РП_Разговоры_по_душам_8

Приложение к п. 2.1. содержательного раздела
Основной образовательной программы
основного общего образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАЗГОВОРЫ ПО ДУШАМ
8 класс
Пояснительная записка
В ходе общения с учащимися 7 - 9 классов по результатам социальнопсихологического тестирования стала очевидна проблема, что у многих подростков
отсутствует представление о собственном будущем. Это ведет к спонтанности выбора
круга общения, профессии, рода занятий, действий, партнера, что может привести к
неудовлетворенности жизнью и, в худшем случае, - асоциальному поведению.
«Разговоры по душам» возник в результате:

анализа информации, полученной в ходе СПТ;

запроса учащихся, родителей, педагогов во время индивидуальных бесед;

анкетирования учащихся.
Обобщение полученной информации позволило сделать следующие выводы:
1.
Учащиеся не имеют сформированных представлений о морали и
нравственности. Затрудняются в оценке совершаемых поступков как моральных или
аморальных. Совершая какие-либо действия, руководствуются собственными желаниями,
требованиями и представлениями среды, в которой находятся. Таким образом, зачастую
становятся пленниками обстоятельств.
2.
Образ собственного будущего или отсутствует, или связан с выполнением
какой-то работы, которая будет приносить какой-то доход. Совершенно отсутствует
представление о себе, как о части общества, для которого человек стремиться совершить
нечто важное, значимое, полезное.
3.
Единицы учащихся могут рассказать о том, что такое счастливая семья.
Подавляющее большинство считает, что иметь семью не обязательно и скорее
обременительно, с трудом находят примеры любящего материнства и ответственного
отцовства.
4.
В подростковой среде появилась тенденция воспринимать однополые пары,
как нечто вполне нормальное. Можно предположить, что это результат того, что в
последнее десятилетие под прикрытием воспитания толерантности искажается полоролевая идентификация, как воспитание мужского и женского начала в соответствии с
анатомо-физиологическими признаками пола.
5.
Отсутствие нравственно моральных представлений и убеждений не
позволяет подростку чувствовать себя сильным,
цельным, способным нести
ответственность за принимаемые решения и совершаемые поступки.
Цель программы:

Способствовать созданию условий для
формирования у учащихся
ценностных ориентиров и морально - нравственных норм в отношении организации своей
взрослой жизни.
Задачи:

Информирование учащихся о принципах семейной морали и
нравственности, необходимости их соблюдения, как основе психологической и
физической безопасности;

5


Способствовать формированию представлений о необходимости создания
традиционной семьи, об особенностях психологии семейной жизни, о нормах и правилах
позитивного общения;

