ПРИЛОЖЕНИЕ к АООП НОО РП логопеда

Приложение к АООП НОО и АОП ООО

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Пояснительная записка
Данная программа коррекционной работы разработана в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования, Федеральным государственным образовательным
стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования.
Целью образования становится личностное, социальное, познавательное и
коммуникативное развитие учащихся.
Важно ориентироваться на следующие показатели деятельностного подхода:
- придание результатам образования социально и личностно значимого
характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися;
- существенное повышение мотивации и интереса к учению;
- обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на
основе формирования универсальных учебных действий.
Результаты деятельности напрямую влияют на качество обучения по
литературному чтению/литературе, русскому языку, окружающему миру, что
является основополагающим для дальнейшего усвоения знаний
обучающимися. Компонентами логопедического сопровождения являются:
- профилактика речевых нарушений;
- логопедическая диагностика;
- коррекция речевых дефектов;
- формирование всех сторон (компонентов) речи;
- развитие невербальных психических функций;
- развитие эмоционально – волевой сферы;
- формирование нравственных установок ребёнка.
2. Цели и задачи логопедической работы.
Цель программы: коррекция нарушений устной и письменной речи и
комплексная подготовка обучающихся, имеющих трудности в обучении, к
овладению школьно-значимыми универсальными учебными действиями по
русскому языку и чтению.
Задачи программы:



Развитие фонематического анализа и синтеза;
Развитие языкового анализа и синтеза на уровне слога, слова,
предложения и текста;









Формирование и развитие грамматически правильной речи;
Формирование и развитие выразительной, связной речи;
Обогащение словарного запаса;
Развитие фонематического восприятия;
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем;
Развитие и уточнение пространственно-временных ориентиров;
Развитие анализаторов, участвующих в акте письма: слухового,
зрительного, кинестетического.

Развитие
познавательных
процессов:
слухового
внимания,
зрительного
внимания,
слуховой
памяти,
зрительной
памяти,
логического мышления.
3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы
В процессе логопедической работы по профилактике и коррекции нарушений
устной и письменной речи наиболее значимыми являются следующие
принципы:
Принцип комплексности – логопедическое воздействие осуществляется
на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение и письмо).

Патогенетический принцип – коррекция нарушенного механизма,
формирование тех психических функций, которые обеспечивают
функционирование операций процесса чтения и письма.

Принцип максимальной опоры на полимодальные афферентации, на
возможно большее количество функциональных систем, на различные
анализаторы.

Принцип опоры на сохранные звенья нарушенной функции.

Принцип поэтапного формирования умственных действий –
свёртывание, автоматизация внешних операций, перевод их во внутренний
план.

Принцип учёта зоны «ближайшего развития» (по Л.С. Выготскому) –
процесс развития той или иной психической функции должен
осуществляться постепенно, с учётом ближайшего уровня развития этой
функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с
незначительной помощью со стороны педагога.

Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала –
логопедическая работа по формированию тех или иных речевых функций
должна проводиться поэтапно, с постепенным усложнением.

Принцип системности – методика профилактической и коррекционной
работы представляет собой систему методов, направленных на преодоление
основного дефекта, на создание определённой функциональной системы.
Использование каждого метода определяется основной целью и его местом в
общей системе работы.


Принцип деятельностного подхода – воздействие на все этапы
процесса письма как многоуровневой деятельности (ориентировочный,
операциональный и этап контроля).

Онтогенетический принцип – учёт этапов и последовательности
формирования функций, обеспечивающих процессы письма и чтения.

Общедидактические
принципы
(наглядности,
доступности,
индивидуального подхода, сознательности).


4. Описание места учебного предмета в учебном плане
В соответствии с требованиями ФГОС НОО, ФГОС ООО и ФГОС НОО
обучающихся с ОВЗ содержание программы реализуется в рамках
коррекционно-развивающей области, являющейся обязательной частью
внеурочной деятельности, поддерживающей процесс освоения содержания
АООП НОО, АОП ООО.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях в форме
групповых и индивидуальных занятий. Весь материал, представленный в
программе, рассчитан и составлен с учетом возрастных особенностей
обучающихся. Объем часов составляет: в 1 классе – 87 часов (3 часа в
неделю), во 2 - 8 классах – по 60-90 часов (2 часа в неделю и 3 часа в неделю
в зависимости от степени выраженности речевого дефекта). Занятия
проводятся с группами обучающихся с 15 сентября по 15 мая.
Выбор количества часов на каждую тему зависит от степени выраженности
речевого недоразвития, компенсаторных возможностей обучающихся, их
психофизиологических особенностей, состояния интеллекта, регулярности
посещения занятий, качества и скорости усвоения материала.
5. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения является осмысление и интериоризация
(присвоение) учащимся системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены
бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание
постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты
хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения - понимание важности общения как значимой
составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов
культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на
осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное
отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства
красоты, гармонии,совершенства. Воспитание любви и бережного отношения
к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений
литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности
русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части
культуры человечества, проникновения в суть явлений; приоритетности
знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи – понимание важности семьи в жизни человека; осознание
своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье,
близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным
идеалам.
Ценность труда и творчества– осознание роли труда в жизни человека,
развитие
организованности,
целеустремленности,
ответственности,
самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к
литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма– осознание себя как члена
общества,
народа,
представителя
страны,
государства;
чувство
ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей
стране: ее истории, языку, культуру, ее жизни и ее народу.
Ценность человечества– осознание себя не только гражданином России, но и
частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого
необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию
иных культур и языков.
6. Планируемые результаты логопедической работы с детьми
Личностные результаты:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание
своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир
в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и
религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и
культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично
изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов
учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе
представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и
свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоциональнонравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других

людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению
к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной
деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать
учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения
результата;
4) формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной
деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях
неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления
информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем
решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий для решения коммуникативных и
познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и
открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора,
обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в
соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с
помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме
измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое
выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое
высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты
в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений,
отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь

свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной
деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета
интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и других) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,
отражающими существенные связи и отношения между объектами и
процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального
общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с
содержанием конкретного учебного предмета
Предметные результаты
Филология
Русский язык. Родной язык:
1) формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как
основе национального самосознания;
2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка Российской
Федерации, языка межнационального общения;
3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции
человека;
4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических)
и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах,
средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для
успешного решения коммуникативных задач;
5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение
использовать знания для решения познавательных, практических и
коммуникативных задач;
6) умение анализировать структуру простого предложения и слова; различать
звуки на слух; различать зрительные образы букв и графически правильно
воспроизводить зрительные образы букв и слов, простые предложения;
овладение предпосылками для формирования навыков орфографически
грамотного письма; усвоение орфографических правил и умение применять
их на письме.

Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке:
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры,
средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование
представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных
этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам;
формирование потребности в систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения
(ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно
воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов,
участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня
читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение
техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации,
анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных
текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации;
6) правильное понимание читаемых слов, предложений, текстов;
проявление интереса к книгам, к самостоятельному чтению;
7) умение использовать навыки устной и письменной речи в различных
коммуникативных ситуациях; умение вступать в контакт, поддерживать и
завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая
общепринятые правила общения; умение получать и уточнять информацию
от собеседника;
8) расширение круга ситуаций, в которых обучающийся может
использовать коммуникацию как средство достижения цели; обогащение
арсенала языковых средств, стремление к их использованию в процессе
общения;
9) умение основываться на нравственно-эстетическом чувстве и
художественном вкусе в речевой деятельности;
10) умение понимать смысл доступных графических изображений
(рисунков, фотографий, пиктограмм, схем и других);
11) умение решать актуальные бытовые задачи, используя коммуникацию
как средство достижения цели (невербальную, доступную вербальную);
7. Требования к результатам коррекционной работы
Требования к результатам коррекционной работы по преодолению
нарушений устной речи, преодолению и профилактике нарушений чтения и
письма:
- отсутствие дефектов звукопроизношения и умение различать правильное и
неправильное произнесение звука;

- умение правильно воспроизводить различной сложности звукослоговую
структуру слов как изолированных, так и в условиях контекста;
- правильное восприятие, дифференциация, осознание и адекватное
использование интонационных средств выразительной четкой речи;
- умение произвольно изменять основные акустические характеристики
голоса;
- умение правильно осуществлять членение речевого потока посредством
пауз, логического ударения, интонационной интенсивности;
- минимизация фонологического дефицита (умение дифференцировать на
слух и в произношении звуки, близкие по артикуляторно-акустическим
признакам);
- умение осуществлять операции языкового анализа и синтеза на уровне
предложения и слова;
- практическое владение основными закономерностями грамматического и
лексического строя речи;
- сформированность лексической системности; умение правильно
употреблять грамматические формы слов и пользоваться как
продуктивными, так и непродуктивными словообразовательными моделями;
- овладение синтаксическими конструкциями различной сложности и их
использование;
- владение связной речью, соответствующей законам логики, грамматики,
композиции, выполняющей коммуникативную функцию;
- сформированность языковых операций, необходимых для овладения
чтением и письмом;
сформированность
психофизиологического,
психологического,
лингвистического уровней, обеспечивающих овладение чтением и письмом;
- владение письменной формой коммуникации (техническими и смысловыми
компонентами чтения и письма);
- позитивное отношение и устойчивые мотивы к изучению языка;
- понимание роли языка в коммуникации, как основного средства
человеческого общения.
8.Содержание
деятельности
учителя-логопеда
по
коррекции
выявленных недостатков в речевом развитии обучающихся.
Программа коррекционной работы обеспечивает осуществление специальной
поддержки освоения программы начального общего образования и основного
общего образования БМАОУ СОШ № 21.
Основными образовательными направлениями являются:
- коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения;
- коррекция нарушений устной речи, коррекция и профилактика нарушении
чтения и письма;
- развитие сознательного использования языковых средств в различных
коммуникативных ситуациях с целью реализации полноценных социальных
контактов с окружающими;
- обеспечение обучающемуся успеха в различных видах деятельности с

целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного
обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.
В целях удовлетворения особых образовательных потребностей
обучающихся с тяжелыми нарушениями речи программа коррекционной
работы расширяется за счет включения индивидуально-ориентированного
коррекционно-логопедического воздействия, сквозными направлениями
которого выступают: работа по преодолению нарушений фонетического
компонента речевой функциональной системы; фонологического дефицита и
совершенствованию лексико-грамматического строя речи, связной речи, по
профилактике и коррекции нарушений чтения и письма, по развитию
коммуникативных навыков.
Коррекционная работа осуществляется на логопедических занятиях, где
осуществляется коррекция нарушений устной речи, профилактика и
коррекция нарушений чтения и письма, формированию полноценной
речемыслительной деятельности.
Предполагает введение четко ориентированных на удовлетворение
особых образовательных потребностей обучающихся с ТНР коррекционных
мероприятий и требований к результатам освоения обучающимися
программы коррекционной работы. Обязательными условиями реализации
являются логопедическое сопровождение обучающихся, согласованная
работа учителя-логопеда с учителем начальных классов и учителями
предметниками средней общеобразовательной школы с учетом особых
образовательных потребностей обучающихся.
Программа предназначена для обучающихся с фонетико-фонематическим
или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень
выраженности дизартрии, заикания; ринолалия), обучающихся с общим
недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза
(например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и
т.п.), у которых имеются нарушения всех компонентов языка, дети с
нарушениями чтения и письма. А также предназначена обучающимся с ТНР,
для преодоления речевых расстройств которых требуются особые
педагогические условия, специальное систематическое целенаправленное
коррекционное воздействие. Это дети, находящиеся на II и III уровнях
речевого развития (по Р.Е. Левиной), при алалии, афазии, дизартрии,
ринолалии, заикании, имеющие нарушения чтения и письма, и дети, не
имеющие общего недоразвития речи при тяжелой степени выраженности
заикания(I отделение - для обучающихся с алалией, афазией, ринолалией,
дизартрией и заиканием, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения
чтения и письма, препятствующие обучению в общеобразовательных
организациях.
Фонетическое недоразвитие речи
Нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и
фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может
наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков
одновременно. Как правило, такие нарушения звукопроизношения связаны с

нарушением
артикуляционной моторики или ее недостаточной
сформированностью. Учащийся не может правильно выполнять движения
органами артикуляции, особенно языком, в результате чего звук искажается.
(Моторное нарушение речи).
Такие расстройства могут проявляться:

в отсутствии (пропуске) звука – акета вместо ракета

в искажениях – горловое произнесение звука р, щечное — ш и т.д.
Чаще всего нарушаются:
1.
свистящие звуки – С, З (и их мягкие пары), Ц
2.
шипящие звуки – Ш, Ж, Ч, Щ
3.
сонорные (язычные) – Л, Р (и их мягкие пары)
4.
заднеязычные – К, Г, Х (и их мягкие пары)
Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого
согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу
артикуляции и не требуют дополнительных движений языка (м, н, п, т).
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи
- трудности в анализе нарушенных в произношении звуков;
- при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к
разным фонетическим группам;
- невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.
Основные проявления, характеризующие ФФНР:
- недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е. один и тот
же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков.
Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «ть»:
«тюмка» вместо «сумка», «тяска» вместо «чашка», «тяпка» вместо «шапка»;
- замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е.
сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и
шипящих звуков может заменяться звуками «т» и «д», «р» заменяется на «л»,
«ш» заменяется на «ф». «Табака» вместо «собака», «лыба» вместо «рыба»,
«фуба» вместо «шуба»;
- смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в
различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки
правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или
акустическим признакам. Например, ребенок умеет правильно произносить
звуки «р», «л» и «с» изолированно, но в речевых высказываниях вместо
«столяр строгает доску» говорит «старялстлагаетдошку»;
- другие недостатки произношения: звук «р» — горловой, звук «с» — зубной,
боковой и т.д.
При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР
нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением
согласных. Характер нарушенного звукопроизношения у детей с ФФНР
указывает на низкий уровень развития фонематического восприятия.
Несформированность фонематического восприятия выражается в:
- нечетком различении на слух фонем в собственной и чужой речи;

