативный документ, определяющий максимальный объем учебной
нагрузки обучающихся, сохраняющий преемственность образовательных и коррекционноразвивающей областей, обеспечивающий усвоение учащимися образовательной программы с
учетом коррекции индивидуальных и типологических особенностей психофизического
развития ребенка для дальнейшей социальной адаптации в обществе. Учебный план БМАОУ
СОШ №21 сформирован в соответствии с документами:
- Закон Российской Федерации «Об образовании» в Российской Федерации» от
29.12.2012 № 273-ФЗ,
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.04.2002 №
29/2065-п
«Об
утверждении
учебных
планов
специальных
(коррекционных)
образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»
в части индивидуальных и групповых коррекционных занятий общей и предметной
направленности;
- Письмом Министерства образования и науки России от 19.11.2010 № 684203/30 «О
введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки
обучающихся в общеобразовательных учреждениях»;
- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства
просвещения Российской Федерации от 22 марта 2021 г. N 115).
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2. 328615 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в
организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным
основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ", утверждённые
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 (в
последней редакции).
Специальное (коррекционное) образование создается для обучения и воспитания детей с
тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР). БМАОУ СОШ №21 осуществляет специальное
коррекционное образование по адаптированной основной общеобразовательной программе
для обучающихся с ОВЗ (ТНР). Ребенок с ТНР получает цензовое образование, адекватное
или сопоставимое по конечному уровню с образованием нормативно развивающихся
сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Он полностью включен в
общий образовательный процесс (инклюзия) и по окончании школы получает такой же
документ об образовании, как и его сверстники. Осваивая в общеобразовательной школе
АООП, ребенок с ОВЗ имеет право на специальные условия сдачи ГИА, диагностических
работ. Обязательной является систематическая специальная помощь - создание адекватных
условий для реализации особых образовательных потребностей, помощь в формировании
полноценной жизненной компетенции.
Обучение по общеобразовательным курсам данного контингента обучающихся
интегрировано в условия образовательной организации и организовано совместно с
обучающимися соответствующих классов общеобразовательной школы. Учебный план в
соответствии с федеральными требованиями ориентирован на 5-ти летний нормативный срок
освоения основной образовательной программы основного общего образования.
2

В БМАОУ СОШ №21 обучаются дети с ТНР инклюзивно в общеобразовательных классах.
Раздел Коррекционно-развивающие занятия в части проведения обязательных
индивидуальных и групповых занятий: продолжительность индивидуальных и групповых
коррекционных занятий для обучающегося - 15-30 минут. Коррекционная работа также
реализуется при освоении содержания основной образовательной программы в урочной
деятельности. Учитель предметник решает коррекционно-развивающие задачи на каждом
уроке. Коррекционная подготовка осуществляется классным руководителем в
индивидуально-групповом режиме, направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях.
Дети
с
ограниченными
возможностями
здоровья
(ТНР),
обучающиеся
в
общеобразовательных классах, проходят промежуточную аттестацию в те же сроки и в тех
же формах, что и остальные обучающиеся, но в условиях обеспечения дифференцированного
подхода к содержанию и оценке выполненной работы.
Учебный план обеспечивает выполнение требований к режиму образовательного процесса,
установленных СанПиН 2.4.2.2821-10, и предусматривает 5-ти летний срок освоения
образовательных программ ООО для 5-9 классов. УП определяет перечень, трудоемкость,
последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов,
дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной
аттестации обучающихся.
Режим функционирования
Организация образовательной деятельности регламентируется календарным учебным
графиком, расписанием занятий, которые разрабатываются и утверждаются образовательной организацией самостоятельно.
Режим функционирования устанавливается в соответствии с Санитарноэпидемиологическими правилами и нормативами (СанПиН 2.4.2.2821-10), зарегистрированными в Министерстве юстиции России 03.03.2011. п. 2.9. Уставом образовательной
организации, правилами внутреннего распорядка и санитарно-гигиеническими требованиями к общеобразовательному процессу.
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах:
Классы
Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах при 5-дневной неделе, не более
5
29
6
30
7
32
8
33
9
33
Для обучающихся БМАОУ СОШ №21 максимальная продолжительность учебной
недели составляет 5 дней.
Учебная недельная нагрузка распределяется равномерно в течение учебной недели.
Продолжительность учебного года в 5 -8 классах - 35 учебных недель, в 9-ом
классе – без учета экзаменационного периода 34 учебные недели.
Продолжительность урока составляет 40 минут.
Промежуточная аттестация обучающихся
Обучающиеся 5-8 классов проходят текущий контроль и промежуточную аттестацию по учебным предметам в порядке, определенном локальным актом БМАОУ СОШ
№21, утвержденным приказом директора «Положение о формах, периодичности и порядке
текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся».
К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся 5-8 классов.
3

Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения
учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной
программой.
Промежуточная аттестация проводится по всем предметам.
Сроки проведения промежуточной аттестации в 5-8 классах: сентябрь (входная диагностика), декабрь (рубежный контроль), май (годовая аттестация).
Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих основную образовательную
программу основного общего образования, проводится по итогам триместра, года.
При промежуточной аттестации учитываются результаты итоговой работы за триместр,
год, которая может проводиться в форме итоговой контрольной работы; сочинения;
тестирования; зачетных работ; проектных работ и др.
При промежуточной аттестации используется 5-ти балльная оценочная система.
Отметка обучающимся за триместр выставляется на основе результатов текущей
аттестации целым числом как среднее арифметическое всех текущих отметок в
соответствии с правилами математического округления. Отметка за год выставляется на
основании отметок за триместр целым числом.
По учебным предметам, курсам части учебного плана, формируемой участниками
образовательных отношений (в случае если на его изучение отводилось по учебному
плану менее 64 часов) используется зачетная система - зачет/незачет. Промежуточная
аттестация по данным курсам проводится в форме зачетной работы. Виды зачетной
работы: практическая работа, творческая работа, проектная работа.
Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного
общего образования, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до
государственной итоговой аттестации. Промежуточная аттестация выпускников 9-ого класса
проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой
аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и
промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки.
Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной
аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках.
К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической
задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный
план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не
ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование
по русскому языку.
3. Общая характеристика учебного плана
Уровень основного общего образования
Нормативный срок обучения 5 лет.
Целью основного общего образования является обеспечение условий для самоопределения личности, формирования общей культуры личности, которые позволяют реализовывать права личности на получение основного общего образования.
Основное общее образование является базой для получения среднего общего образования.
Особенности образовательной деятельности обучающихся 5-9 классов
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей.
Обучение предметам обязательной части осуществляется по учебникам, входящим
в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию Приказом
Министерства образования и науки РФ.
4

