РП_Твоя_профессиональная_карьера_8

Приложение к п. 2.1. содержательного раздела
Основной образовательной программы
основного общего образования

Рабочая учебная программа курса
«Твоя профессиональная карьера»
8 класс
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» призвана помочь
обучающимся в нелегкий переходный период и направлена на активизацию
профессионального и личностного самоопределения обучающихся. Это одна из
нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.
Данная программа предназначена для профориентации обучающихся 8х
классов. Составлена на основе программы предпрофильной подготовки
«Психология и выбор профессии» Резапкиной Г.Н., а так же
профориентационных
материалов,
«Психолого-педагогические
условия
сопровождения предпрофильной подготовки учащихся в контексте требований
ФГОС»,
дополнена
заданиями
и
материалами
из
популярных
профориентационных источников.
1. Предметные результаты
Обучающиеся в результате освоения программы профориентационного
курса должны:
• Уметь опираться на свой личный опыт в выборе в рамках предложенной

стратегии, анализировать внешние возможности и препятствия, личные
сильные и слабые стороны, планировать и ставить цели.
• Иметь практический опыт в классификации профессий согласно типологии
Климова Е.Н., работе с «Матрицей профессий», в умении правильно строить
коммуникацию и выбирать тактику для самопрезентации.
• Знать алгоритм стратегии выбора профессии и целеполагания, состояние
современного рынка труда, пути получения профессии, личностные
склонности, способности, профессиональный тип личности.
В программе курса используются:
лекционные занятия; практические занятия; групповая работа, игровая
деятельность; тренинговые занятия;
Курс рассчитан на 34 часа учебного времени в течение года.
По завершению курса обучающиеся готовят урок-конференцию на тему «Моя
профессия - мой выбор!», которая посвящена обобщению полученных знаний
себе и о мире профессий.

2.
Содержание курса
Ключевые понятия каждой темы занятия:
Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».
Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий
2
Перспектива успеха
Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех
3
Современный рынок труда
Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,
квалификация труда
4
Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.
Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу
профессий.
ДДО Климова
5
Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального
выбора.
Профессия, профессиональное самоопределение, должность,
специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора
профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
6
Общее представление о психических процессах: память, внимание,
мышление.
Память, Внимание, Мышление. Их виды
7
Определение типа мышления
Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность,
любознательность, мужество
8
Темперамент и характер
Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации
9
Самооценка и уровень притязаний.
Самооценка, притязания, формула успеха
10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.
Личностные конструкты, нормы морали
11 Ценностные качества профессионала.
Ценность, профессионализм, личность, нормы общества
12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.
1

Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней
свободы
13 Профессиональные интересы и склонности.
Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и
умения
14
15

Методика «Карта интересов».
Тест Холланда.

16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к
практическим видам деятельности
Способности, пригодность, призвание. Определение технических
способностей
17 Способности к интеллектуальным видам деятельности
Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,
Закономерности
18 Способности к профессиям социального типа
Ролевая игра «Конфликт», тест на особенности поведения в конфликте
19 Способности к офисным видам деятельности
Тест «^-лабильность», «Атрибуты», «Клавиатура»
20 Способности к предпринимательским видам деятельности. Эстетические
способности
«Я - руководитель», «Акулы и Дельфины», «Мыслитель или художник»
21 Факторы, влияющие на выбор профессии. Самостоятельный выбор,
влияние среды, ответственность.
22

Стратегии выбора профессии. Способности, желания, потребности,
рынок труда.

23

Профессиональные качества личности.
Индивид, индивидуальность, личность, качества личности.

24

Лидер. Профессиональные роли. Авторитет, статус, роль, позиция
лидера.

27

Коммуникативно-организаторские способности
Диагностика КОС
Навыки самопрезентации
Презентация, имидж, успешная личность.
Развитие коммуникативных навыков

28

Выбор и ответственность. Свобода, выбор, ответственность.

25
26

29 Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик» Ответственность, успех,
профессиональное определение, типичные ошибки
30

Стресс и профессия.
Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса.

31

Здоровье и карьера.
Медицинские противопоказания, профессиональные заболевания.

32
Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии,
потерявшие престиж
Спрос и предложения, востребованность. Мода, престиж.

Деловая игра «Мировое кафе»
Рассмотрение составляющих профессии, факторов, оказывающих
влияние на
выбор профессии и т.д.
34
Урок-конференция «Моя профессия - мой выбор!» Обобщение полученных
знаний о себе и о мире профессий
33

З. Тематическое планирование курса
П/п
Тема занятия

1

Вводное занятие. Игра «Отгадай
профессию».

2 Перспектива успеха.
3 Современный рынок труда
4 Мир профессий. Классификация Типов
профессий Климова.
5 Профессиональное самоопределение.
Матрица профессионального выбора
6 Общее представление о психических
процессах: память, внимание,
мышление
7 Определение типа мышления
Темперамент и характер.
8
9 Самооценка и уровень притязаний.

