Учебный план АООП НОО ЗПР Вариант 7.2.

Выписка из организационного раздела
адаптированной образовательной программы
начального общего образования обучающихся с
задержкой психического развития (вариант 7.2)

УЧЕБНЫЙ

ПЛАН

начального общего образования
обучающихся
с задержкой психического развития
(вариант 7.2)
Березовского муниципального автономного

общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
на 2023-2024 учебный год

г. Березовский

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-4 классы
3.1. Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой
психического развития
Учебный план начального общего образования БМАОУ СОШ №21 разработан на
основании ФГОС для детей с ОВЗ и следующих нормативных документов:
- федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29декабря 2012
г. № 273-ФЗ (с изменениями);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа
2013г. № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования»;
- федеральные перечни учебников, рекомендованные (допущенные) к использованию в
образовательном
процессе
в
образовательных
учреждениях,
реализующих
образовательные программы общего образования и имеющих государственную
аккредитацию, на учебный год (утверждены приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 38 от 26
января 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников,
рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253";
- СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. №
26);
- школьные локальные акты.
Учебный план является основным механизмом реализации АООП НОО
обучающихся с ЗПР.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых
образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционноразвивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков
психофизического развития обучающихся.
Учебный план состоит из двух частей – обязательной части (80%) и части,
формируемой участниками образовательного процесса (20%). В обязательной части
учебного плана
полностью реализуется федеральный компонент государственного
образовательного стандарта для детей с ОВЗ (ЗПР).
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих
государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП
НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.

Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое
обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с
ЗПР:
- формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в
социальное окружение;
- готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени
основного общего образования;
- формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Организация самостоятельно в осуществлении образовательного процесса, в
выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность,
экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого
обучающегося. В 1 и 1дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое
на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся
может быть использовано:
на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных
предметов обязательной части;
на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых
образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию
недостатков в психическом и/или физическом развитии;
на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных
предметов (например: занимательная грамматика и др.);
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной
образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими
требованиями.
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В
соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность
организуется по направлениям развития личности (коррекционно-развивающее, духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности
является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной
организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется Организацией.
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является
обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование
навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание может осуществляться Организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и
индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционно-развивающие занятия
могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.

Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают
участие все педагогические работники Организации (учителя-дефектологи, учителялогопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, и др.), так же и медицинские
работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при
определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется
следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение
коррекционных занятий.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО
определяет Организация.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет,
с обязательным введением 1 дополнительного класса.
Предметная область «Русский язык и литературное чтение» представлена учебными
предметами «Русский язык» и «Литературное чтение».
Учебный предмет «Русский язык» реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у обучающихся представлений о языке
как составляющей целостной картины мира, ознакомление с основными положениями
науки о языке и формирование на этой основе знаково — символического мышления
учеников;
социокультурная
цель
изучение
русского
языка
включает
формирование
коммуникативной компетенции обучающихся - развитие устной и письменной речи,
монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного безошибочного
письма как показателя общей культуры человека.
Исходя из того, что предмет «Русский язык» занимает ведущее место в образовательной деятельности, в связи со снижающейся грамотностью детей и результатов
анкетирования родителей по определению части, формируемой участниками
образовательных отношений на 2019-2020 уч. г. 100 % родителей 2-4 классов высказали
пожелание о необходимости введении дополнительного часа «Занимательную
грамматику». Недельная нагрузка на изучение русского языка в 1-2-ых классах
составляет 5 и 4 ч. соответственно, в 3-ем классе 3 часа, в 4 классах составляет 4 часа в
неделю.
Учебный предмет «Литературное чтение» является одним из самых мощных
средств приобщения младших школьников к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальных классах является формирование читательской компетентности младшего
школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой
деятельности. Читательская компетентность определяется владением техники чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг и
умением их самостоятельно выбирать.
В 1-2ых классах 4часа, в 3 классе недельная нагрузка на изучении данного
предмета составляет 3 часа, в 4-х классах – 3 часа в неделю.
Целью формирования первоначальных представлений о единстве и многообразии
языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания, развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном
языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к
творческой деятельности на родном языке в обязательную часть учебного плана включена
Предметная область «Родной язык и родная литература», которая представлена
учебными предметами «Родной язык (русский)» и «Литературное чтение на родном
языке (русском)». На изучение предметов «Родной язык (русский)» и «Литературное
чтение на родном (русском) языке» отводится по 1 часу в 3 классах.

