Команда
Службы ранней помощи состоит из специалистов, представляющих различные
дисциплины: педагог- психолог, логопед, инструктор по физической культуре,
музыкальный и медицинский работники, педагоги младших групп. При необходимости
для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть
привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование
и прошли постдипломное обучение в области раннего вмешательства. Специалисты
имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и
мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового
консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного
взаимодействия с детьми.
Цель работы
Службы ранней помощи – оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем
этапе развития, а также консультативная работа с родителями.
Задачи
службы:
- Выявление и диагностика
нарушений в развитии у детей раннего возраста.
- Оказание комплексной помощи
ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.
- Формирование позитивного
отношения к ранней помощи, семьям с проблемными детьми.
- Оказание
информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи
семье.
В
обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей
социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия
между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также
психологическую поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в
оптимизации отношений между родителями и ребенком, работу с детьми, имеющими
серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического
здоровья. Психолог оказывает помощь семьям, имеющим детей с особыми
потребностями. Психолог также проводит профилактические программы для детей
групп биологического и социального риска.
Клиенты
службы ранней помощи – семья с проблемными детьми с 1.5 до 3 лет: с выявленными
отклонениями в развитии, нервно-психическими нарушениями, которые могут
приводить к проблемам в будущем; дети групп биологического и социального риска.
В службу ранней помощи они принимаются по заявлению родителей или направлению
педагогов с согласия родителей.
Показаниями
для направления семьи с ребенком могут быть следующие проблемы со здоровьем и
развитием:
- Дети с выявленными отклонениями
в развитии — нарушениями слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата,
наследственно-дегенеративными аномалиями в развитии, врожденными
аномалиями в развитии, органическими поражениями ЦНС, нервно-психическими
нарушениями.
- Дети биологической группы риска
– недоношенные, переношенные; дети, чьи матери переболели инфекционными и
вирусными заболеваниями во время беременности (краснуха, грипп,
цитомегаловирус, герпес и др.), у которых матери страдали токсикозом
беременности; дети, рожденные в асфиксии и перенесшие родовую травму и др.
- Дети социальной группы риска –
из семей социального риска; дети родителей, имеющих психические
заболевания, страдающие алкоголизмом, наркоманией; от малолетних
родителей, из семей беженцев, переселенцев, двуязычных семей и др.
К числу
ведущих направлений деятельности Службы ранней помощи можно отнести:
1.
Консультативно – диагностическое направление:
- определение уровня развития
ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными
показателями данного возраста;
- максимально раннее выявление и
психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;
- анализ особенностей социальной
ситуации развития ребенка;
- консультирование родителей по
вопросам;
- обеспечение необходимых условий
развития и компенсации имеющихся отклонений;
- реализация
коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- создание дома соответствующей
коррекционно-развивающей среды;
- консультирование педагогов,
работающих с детьми раннего возраста.
2.
Коррекционно-развивающее направление деятельности службы:
- разработка индивидуальной
программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и
педагогами службы совместно с родителями ребенка;
- обучение родителей способам
коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;
- проведение индивидуальных и
групповых развивающих и коррекционных занятий с детьми раннего возраста;
3.
Информационно-методическое направление:
- информирование родителей об
услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с
помощью буклетов, объявлений и т.д.
- информирование о деятельности
Службы с помощью средств массовой информации;
- создание лекотеки игр и
игрушек, а также банка коррекционно-развивающих методик для детей раннего
возраста;
- повышение квалификации
педагогов групп раннего возраста.
В условиях
групп раннего возраста ДОУ психолого-педагогическая помощь детям с
ограниченными возможностями оказывается в процессе:
- развивающих занятий в
соответствии с программой воспитания детей раннего возраста, реализуемой в
ДОУ. Содержание занятий дифференцируется в зависимости от уровня развития
ребенка. Развивающие занятия проводятся по подгруппам, с детьми, имеющими
близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно
отличающимися от большинства детей группы своими познавательными,
коммуникативными возможностями;
- коррекционных занятий,
проводимых специалистами службы в соответствии с индивидуальными
программами психолого-педагогической помощи.
- игр, режимных моментов,
развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую
направленность всего образовательного процесса в отношении детей.
Так же
оказывается помощь молодым специалистам, работающими с детьми раннего возраста.
Практические навыки воспитатели могут получить при посещении и наблюдении за
работой более опытных воспитателей, а так же при проведении открытых
мероприятий.
Осуществляется
оказание психолого-педагогической помощи родителям раннего возраста. Помощь
оказывается через консультирование и заседания СРП, где решаются
образовательные задачи с целью повышения компетентности родителей в вопросах
педагогики раннего детства. Заседания проводятся практически ежемесячно
специалистами и педагогами ДОУ. Они носят большей частью практический характер.
Здесь переплетаются различные формы и методы активизации родителей:
компьютерные презентации, практические задания, тренинги, выставки игрушек и
оборудования, показ открытых занятий, снятых на видео, круглые столы и т.д.
Индивидуальное
консультирование осуществляется узкими специалистами по инициативе самих педагогов,
либо по инициативе родителей.