Учебный план АООП ООО с УО

Выписка из организационного раздела
адаптированной образовательной программы
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
(ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Березовского муниципального автономного

общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
на 2023-2024 учебный год

г. Березовский

Пояснительная записка
Учебный план образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (далее - учебный план) обеспечивает
введение в действие и реализацию требований Федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет общий объем
нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и
структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения).
Организация временного режима обучения обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант I, должна
соответствовать их особым образователыътм потребностям и учитывать их
индивидуальные возможности.
Устанавливается следующая продолжительность учебного года: 1(1) — I
классы - 33 учебных недели, II- Х(Х1) классы - 34 учебные недели.
Для профилактики переутомления обучающихся в годовом календарном
учебном плане предусмотрены равномерно распределенные периоды учебного
времени и каникул (модули).
Для тех обучающихся с умственной отсталостью, которые оказываются
неготовыми к школьному обучению, обучение пролонгируется на один год за
счет введения дополнительного первого класса 1(1). Обучение в 1(1) классе
имеет диагностико-пропедевтическую направленность.
В целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся устанавливается
продолжительность учебной педели - 5 дней (при соблюдении гигиенических
требований к максимальным величинам недельной образовательной нагрузки
согласно действующему СанПиНу).
Продолжительность учебных занятий нс превышает 40 минут.
Продолжительность учебных занятий в I (I) и I классе составляет 35 минут, во IIХ(Х1) классах - 40 минут.
Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее
30 календарных дней, летом — не менее 8 недель.
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10
минут, большой перемены после 3-го урока - 30 минут, между1 урочной и
внеурочной деятельностями, после 6-го урока, продолжительность перемены
составляет 20 минут.
Реализация АООП ОО в части трудового обучения осуществляется исходя
из региональных условий, ориентированных па позребносгъ в рабочих кадрах, и
с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья,
возможностей, а также интересов учащихся с ограниченными возможностями
здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля
труда, включающего в себя подготовку учащегося к индивидуальной трудовой
деятельности.
Учебный план включает обязательную часть, которая состоит из
предметных областей:
.Язык и речевая практика,

Математика,
Естествознание,
Человек и общество,
Искусство,
Физическая культура,
Технология.
Основные задачи реализации содержания предметных областей.
Предметная область «Язык и речевая практика».
Учебные предметы: Русский язык. Чтение, Речевая практика.
Основные задачи реализации содержания;
Русский язык. Формирование первоначальных навыков чтения и письма в
процессе овладения грамотой. Формирование элементарных представлений о
русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.
Использование
письменной
коммуникации
для
решения практикоориентированных задач.
Чтение. Осознание значения чтения для решения социально значимых
задач, развития познавательных интересов, воспитания чувства прекрасного,
элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных
жизненных позиций. Формирование и развитие техники чтения, осознанного
чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов.
Формирование коммуникативных навыков в процессе чтения литературных
произведений.
Речевая практика. Расширение представлений об окружающей
действительности. Обогащение лексической и грамматико-синтаксической
сторон речи. Развитие навыков связной устной речи. Развитие навыков устной
коммуникации и их применение в различных ситуациях общения. Ознакомление
со средствами устной выразительности, овла дение нормами речевого этикета.
Предметная область «Математика».
Учебный предмет:
Математика. Основные задачи реализации содержания: Овладение
началами
математики
(понятием
числа,
вычислениями,
решением
арифметических задач и др.). Овладение способностью пользоваться
математическими знаниями при решении соответствующих возраст)' житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры и др. в различных видах практической деятельности). Развитие
способности использовать некоторые математические знания в жизни.
Предметная область «Естествознание».
Учебные предметы: Мир природы и человека
Основные задачи реализации содержания:
Мил природы и человека. Формирование представлений об окружающем
мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе,
взаимосвязях человека и общества с природой. Развитие способности к
использованию знаний о живой и неживой природе и сформированных
представлений о мире для осмысленной и самостоятельной организации
безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

