Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» «Согласовано» «Утверждено» педагогическим советом Директор БМАОУ СОШ №21 протокол № 13 «19» июня 2023 г. ___________ И.Ю. Ковалева Приказ № 62/3-о от 21.08.2023г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РYТНОN» Срок реализации: 4 года Березовский городской округ, п. Лосиный 2023 г. СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка ..................................................... 4 Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» .............................................. 4 Цели курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» .............................................. 5 Место курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» в учебном плане ....................................................................................... 7 Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Ру1Ьоп» ................................................................................ 8 Содержание курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Ру1Ьоп» .............................. 15 7 класс ................................................................................................... 15 8 класс ................................................................................................... 16 9 класс ................................................................................................... 16 Тематическое планирование курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Ру1Ьоп» ............................................................................... 18 7 класс .................................................................................................. 18 8 класс .................................................................................................. 23 9 класс .................................................................................................. 26 Форма проведения занятий .................................................. 29 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса .................................................. 30 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Примерная рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» (далее — курс) для 7—9 классов составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной программы основного общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), с учётом Примерной программы воспитания (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 3/22 от 23.06.2022) и Примерной основной образовательной программы основного общего образования (протокол Федерального учебно-методического объединения по общему образованию № 1/22 от 18.03.2022). Примерная рабочая программа курса даёт представления о цели, задачах, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами курса внеурочной деятельности, устанавливает содержание курса, предусматривает его структурирование по разделам и темам; предлагает распределение учебных часов по разделам и темам курса и последовательность их изучения с учётом межпредметных и внутри- предметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся, включает описание форм организации занятий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса. Примерная рабочая программа курса определяет количественные и качественные характеристики учебного материала для каждого года изучения, в том числе планируемые результаты освоения обучающимися программы курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования. Программа служит основой для составления поурочного тематического планирования курса внеурочной деятельности учителем. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНО№> Программа курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» отражает: 6 сущность информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности протекания и возможности автоматизации информационных процессов в различных системах; 6 основные области применения информатики, прежде всего информационные технологии, управление и социальную сферу; 6 междисциплинарный характер информатики и информационной деятельности. Информатика характеризуется всё возрастающим числом междисциплинарных связей, причём как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Современная школьная информатика оказывает существенное влияние на формирование мировоззрения школьника, его жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов функционирования и использования информационных технологий как необходимого инструмента практически любой деятельности и одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Многие предметные знания и способы деятельности, освоенные обучающимися при изучении информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование мета- предметных и личностных результатов обучения. Курс внеурочной деятельности отражает и расширяет содержание четырёх тематических разделов информатики на уровне основного общего образования: 1) цифровая грамотность; 2) теоретические основы информатики; 3) алгоритмы и программирование; 4) информационные технологии. ЦЕЛИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНО№> Целями изучения курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» являются: 6 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, достижениям научно-технического прогресса и общественной практики, за счёт развития представлений об информации как о важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов, информационных ресурсов и информационных технологий в условиях цифровой трансформации многих сфер жизни современного общества; 6 обеспечение условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги для достижения результата и т. д.; 6 формирование цифровых навыков, в том числе ключевых