Учебный план АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся (2.2.)

Выписка из организационного раздела
адаптированной образовательной программы
начального общего образования слабослышащих
и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2)
Отделение I

УЧЕБНЫЙ

ПЛАН

начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (вариант 2.2)
Отделение I
Березовского муниципального автономного

общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 21»
на 2023-2024 учебный год

г. Березовский

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
1-4 классы
Учебный план начального общего образования слабослышащих и
позднооглохших обучающихся (далее – учебный план) обеспечивает
введение

в

действие

государственного

и

реализацию

образовательного

требований

стандарта

федерального

начального

общего

образования (далее – ФГОС), определяет общий объем нагрузки и
максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру
обязательных предметных областей и направлений внеурочной деятельности
по классам (годам обучения).
Учебный план соответствует действующему законодательству РФ в
области образования, обеспечивать введение в действие и реализацию
требований ФГОС начального общего образования для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся и выполнение гигиенических требований к
режиму

образовательного

процесса,

установленных

действующими

санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации
обучения в общеобразовательных учреждениях.
Учебный план начального общего образования и план специальных
коррекционных предметов и внеурочной деятельности являются основными
организационными механизмами реализации АООП НОО слабослышащих и
позднооглохших обучающихся.
Формы организации образовательного процесса, чередование учебной
и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной
общеобразовательной

программы

начального

общего

образования

слабослышащих и позднооглохших детей определяет образовательная
организация.
Учебные

планы

законодательством

обеспечивают

Российской

в

Федерации

случаях
в

предусмотренных

области

образования1

Законодательство Российской Федерации в области образования включает в себя: Конституцию Российской
Федерации, Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», а также
1

возможность обучения на государственных языках субъектов Российской
Федерации, а также возможность их изучения, и устанавливают количество
занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса.
Обязательная (инвариантная) часть учебного плана определяет
состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые
должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию
образовательных учреждениях, реализующих адаптированную основную
общеобразовательную

программу

начального

общего

образования

слабослышащих и позднооглохших обучающихся, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная

(инвариантная)

часть

учебного

плана

отражает

содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших
целей

современного

начального

образования

слабослышащих

и

позднооглохших обучающихся:


формирование

жизненных

компетенций,

обеспечивающих

овладение системой социальных отношений и социальное развитие
обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;


готовность обучающихся к продолжению образования на

последующих ступенях основного общего образования, их приобщение к
информационным технологиям;


формирование здорового образа жизни, элементарных правил

поведения в экстремальных ситуациях;


личностное развитие обучающегося в соответствии с его

индивидуальностью.
Общие характеристики, направления, цели и практические задачи
учебных предметов, курсов, предусмотренных требованиями Стандарта к
другие федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные
нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие
отношения в сфере образования (пункт 1 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «Об
образовании в Российской Федерации»)

структуре АООП НОО слабослышащих и позднооглохших обучающихся,
приведены в разделе «Рабочие программы учебных предметов» АООП НОО.
Образовательная

организация

самостоятельна

в

организации

образовательного процесса, в выборе деятельности по каждому предмету
(проектная деятельность, практические занятия и т.д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных
отношений,

обеспечивает

образовательных

потребностей,

реализацию
характерных

особых
для

(специфических)
слабослышащих

и

позднооглохших обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. В первом дополнительном и 1 классах в
соответствии

с

санитарно­гигиеническими

требованиями

эта

часть

отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально
допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано:
- на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных
учебных предметов обязательной части;
- на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение
особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, развитие речевого слуха, восприятия неречевых звучаний,
формирование произносительной стороны устной речи, необходимую
коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии;
- на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных
учебных предметов (например: компьютерные технологии, деловое и
творческое письмо, иностранный язык и др.);
- на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы
обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура
родного края и др.).
Количество часов, отведенных на освоение слабослышащими и
позднооглохшими

обучающимися

учебного

плана,

состоящего

из

обязательной части и части, формируемой участниками образовательного
процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой

недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с
действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях.
В часть, формируемую участниками образовательного процесса,
входит и внеурочная деятельность. Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного
процесса

в

общеобразовательном

учреждении

(организации).

Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность
выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС начального
общего образования обучающихся следует понимать образовательную
деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и
направленную на достижение планируемых результатов освоения АООП.
План внеурочной деятельности является организационным механизмом
реализации АООП НОО.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития
личности (общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, духовнонравственное,

социальное,

индивидуальные

и

общекультурное)

групповые

занятия,

в

таких

экскурсии,

формах

кружки,

как

секции,

олимпиады, соревнования, проектная деятельность, общественно полезные
практики и т. д.
Коррекционно-развивающее

направление

является

обязательной

частью внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения
содержания АООП НОО. Содержание этого направления представлено
специальными коррекционно-развивающими курсами (индивидуальными
занятиями по формированию речевого слуха и произносительной стороны
устной речи; фронтальными занятиями по развитию восприятия слухового
восприятия и технике речи, музыкально-ритмическими занятиями). На этих
курсах преодолеваются специфические для каждого ученика слухоречевые
нарушения,

что

обеспечивает

успешность

обучения

учащихся

по

образовательным областям АООП НОО. Выбор специальных коррекционноразвивающих курсов может осуществляться образовательной организацией
самостоятельно, исходя из психофизических особенностей слабослышащих и
позднооглохших обучающихся на основании рекомендаций психологомедико-педагогической
реабилитации

комиссии

инвалида.

Часы

и

индивидуальной

программы

коррекционно-развивающей

области

обязательны и проводятся в течение всего учебного дня и во внеурочное
время.
Реализация специальных задач по развитию слухового восприятия,
коррекции и компенсации нарушений психического и речевого развития
обучающихся проводится на всех уроках и в сочетании со специальными
индивидуальными коррекционно–развивающими занятиями.
Коррекционно-развивающее

направление

является

необходимым

условием преодоления нарушений в психофизическом и речевом развитии
обучающихся данной категории, дополняют и расширяют возможность
обучающихся в успешном овладении знаниями, умениями и навыками
программного материала. Каждый общеобразовательный и коррекционно–
развивающий курс на ступени НОО своим содержанием подготавливает
обучающего к переходу на следующую ступень ООО.
План

внеурочной

деятельности

образовательной

организации

определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем
внеурочной деятельности для обучающихся с учетом интересов обучающихся
и возможностей общеобразовательной организации.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе
принимают

участие

все

педагогические

работники

образовательной

организации (учителя, учителя-дефектологи, учителя групп продленного дня,
воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.), так же и
медицинские работники.
Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при
определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но

учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на
реализацию адаптированной основной образовательной программы.
Образовательная

организация

самостоятельно

разрабатывает

и

утверждает план внеурочной деятельности, определяя формы организации
образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности
в рамках реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Расписание уроков составляется отдельно для уроков и
внеурочных занятий. Продолжительность занятий внеурочной деятельности
составляет 35-45 минут. Для обучающихся первого дополнительного и 1
классов продолжительность занятий внеурочной деятельности не должна
превышать в первом полугодии 35 минут.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования определяет образовательная организация.
Для развития потенциала тех слабослышащих и позднооглохших
обучающихся, которые в силу особенностей психофизического развития
испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут
разрабатываться с участием их родителей (законных представителей)
индивидуальные

учебные

планы,

в

рамках

которых

формируются

индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов,
модулей, формы образования).
График
осуществляет

учебного

процесса.

образовательную

Образовательная

деятельность

по

организация
АООП

НОО

слабослышащих и позднооглохших обучающихся: 1 отделение - для
учащихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха; 2
отделение - для учащихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным
нарушением слуха.
Учебный план образовательной организации обеспечивает выполнение
гигиенических

требований

к

установленных

«Санитарно

–

режиму

образовательного

эпидемиологическими

процесса,

требованиями

к

условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» и
предусматривает: срок обучения в I отделении составляет 4 года (1-4 класс);
во II отделении - 5 летний срок (1- 5) класс). Выбор продолжительности
обучения (за счет введения первого дополнительного класса) во II отделении
(5 или 6 лет) остается за образовательной организацией, исходя из
возможностей региона в подготовке слабослышащих и позднооглохших детей
к обучению в школе.
В соответствии с действующим законодательством образовательная
организация имеет право самостоятельно определять продолжительность
учебной недели (5- дневной, либо 6-дневной учебной недели).
Продолжительность учебного года

