Приложение к АОП ООО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА Цель программы: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала. Задачи программы: 1. Диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности). 2. Стимулирование интереса к учебной и игровой деятельности. 3. Формирование позитивной мотивации к учебной деятельности. Участники программы: обучающиеся с ОВЗ (5-9 класс). Время и место проведения: 1 раз в неделю, кабинет психолога Одной из главных задач программы и одним из важных конкретных ее результатов является всестороннее развитие разных форм и видов мыслительного анализа и синтеза. Целенаправленному и планомерному развитию подлежат как чувственные, так и логические их формы. Процессы анализа и синтеза пронизывают всю познавательную деятельность обучающихся. Основное направление здесь состоит в формировании умения вычленять отдельные признаки объектов, оперировать ими и интерпретировать их. Так, задачей развития сенсорной сферы является обогащение чувственного опыта обучающихся путем дифференцирования с разной степенью тонкости ощущений одной и той же модальности и одного и того же вида, сравнения их в том или ином отношении, включение ощущений в построение системы словесно-логических умозаключений. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность (например: задание «Все ли ты увидел?»; «Загадочные контуры» и др.). При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Такое умение также основывается на расчлененном, дифференцированном отражении различных параметров и условий деятельности («Исключение лишнего», «Невидящие и не слышащие» и др.). Основным направлением в развитии памяти учащихся является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков («Подбери картинку», «Стихи и образы» и др.). Важное значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. Путь от глобального, целостного к дифференцированному, конкретному реализуется в последовательности заданий: начиная с заданий, в которых требуется оперирование объектами, сильно отличающимися, и где, следовательно, осуществляется достаточно грубый их анализ, и переходя к заданиям с оперированием объектами, отличающимися одним - двумя признаками и, следовательно, требующими тонкого анализа. Таким образом, постепенно закладываются основы абстрактного мышления («Только одно свойство» и др.). Не менее важной является и подготовка мышления учащихся к переходу на более высокие уровни понятийного, и словесно-логического мышления, требования к которым в средней школе значительно повышаются. Поэтому на уроках психологического развития вырабатываются у учащихся умения определять соотношения конкретных и более общих понятий: «род-вид», «целоечасть», «причинаследствие» и др., формируются элементарные логические операции («Расположи слова», «Целое-часть», «Найди причину и следствие» и др.). № 1 2. 3. 4. 5. 6. № 1 2. 3. Тема занятия Содержание программы 5 класс Цель занятия Кол-во часов Вводное занятие Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1 принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Диагностический Определение уровня интеллектуального и 2 блок личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе») ЭмоциональноФормирование навыков построения внутреннего 11 волевая сфера плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Развитие Развитие различных видов памяти: слуховой, 10 внимания и зрительной, вербальной. Развитие произвольного памяти внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие Развитие сложных форм мышления: логического 8 мышления мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. Итоговое занятие Подведение итогов курса. Рефлексия (лист 1 достижений) Итого : 34 Тема занятия Цель занятия 6 класс Кол-во часов Вводное занятие Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1 принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Диагностический Определение уровня интеллектуального и 2 блок личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе») ЭмоциональноФормирование навыков построения внутреннего 11 волевая сфера 4. 5. 6. № 1 2. 3. 4. 4. 6. плана действий, овладение приемами самоконтроля и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Развитие внимания и памяти Развитие различных видов памяти: слуховой, 11 зрительной, вербальной. Развитие произвольного внимания. Развитие устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие Развитие сложных форм мышления: логического 8 мышления мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. Итоговое занятие Подведение итогов курса. Рефлексия (лист 1 достижений) Итого: 34 7 класс Тема занятия Цель занятия Кол-во часов Вводное занятие Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1 принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Диагностический Определение уровня интеллектуального и 8 блок личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе») Занятие на Развитие различных видов памяти: слуховой, 11 развитие зрительной, вербальной. Развитие произвольного познавательной внимания. Развитие устойчивости и концентрации сферы внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. Профессиональное Знакомство с миром профессий, их видами и 5 самоопределение типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. Развитие Формирование навыков построения внутреннего 8 эмоциональноплана действий, овладение приемами самоконтроля личностной сферы и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Итоговое занятие Подведение итогов курса. Рефлексия (лист 1 достижений) Итого: 34 8 класс № 1 2. 