Помочь учащимся в выборе профессии. Способствовать формированию
представлений о трудовой деятельности, как о неотъемлемой части полноценной
счастливой жизни.
Программа реализуется в формате внеурочной деятельности.
Продолжительность каждого занятия - 40 - 90 минут.
Тематические блоки программы: 1 - семья, 2 – любимая работа или «скучная»
работа, 3 – свобода выбора. Каждый блок программы включает основные разделы,
которые могут быть дополнены разделами по запросу и потребностям группы на темы,
касающиеся взаимоотношений и чувств, выбора профессии и интересов, т. е. темы
личного характера.
Актуальные
вопросы для последующей работы с детьми и родителями
определяются методом анкетирования. Таким образом, в содержание тематического плана
могут вноситься изменения и дополнения в зависимости от результатов анкетирования
группы. Анкетирование родителей и детей проводится с применением электронных форм
и/или бумажных бланков, по каждому тематическому блоку программы.
Самым актуальным вопросом, в нашем случае стало, проведение серии бесед,
тренинговых и игровых занятий по блоку «Семья».
Социально-психологические особенности детей 14-16 лет.
Возраст детей 14-16 лет называется старшим подростковым возрастом. Дети в этом
возрасте уже практически сформировавшиеся интеллектуально развитые личности. У них
есть свое мнение и свой вкус. Они готовы вести обсуждение по любому вопросу,
аргументировано доказывать свое мнение. Все большее место в их жизни занимает учеба,
репетиторы и мысли о поступлении.
Психологические, личностные изменения у подростка происходят неравномерно.
Подросток заявляет о себе, как о взрослом человеке, но порой совершает детские
поступки. Это связано с тем, что подростки еще не имеют хорошо усвоенных взрослых
форм поведения, взрослых «заготовок» поведения. Именно поэтому часто в своих
фантазиях и высказываниях подросток описывает более решительные действия, а в
реальности уступает ситуации и не всегда владеет ей.
Потребность в признании собственной взрослости в этом возрасте максимальна, а
социальная жизнь, которую ведет подросток, в основе своей остается прежней: ребенок
также ходит в школу, делает домашние задания, общается с друзьями и семьей. Эта
потребность в изменениях и невозможность их совершить зачастую вызывает конфликты
подростка с родителями и учителями. Дети в этом возрасте – это «гипертрофированные»,
преувеличенные взрослые, которые на все имеют свое мнение, без конца его высказывают
и не готовы учитывать мнение других людей. Но несмотря на то, что подросток не готов
слушать других, к его мнению стоит прислушиваться, есть вероятность, что это пойдет на
пользу вашим отношениям и подросток ответит взаимностью.
Объективной взрослости у подростка еще нет. Субъективно она проявляется в
развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости, которая проявляется в:
1.
Эмансипация от родителей.
Ребенок требует суверенности, независимости, уважения к своим тайнам. В этом
возрасте дети еще пытаются найти взаимопонимание у родителей. Однако разочарование
неизбежно, так как ценности их различны. Но взрослые снисходительны к ценностям друг
друга, а ребенок – максималист и не принимает снисхождения к себе. Разногласия
происходят в основном по поводу стиля одежды, прически, ухода из дому, свободного
времени, школьных и материальных проблем. Однако в самом главном дети все же
наследуют ценности родителей. "Сферы влияния" родителей и сверстников разграничены.
6

Обычно от родителей передается отношение к фундаментальным аспектам социальной
жизни. Со сверстниками же советуются по части "сиюминутных" вопросов.
2. Новое отношение к учению.
Подросток стремится к самообразованию, причем часто становится равнодушным к
отметкам. Порой наблюдается расхождение между интеллектуальными возможностями и
успехами в школе: возможности высокие, а успехи низкие.
Взрослость проявляется в романтических отношениях со сверстниками другого
пола. Здесь имеет место не столько факт симпатии, сколько форма отношений, усвоенная
от взрослых (свидания, развлечения). Внешний облик и манера одеваться.
Эмоциональное развитие подростка.
Подростковый возраст считается периодом бурных внутренних переживаний и
эмоциональных трудностей. По результатам опроса, проведенного среди подростков,
половина 14-летних временами чувствуют себя настолько несчастными, что плачут и
хотят бросить всех и все. Четверть сообщила, что им кажется иногда, что люди смотрят на
них, говорят о них, смеются над ними. Каждому 12-му в голову приходили идеи
самоубийства.
Преобладают социальные фобии. Подростки становятся застенчивыми и придают
большое значение недостаткам своей внешности и поведения, что приводит к нежеланию
встречаться с некоторыми людьми. Иногда тревожность парализует социальную жизнь
подростка настолько, что он отказывается от большинства форм групповой активности.
Появляются страхи открытых и закрытых пространств.
Половое созревание.
Наступление подросткового возраста со всей очевидностью проявляется в резком
возмужании организма, внезапном увеличении роста и развитии вторичных половых
признаков. У девочек этот процесс начинается приблизительно на 2 года раньше и длится
в течение более короткого времени (3-4 года), чем у мальчиков (4-5 лет). Этот возраст
считается периодом выраженного увеличения сексуальных желаний и сексуальной
энергии, особенно у мальчиков. С фазами биологического созревания у подростков
совпадают фазы развития интересов. С одной стороны, теряется интерес к вещам, которые
его интересовали раньше. С другой стороны, возникают новые интересы: новые книги, в
основном, эротического характера, острый сексуальный интерес.
Во время смены интересов есть момент, когда кажется, что у подростка вообще
отсутствует какой бы то ни было интерес. Эта разрушительная, опустошительная фаза
расставания с детством и дала повод Л.Толстому назвать период "пустыней отрочества".
Воображение и творчество подростка
Игра ребенка перерастает в фантазию подростка. У подростка фантазия связана с
новыми потребностями – с созданием любовного идеала. Творчество выражается в форме
дневников, сочинения стихов, причем стихи пишут в это время даже люди без всякой
крупицы поэзии.
Есть еще второе русло – объективное творчество (научные изобретения,
технические конструкции). Оба русла соединяются, когда подросток впервые нащупывает
свой жизненный план. В фантазии он предвосхищает свое будущее.
Базальная потребность возраста – понимание. Чтобы ребенок был открыт для
понимания, должны быть удовлетворены предыдущие потребности.
Отклонения в поведении свойственны почти всем подросткам. Характерные черты
этого возраста – чувствительность, частая резкая смена настроения, боязнь насмешек,
снижение самооценки. У большинства детей со временем это проходит само собой,
некоторым же нужна помощь психолога.
Расстройства бывают поведенческие и эмоциональные. Эмоциональные
преобладают у девочек. Это депрессия, страхи и тревожные состояния. Причины обычно
социальные. Нарушения в поведении в четыре раза чаще бывают у мальчиков.
7

