Приложение к АООП НОО Рабочая программа психологического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Программа разработана для работы с обучающимися 1-4 классов. Занятия проводятся с группой детей, 1 раз в неделю, общий объём учебного времени составляет 135 занятий, в 1 классе – 33занятия, во 2-4 классах - 34 занятия. Продолжительность одного занятия – 30 минут. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ Личностные результаты: У обучающихся будут сформированы: учебно-познавательные интересы к занятиям; знания моральных норм; умение соотнести свои поступки с моральными нормами; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; развитие эмоционально-волевой сферы, в том числе доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и сопереживания чувствам других людей; формирование у обучающегося готовности и способности к саморазвитию, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; принятие и освоение социальной роли обучающегося; формирование позитивной осознанной самооценки выполнения заданий. Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД). Регулятивные УУД: учиться отреагировать свои чувства в отношении учителя и одноклассников; учиться прогнозировать последствия своих поступков; определять и формулировать цель в совместной работе с помощью учителя; учиться высказывать своё предположение в ходе работы с различными источниками информации; строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в различных источниках информации (текст, рисунок. фото) ; делать выводы в результате совместной работы в группе; учиться графически оформлять изучаемый материал ; моделировать различные ситуации ; усваивать разные способы запоминания информации . Коммуникативные УУД: учиться позитивно проявлять себя в общении; учиться договариваться и приходить к общему решению; учиться понимать эмоции и поступки других людей; овладевать способами позитивного разрешения конфликтов. Предполагаемые результаты: развитие основных мыслительных способностей учащихся; развитие различных видов памяти, внимания и воображения; развитие речи; становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля; снижение тревожности и необоснованного беспокойства; высокая степень познавательной активности учащихся. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Развитие познавательных процессов (ощущений, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения). А так же формирование психологических предпосылок овладения учебной деятельностью, то есть таких психологических качеств и умений, без которых успешно учебная деятельность осуществляться не может. Это умение копировать образец, заданный как в наглядной, так и в словесной формах; умение слушать и слышать учителя, умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований. Важно развитие и формирование психологических новообразований младшего школьного возраста (внутреннего плана действия, т.е. умения выполнять задания в интеллектуальном плане без опоры и реального манипулирования объектами; произвольности в управлении не только двигательными, но, главным образом, интеллектуальными процессами — восприятием, вниманием, научиться произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче; рефлексии, т.е. умения осознавать свои психические процессы, ход своей деятельности, анализировать свой ответ, затруднения, ошибки); формирование учебной мотивации. Таким образом, происходит интеллектуально-личностно-деятельностное развитие детей. Главная задача, решаемая в процессе развития восприятия, — научить школьников не только выделять и анализировать отдельные признаки или свойства воспринимаемых объектов (цвет, форма), но и научиться осмысливать увиденное, активно включая в процесс восприятия мыслительную деятельность. При развитии внимания значение придается как формированию его устойчивости, так и распределению внимания, т.е. умению контролировать выполнение одновременно двух или больше действий. Основным направлением в развитии памяти школьников является формирование у них опосредованного запоминания, т.е. использования для запоминания вспомогательных средств, в том числе знаков-символов. Для этого требуется умение расчленять запоминаемые объекты на части, выделять в них различные свойства, устанавливать определенные связи и отношения между каким-либо из них и некоторой системой условных знаков. Большое значение придается всестороннему развитию мыслительной деятельности, а именно таких ее операций, как анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, установление закономерностей, формирование логических операций. При развитии процессов воображения, являющегося важной составляющей занятий психологического развития, выполняются задания как на воссоздающее, так и на творческое воображение. Структура занятия: 1.ПСИХОГИМНАСТИКА (1-2 минуты). Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия. Исследования учёных убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объём памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы. 2. РАЗМИНКА (3—5 минут). Основной задачей данного этапа является создание у ребят определённого положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы разминки достаточно лёгкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции, окрашенные немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребёнка к активной учебно-познавательной деятельности. 3. ТРЕНИРОВКА ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ: ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООВРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (10—15 минут). Задания, используемые на этом этапе занятия не только способствуют развитию этих столь необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приёмы познавательной деятельности, выполнять творческие упражнения. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию. 4. ВЕСЁЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут). Динамическая пауза, проводимая на занятиях, не только развивает двигательную сферу ребёнка, но и способствует развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно. 5. ЛОГИЧЕСКИ-ПОИСКОВЫЕ ЗАДАНИЯ. На данном этапе предлагаются задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию, решать кроссворды, пользоваться выразительными средствами русского языка. 6. КОРРЕГИРУЮЩАЯ ГИМНАСТИ ДЛЯ ГЛАЗ (1-2 минуты). Выполнение коррегирующей гимнастики для глаз способствует как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта 7. ГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ. ШТРИХОВКА (10 минут). В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия; развивается внутренняя и внешняя речь, логическое мышление, активизируются творческие способности. или РЕШЕНИЕ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ. 8. РЕФЛЕКСИЯ. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ 1класс (33 часа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Тема занятия Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. Внимание (сосредоточенность). Зрительные ощущения. Артикуляция. Пространственные представления. Фонетико-фонематическое восприятие. Пространственные представления. Понятийное мышление Выполнение словесных поручений. Самоконтроль. Слуховые ощущения. Слуховое восприятие. Внимание (объем). Осязательные ощущения. Память (непосредственная вербальная). Пространственные представления. Внимание (сосредоточенность). Память (непосредственная вербальная) Память (двигательная). Пространственные представления. Понятийное мышление. Анализ образца. Память (непосредственная зрительная).Внимание (устойчивость). Образное мышление. Зрительно-двигательные координации. Память (непосредственная зрительная). Память (непосредственная зрительная). Пространственные представления. Понятийное мышление. Пространственные представления. Выполнение словесных поручений. Зрительные ощущения. Анализ образца. Слуховые ощущения. Осязательные ощущения. Внимание ( переключение). Точность движений (макродвижения). Анализ образца. Зрительное восприятие формы. Осязательные ощущения. Память (непосредственная зрительная). Зрительный анализ. Словесный синтез. Понятийное мышление Осязательные ощущения. Внимание ( устойчивость). Зрительный анализ. Внимание (переключение). Пространственные представления. Мышление (анализ) Анализ образца. Зрительнодвигательные координации. Мышление (гибкость) Внимание (распределение). Мышление (сравнение). Пространственные представления. Анализ и синтез (анаграммы). Внимание(переключение, устойчивость). Звуковой синтез. Внимание (объем). Пространственные представления. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Понятийное мышление. Память (двигательная). Пространственные представления. Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей). Наблюдательность. Мышление (сравнение). Зрительное восприятие формы. Память (непосредственная зрительная). Мышление (сравнение). Мышление (синтез). Зрительнодвигательные координации. Мышление (сравнение). Саморегуляция. Зрительное восприятие формы. Внимание (в условиях коллективной деятельности). Зрительное восприятие. Анализ образца. Мышление ( абстрагирование). Словесные обозначения предметов. Слуховые ощущения. Развитие зрительно-двигательных координации. Развитие умения сравнивать. Формирование процессов саморегуляции. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2класс (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Тема занятия Внимание (распределение).Память слуховая. Мышление наглядно – образное. Пространственные представления. Мышление нагляднообразное. Произвольность. Пространственные представления. Память зрительная. Мышление (установление закономерностей).Память вербальная . Пространственные представления. Память логическая. Психомоторика. Мышление наглядно-образное. Внимание (устойчивость). Мышление (синтез). Мышление (установление закономерностей).Мышление (анализ). Психомоторика. Восприятие зрительное. Мышление (анализ). Слуховые ощущения. Внимание (распределение). Осязательные ощущения. Мышление (анализ, синтез). Память зрительная. Внимание. Произвольность. Мышление (нахождение общих признаков). Психомоторика. Пространственные представления. Мышление нагляднообразное. Мышление (гибкость). Мышление (установление закономерностей). Память зрительная. Мышление (анализ). Пространственные представления. Память (слуховая). Память зрительная. Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-33 34 Мышление (выделение существенного). Мышление (анализ). Мышление (анализ, синтез). Пространственные представления. Воображение. Ощущения осязательные. Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. Ощущения слуховые. Внимание (устойчивость, переключение). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. Внимание (распределение).Мышление (сравнение, установление закономерностей). Память опосредованная. Мышление наглядно-образное. Восприятие слуховое. Память вербальная. Пространственные представления. Мышление (анализ, синтез). Психомоторика. Мышление (анализ). Мышление наглядно-образное. Ощущения осязательные. Память опосредованная. Ощущения зрительные. Произвольность. Мышление (сравнение). Память зрительная. Мышление (установление закономерностей). Ощущения мышечные. Мышление (обобщение, установление закономерностей). Ощущения осязательные. Внутренний план действий. Память опосредованная. Произвольность. Внимание (распределение). Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. Мышление (сравнение, установление закономерностей). Восприятие зрительной. Внимание (распределение). Память слуховая. Мышление наглядно-образное. Развитие внутреннего плана действия. Развитие зрительной опосредованной памяти Развитие двигательной сферы (умение быстро затормозить свои движения). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 3 класс (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 Тема занятия Память опосредованная. Мышление логическое. Произвольность движений. Мышление (обобщение). Память опосредованная. Мышление (установление закономерностей). Внутренний план действий. Мышление (установление закономерностей). Внимание (устойчивость). Мышление (ассоциативное). Мышление (обобщение). Воображение. Внутренний план действий. Произвольность движений. Количество часов 1 1 1 1 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25-26 27 28-29 30-31 32 33 34 Память зрительная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Мышление (словесно- логическое). Внутренний план действий. Произвольность движений ( помехоустойчивость). Мышление (аналогии). Внутренний план действий. Произвольность движений. Мышление (сравнение). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Воображение. Память (опосредованная вербальная). Мышление (установление закономерностей). Пространственные представления. Мышление вербальносмысловое. Память (непосредственная зрительная). Внутренний план действия. Мышление ( сравнение). Мышление (логическое). Внимание (устойчивость). Чувство времени. Мышление (синтез). Внимание (переключение). Воображение. Пространственные представления. Мышление (абстрактно- логическое). Мышление (логическое). Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Мышление (установление закономерностей). Мышление (сравнение). Внутренний план действия. Внутренний план действия. Чувство времени. Память опосредованная. Память опосредованная вербальная. Внутренний план действия. Память (непосредственная слуховая). Пространственные представления. Произвольность движений (преодоление гиперактивности). Внутренний план действия. Мышление (синтез). Внимание (переключение). Мышление (наглядно-образное). Произвольность движений. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение. Мышление вербально-понятийное. Мышление вербальносмысловое. Слуховое восприятие. Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей). Память (непосредственная). Мышление вербально-понятийное. Внимание (устойчивость). Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. Чувство времени. Память логическая. Произвольность (помехоустойчивость интеллектуальных процессов). Мышление (понятийное). Воображение. Пространственные представления. Мышление (понятийное). Воображение. Пространственные представления. Память опосредованная. Мышление логическое. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 2 1 1 1 Произвольность движений. 4 класс (34 часа) № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Тема занятия Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование). Мышление вербально-понятийное. Пространственные представления. Воображение. Мышление вербально-понятийное. Память опосредованная. Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Память непосредственная. Внутренний план действия. Мышление вербальнопонятийное. Произвольность движений (помехоустойчивость). Мышление вербально-понятийное. Мышление (сравнение). Мышление (установление закономерностей). Мышление вербально-смысловое. Пространственные представления. Воображение. Мышление вербально-понятийное. Произвольность движений. Мышление вербально-смысловое. Мышление вербальнопонятийное. Осязательное восприятие. Память (непосредственная). Мышление вербальносмысловое. Пространственные представления. Мышление вербально-понятийное. Мышление вербальносмысловое. Глазомер и зрительно-двигательные координации. Мышление вербально-причинное. Мышление (установление закономерностей). Мышление вербально-смысловое. Произвольность (помехоустойчивость). Память опосредованная. Мышление вербально-смысловое. Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование). Пространственные представления. Произвольность движений. Внутренний план действий. Мышление логическое.Внимание (устойчивость). Мышление вербально-смысловое. Мышление (сравнение). Мышление вербально-смысловое. Мышление (абстрагирование). Память (непосредственная). Мышление вербальнопонятийное. Пространственные представления. Память опосредованная. Глазомер и зрительно-двигательные координации. Внутренний план действия. Мышление (установление закономерностей) Произвольность движений. Мышление (анализ через синтез). Мышление (абстрагирование). Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 23 24 25-26 27 28-29 30-31 32 33 34 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) Пространственные представления. Внимание (устойчивость). Произвольность (помехоустойчивость). Мышление логическое. Произвольность движений. Мышление вербально-понятийное. Мышление нагляднообразное. Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование) Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование) Мышление (установление закономерностей). Память непосредственная. Память вербально-смысловая. Мышление вербально-смысловое. Внимание (устойчивость). Произвольность движений. Мышление (установление закономерностей). Память опосредованная. Осязательное восприятие. Мышление вербально-понятийное. Мышление (абстрагирование). 1 1 2 1 2 2 1 1 1