- неподготовленности к элементарным формам звукового анализа и синтеза;
- затруднениях при анализе звукового состава речи.
У детей с ФФНР наблюдается некоторое недоразвитие или нарушение
высших психических процессов:
- внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и
иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание,
когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному
заданию переключиться на другой;
- объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку
понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный
материал;
- отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с
преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в
понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания
мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие
чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.
Исходя из перечисленных особенностей высшей нервной деятельности,
дети с ФФН в педагогическом плане характеризуются следующим образом:
- поведение может быть нестабильным, с частой сменой настроения;
- могут возникать трудности в овладении учебными видами деятельности,
т.к. на занятиях дети быстро утомляются, для них сложно выполнение одного
задания в течение длительного времени;
- возможны затруднения в запоминании инструкций педагога, особенно —
двух-,
трех-,
четырехступенчатых,
требующих
поэтапного
и
последовательного выполнения;
- в ряде случаев появляются особенности дисциплинарного характера .
В отличие от детей с ФФНР дети с фонетическим нарушением речи
(ФНР) не имеют нарушений фонематического слуха и восприятия.
III уровень развития речи (общее недоразвитие речи)
Понимание речи приближено к норме. Отмечаются трудности в
различении морфологических элементов слов. Неточное понимание и
употребление обобщающих слов, слов с абстрактным переносным
значением. Наблюдаются сложности в понимании лексико-грамматических
конструкций, выражающих причинно-следственные и пространственновременные отношения.
Словарь качественно неполноценен. В активном словаре преобладают
существительные, глаголы и прилагательные (чаще качественные).
Отмечаются трудности актуализации словаря, незнание отдельных слов,
выражений, выходящих за рамки повседневного бытового общения,
смешение смысловых значений слов, неточное употребление слов, сходных
по назначению. Наблюдаются лексические замены по различным типам (по
признакам внешнего сходства, родовидовые смешения), а также затруднения
в использовании большинства сложных предлогов.

Грамматические
формы
сформированы
недостаточно.
Характеризуется неправильным употреблением предложно-падежных
конструкций, ошибками в падежных окончаниях (их смешение). Отклонения
при использовании форм Р. п. мн. числа существительных (прилагательных),
ошибки в использовании словосочетаний, включающих количественные
числительные (нарушение согласования и управления). Отмечается
недостаточнаясформированность навыков практического словообразования.
Трудность переноса словообразовательных навыков на новый речевой
материал. Допускаются ошибки при образовании слов (существительных,
прилагательных) с уменьшительно-ласкательными суффиксами, названий
детенышей животных, а также при образовании относительных,
притяжательных прилагательных и приставочных глаголов.
Отмечается недостаточность в восприятии и в воспроизведении
ритма, слухоречевой памяти, трудность в воспроизведении слов сложной
слоговой структуры, а также отсутствие четкого слухового восприятия и
контроля за речью.
Фонематическое восприятие развито недостаточно, наблюдается его
неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.
Общеречевые навыки недостаточно сформированы. Интонационные
возможности снижены (речь маловыразительна).
Связная речь. Фразовая речь. Синтаксис. Свободные высказывания
состоят из простых предложений, структура более сложных предложений
нарушена (пропуски, перестановки главных и второстепенных членов). В
речи используются короткие малоинформативные фразы. Отмечается
неправильное оформление связей слов внутри фразы (нарушение
синтаксической связи в предложении). Связное высказывание отмечается
отсутствием последовательного изложения, в нем отражается внешняя
сторона явлений и не учитываются их существенные признаки. Трудности
программирования содержания развернутых высказываний и их языкового
оформления характеризуется невозможностью четкого построения целостной
композиции текста, бедностью и однообразием используемых языковых
средств. В рассказе ребенок испытывает затруднения при построении единой
сюжетной линии и в нахождении нужной формы высказывания. Таким
образом, наблюдается нарушение связности, последовательности рассказа,
смысловые пропуски существенных элементов сюжетной линии, заметная
фрагментарность изложения, нарушение временных и причинноследственных связей (недостаточное понимание связей, отношений,
зависимостей между предметами и явлениями). При пересказе – это
сокращенный вариант. Пересказ неточен, недостаточно последователен.
Отмечается низкая самостоятельная речевая активность детей.
Звукопроизношение
имеет полиморфный характер (искажения,
замены, смешения звуков).
Неречевая симптоматика
Нарушение восприятия схемы тела, трудности ориентировки в
пространстве, на листе бумаги. Нарушение восприятия целостного образа