Методическое обеспечение программы
Методологической основой данной программы явились идеи педагогики
сотрудничества В.А. Караковского, основателя гуманистической воспитательной системы
современной массовой школы. Ведущей идеей здесь является ориентация на личность
школьника, его интересы и способности.
Определяющую роль в комплексе идей играет педагогическая концепция
коллектива. Она опирается на идеи системности, комплексности воспитания, интеграции
педагогических воздействий, необходимости коллективного творчества в процессе
присвоения общечеловеческих ценностей: Семья, Труд, Образование, Отечество, Земля и
т.д.
Любая гуманистическая воспитательная система - система открытая: в ее
становлении, функционировании, развитии большую роль играет среда, и не только как
влияющий фактор, но и как компонент самой системы.
Воспитание рассматривается как управление развитием личности в социуме,
коллективе, смыслы изменений - в создании системы воспитания, обеспечивающей
единство социализации, воспитания и самовоспитания, развития и саморазвития.
Программа основана на первичной профилактике трудностей в воспитании и
социализации подростков. Меры первичной профилактики направлены на поддержание и
развитие условий, способствующих формированию ценностных ориентаций,
способствующих личностному и социальному развитию личности. Уникальность
программы – это ориентация не на проблему и ее последствия, а на защищающий от
возникновения проблем личностный потенциал раскрытия ресурсов психики подростков.
Формы профилактической работы:
1.
Организация социальной среды. Воздействие на социальные факторы
способствует предотвращению формирования нежелательных установок. Занятия
охватывают обучающихся всего класса, оказывая влияние на формирование
профилактической среды в социальном окружении подростка.
2.
Позитивная психопрофилактическая работа – информирование о принципах
личностного развития через позитивные установки, при обязательном условии отказа от
запугивающей, негативной информации.
3.
Активное обучение социально-важным навыкам: в ходе занятий дети учатся
самостоятельно принимать роли и решения, влияющие на качество жизни; формируются
навыки адаптивного и конструктивного поведения, принятия жизненно важных решений,
повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития
позитивных ценностей; формирование навыков общения, поддерживания дружеских
связей и конструктивного решения конфликтов;
4.
Творчество – выполнение творческих заданий способствует созданию
условий, позволяющих удовлетворить потребность в самовыражении.
Также программа обеспечивается следующими теоретическими и практическими
ресурсами:
1.
Концепция личностно-ориентированного обучения
2.
Возрастная педагогика и психология.
3.
Общая психология
4.
Теории развития личности в психологии и педагогике
5.
Основные теории тренинга
6.
Ресурсы интернет
Нормативно-правовое обеспечение программы:
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения.
8