- для обучающихся (первого

дополнительного)1 класса — 33 недели, для 2-5 классов — не менее 34
недель.
В (первом дополнительном) 1 классе обучающимся устанавливаются
дополнительные каникулы в третьей четверти. Продолжительность каникул
для обучающихся во 2-4 (5) классах не менее 30 календарных дней в течение
учебного года, летом - не менее 8 недель.
При максимально допустимой нагрузке в течение учебного дня
количество уроков не должно превышать: в (первом дополнительном)1
классе - 4 уроков в день, один день в неделю -5 уроков, во 2-5-ых классах – не
более 5 уроков в день.
Возможно использование в первых классах «ступенчатого» режима
обучения. В сентябре, октябре проводится ежедневно 3 урока по 35 минут
каждый. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями,
физкультурными занятиями, развивающими играми. Чтобы выполнить задачу
снятия статического напряжения обучающихся, предлагается на четвертых
уроках использовать не только классно-урочную, но и иные формы
организации учебного процесса». В ноябре — декабре — по 4 урока по 35
минут каждый; в январе — мае по 4 урока по 40 минут каждый + 5 минут
физкультурная пауза.

Обучение учащихся в первом дополнительном - 1 классе проводится
без балльного оценивания знаний.
Во 2-4(5) классах продолжительность уроков - 40-45 минут. Формы
организации образовательного процесса, могут чередоваться между учебной
и внеурочной деятельности в рамках расписания.
Расписание в образовательной организации для слабослышащих и
позднооглохших обучающихся строится с учётом кривой умственной
работоспособности в течение учебного дня и учебной недели с соблюдением
режима ранжирования предметов по баллам. В течение учебного дня
проводятся и трудные, и более лёгкие для восприятия обучающимися
предметы, что может снижать утомляемость обучающихся и не допускает их
перегрузки (в соответствии с Уставом образовательной организации).
Реализация

вариативной

части

учебного

плана

обеспечивает

индивидуальный характер развития обучающихся с учетом тяжести речевого
недоразвития, особенностей их эмоционально – психического развития,
интересов и склонностей.
Учебный

план

сохраняет

преемственность

изучаемых

учебных

предметов на каждой ступени с учетом специфики, направленной на
преодоление речевого недоразвития и связанных с ним особенностей
психического развития обучающихся.
В учебном плане дополнительно предусмотрены занятия коррекционно
– развивающей области. В максимальную нагрузку не входят часы занятий,
включенные в коррекционно – развивающую область.
Расписание уроков составляется отдельно для обязательной части
учебного

плана,

коррекционно

–

развивающей

области

внеурочной

деятельности и других направлений внеурочной деятельности. Между
началом выше перечисленных занятий и последним уроком рекомендуется
устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
Нагрузка обучающихся во II отделении регулируется за счет
увеличения продолжительности обучения, коррекционной направленности

учебного процесса, позволяющий формировать полноценные умения и
навыки

учебной

деятельности

слабослышащих

и

позднооглохших

обучающихся.
При обучение по адаптированной основной общеобразовательной
программе

начального

позднооглохшие

общего

обучающиеся

образования

обучаются

в

слабослышащие

условиях

и

специального

малокомплектного класса для детей со сходным состоянием здоровья по
слуху и сходными образовательными потребностями. Наполняемость
специального класса не может превышать в I отделении 8 детей; во II
отделении – 6 детей с нарушением слуха.
Особенности учебного плана для слабослышащих и позднооглохших
обучающихся (I отделение). На ступени начального образования предметная
область «Филология» представлена учебными предметами «Русский язык»
«Литературное чтение», «Развитие речи». Учебный предмет «Русский язык»
в 1 классе включает набор предметов: «Обучение грамоте», «Формирование
грамматического

строя

речи»;

во

2-4

классах

–

«Формирование

грамматического строя речи», «Грамматика».
Учебные предметы «Формирование грамматического строя речи»,
«Развитие речи» обеспечивают учащимся достижение уровня начального
общего образования, коррекцию и формирование грамматического строя
речи, способствуют развитию и обогащению устной и письменной речи.
Изучение этих предметов позволяет создать основу для развития речевой
деятельности обучающихся для дальнейшего освоения ими системы
основополагающих

элементов

научного

знания

и

деятельности

по

получению, преобразованию и применению новых знаний.
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов
«Русский

язык»,

«Литературное

чтение»,

«Развитие

речи»

может

корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом
психофизических
обучающихся.