3. 4. 4. 6. Тема занятия Цель занятия Кол-во часо в Вводное занятие Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1 принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Диагностический Определение уровня интеллектуального и 8 блок личностного развития обучающихся в начале и конце учебного года (на «входе» и на «выходе») Занятие на Развитие различных видов памяти: слуховой, 11 развитие зрительной, вербальной. познавательной Развитие произвольного внимания. Развитие сферы устойчивости и концентрации внимания, распределения, переключения. Развитие внимания в условиях коллективной деятельности. Развитие сложных форм мышления: логического мышления, абстрагирование, установление закономерностей. Развитие словесно-логического мышления, построения умозаключений по аналогии. Профессиональное Знакомство с миром профессий, их видами и 5 самоопределение типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. Развитие Формирование навыков построения внутреннего 8 эмоциональноплана действий, овладение приемами самоконтроля личностной сферы и саморегуляции. Развитие рефлексивной деятельности. Формирование адекватной самооценки. Итоговое занятие Подведение итогов курса. Рефлексия (лист 1 достижений) Итого: 34 9 класс № Тема занятия 1 Вводное занятие 2. Подросток и его психосоциальная компетентность 3. Занятие на тренировку Цель занятия Кол-во часов Правили ТБ на занятиях коррекции, выработка и 1 принятие правил групповой работы, создание атмосферы эмоционального комфорта. Принятие ритуалов приветствия и прощания. Формирование навыков построения внутреннего 13 плана действий. Развитие рефлексивной деятельности. Развитие навыков поведения в конфликтных ситуациях. Знакомство с методами тренировки внимания, 13 эффективного запоминания, тренировки мышления. 4. 5. познавательных Развитие творческого мышления. процессов Профессиональное Знакомство с миром профессий, их видами и 6 самоопределение типами; возможные ошибки в выборе профессии. Личностные особенности и выбор профессии. Особенности характера и темперамента. Итоговое занятие Подведение итогов курса. 1 Рефлексия (лист достижений) Итого: 34 Структура коррекционно – развивающих занятий: 1. Вводная часть. Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального настроя. (Можно придумать ритуал приветствия) Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии. 2. Основная часть. Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для индивидуальной и коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо многократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от 5 класса к 8). 3. Заключительная часть. Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему научились. Ритуал завершения занятия. В структуре занятий выделяются: Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности. Блок коррекции и развития этих познавательных процессов. В процессе проведения программы проводится работа с самими обучающимися, так и с педагогами, а также с родителями. Через групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, консилиумы и т.д. Оценка эффективности занятий психологического развития Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели: степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий; поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты уроков; результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно; косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.). Кроме того, представляется важным оценивать воздействие занятий психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого используются «смайлики». Методы работы: 1.Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями. 2.Дискуссионные методы. Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему. 3.Метод направленной визуализации. Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения. 4.Метод признания достоинств. Данный метод позволяет стабилизировать самооценку учащегося, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху. 5.Групповая и индивидуальная работа. 6.Мозговой штурм. 7.Беседы. 8.Психогимнастика. Критериями эффективности программы являются(фиксируются в процессенаблюдения освоения обучающимися программы): - снижение уровня школьной тревожности; - мотивация на саморазвитие; - повышение коммуникативной компетентности; - активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательной деятельности, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем). Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические методы:методика изучения школьной мотивации обучающихся КарповойГ.А. Положительная динамика сдвигов показателей обучающихся по какойлибо шкале тестов служит подтверждением эффективности программы. Материально-техническое оснащение и оборудование. Занятия могут проходить как в специально оборудованном для тренингов классе, а также и в учебном классе после занятий. Кабинет должен быть оборудован стульями, какой-либо доской или стеной для возможности крепить продукты труда. Для реализации программы необходимо следующее оборудование: принадлежности для рисования: гуашевые краски, кисти, баночки для воды, цветные ипростые карандаши, фломастеры, маркеры, ластик, бумага формата А4; клей, степлер, скотч-лента, ножницы; кнопки или магниты для крепления продуктов на доске, мячик; тетрадь для занятий, ручки для каждого участника; заготовленные задания ведущего на каждое занятие и упражнение; Психолого-медико-социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)