4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности
гражданина России.
5. Конвенция о правах ребенка
Ресурсы для эффективной реализации программы:
Ведущим программы может быть педагог-психолог, социальный педагог, понимающий
основные принципы развития личности,
формирования ценностных ориентаций,
целеполагания, тренинговой деятельности.
Техническое обеспечение:
Класс, парты и стулья на каждого участника, электронная доска, ватман на группу, набор
фломастеров на группу, тетради для записей и анкетирования на каждого участника.
Сроки и этапы реализации программы
Программа рассчитана на 18 часов + необходимое время на практикумы
определяется по ходу реализации программы. Занятия проводятся 1 раз в неделю
группами по 5 - 15 человек.
Реализация каждого тематического блока программы проходит в 3 этапа (таблица
1).
1-ый этап – подготовительный, прогностический. Предварительно, в ходе вводной
встречи организуется систематическое наблюдение за контингентом участников, в ходе
которого фиксируются различные формы поведения, публичные высказывания. На основе
данных наблюдений и анализа результатов анкетирования после 1 занятия (Приложение
№1) определяется содержание, акцентируются конкретные задачи
ожидаемые
результаты.
2-й этап – практический. Активный период взаимодействия участников в рамках
темы. Количество часов на этом этапе может варьироваться от 6 до 10.
3-й этап – рефлексивный.
Алгоритм организации процесса работы по тематическому блоку
этапы
мероприятия
цель
1.В начале работы по Вводная
беседа: актуализация темы, выявление
тематическому блоку
предъявление тезиса
проблемных зон, уточнение
Анкетирование (приложение содержания.
7)
2.Активный период
Лекция
Теоретическое
обоснование
общественных и правовых
норм
Практикумы (ролевая игра, Выяснение
позиций,
тренинг, конференция и т.д.) формирование
готовности
принять
ценностные
установки
3.Завершение
Анкетирование участников
Контроль
эффективности
тематического блока
работы
Информирование родителей Беседа
по
результатам
и педагогов
анкетирования. Обеспечение
воспитательной
среды
и
преемственности идей.

Тематический
блок

Примерное тематическое содержание программы
Планирование теоретического
Практикум- тренинг
содержания
9

1.Семья
8 часов

Что такое семья? Нужно ли и можно Бриффинг «Что такое семья»
ли рассказывать в семье, что ты Мозговой штурм «Функции
думаешь, чувствуешь, планируешь? семьи»
Ролевая игра «Разные типы
семьи»
(приложение 1)

Счастливая и несчастливая семья, в
чем разница? Будет ли зависеть от
тебя какой будет твоя семья?
Возможны
ли
конфликты
в
счастливой семье?
Могут ли быть муж и жена одного
пола?
Почему
возникают
нетрадиционные семьи и можно ли
считать это нормальным?
Если родители разводятся…
Анкетирование участников
2.Любимое дело Можно ли жить не работая?
или «скучная»
работа?
6 часов
Цель и мечта, в чем разница? Как
сделать мечту целью?
Профессиональное
самоопределение
3.Свобода
выбора.
4 часа

Выбор, что это?
выбирать сегодня?
Права и обязанности

Конференция «Моя семья – она
какая?»
Что делаю я, как часть семьи,
чтобы
моя
семья
была
счастливой;
Самопрезентация «Я – такой…,
любой человек может быть
счастлив со мной в браке.»
(приложение 2)
Семинар «Хочешь ли ты иметь
доход и не ходить на работу?»
Ворд-кафе «Что я делаю
сегодня, что бы иметь любимую
работу?»
Проект «Визуализация будущей
профессии.»

Умею

ли

я Круглый стол
Мозговой штурм «Правила это
то, что помогает или мешает?»
Ворд-кафе
«Возможна
ли
абсолютная свобода и нужна
ли?»







Планируемый результат
Увеличение числа обучающихся осознанно относящихся к необходимости соблюдать
морально-нравственные принципы как одно из условий обеспечения безопасной
среды;
Увеличение числа обучающихся считающих семью необходимым условием
счастливой жизни и одновременно уменьшение числа учащихся, считающих
допустимым создание нетрадиционной семьи;
Определенность в выборе учебного заведения после окончания школы каждого
обучающегося 9 класса;
Наличие возможных вариантов профессии у каждого обучающегося 8 класса,
обсужденных с родителями и кем-то из педагогов;
Сохранение стабильного нулевого результата явной группы риска по итогам СПТ.
10