особенностей

слабослышащих

и

позднооглохших

В учебный план IV класса включен учебный предмет «Основы
религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) (1 час в неделю,
всего 34 часа). Целью учебного предмета ОРКСЭ является формирование у
обучающегося

мотиваций

к

осознанному

нравственному

поведению,

основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций
народа России, а также к диалогу с представителями других культур и
мировоззрений. Учебный предмет является светским.
Выбор модуля, изучаемого в рамках учебного предмета ОРКСЭ,
осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся.
Выбор фиксируется протоколами родительских собраний и письменными
заявлениями родителей.
На основании произведенного выбора формируются учебные группы
вне зависимости от количества обучающихся в каждой группе. Возможно
формирование учебных групп из обучающихся нескольких классов или
формирование учебных групп из обучающихся нескольких образовательных
организаций в рамках сетевого взаимодействия.

Учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.)
I отделение
Предметные
Классы
Количество часов в год
области
Учебные предметы
I
II
III
IV
Всего
Обязательная часть
Филология
Русский язык (обучение
198
136
170
170
674
грамоте, формирование
грамматического строя речи,
грамматика)
Литературное чтение
136
136
102
374
Развитие речи
132
102
102
102
438
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
ОРКСЭ
Искусство
Технология
Физическая
культура

Математика

132

136

136

136

Ознакомление с окружающим
миром

99

34

-

-

133

Окружающий мир (Человек,
природа, общество)
Основы религиозных культур
и светской этики
Изобразительное искусство
Технология (Труд)
Физическая культура

-

-

34

34

68

-

-

-

34

34

33
33
99

34
34
102

34
34
68

34
34
68

135
135
337

540

Итого 693
714
714
714
2835
68
68
68
204
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса (при 5дневной неделе)
Максимально допустимая годовая нагрузка
693
782
782
782
3039
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
330
340
340
340 1350
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и
66
68
68
68
270
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника речи
33
34
67
(фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные 66
68
68
68
270
занятия).
Другие направления внеурочной деятельности
165
170
204
204
743
Всего к финансированию 1023 1122
1122 1122 4389
*- на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на
одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.

Примерный недельный учебный план начального общего образования
слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.)
I отделение
Предметные
Классы
области
Учебные предметы
Обязательная часть
Филология
Русский язык (обучение
грамоте, формирование
грамматического строя речи,
грамматика)
Литературное чтение
Развитие речи
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
(окружающий
мир)
ОРКСЭ
Искусство
Технология
Физическая
культура

Количество часов в неделю
I
II
III
IV
Всего
6

4

5

5

20

4

4
3

4
3

3
3

11
13

Математика

4

4

4

4

16

Ознакомление с окружающим
миром

2

1

-

-

4

Окружающий мир (Человек,
природа, общество)
Основы религиозных культур
и светской этики
Изобразительное искусство
Технология (Труд)
Физическая культура

-

-

1

1

2

-

-

-

1

1

1
1
3

1
1
3

1
1
2

1
1
2

4
4
10

21
-

21
2

21
2

21
2

84
6

21

23

23

23

90

10

10

10

10

40

2

2

2

2

8

1

1

-

-

2

2

2

2

2

8

5
31

5
33

6
33

6
33

22
130

Итого
Часть учебного плана, формируемая
участниками образовательного процесса (при 5дневной неделе)
Максимально допустимая недельная нагрузка
(при 5-дневной учебной неделе)
Внеурочная деятельность (включая
коррекционно-развивающую область)
Коррекционно-развивающая область:
1. Формирование речевого слуха и
произносительной стороны устной речи
(индивидуальные занятия)*
2. Развитие слухового восприятия и техника речи
(фронтальные занятия)
3. Музыкально-ритмические занятия (фронтальные
занятия)
Другие направления внеурочной деятельности
Всего к финансированию

*- на обязательные индивидуальные занятия по формированию речевого слуха и
произносительной стороны устной речи количество часов в неделю указано из расчета на
одного ученика. Общая недельная нагрузка на класс зависит от количества учеников в классе.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».