Предметная область «Искусство».
Учебные предметы: Рисование, Музыка.
Основные задачи реализации содержания:
Рисование. Формирование умений и навыков изобразительной
деятельности, их применение для решения практических задач. Развитие
художественного вкуса: умения отличать «красивое» от «некрасивого»;
понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном
творчестве.
Музыка. Формирование и развитие элементарных умений и навыков,
способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их
исполпегтито. Развитие интереса к музыкальному искусству; формирование
простейших эстетических ориентиров.
Предметная область «Физическая культура».
Учебный предмет: Физическая культура. Основные задачи реализации
содержания: Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья,
навыков здорового и безопасного образа жизни; соблюдение индивидуального
режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту,
формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и
доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных
двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и др. Формирование умения
следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок,
адекватно их дозировать. Овладение основами доступных видов спорта (легкой
атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой и др.) в соответствии с
возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция
недостатков познавательной сферы и психомоторного развития; развитие и
совершенствование волевой сферы. Воспитапис нравственных качеств и свойств
личности.
Предметная область «Технологии».
Учебные предметы: Ручной труд.
Основные задачи реализации содержания:
Ручной труд. Овладение элементарными приемами ручного труда,
общетрудовыми умениями и навыками. развитие самостоятельности,
положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных
представлений о значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий
и важности выбора доступной профессии.
Трудовое обучение в 1-1V классах дает возможность обучающимся
овладеть элементарными приемами труда, общетрудовыми умениями и
навыками. Содержание трудового обучения в Г/ классе является переходной
ступенью от ручного труда к допрофессиональному.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,
обеспечивает
реализацию
особых
(специфических)
образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а
также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом,
часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,

предусматривает:
учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в
том числе этнокультурные;
увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и необходимую коррекцию недостатков в
психическом н (или) физическом развитии;
Часть, формируемая участниками образовательных отношений в 3 классе
классах представлена следующими учебными предметами:
- Родной язык (русский);
- Литературное чтение на родном языке (русском);
- Занимательная грамматика.
В 6 классе:
- Культура безопасности жизнедеятельности;
- Русский язык.
«Коррекционно-развивающая область» представлена Ритмикой и
коррекционными занятиями (логопедическими и психокоррекционными).
Основные задачи реализации содержания:
Ритмика. Развитие умения слушать музыку, выполнять лол музыку'
различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением
или пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция
общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Привитие навыков
участия в коллективной творческой деятельности. Ритмика способствует общему
развитию школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и
речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных
качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма),
эстетическому воспитанию.
Логопедические занятия. Формирование и развитие различных видов
устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на
основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащение и
развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности,
формирование семантических полей. Развитие и совершенствование
грамматического строя речи. Развитие связной речи. Коррекция недостатков
письменной речи (чтения и письма).
Психокоррекционные занятия. Формирование учебной мотивации,
стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных
процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
позитивного отношения к своему' «Я», повышение уверенности в себе, развитие
самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности
к
эмпатии,
сопереживанию;
формирование
продуктивных
видов
взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального
статуса ребенка в коллективе, формирование и развитие навыков социального
поведения,
«Математика» предполагает овладение способностью пользоваться

математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских
задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени,
температуры и др. в различных видах практической деятельности).
Внеурочная деятельность
Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является
неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной
организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся
возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Выбор направлений внеурочной деятельности и распределение на них часов
самостоятельно осуществляется общеобразовательной организацией в рамках
общего количества часов, предусмотренных примерным учебным планом (4
часа).
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
АООП определяет образовательная организация. Для развития потенциала тех
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),
которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают
трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с
участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные
планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы
(содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования).
Внеурочная деятельность в БМАОУ СОШ №21 организуется по
направлениям: нравственное, социальное, общекультурное, спортивнооздоровительное.
Основная цель внеурочной деятельности в БМАОУ СОШ №21 является
создание условий для достижения обучающегося необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы
ценностей, создание условий для всестороннего развития и социализации
каждого обучающегося с умственной отсталостью, создание воспитывающей
среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов
учащихся в свободное время.
Внеурочная деятельность ориентирована на создание условий для:
творческой самореализации обучающихся с умственной отсталостью в
комфортной развивающей среде, стимулирующей возникновение личностного
интереса к различным аспектам жизнедеятельности; позитивного отношения к
окружающей действительности; социального становления обучающегося в
процессе общения и совместной деятельности в детском сообществе, активного
взаимодействия со сверстниками и педагогами: профессионального
самоопределения, необходимого для успешной реализации дальнейших
жизненных планов обувающихся.
Результативность внеурочной деятельности предполагает: приобретение
обучающимися с умственной отсталостью социального знания, формирования
положительного отношения к базовым ценностям, приобретения опыта
самостоятельного общественного действия.
Базовые национальные ценности российского общества: патриотизм,
социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и
творчество, паука, традиционные религии России, искусство и литература,
природа, человечество.