Критерии оценки достижения планируемых результатов: качественные и
количественные изменения установок, ценностных ориентиров подростков, новые
навыки в целеполагании и коммуникации. Анализ анкетирования проводится в начале и в
конце реализации каждого блока программы (Приложение № 1).
Факторы, влияющие на достижение результатов: доверительные отношения
ведущего и участников, создание атмосферы искренности, открытости, отсутствие
оценочных суждений в отношении каждого из участников.
Рекомендации по организации и проведению занятий
 Система организации внутреннего контроля
Внутренний конроль за реализацией программы осуществляется:
1. Посредством анализа данных бланка «Список участников занятия» (Приложение
2). Анализ данных позволяет сопоставить факторы присутствия на занятиях
конкретным ребенком и достижение им предполагаемого результата по
завершению программы.
2. Посредством внешней оценки и рекомендаций педагогов и администрации
учреждения. Бланк «Оценочный лист наблюдателя» (Приложение 3).
3. Анализ результатов анкетирования участников в начале и в конце темы.
 Рекомендации по проведению занятий
1. Педагог, проводящий занятие, является транслятором норм закона и провоцирует
обсуждение вопросов темы, затем аргументированно подводит участников к
готовности принимать и соблюдать нормы.
2. Если занятие предполагает групповую форму работы, педагог является
модератором, организующим взаимодействие между участниками, обеспечивая
успешную коммуникацию внутри группы.
3. Формат занятий подразумевает свободный диалог всех участников коммуникации.
4. Для эффективного взаимодействия на занятии важно с самого начала настроить
или перенастроить ребят на волну открытого, живого общения, обмена мнениями.
Поэтому лучшим началом будет короткий диалог о настроении, мыслях,
актуальных событиях.
 Организация занятий
Количество участников от 5 до 25 человек. Могут быть учащиеся одного класса
или смешанные одновозрастные группы из параллельных классов.
Эффективность занятия можно повысить наличием соведущего, что позволяет
снять нагрузку в организационных и технических моментах с ведущего и больше уделить
внимание оценке процесса занятия и результатов каждого участника.
Продолжительность каждого занятия может быть от 40 до 90 минут.
Продолжительность заятия зависит от динамики группы, обсуждаемой темы, уровня
вовлеченности участников в процесс. Каждый блок программы предполагает возможность
закончить либо продлить занятие при необходимости и возможности.

Сведения о практической апробации программы на базе образовательной
организации
Программа реализуется в БМА ОУ СОШ № 21 в группе обучающихся 9 класса, в
количестве 28 человек. Период проведения занятий 2021-2022 год.
В результате анализа входного анкетирования по блоку «Семья» (Приложение 6) было
выявлено:
11

- у обучающихся нет четко сформулированного понятия о «традиционной семье»
- 50% опрошенных считают допустимым создание нетрадиционной семьи (мама и
папа одного пола)
Опрос родителей по данной теме показал (Приложение 7):
- только 27% опрошенных обсуждают тему отношений с противоположным полом
со своим ребенком
- при этом 63% считают, что в обществе нет проблемы навязывания подросткам
однополой связи через СМИ.
Очевидно, что родители не считают, что данная проблема существует в российском
обществе, в их семье, и не обсуждают отношения с детьми, тем самым лишая себя
возможности влиять на выбор и предпочтения своих детей.
В результате наблюдения за детьми во время занятий выявляется недостаточно
реализованная потребность детей в обсуждении данных тем со взрослыми. Дети
принимают активное участие в беседах и тренинговых упражнениях, с каждым занятием
более открыто высказывают свое мнение по обсуждаемым темам.(Приложение 8)
Анализ анкетных данных (приложение 1) полученных после завершения занятий по
блоку «Семья» показал, что данная тема актуальна для детей данного возраста, 93%
опрошенных считают полученную информацию полезной и планируют применять
полученные навыки в жизни.