Целью изучения иностранному языку в начальных классах является
формирование элементарной коммуникативной компетенции младшего школьника на
доступном для него уровне. Предметная область «Иностранные языки»
представлена во 2-4 классах предметом «Иностранный язык (английский)» по 2 часа
в неделю в каждом классе.
Для изучения предметной области «Математика и информатика» в учебный
план включен учебный предмет «Математика», который направлен на изучение арифметического, алгебраического, геометрического материала, предполагает формирование
у обучающихся пространственных представлений, абстрактного мышления, стремление
использовать математические знания в повседневной жизни.
На изучение предмета «Математика» отводится 4 часа в неделю в 1-4 классах.
Главной целью предметной области «Обществознание и естествознание»
(Окружающий мир) является формирование целостной картины мира и осознание в
нем
человека на основе единства познания и осмысления младшим школьником личного
опыта общения с людьми, обществом и природой. Данная область представлена
учебным предметом «Окружающий мир» на изучении которого в 1- 4 классах
отводится по 2 часа в неделю.
Предметная область «Искусство» в 1 – 4 классах направлена на овладение элементарными навыками, умениями, способами художественной деятельности, освоение
первичных
знаний
об
искусстве,
представлена
учебными
предметами
«Изобразительное искусство», «Музыка». На данные предметы отводится по 1 часу в
неделю в течение года в каждом классе.
Предметная область «Технология» и учебный предмет «Технология»
способствуют воспитанию творческой, активной личности, проявляющей интерес к
трудовой деятельности, самостоятельности, на изучение данного предмета отводится 1
час в неделю.
Предметная область «Физическая культура» представлена учебным предметом «Физическая культура» и направлена на формирование у обучающихся основ
здорового образа жизни, общих представлений о физической культуре, её значении в
жизни человека. На изучение данного предмета отводится в 1 - 4 классах по 2 часа в
неделю.
Целью формирования духовно-нравственных ценностей и реализации ФГОС в 4-ом
классе реализуется предметная область «Основы религиозной культуры и светской
этики». В рамках данной области ведется курс «Основы религиозной культуры и
светской этики», на предмет отведен 1 час в неделю. По опросу родителей определены
для изучения модули «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».
Предметы обязательной части учебного плана обеспечивают единство
образовательного пространства Российской Федерации и ориентированы на становление
личностных характеристик выпускника начальной школы:
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной
деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и
обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать
свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа
жизни.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательного процесса,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся.
Адаптированная основная образовательная программа начального общего
образования реализуется БМАОУ СОШ №21 через урочную и внеурочную деятельность.
План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей
и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План
внеурочной деятельности реализуется с учетом психофизических особенностей
обучающихся с ОВЗ и программами коррекционно-развивающей направленности.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и
индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и
психокоррекционными, по учебным предметам), направленными на коррекцию
недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях,
а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в
развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных
представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в
неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия
проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные
коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Часы коррекционно-развивающей области, которые проводятся в течение учебного
дня, не входят в максимальную нагрузку.
Коррекционно-развивающая область учебного плана решает задачи:
 продолжение целенаправленной работы по коррекции и развитию психических
процессов, эмоциональной и когнитивной сфер, обеспечивающих усвоение
обучающимися образовательной программы (на основе применения методов и
приемов, форм обучения, способствующих повышению работоспособности,
активизации учебной деятельности);
 отслеживание результативности обучения и динамики развития обучающимися.
Учебный план
1 - 4 класс
Предметные
области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю
1
3
4
2 класс/ 2
класс/
класс/
класс
доп.
1доп.
3 доп.
класс
класс
класс

Формы
промежуточной
аттестации

1. Обязательная часть
Русский язык и
литературное
чтение

Русский язык

Родной язык и
родная
литература

Родной язык
(русский)
Литературное
чтение на родном
языке (русском)
Иностранный
язык (английский)

Иностранные
языки
Математика и
информатика
Обществознание
и естествознание
(окружающий
мир)

Основы

Литературное
чтение

5/
165
4/
132

4/
140
4/
140

3/
105
3/
105

4/
140
3/
105

2-4 кл.
2-4 классы
Комплексная

1/
35
1/
35

контрольная
работа

2/
70

2/
70

2/
70

Математика

4/
132

4/
140

4/
140

4/
140

Окружающий мир

2/
70

2/
70

2/
70

2/
70

Основы
религиозных

2-4 классы
Контрольная работа (тест)

2-4 классы
Контрольная
работа (тест)
2-4 классы
Контрольная
работа
2-4 классы
Контрольная
работа (тест)

4 классы
Защита проекта

религиозных
культур и
светской этики
Искусство
Технология
Физическая
культура

Занимательная

культур и светской
этики

1ч/
35ч.
2-4 классы
1/
1/
1/
1/
Музыка
Тестирование
33
35
35
35
2-4 классы
Изобразительное
1/
1/
1/
1/
Тестирование
искусство
33
35
35
35
2-4 классы
1/
1/
1/
1/
Технология
Тестирование
33
35
35
35
2-4 классы
Физическая
2/
2/
2/
2/
(практика) Сдача норм ГТО
культура
68
70
70
70
21/
22/
22/
22/
Итого:
693
770
770
770
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
2-4 классы
грамматика
1/
1/
1/
Тестирование
35
35
35
21/
693

Итого:

23/
805

23/
805

23/
805

Внеурочная
деятельность
10/
10/ 350
10/ 350 10/ 350
(включая
коррекционно330
развивающую область):
Коррекционно-развивающие занятия
Логопедические занятия
Психокоррекционные занятия
Обязательные индивидуальные
и групповые
коррекционные занятия по
предметам
Ритмика
Направления
деятельности

внеурочной
Всего

2/
66
2/
66

2/
70
2/
70

2/
70
2/
70

2/
66

2/
70

2/
70

1/
33
3/
99
31/
1023

1/
35
3/
105
33/
1155

1/
35
3/
105
33/
1155

8/280
8/280

8/280

4/140
12/414
33/
1155


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».