10

Мои жизненные ценности. Ценностные
убеждения.

11 Ценностные качества профессионала.
Чувства и эмоции. Управление
12
эмоциями
13 Профессиональные интересы и
склонности.
14 Методика «Карта интересов».
15 Тест Холланда.
16 Способности и профессиональная
пригодность. Способности к
практическим видам деятельности
17 Способности к интеллектуальным
видам деятельности
Способность к профессиям социального
18
типа
19 Способности к офисным видам
деятельности
20 Способности к предпринимательской

Количество
часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

Форма
проведения
Тренинговое
Практическое
Лекционное
Лекционное
Практическое
Лекционное
Практическое
Лекционное.
Практическое
Диагностика
Лекционное
Диагностика
Лекционное
Практическое
Практическое
Лекционное
Практика, тест
Практика, тест
Тест
Тест
Лекционное
Практическое
Лекционное
Практическое
Лекционное.
Практическое
Лекционное.
Практическое
Лекционное.

деятельности. Эстетические
способности
Факторы, влияющие на выбор
21
профессии.

Практическое

1

22 Стратегии выбора профессии.
23

1

Профессиональные качества личности.
24 Лидер. Профессиональные роли.
25 Коммуникативно-организаторские
способности

1

26 Навыки самопрезентации
27 Развитие коммуникативных навыков
28 Выбор и ответственность.
29 Ошибки в выборе профессии. Игра
«Советчик»
30 Стресс и профессия.
31 Здоровье и карьера.
32 Востребованные профессии.
Престижные профессии. Профессии,
потерявшие престиж
33 Деловая игра «Мировое кафе»
34 Урок-конференция «Моя профессия мой выбор!»
Итого:

1

1
1
1
1
1
1

Тренинговое
Практическое
Тренинговое
Игровой урок
Практическое
Практическое
Практическое
Лекционное
Лекционное
Игровое
Урок-дебаты

1
1

Лекционное
Лекционное

1

Практическое,
игровое

1

Практическое,
игровое

34 часа

Ключевые понятия каждой темы занятия:
1 Вводное занятие. Игра «Отгадай профессию».
Цель: вызвать интерес у обучающихся к миру профессий
2 Перспектива успеха
Развитие личности, взросление, права, ответственность, успех 3
Современный рынок труда
Спрос и предложение, экономические отношения, трудовые отношения,
квалификация труда
4
Мир профессий. Классификация типов профессий Климова.
Типы профессий. Устаревшие профессии, новые профессии по Атласу
профессий.

ДДО Климова
5
Профессиональное самоопределение. Матрица профессионального
выбора.
Профессия, профессиональное самоопределение, должность,
специальность. Внешние и внутренние социальные факторы выбора
профессии. Хочу, могу, надо. Ответственность за правильный выбор.
6
Общее представление о психических процессах: память, внимание,
мышление.
Память, Внимание, Мышление. Их виды
7
Определение типа мышления
Мышление, операции мышления, продуктивность, оригинальность,
любознательность, мужество
8
Темперамент и характер
Тип темперамента, свойства нервной системы, характер, акцентуации
9
Самооценка и уровень притязаний.
Самооценка, притязания, формула успеха
10 Мои жизненные ценности. Ценностные убеждения.
Личностные конструкты, нормы морали
11 Ценностные качества профессионала.
Ценность, профессионализм, личность, нормы общества
12 Чувства и эмоции. Управление эмоциями.
Эмоции, чувства, мимика, тест эмоций, агрессия. Тест внутренней
свободы
13 Профессиональные интересы и склонности.
Склонности, интересы, потребности, надпрофессиональные навыки и
умения
14

Методика «Карта интересов».

15

Тест Холланда.

16 Способности и профессиональная пригодность. Способности к
практическим видам деятельности
Способности, пригодность, призвание. Определение технических
способностей
17 Способности к интеллектуальным видам деятельности
Тест умственного развития, Аналогии, Классификация, Обобщение,
Закономерности
18 Способности к профессиям социального типа
Ролевая игра «Конфликт», тест на особенности поведения в
конфликте

Способности к офисным видам деятельности
Тест «^-лабильность», «Атрибуты», «Клавиатура»
20 Способности к предпринимательским видам деятельности. Эстетические
способности
«Я - руководитель», «Акулы и Дельфины», «Мыслитель или художник»
21 Факторы, влияющие на выбор профессии.
Самостоятельный выбор, влияние среды, ответственность.
19

22

Стратегии выбора профессии.
Способности, желания, потребности, рынок труда.

23

Профессиональные качества личности.
Индивид, индивидуальность, личность, качества личности.

24

Лидер. Профессиональные роли.
Авторитет, статус, роль, позиция лидера.