12

Список литературы
1. Богуславский В. В. Общая психология : - Москва: Просвещение, 1981.
2.
Дубровина О. В. Профилактическая игра-тренинг
«Сегодня про счастливое завтра» руководство для ведущего - Екатеринбург 2021
3. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2011.
4. Морри ван Ментс «Эффективный тренинг с помощью ролевых игр»: - Питер, 2001.
5.
Шваб Е. Д. Психологическая профилактика и
коррекционно-развивающие занятия. – Волгоград: Учитель, 2017.
6.
https://www.b17.ru/article/psiholog_osoben_starshih_podrostk
ov15_16
«Возрастные особенности подростков»
7.
https://guu.ru/wp-content/uploads/Zak_925_2017-Chuev.pdf
«Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной
политики»
8.
https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh
obedinenii/library/2019/10/15/normativnye-dokumenty-otrazhayushchie
«Нормативные
документы, отражающие вопросы воспитания в общеобразовательных организациях.»

Приложение 1

Отформатировано: Обычный, Узор: Нет,
Поз.табуляции: нет в 15,75 см

Анкета участника занятия
Вопрос\ответ
1

Была ли интересной полученная информация?

2

Сможешь ли ты воспользоваться полученной
информацией?

3

Согласен ли ты с общими выводами?
После обсуждения

4

Хочешь ли ты индивидуально обсудить
данную тему?

5

Какие вопросы по данной теме тебе хотелось
бы обсудить более подробно?

Да

Отформатировано: Шрифт: Times New Roman, 12 пт

Частично

Нет

13

14

Приложение №2.
Список участников занятий проекта «Разговоры по душам»
Ведущий ______________________________________________
Класс ______________ количество участников______________
№
ФИО
«Семья»
«Любимое дело
«Свобода
пп
или скучная
выбора»
работа?»
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25

15

Приложение №3.
Оценочный лист наблюдателя.
ФИО_______________________класс___тема__________________дата______
Вопросы
Удалось ли ведущим вовлечь
участников в процесс и
заинтересовать их?
Была ли выбранная тема
актуальна для участников?
Было ли занятие полезно для
участнков?
Была ли понятной и
интересной форма подачи
материала?
Удалось ли ведущим создать
атмосферу доверия и
открытости?

Совсем нет

Нет. Не очень

Общая оценка мероприятия (просто обведите нужное слово)
ужасно
плохо
Так себе
хорошо

Да, вполне

Да, очень

Очень хорошо

отлично

Примечание:

16

Приложение №4
Тренинговое занятие № 1 по блоку «Семья»
В данном занятии главным инструментом является ролевая игра. Использование
ролевой игры как образовательной и тренинговой технологии является частью более
широкого набора техник, известных под общим названием «моделирование и игра». Это
техники, цель которых снабдить учащегося упрощенной репродукцией реального или
воображаемого мира либо структурированной системой соревновательной игры, которая
включает в себя изучаемый материал. Результат практической части занятия фиксируется
в листе наблюдений в свободной форме.
Цель занятия: Формирование положительного образа традиционной семьи у
подростков.
Задачи:
- актуализировать тему для целевой аудитории;
- продолжить развитие коммуникативных навыков;
- тренировать навыки игры и моделирования различных ситуаций.
Подготовка к занятию:
1 Категория
Учащиеся 7 - 11 классов (подростки В практической части
участников
14-18 лет)
занятия делятся на группы
3-5 человек.
2 Хронология
Теоретическая
Практическая
Общее время до
часть - 25 мин.
часть 90 мин.
65 мин.
3 Необходимые
Ватман - по
Простые
Ноутбук,
материалы
количеству
карандаши,
эл. Доска – демонстрация
групп
фломастеры –
пирамиды потребностей А.
по количеству
Маслоу
групп

17

Теоретическая часть
В первой части занятия проводится обсуждение с учащимися в формате вопрос – ответ.
Задачи:
- актуализация темы для учащихся;
- обеспечить процесс самостоятельной формулировки детьми функций семьи;
- создание условий для выявления взаимосвязи функций семьи и удовлетворения
базовых потребностей человека.
1. Примерные вводные вопросы учащимся:
- вы когда-либо задумывались о создании своей семьи?
- хотели бы вы в будущем создать семью? (если нет, то почему?)
- какие функции семьи важны для вас? (зачем вам семья?)
На доске фиксируются ответы о наиболее значимых функциях семьи по мнению
учащихся. После обсуждения вопросов проводится краткое резюмирование всех ответов
учащихся.
2. Взаимосвязь функций семьи и удовлетворения базовых потребностей.
- знакомство с пирамидой А. Маслоу
- определение какие ступени потребностей человек имеет возможность
удовлетворить находясь в семье.
Цель данного обсуждения – прийти к выводу о положительном влиянии жизни в
семье на успешную самореализацию человека.
Предполагаемые самостоятельные выводы участников: в рамках семьи наиболее
полно возможно удовлетворение 3-х первых уровней потребностей пирамиды А. Маслоу.
Таким образом, семья создает базу и способствует удовлетворению потребностей более
высокого уровня - самореализации.