предмета (конструктивный праксис), фрагментарность при рассматривании
сюжетных картин, сужение объема восприятия. Затруднение в понимании
предлогов и наречий, отражающих пространственные отношения, трудности
вербализации пространственных отношений. Нарушение сукцессивных
процессов. Познавательная активность снижена, мотивация к занятиям не
устойчивая. Слабый уровень организации внимания, неравномерность
работоспособности. Повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательное
беспокойство. Ассенизация психических процессов. Синдром двигательных
расстройств (нарушение процессов регуляции мышечного тонуса
гипогипердистония).
Недостаточность
координации
движений.
Недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук.
IV уровень развития речи или НВОНР (общее недоразвитие речи)
Звукопроизношение. Грубых нарушений нет. Отмечается вялая
артикуляция звуков, нечеткая дикция, недостаточная внятность,
выразительность речи – общая «смазанность» речи. Отмечается снижение
уровня дифференциации восприятия фонем, смешение звуков (акустически
близких) в речи, снижение слухового контроля, несовершенство навыков
автоматизации звуков (все это является показателями незавершенного
процесса фонемообразования).
Звукослоговая структура слова – отмечается неполная ее
сформированность. Нарушения звукослоговой структуры слова проявляются
в различных вариантах искажения его звуконаполняемости, поскольку детям
трудно удерживать в памяти грамматический образ слова (персеверации,
перестановки,
замены
звуков,
слогов).
Недостатки
фонетикофонематического характера сочетаются с отдельными нарушениями
смысловой стороны речи. В самостоятельных высказываниях могут
смешиваться видовые и родовые понятия.
Лексические ошибки проявляются в замене слов, близких по
значению, по ситуации, в неточном употреблении и смешении признаков.
Словарь недостаточно детализирован. Отмечаются трудности в передачи
системных связей и отношений, существующих внутри лексических групп.
Дети плохо справляются с подбором синонимических и антонимических пар
абстрактных слов. Недостаточный уровень сформированности лексических
средств языка особенно ярко проявляется в понимании и употреблении слов,
фраз, пословиц с переносным значением.
В грамматическом оформлении речи часто встречаются ошибки в
употреблении существительных Р. п. и В. п. множественного числа,
некоторых сложных предлогов, неточность употребления предлогов,
нарушения в согласовании порядковых числительных, прилагательных с
существительными мужского и женского рода. Присутствуют специфические
словообразовательные ошибки – ребенок затрудняется в продуцировании
более редких вариантов словообразования (с помощью уменьшительноласкательных и увеличительных суффиксов, суффиксов единичности), в
образовании малознакомых сложных слов, трудности при дифференциации

приставочных глаголов. Особую сложность для детей представляют
конструкции с придаточными предложениями, что выражается в пропуске
или замене союзов.
Всвязной речи дети испытывают трудности при планировании своих
высказываний и отборе соответствующих языковых средств; затрудняются в
передаче логической последовательности, «застревание» на второстепенных
деталях сюжета, пропуске главных событий, повторы отдельных эпизодов
при составлении рассказа на заданную тему, по картине, по серии сюжетных
картин. При рассказывании о событиях из своей жизни, при составлении
рассказов на свободную тему с элементами творчества дети используют в
основном простые малоинформативные предложения.
Программой предусмотрен мониторинг динамики развития детей,
динамики их образовательных достижений, основанный на методе
наблюдения и обследования детей на начало года, и в конце года с
заполнением речевых карт.
Диагностика развития детей, в том числе, его динамика проводится с
использованием учебно-методического пособия Трубниковой Н.М., пособия
по диагностике речевых нарушений под общей редакцией профессора
Г.В.Чиркиной, пособия для логопедов и психологов Фотековой Т.А. и
альбома для логопеда Иншаковой О.Б.
9. Материально-техническое обеспечение
В кабинете логопеда имеется оборудование:
1) Настенное зеркало для логопедических занятий
2) Зеркала для индивидуальной работы
3) Шкаф для дидактического и методического материала
4) Стол для индивидуальных занятий
5) Стул для индивидуальных занятий
6) Стол письменный
В кабинете имеется наглядный материал по развитию устной речи:
 Лексика
 Грамматика
 Обучение грамоте
 Звукопроизношение
 Методическая литература
 Неречевые процессы
В перечень пособий и наглядного материала по лексике входит:
2.
Наглядный материал по развитию словаря (Фрукты, мебель, посуда,
овощи, инструменты, обитатели морей и океанов, музыкальные
инструменты, дикие животные, грибы и ягоды, природные явления, птицы,
обитающие на территории нашей страны, грибы)
1)
Игры по развитию словаря (Мой дом» (классифицируем предметы
домашнего обихода), «Живая неживая природа», «Словарь в картинках.

Квартира. Мебель.», Лото «Растения», Зоологическое лото «Земля и ее
жители»
3.
Картотека игр на развитие словаря
В перечень пособий и наглядного материала по грамматике входит:
1.
Наглядный материал по формированию грамматического строя речи

Схемы предлогов
2.
Игры по развитию грамматического строя речи («Путешествие по
магазинам»
(согласование
числительного
и
прилагательного
с
существительным), Игра «Чья одежда – мамина или Танина»
3.
Наглядно-дидактическое пособие (рассказы по картинкам): «В
деревне», «Зимние виды спорта»
4.
Картотека игр по формированию грамматического строя речи.
5.
Лексико-грамматические упражнения по темам: животные жарких
стран, домашние животные, домашние птицы, животные холодных стран,
игрушки, домашние электроприборы, новый год, семья, насекомые, дикие
животные наших лесов, зима, зимние забавы, деревья, осенняя одежда.
Обувь. Головные уборы., осень, перелетные птицы, грибы, овощи, ягоды,
фрукты, транспорт, продукты питания, профессии, 8 марта.
В перечень пособий и наглядного материала по обучению грамоте входит:
1.
Папка №1