Данную часть представляют следующие предметные области и учебные предметы:
Предметная область «Русский язык и литература» представлена следующими
предметами:
«Русский язык» по 5 ч. в 5 классе и по 6 часов в 6 классе, по 4 часа в 7 классе, по
3 часа в 8-ом классе и по 2 часа в 9-ом классах; «Литература» по 3 часа в 5-6 классах,
по 2 часа в 7-9 классах.
Предметная область «Родной язык и родная литература» представлена предметами «Родной язык (русский)» по 1 часу в 9-ом классе и «Родная литература (русская)»
по 1 часу в 9-ом классе.
Предметная область «Иностранные языки», реализуется учебными предметами
«Иностранный язык (английский)» по 3 ч. в неделю в 5,6 классах, по 2 часа в 7-9
классах и «Второй иностранный язык (немецкий)» по 1 часу в 7-8 классах.
Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом
«Математика» по 5 ч. в неделю в 5-6 классах, «Алгебра» по 3 часа и «Геометрия» по
2 ча-са в 7-9 классах, «Информатика» в количестве 1 часа в неделю в 7-9 классах.
Предметная область «Общественно-научные предметы» представлена следующими предметами: «История России. Всеобщая история.» по 2 ч. в неделю в 5-9 классах,
«Обществознание» 1 час в 6 -9 классах и 0,5 часа в 5-ых классах ( из части учебного плана,
формируемая участниками образовательных отношений), «География» по 1 ч. в неделю в
5-6 классе, по 2 часа в 7-9 классах., «Основы духовно – нравственной культуры народов
России» по 0,5 часа в неделю в 5-ых классов, из части учебного плана, формируемая
участниками образовательных отношений (на основании письма директора Департамента
государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и
науки РФ А.В. Зыряновой об изучении предметной области «Основы духовно –
нравственной культуры народов России).
Предметная область «Естественно – научные предметы» представлена следующими предметами: «Физика» - по 2 часа в 7-8 классах и по 3 часа в 9-ом классе, «Химия» по 2 часа в 8-9 классах, «Биология» - по 1 часу в неделю в 5-7 классах, по 2 часа в 8-9
классах.
Предметная область «Искусство» реализуется предметами: «Музыка»- по 1 ч. в
неделю в 5-8 классе, «Изобразительное искусство»- по 1 ч. в неделю в 5-7 классе в течение
учебного года.
Предметная область «Технология» в 5-7 классах реализуется предметом «Технология» по 2 ч. в неделю, в 8 классе по 1 часу.
Предметная область «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в 5-9 классах предметом «Физическая культура», данный
предмет представлен 2 часами в неделю в течение года,
«Основы безопасности и жизнедеятельности» по 1 ч. в неделю в 8-9 классах.
Предметные области обязательной части учебного плана выполняются в полном
объёме.
При изучении предмета «Технология» осуществляется деление на группы мальчиков и девочек.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет содержание образования, обеспечивающего реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательной организации.
Время, отводимое на данную часть учебного плана, использовано на введение следующих предметов и курсов:
В соответствии с запросами учащихся и их родителей (законных представителей)
обучающихся 8-9 классов для формирования у учащихся устойчивого интереса к
предмету, выявление и развитие математических способностей, способности решения
нестандартных задач включен курсы «Избранные вопросы математики» (8 кл.) и
5

«Решение нестандартных задач» (9кл.) по 1 часу в неделю; обучающихся 9 класса для
формирования практически важных умений и навыков, расширение и углубление знания
обучающихся по русскому языку включен курс «Практическое речеведение» по 1 часу
в неделю;
по 1 часу в неделю предмет «Культура безопасности жизнедеятельности» обеспечивает
информирование о сохранении здоровья обучающихся 5-7 классов.
С целью укрепление здоровья, физического развития и подготовленности обучающихся,
воспитание личностных качеств, освоение и совершенствование жизненно важных
двигательных навыков, основ спортивной техники избранных видов спорта. в 7-8-ых
классе включен курс «Спортивные командные игры» по 1 часу в течение года (35
часов в год).

6

Учебный план для 5-9 классов
Предметные
области

Учебные
предметы

Русский язык и
литература

Русский язык

Родной язык и
родная
литература

Иностранные
языки

Математика и
информатика

5 класс

6 класс

7

8а

8б

9а

9б

Литература

5/
170
3/
102

5/
170
3/
102

6/
204
3/
102

6/
204
3/
102

4/
136
2/
68

3/
102
2/
68

3/
102
2/
68

3/
102
3/
102

3/
102
3/
102

21/
714
13/
442

Родной язык
(русский)
Родная
литература
(русская)
Иностранный
язык
(английский)*
Второй
иностранный
язык
(немецкий)
Математика

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

3/
102

15/
510

-

-

-

-

-

-

-

-

-

5/
170

5/
170

5/
170

5/
170

Алгебра

Вероятность и
статистика
Информатика
*
История
России.
Всеобщая
история.
География