18

Практическая часть занятия: социально-психологическое моделирование
Для реализации практической части занятия дети делятся на подгруппы от 3 до 5 человек.
В подгруппы должны входить учащиеся разных полов.
На каждую подгруппу раздаются: лист ватмана и карандаш.
Задание для подгруппы: Представьте, что вы семья!
Ваша задача:
- распределить роли;
- нарисовать свой дом и быт;
- продумать максимально все детали совместной жизни (профессии членов, хобби,
сколько детей (если они есть), как распределяются обязанности в доме, отношения,
традиции и т. д.)
На обсуждение и рисование дается от 40 до 60 минут. Далее группы проводят
презентацию своей работы.
Ведущий задает уточняющие вопросы для получения наиболее полной картины,
отражающей жизнь и быт данной семьи. (приложение 5)
Тренинговое занятие № 1 по блоку «Семья»
приложение для онлайн формата
После проведения теоретической части занятия детям дается инструкция:
«Расскажите историю про счастливую семью, остальные участники должны дать
обратную связь : ответить на вопрос какие детали рассказа с их точки зрения указывают
на то, что семья счастливая? Либо они не нашли деталей, указывающих на то, что семья
счастливая.»
Следует акцентировать внимание детей на то, что отсутствие конфликтов не
является показателем уровня счастья всех членов семьи.
Если у детей возник интерес о конфликтах в семье, можно продолжить данную
тематику. Соблюдая тем самым главный принцип программы – идти за интересом детей.
Приложение №5
Занятие № 2 по блоку «Семья»
Какой Я? Почему со мной любой человек может быть счастливым?
Цель занятия: Актуализировать представления детей о своих положительных
качествах.
Задачи:
- научить детей находить в себе хорошие качества
- тренировать коммуникативные навыки рассказывая о себе
- тренировать детей к конструктивному принятию мнения других участников
(некоторые личностные качества могут быть привлекательными для одних и
неприемлемыми для других людей)
- способствовать созданию открытых и доверительных отношений в группе.
Организация занятия
Участникам дается инструкция: «Сформулируйте свои положительные качества,
которые позволяют другим людям быть счастливыми рядом с вами»
Время на подготовку участников: 3 – 5 минут.
Ответы могут быть записаны в тетрадь либо сформулированы устно.
Ведущий отображает в листе наблюдений основные ценностные ориентации
группы в соответствии с ответами участников.
В конце занятия проводится совместный анализ и резюмирование всех ответов.
Ведущий обращает внимание участников на то, что личностные качества обсуждаются без
оценок.
19

Приложение 6
Результат анкетирования обучающихся
по блоку «Семья», отношения с противоположным полом
Анкета №1
1

2

3

4

5

6

Считаете ли вы создание семьи важным и необходимым решением в жизни
человека?
Да
Не уверен
Не думал об этом
Нет
Приходилось ли вам размышлять о том, какой будет ваша семья?
Да, много раз об этом думал
Да, однажды
Нет
Считаете ли вы, что в обществе существует проблема навязывания однополой
связи?
Да
возможно
Не уверен
Нет
Какие способы решения данной проблемы вы можете предложить?

Как вы относитесь к однополым связям?
Положительно
Безразлично
Отрицательно
Осуждаю
С кем вы предпочитаете обсуждать (делиться) тему отношений?

Приложение 7
Результат анкетирования родителей обучающихся
по блоку «Семья», отношения с противоположным полом
Анкета №1

20

21

22

23

Приложение 8
Фото с занятия №1 блок «Семья»

24

25

26


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».