25

Коммуникативно-организаторские способности
Диагностика КОС
Навыки самопрезентации Презентация, имидж, успешная личность.
Развитие коммуникативных навыков

26
27
28

Выбор и ответственность.
Свобода, выбор, ответственность.

Ошибки в выборе профессии. Игра «Советчик»
Ответственность, успех, профессиональное определение, типичные
ошибки
29

30

Стресс и профессия.
Стресс, стрессовые ситуации, реагирование, снятие стресса.

31

Здоровье и карьера.
Медицинские противопоказания, профессиональные заболевания.

32 Востребованные профессии. Престижные профессии. Профессии,
потерявшие престиж
Спрос и предложения, востребованность. Мода, престиж.
Деловая игра «Мировое кафе»
Рассмотрение составляющих профессии, факторов, оказывающих
влияние на
выбор профессии и т.д.
34 Урок-конференция «Моя профессия - мой выбор!»
33

Обобщение полученных знаний о себе и о мире профессий

Условия реализации программы курса
Требования к минимально - техническому обеспечению.
Для реализации программы необходим учебный кабинет.
Оборудование кабинета:
- рабочие места по количеству обучающихся;
- рабочее место учителя;
- учебная доска для записей.
- проектор для просмотра видеофрагментов
- компьютерный класс
Общие требования к реализации учебного процесса.
Курс рассчитан на обучающихся 8-х классов, проводится один раз в
неделю по одному часу. Всего часов 34, в течение которых проводятся занятия
практикоориентированные,
тренинговые
занятия,
психологическое
тестирование, письменные работы, а так же двигательные упражнения с
тренинговой основой. Индивидуальная консультация предполагается во
внеурочное время.
Контроль и оценка освоения программой.
Контроль осуществляется в виде предложения различных практических
заданий, взаимодополняющих друг друга, вопросов на понимание темы,
понятий, выяснение представлений.
Оценка освоения программы предполагается в виде практической
работы: написание мини-сочинения в рамках подготовки к конференции на
тему «Моя профессия - мой выбор!». Как критерии освоения программы
используются: сопоставление результатов диагностики своих индивидуальнопсихологических особенностей и выбора профессии или профессионального
направления; планирование получения образования с учетом требований рынка
труда; альтернативные варианты получения образования.
По итогам курса для обучающихся и их родителей подготавливается
информация об индивидуально-психологических особенностях и
рекомендациях по выбору профессионального направления.

Список использованных источников и литературы:

1. Баева М.Н. «Планирование жизненного пути и карьеры: сценарий семинаратренинга».
2. Вассерман Л.И., Абабков В.А., Трифонова Е.А. Совладание со стрессом:
теория и психодиагностика: Учебно-методическое пособие/Под
науч.ред.проф.Л.И.Вассермана - СПб.: Речь, 2010. - 192с.
3. Грановская Р. Элементы практической психологии. 5-е изд., испр. и доп. СПб.: Речь, 2003. - 655с.
4. Даниличева Н.А., Балакирева Л. А. Психология профессионального
успеха С-Пб, ООО«СЛП» -144 с.
5. Профессиональная ориентация учащихся: Учебное пособие для студентов/
НИ Калугин, АД. Сазонов, В.Д. Симоненко. - М: Просвещение, 1983. 191 с.
6. Пряжников НС. «Профессиональное и личностное самоопределение»
Москва-Воронеж, 1996 г.
7. Пряжников НС. Бланковые и карточные игры профессионального и
личностного самоопределения. Методическое пособие 4. М.:
Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО
«МОДЭК», 1997. -64с.
8. Психологическая профилактика и коррекционно-развивающие занятия (из
опыта работы)/авт.-сост.Е.Д.Шваб. - Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2015.
- 167с.
9. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной
профессиональной деятельности. - М.: Издательский дом «Красная
площадь», 1996. -400 с: ил.
10. Резапкина Г.Н. «Выбор профессии» // «Школьный психолог» №13, 2006
11. Савенков С.В. «Профориентация в школе: тренинги», 2008
12. Семочкина Е.Н «Профессиональное самоопределение» (9-11 классы)
13. Степанов А.Н., Бендюков М.А., Соломин И. Л. «Азбука
профориентации». С-Пб., 1995 г.
14. Филлимонова О. Модификация карты интересов //«Школьный психолог»№
2,2007
15. Шеховцова Л.Ф., Тютюник Е.И. Рабочая книга профориентатора и
профконсультанта Психограммы 269 профессий. Методическое пособие СПб, 1997
16. Ьйр://1пе1ос1каЬ1. пе1.ги/ Г.В. Резапкина. Программа предпрофильной

подготовки для 9-х
ПРОФЕССИИ»

классов «ПСИХОЛОГИЯ И ВЫБОР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».