Деление слов на слоги, ударение в словах

Акустико-артикуляционные схемы звуков

Сигнальные карточки звуков

Слияния

Звуковые дорожки

Схемы предложений

Слоговые таблицы
2.
Буквы азбуки (для индивидуальной работы, пластмассовые)
3.
Буквы азбуки из наждачной бумаги
4.
Касса букв (разрезная)
5.
Мнемотаблицы
6.
Игры по обучению грамоте ("Логопедическое лото", "Азбука на
колесах").
В перечень пособий и наглядного материала по звукопроизношению
входит:
1.
Материал для автоматизации и дифференциации звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц,
Ш, Ж, Ч, Щ, Л, ЛЬ, Р, РЬ, Й
2.
Материал по исправлению недостатков произношения у детей
дошкольного возраста (Г.А.Каше, Т.Б.Филичева)
3.
Соколенко Н.И. Дидактический материал по исправлению недостатков
произношения у детей (звуки Л-ЛЬ, Р-РЬ, шипящие, свистящие)
4.
Чистоговорки
5.
Развитие артикуляционного праксиса в стихах

6.
Игры по звукопроизношению на автоматизацию и дифференциацию
звуков И.А. Лебедевой и Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
7.
Альбом сюжетных картинок по темам («Про дровосека», «8 марта»,
«Ледоход», «На огороде», «Новый год», «Катание на коньках», «Старшая
сестра», «Лиса и козел», «Наседка», «Заблудилась», «За ягодами», «Случай в
лесу», «Два упрямца», «День Знаний»)
В перечень пособий и наглядного материала по развитию неречевых
процессов входит:
1. Игры по развитию психических процессов («Четвертый лишний»
(растительный и животный мир, предметы окружающего мира), «Овощи и
фрукты», «Дикие животные», «Домашние животные», «Составь узор»).
2. Дидактический материал по развитию мелкой моторики («Шнуровки»,
«Деревья с плодами»); трафареты (бабочки, лесные звери).
3. Набор пальчиковых кукол.
10. Распорядок и режим дня
Циклограмма рабочего времени
Понедельник

Вторник

07.30 - 08.10 - подгрупповые

07.30 - 08.10 - индивидуальные

14.00 - 15.00 - консультации с 12.00

–

17.00

подгрупповые,

родителями

индивидуальные

Среда

Четверг

07.30 - 08.10 - подгрупповые

07.30 - 08.10 - индивидуальные

12.00 – 17.00

подгрупповые, 12.00 – 17.00

индивидуальные

подгрупповые,

индивидуальные

Пятница
07.30 - 08.10 - подгрупповые
12.00 – 17.00

подгрупповые, индивидуальные

Итого: 20 часов

11. Планирование образовательной деятельности
Необходимым условием реализации рабочей образовательной программы
является наличие основной документации:
1. Журнал учета посещаемости логопедических занятий детьми.
2. Журнал обследования устной и письменной речи учащихся.

3. Журнал учета обучающихся с недостатками речи
4. Речевая карта на каждого ребенка с перспективным планом работы по
коррекции выявленных речевых нарушений, с указанием даты ввода и
окончания занятий.
5. Рабочая программа учителя-логопеда со всеми видами планирования.
6. Циклограмма работы учителя-логопеда
7. Паспорт логопедического кабинета с перечислением оборудования,
учебных и наглядных пособий, находящихся в логопедическом кабинете.
Исходя из целей и задач Рабочей программы были составлены
следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом
пункте:
- Годовой план работы учителя-логопеда на учебный год, в который
входят планы работы с педагогами, с родителями, с детьми(см. Приложение
1);
- Перспективный план работы с детьми 1-9 класса с ФНР, ФФНР и
ОНР детьми (см. Приложение 2);
-Календарный план коррекционной работы по звукопроизношению
на логопедическом пункте на учебный год (см. Приложение 3).

Приложение 1

Годовой план работы
Цель всего педагогического процесса: создание организационнометодических условий по внедрению и реализации Федерального
Государственного образовательного стандарта НОО, ООО
Задачи:
1.
Организация предметно-развивающей среды с учетом ФГОС
НОО, ООО
2.
Организация
коррекционно-образовательного
процесса
в
соответствии с ФГОС НОО, ООО
Основные направления работы учителя-логопеда
1.
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
№ п/п
Содержание работы
Сроки
1.
Логопедическое
и
психологоСентябрь, май
педагогическое
обследование
учащихся,
зачисление детей с нарушениями речи на
логопедический
пункт;
определение
особенностей
речевого,
психомоторного,
общего развития детей, зачисленных на
логопедический пункт, оформление речевых
карт.
2.
Профилактическая работа по выявлению
В
течение
детей с нарушениями речи, подлежащих года, по запросу
зачислению на логопедический пункт
классных
руководителей,
апрель
3.
Работа ППк.
По графику
работы ППк
2.
№
п\п
1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
Содержание работы

Сроки

Выход

Зачисление
детей
на До
15 Список
детей,
логопедический
пункт, сентября зачисленных
на
утверждение списков зачисленных
логопункт (приказ).
на логопункт детей с нарушениями
речи.

Составление
циклограммы
рабочего
времени
учителялогопеда
Составление рабочей программы,
годового плана работы учителялогопеда
Составление перспективных и
календарно-тематических планов
работы на год
Планирование
логопедической
подгрупповой,
индивидуальной
работы
Ведение
индивидуальных
тетрадей
детей.
Заполнение
речевых карт и индивидуальных
образовательных маршрутов.