Внеурочная деятельность организуется через такие формы, как экскурсии,
кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные
общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования,
общественно полезные практики.
Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность
осуществляться через
1) классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования,
общественно полезные практики и т.д.);
2) деятельность иных педагогических работников в соответствии с
должностными инструкциями.
Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями), которые в силу особенностей своего
психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных
учебных предметов, разрабатываются с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых
формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин,
курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных
учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой.

Учебный план АООП образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1
1- 4 классы

IV

Классы

Количество часов в год

I
Учебные
предметы
Обязательная часть
1.
Язык
и 1.1.Русский язык
3/99
речевая
1.2.Чтение
3/99
практика
1.3.Речевая
2/66
практика
2. Математика
2.1.Математика
3/99
3.
3.1.Мир природы и 2/66
Естествознание человека
4. Искусство
4.1. Музыка
2/66

Всего

II

III

IV

3/102
4/136
2/66

3/102
4/136
2/68

3/102
4/136
2/66

12/405
15/507
8/270

4/136
1/34

4/136
1/34

4/136
1/34

15/507
5/168

1/34

1/34

1/34

5/168

4.2. Изобразительн 1/33
1/34
1/34
1/34
ое искусство
5. Физическая 5.1.
Физическая 3/99
3/102
2/68
2/68
культура
культура
6. Технологии
6.1. Ручной труд
2/66
1/34
1/34
1/34
Итого
21/693 20/680 20/680 20/680
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Родной язык (русский)
1/34
Литературное чтение на родном
1/34
языке (русском)
Занимательная грамматика
1/34
1/34
1/34
Двигательное развитие
2/66
2/66

4/135

Итого
Максимально допустимая годовая
нагрузка (при 5-дневной учебной
неделе)
Коррекционно-развивающая
область (коррекционные занятия и
ритмика):
Внеурочная деятельность
Всего к финансированию

10/340
5/168
81/2733
1/34
1/34
3/102
4/136

21/693

3/102
23/782

3/102
23/782

3/102
23/782

9/306
90/3039

6/198

6/204

6/204

6/204

24/810

4/132
4/136
4/136
4/136
16/540
31/1023 33/1112 33/1112 33/1112 130/4389

5-9 класс
Предметные
области

Классы

Учебные предметы
Обязательная часть
1. Язык и речевая 1.1. Русский язык*
практика
1.2. Чтение
(Литературное чтение)
2. Математика

2.1. Математика

3. Естествознание

4. Человек

2.2. Информатика
3.1. Природоведение
3.2. Биология
3.3. География

Количество часов в год
V
VI
VII

VIII

IX

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

4/136

3/102

3/102

3/102

17/578

1/34

1/34

1/34

2/68

2/68
2/68
2/68

2/68
2/68

2/68
2/68

3/102
4/136
6/204
8/272

2/68

4.1. Мир истории
4.2. Основы социальной
жизни

2/68
1/34

1/34

4.3. История отечества
5. Искусство

5.1. Изобразительное
искусство

21/714
20/680

2/68
2/68

2/68

2/68

8/272

2/68

2/68

2/68

6/204

2/68

5.2. Музыка
1/34
6.
Физическая 6.1. Физическая культура 3/102
культура
7. Технологии
7.1. Профильный труд
6/204
27/918
Итого

Всего

2/68
1/34
13/442

2/68

3/102

3/102

2/68

6/204

7/238

8/272

8/272

35/1190

28/952

30/1020

31/1054

31/1054

147/4998

Часть, формируемая участниками образовательных отношений
КБЖ
(культура
жизнедеятельности)
Подвижные игры
Итого

безопасности

1/34
1/34
2/68

1/34
1/34
2/68

Максимально
допустимая
годовая 29/986 30/1020
нагрузка (при 5-дневной учебной неделе)
6/204
Коррекционно-развивающая
область 6/204
(коррекционные занятия)
4/136 4/136
Внеурочная деятельность:

1/34

1/34

1/34

5/170

1/34

1/34

1/34

5/170

2/68

2/68

10/340

32/1088

33/1122

33/1122

157/5338

6/204

6/204

6/204

30/1020

4/136

4/136

4/136

20/680

2/68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».