2/
68

3/
102
2/
68
1/
34
1/
34
2/
68

3/
102
2/
68
1/
34
1/
34
2/
68

3/
102
2/
68
1/
34
1/
34
2/
68

3/
102
2/
68
1/
34
1/
34
2/
68

3/
102
2/
68
1/
34
1/
34
2/
68

1/
34
2/
68
2/
68
2/
68
2/
68

1/
34
2/
68
2/
68
2/
68
2/
68

1/
34
2/
68
3/
102
2/
68
2/
68

1/
34
2/
68
3/
102
2/
68
2/
68

2/
68

2/
68

2/
68

1/
34

1/
34

1/
34
1/
34

1/
34
1/
34

1/
34
2/
68
2/
68

1/
34
1/
34

1/
34
1/
34

1/
34
1/
34

1/
34
1/
34

1/
34

1/
34
1/
34
2/
68
2/
68

1/
34
1/
34
2/
68
2/
68

1/
34
1/
34
2/
68
2/
68

1/
34
1/
34
2/
68
2/
68

1/
34
1/
34
2/
68
2/
68

27/
918

27/
918

29/
986

29/
986

30/
1020

Физика
Химия
Биология

Основы духовнонравственной
культуры народов
России

Искусство

Всего за
уровень
ООО

5б
6а
6б
7а
Обязательная часть

Обществознани
е

Естественнонаучные
предметы

9 класс

5а

Геометрия

Общественнонаучные
предметы

8 класс

класс

Основы
духовнонравственной
культуры
народов
России***

Изобразитель
ное искусство
Музыка

Технология

Технология*

Физическая
культура и
Основы
безопасности
жизнедеятельно
сти

Физическая
культура****
Основы
безопасности
жизнедеятель
ности

ВСЕГО

7

10/
340
9/
306
6/
204
3/
102
3/
102
10/
340

4/
136
8/
272
7/
238
4/
136
7/
238
2/
68

1/
34
1/
34
2/
68
1/
34

1/
34
1/
34
2/
68
1/
34

1/
34
2/
68
1/
34

1/
34
2/
68
1/
34

3/
102
4/
136
7/
238
10/
340
2/
68

31/
1054

31/
1054

32/
1088

32/
1088

149/
5066

Часть, формируемая участниками образовательных отношений

КБЖ
(культура
жизнедеятельности)

безопасности

2

2

1

1

2

2

2

1

1

5а

5б

6а

6б

7а

8а

8б

9а

9б

5а

1/
34

1/
34

1/
34

1/
34

1/
34

1/
34
1/
34
33/
1122

3/
102
0,5/
17
0,5/
17
1/
34
8/
272
157/
5338

0,5/
17
0,5/
17

Твоя профессиональная карьера
Разговоры по душам

0,5/
17
0,5/
17

Черчение
ВСЕГО

2/
68
29/
986

2/
68
29/
986

1/
34
30/
1020

1/
34
30/
1020

2/
68
32/
1088

2/
68
33/
1122

2/
68
33/
1122

1/
34
1/
34
33/
1122

Коррекционно-развивающие занятия
Коррекционно-развивающее занятие
педагогапсихолога
(индивидуальные и (или) групповые)
Коррекционно-развивающее занятие
учителя
–
дефектолога
(индивидуальные и (или) групповые)
Занятие
с
учителем-логопедом
(индивидуальные и (или) групповые)
Курс общефизической подготовки
Коррекционно-развивающее занятие
по русскому языку (по восполнению
индивидуальных
пробелов
в
знаниях)
Коррекционно-развивающее занятие
по математике (по восполнению
индивидуальных
пробелов
в
знаниях)

1
1
1
1
1

* Учебные часы проводятся при делении класса на 2 группы
** 0,5 часа обществознания в 5-ых классах выделен из части, формируемой участниками образовательных
отношений
*** Для реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» часы
взяты из части, формируемой участниками образовательных отношений.
****1 час физической культуры выделен из части, формируемой участниками образовательных отношений.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное,
духовно-нравственное,
социальное,
общеинтеллектуальное,
общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые
столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования,
поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность осуществляться через:
1) классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно
полезные практики и т.д.);
2) деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными
инструкциями.
Порядок перевода обучающихся в следующий класс
Решение о переводе в следующий класс по итогам года, условный перевод в следующий класс; оставление на повторный год обучения принимает педагогический совет
школы руководствуясь Федеральным законом «Об образовании» в РФ, Уставом школы,
Положением о переводе учащихся в следующий класс».

8


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».