2.
3.

4.

5.

6.

3.
№
п/п
1.

До
15
сентября

Циклограмма

До
15
сентября

Рабочая программа,
годовой план работы

До
15 Перспективный
и
сентября календарный
план
работы
В
Ежедневные
планы
течение работы, конспекты
года
В
Инд. тетради, речевые
течение карты,
года
индивидуальные
образовательные
маршруты детей

РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ
Содержание работы

Сроки

Консультации
на
семинарах,
педагогических
советах:
1.Обсуждение
результатов
Протокол
логопедической, психологической Сентябрь результаты
и педагогической диагностики
диагностики
детей,
зачисленных
на
логопедический пункт.
2.Приемы
обогащения ноябрь
словарного запаса детей младшего
школьного возраста
8. Развитие диалогической
февраль
речи у младших школьников.
9.
Анализ
работы
логопедического пункта за год.

2.

Выход

май

1.
Взаимодействие
со В
специалистами:
спедагогом- течение
психологом
года

ППк,

Презентация опыта и
практический
материал.
Письменный
материал.
Письменный
материал.

4.
№
п/п

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Содержание работы

Сроки

«
Цели
и
задачи
коррекционной логопедической сентябрь
работы с детьми, зачисленными на
логопедический
пункт.
Организационные
вопросы.
Рекомендации
логопеда
по
организации занятий дома».

1.

«Подведение
итогов
коррекционной работы учителялогопеда с детьми, зачисленными
на
логопедический
пункт. апрельРекомендации
родителям
на май
летний период».
Консультирование родителей В
по необходимости, по запросу течение
родителей.
года

3.

5.
№
п/п
1.

2.

Выход
протокол,
коллегиальное
заключение ППк

протокол,
коллегиальное
заключениеППк

ОСНАЩЕНИЕ КАБИНЕТА
Содержание работы

Сроки

Пополнение
учебно- В
течение
методического комплекса.
новинки
методической года
литературы
Пополнение
учебнодидактического комплекса
- новые игры для работы с В
детьми
течение
- пособия для подгрупповой и года
индивидуальной работы с детьми.

6.
ПОВЫШЕНИЕ
КВАЛИФИКАЦИИ

Выход
книги

Дидактические игры
и пособия

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

№
п/п
2.

3.

4.

Содержание работы

Сроки

Выход

Участие в педагогических советах,
семинарах, консилиумах и на
уровне района
Просмотр
открытых
занятий,
мастер-классов

В
течение
года
В
течение
года

Письменные
материалы

Отслеживание и изучение новинок В
в методической литературе
течение
года

Письменные
материалы,
анализ
просмотренных
мероприятий
Письменные
материалы,
презентации,
консультации

Приложение 3

ПЛАН
ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ
НА ЛОГОПЕДИЧЕСКОМ ПУНКТЕ

I.Подготовительный этап

Задача:Создать условия для подготовки ребенка к длительной
коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, потребность в них;
б) развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в
играх и специальных упражнениях;
в) формировать
и
развивать артикуляционную моторику до
уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
г)
укреплятьфизическое
здоровье воспитанников (консультации
врачей - узких специалистов
при
необходимости медикаментозное
лечение, массаж).

II. Формирование произносительных умений и навыков

Задачи:
а) устранять дефектное звукопроизношение;
б) развивать умения и навыки дифференцировать звуки,
артикуляционно и акустически;
в)
формировать
практические
умения
и
пользованияисправленной (фонетически чистой, лексически
грамматически правильной) речью.

сходные
навыки
развитой,

Виды коррекционной работы на данном этапе: 1.Постановка

звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
соноры Л, Ль
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие

Ч,

Щ

Способ постановки:
Подготовительные
упражнения
(кроме
артикуляционной
гимнастики):
 для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок»,
«Щеточка», «Футбол», «Фокус»;
 для шипящих:
«Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Грибок», «Погреем руки»;
 для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок»,
«Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;

 для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык».

Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в
подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямыхслогах, затем в
обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых
и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и
параллельно вырабатывать вибрацию.
3.Автоматизация каждого исправленного звука в словах.
Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же
последовательности.
По мере
овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и
закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по
автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в
подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4.Автоматизация звуков в предложениях.
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в
отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки,
чистоговорки, стихотворения с данным словом.
5.Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6.Автоматизация в спонтанной речи.
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах,
экскурсиях, труде и т. д.).
Календарный план по коррекции звукопроизношения

Период
обучения

Содержание работы

Развитие
артикуляции и речевого
дыхания
1.
Постановка звука «С»
1.Учить удерживать язык
Первый
2.
Автоматизация звука за
нижними
зубами;
период
«С»
в
слогах,
словах, упражнять в
выдувании
обучения
тонкой
холодной
струи
(сентябрь предложениях.
воздуха
вниз;
–
октябрьконтролировать положение
ноябрь)
губ
(улыбка).
2.Комплекс упражнений для

Работа
над
слоговой
структурой
слова
(Индивидуально, на
материале
правильно
произносимых звуков).
1.Подготовительны
й
этап:
работа
на
невербальном
уровне,
работа на вербальном
уровне.
2.Коррекционный

свистящих
(дорсальная
позиция)
«Забор»-«Окно» -«Мостик»«Забор»
«Холодный
ветер»
3.Учить удерживать кончик
языка строго за нижними
дёснами.
Дыхательное
упр-е
«Осень».
3.
Постановка
автоматизация звука «Сь».

и

этап: уровень гласных
звуков, уровень слогов,
уровень
слова
(двусложные слова из
открытых слогов (вата),
трѐхсложные слова из
открытых
слогов
(машина)).

Удерживать губы в яркой
улыбке,
кончик
языка
упирается в нижние резцы.

Учить
воспроизводить
4.
Постановка звука «Ц»
5.
Автоматизация звука слияние «тс» очень кратко и
«Ц»
в
слогах,
словах, быстро.
Следить за положением
предложениях.
губ и языка.
Дыхательное упражнение
«Вьюга».
Учить включать голос при
6.
Постановка
и
автоматизация звука «З» в произнесении звука «С».
упр.
слогах, словах, предложениях. Дыхательное
«Комарик».
1.
Постановка звука «Ш»
Второй
2.
Автоматизация звука
период
«Ш»
обучения
3.
Дифференциация
(декабрь
– январь – свистящих звуков.
февраль)

4.
Постановка
автоматизация звука «Ж»

5.

Постановка звука «Л»

1.Учить удерживать язык
« чашечкой» за верхними
зубами, сохраняя правильное
положение губ
(вытянуты
вперёд.
округлены)
2.Комплекс упражнений
для
шипящих:
«Забор»
«Окно»
«Мостик»-«Лопата»-«Лопата
копает»
—
«Вкусное
варенье»
-«Фокус» -«Теплый ветер».

1.Односложные
слова, представляющие
собой закрытый слог
(мак).
2.Двусложные
слова с закрытым слогом
(лимон).
3.Двусложные
слова
со
стечением
согласных в середине
слова (банка).
4.Двусложные
слова с закрытым слогом
и стечением согласных
и 3.Учить включать голос при (чайник).
произнесении звука «Ш».
4.Комплекс упражнений
для
шипящих:
«Забор»- «Окно»- «Мостик»
«Лопата»«Лопата копает» -«Вкусное
варенье»
- «Фокус» - «Теплый ветер».
5. Дыхат. упр-е «Вьюга».
6.Учить
удерживать
язычок на « бугорке « за
верхними зубами.
7.Комплекс упражнений

для
«л»
(альвеолярная
позиция)
«Забор» -Окно» - «Мостик» «Лопата»«Пароход»
-«Пароход
гудит».
8.Дыхат. упр.: «Ветерок»
6.
«Л»

Автоматизация

звука

9.Кончик широкого языка
упирается в верхние зубы.

7.
Постановка
и
10.Удерживать губы в
автоматизация звука «Ль». улыбке, кончик поднятого
Дифференциация звуков Л-Ль. язычка упирается в верхние
альвеолы.
8.
Дифференциация
11.Закреплять
умение
свистящих и шипящих звуков быстро переключаться с
(С-Ш, З-Ж)
одной
артикуляционной
позы на другую.
1.
Подготовительные
1.Удерживать язык
за
Третий
упражнения к постановке верхними зубами «Грибок»,
период
звука «Р»
«Лошадка». «Дятел».
обучения
2.Удерживать язык за
(март
–
2.
Постановка звука «Р»
верхними зубами, дуть на
апрель – май)
кончик языка с включением
голоса.
3.Комплекс упражнений
для
«р»
(альвеолярная
позиция):
«Забор»- «Окно»- «Мостик»«Парус»«Цокает
лошадка»
«Молоток»«Дятел»
«Пулемет».

1.Трѐхсложные
слова с закрытым слогом
(теремок).
2.Трѐхсложные
слова
со
стечением
согласных и закрытым
слогом (автобус).
3.Трѐхсложные
слова с двумя стечениями
согласных (матрѐшка).
4.Односложные
слова
со
стечением
согласных в начале и в
конце слова (флаг, винт).
5.Двусложные
слова с двумя стечениями
3.
Автоматизация звука
4.Кончик языка поднят согласных (звезда).
«Р»
вверх и вибрирует у альвеол.
6.Четырѐхсложные
слова
из
открытых
5.Удерживать язык за слогов.
4.
Постановка
и верхними зубами, дуть на
автоматизация звука «Рь»
кончик языка с включением
голоса.

5.
Постановка
автоматизация звука Ч

и

6.Учить
образовывать
смычку кончика языка с
верхними дёснами.

6.
Постановка
автоматизация звука Щ

и

7.Учить
образовывать
щель между кончиком языка
и верхними альвеолами.

7.
Дифференциация
8.Закреплять
умение
звуков «Р-Рь», «Р-Л», «Рь-Ль», быстро переключаться с
«Ть-Ч», «Щ-Сь» и др.
одной
артикуляционной
8.
Закрепление
позы на другую.
правильного
произношения

всех поставленных звуков в
свободной речи

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».