компетенций цифровой экономики, таких как базовое программирование на Ру^Ъоп, основы работы с данными, коммуникация в современных цифровых средах, информационная безопасность; воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; 6 формирование необходимых для успешной жизни в меняющемся мире универсальных учебных действий (универсальных компетентностей) на основе средств и методов информатики и информационных технологий, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать её результаты; формирование и развитие компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе знаний, умений и навыков работы с информацией, программирования, коммуникации в современных цифровых средах в условиях обеспечения информационной безопасности обучающегося; 6 воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учётом правовых и этических аспектов её распространения, стремления к продолжению образования в области информационных технологий и созидательной деятельности с применением средств информационных технологий. Основные задачи курса внеурочной деятельности «Основы программирования на Ру^Ъоп» — сформировать у обучающихся: 6 понимание принципов устройства и функционирования объектов цифрового окружения, представления об истории и тенденциях развития информатики периода цифровой трансформации современного общества; базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной безопасности; 6 знания, умения и навыки грамотной постановки задач, возникающих в практической деятельности, их решения с помощью информационных технологий; умения и навыки формализованного описания поставленных задач; 6 базовые знания об информационном моделировании, в том числе о математическом моделировании; 6 знание основных алгоритмических структур и умение применять его для построения алгоритмов решения задач по их математическим моделям; 6 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на Ру^Ъоп; 6 умения и навыки эффективного использования основных типов прикладных программ (приложений) общего назначения и информационных систем для решения с их помощью практических задач; 6 умение грамотно интерпретировать результаты решения практических задач с помощью информационных технологий, применять полученные результаты в практической деятельности. 6 владение МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНО№> В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа курса предназначена для организации внеурочной деятельности за счёт направления «Дополнительное изучение учебных предметов». Программа курса внеурочной деятельности рассчитана на 102 учебных часа, по 1 ч в неделю в 7, 8 и 9 классах (34 ч в каждом классе). Срок реализации программы внеурочной деятельности — три года. Для каждого класса предусмотрено резервное учебное время, которое может быть использовано участниками образовательного процесса в целях формирования вариативной составляющей содержания конкретной рабочей программы. В резервные часы входят некоторые часы на повторение и занятия, посвящённые презентации продуктов проектной деятельности. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНО№> ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Патриотическое воспитание: 6 ценностное отношение к отечественному культурному, историческому и научному наследию; 6 понимание значения информатики как науки в жизни современного общества. Духовно-нравственное воспитание: 6 ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; 6 готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; 6 активное неприятие асоциальных поступков, в том числе в Интернете. Гражданское воспитание: 6 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социальных сообществах; 6 соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде; 6 ориентация на совместную деятельность при выполнении учебных и познавательных задач, создании учебных проектов; 6 стремление оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков. Ценность научного познания: 6 наличие представлений об информации, информационных процессах и информационных технологиях, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практики; 6 интерес к обучению и познанию; 6 любознательность; 6 стремление к самообразованию; 6 овладение начальными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия; 6 наличие базовых навыков самостоятельной работы с учебными текстами, справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Формирование культуры здоровья: 6 установка на здоровый образ жизни, в том числе и за счёт освоения и соблюдения требований безопасной эксплуатации средств ИКТ. Трудовое воспитание: 6 интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах деятельности, связанных с информатикой, программированием и информационными технологиями, достижениях науки информатики и научно-технического прогресса. основанными на Экологическое воспитание: 6 наличие представлений о глобальном характере экологических проблем и путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ. Адаптация обучающегося к изменяющимся условиям социальной среды: 6 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, в том числе в виртуальном пространстве. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Универсальные познавательные действия Базовые логические действия: 6 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы; 6 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: 6 формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное; 6 оценивать применимость и достоверность информации, полученной в ходе исследования; 6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. Работа с информацией: 6 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи; 6 применять основные методы и инструменты при поиске и отборе информации из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; 6 выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; 6 выбирать оптимальную форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иными графическими объектами и их комбинациями; 6 оценивать достоверность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно; 6 запоминать и систематизировать информацию. Универсальные коммуникативные действия Общение: 6 сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций; 6 публично представлять результаты выполненного опыта (исследования, проекта); 6 выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративных материалов. Совместная деятельность (сотрудничество): 6 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том числе при создании информационного продукта; 6 принимать цель совместной информационной деятельности по сбору, обработке, передаче, формализации информации; коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; 6 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по своему направлению и координируя свои действия с другими членами команды; 6 оценивать качество своего вклада в общий информационный продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия; 6 сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к предоставлению отчёта перед группой. Универсальные регулятивные действия Самоорганизация: 6 выявлять в жизненных и учебных ситуациях проблемы, требующие решения; 6 составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать выбор варианта решения задачи; 6 составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте. Самоконтроль (рефлексия): 6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии; 6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам; 6 вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей; 6 оценивать соответствие результата цели и условиям. Эмоциональный интеллект: 6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого. Принятие себя и других: 6 осознавать невозможность контролировать всё вокруг даже в условиях открытого доступа к любым объёмам информации; 6 осознанно относиться к другому человеку, его мнению. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 7 класс К концу обучения в 7 классе обучающийся научится: 6 соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; 6 объяснять, что такое информация, информационный процесс; 6 перечислять виды информации; 6 кодировать и декодировать сообщения по заданным правилам; 6 переводить данные из одной единицы измерения информации в другую; 6 характеризовать устройство компьютера; 6 приводить примеры устройств для хранения и передачи информации; 6 разбираться в структуре файловой системы; 6 строить путь к файлу; 6 объяснять, что такое алгоритм, язык программирования, программа; 6 использовать переменные различных типов при написании программ на Ру^Ъоп; 6 использовать оператор присваивания при написании программ на Ру^Ъоп; 6 искать ошибки в программном коде на Ру^Ъоп и исправлять их; 6 дописывать программный код на Ру^Ъоп; 6 писать программный код на Ру^Ъоп; 6 использовать ветвления и циклы при написании программ на Ру^Ъоп; 6 анализировать блок-схемы и программы на Ру^Ъоп; 6 объяснять, что такое логическое выражение; 6 вычислять значение логического выражения; 6 записывать логическое выражение на Ру^Ъоп; 6 понимать структуру адресов веб-ресурсов; 6 форматировать и редактировать текстовую информацию в Ооод1е Документах; 6 создавать презентации в Ооод1е Презентациях. 8 класс К концу обучения в 8 классе обучающийся научится: 6 соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; 6 выделять основные этапы в истории развития информационных технологий и персонального компьютера; 6 понимать принцип работы архитектуры Неймана; 6 искать информацию в Интернете; 6 форматировать и редактировать текстовую информацию в Ооод1е Документах; 6 открывать доступ к презентации в Ооод1е Презентациях для совместной работы; 6 писать программы на Ру^Ъоп для рисования различных геометрических фигур, используя модуль ТигИе; 6 понимать различия локальных и глобальных переменных; 6 решать задачи с использованием глобальных переменных на Ру^Ъоп; 6 строить таблицы истинности для логических выражений; 6 строить логические схемы; 6 понимать, что такое событие; 6 использовать события при написании программ на Ру^Ъоп; 6 искать ошибки в программном коде на Ру^Ъоп и исправлять их; 6 дописывать программный код на Ру^Ъоп; 6 писать программный код на Ру^Ьоп; 6 писать свои функции на Ру^Ьоп; 6 разбивать задачи на подзадачи; 6 анализировать блок-схемы и программы на Ру^Ьоп. 9 класс К концу обучения в 9 классе обучающийся научится: 6 соблюдать требования безопасности при работе на компьютере; 6 объяснять, что такое база данных, системы управления базами данных; 6 перечислять виды баз данных; 6 писать программы на Ру^Ьоп по обработке числовых последовательностей; 6 использовать списки и словари при написании программ на Ру^Ъоп; 6 искать ошибки в программном коде на Ру^Ьоп и исправлять их; 6 дописывать программный код на Ру^Ьоп; 6 писать программный код на Ру^Ьоп; 6 разбивать задачи на подзадачи; 6 анализировать блок-схемы и программы на Ру^Ьоп; 6 разрабатывать веб-страницы, содержащие рисунки, списки и гиперссылки; 6 защищать персональную информацию от несанкционированного доступа; 6 предупреждать вовлечение себя и окружающих в деструктивные формы сетевой активности, такие как кибербуллинг. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНО№> 7 КЛАСС 1. Информация и информационные процессы (разделы «Цифровая грамотность» и «Теоретические основы информатики») Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации. Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами. 2. Основы языка программирования РуйЬоп (раздел «Алгоритмы и программирование») Современные языки программирования. Алгоритм. Язык программирования. Программа. Среда разработки ГОЕ. Интерфейс 8си1рй. Виды алгоритмов: линейный, разветвляющийся. Переменные. Правила образования имён переменных. Типы данных: целое число, строка. Функция. Виды функций. Функция: рыпй(), 1приГ(), 1пй(). Ветвление в РуйГоп. Оператор ГС-е1зе. Вложенное ветвление. Множественное ветвление. Оператор ГС-еИГ-е15е. Проект «Чат-бот». 3. Циклы в языке программирования РуйЬоп (раздел «Алгоритмы и программирование») Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в РуйГоп. Логические операторы в РуйГоп: апй, ог и пой. Операторы целочисленного деления и деления с остатком на РуйГоп. Цикл с предусловием. Цикл с параметром. Проект «Максимум и минимум». 4. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») Средства коммуникации. Современные средства общения. Всемирная паутина (^^^). Назначение браузера. Создание почтового ящика. Облачное хранилище. Правила безопасности в Интернете. Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. Форматирование текста. Обработка графической информации. Виды графической информации. Применение компьютерной графики. Работа с табличным процессором. Создание презентаций. Проект «Презентация Е1еVайо^ РП;сЬ». 8 КЛАСС 1. Информационные технологии (разделы «Цифровая грамотность» и «Информационные технологии») История развития информационных технологий и персонального компьютера. Виды информационных процессов. Устройства для работы с информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами. Повторение видов информации, форматирования, редактирования текста и работы в облачном сервисе Ооод1е. Изучение новых функций Ооод1е Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Ооод1е. 2. Графический модуль ТигНе в языке программирования Ру1Ьоп (раздел «Алгоритмы и программирование») Подключение модуля Тигйе. Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. Заливка замкнутых многоугольников. Рисование окружности. Изменение внешности черепашки при помощи команды 8Ьаре. Управление несколькими черепашками. 3. Функции и события на примере модуля ТигИе в языке программирования Ру1Ьоп (раздел «Алгоритмы и программирование») Повторение: функция, виды функций. Функции модуля ТигИе. Самостоятельное создание функции. Глобальные и локальные переменные. Объект «экран». Событие. Работа с событиями. Фракталы. Рекурсия. Кривая Коха. 4. Элементы алгебры логики (раздел «Теоретические основы информатики») Электронное устройство. Логическое высказывание. Логические операции и выражения. Таблица истинности для логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы. 9 КЛАСС 1. Современные цифровые технологии (раздел «Информационные технологии») Повторение: информационные технологии. Документооборот. Электронный документооборот. Механизмы работы с документами. Система электронного документооборота. Достоинства и недостатки бумажного и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись. Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на компьютере. Отличия растровой графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. иХ/Ш-дизайн. Трёхмерная система координат. Интерфейс Тткегсай. 2. Структуры данных (разделы «Теоретические основы информатики» и «Алгоритмы и программирование») Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Запросы. Структурированные и неструктурированные данные. Работа с большими данными. Причины структурирования данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу организации данных. Виды баз данных по способу хранения. Функции 8^г() и 1п1(). Методы для работы со строками. Создание списка в Ру^Ъоп. Действия над элементами списка. Функции аррепЩ), ^етоVе(). Объединение списков. Циклический просмотр списка. Сортировка списков. Сумма элементов списка. Обработка списков. Сравнение списков и словарей. 3. Списки и словари в языке программирования Ру1Ьоп (раздел «Алгоритмы и программирование») Словарь. Создание словаря в Ру^Ъоп. Добавление новой записи в словарь. Вывод значения по ключу. Замена элемента словаря. Удаление элемента из словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (1еп(), с1еаг(), кеуз(), Vа1^е5(), П;ет5()). 4. Разработка веб-сайтов (раздел «Алгоритмы и программирование») Структура и разработка сайтов. Знакомство со специалистами по разработке сайтов. Конструкторы сайтов. Создание сайта в конструкторе Ооод1е. Язык НТМ^. Основы веб-дизайна. 5. Информационная безопасность (раздел «Цифровая грамотность») Информационная безопасность. Приватность и защита персональных данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита приватных данных. Финансовая информационная безопасность. Виды финансового мошенничества. Шифрование и криптография. 00 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ» 7 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 1. Информация и информационные процессы (6 ч) Информация и информационные процессы Примерная рабочая программа Файлы и папки Техника безопасности и правила работы на компьютере. Информация и информационные процессы. Виды информации. Хранение информации. Устройства для работы с информацией. Устройство компьютера. Кодирование информации. Код. Процессы кодирования и декодирования. Единицы измерения информации ■ Повторяет и соблюдает правила техники безопасности и правила работы на компьютере. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Получает информацию о видах информации и об основных информационных процессах. ■ Переводит данные из одной единицы измерения информации в другую (бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт). ■ Кодирует и декодирует информацию согласно заданному правилу. ■ Получает сведения о том, как информация хранится в памяти компьютера Файловая система. Одноуровневая и многоуровневая файловые структуры. Путь к файлу. Операции с файлами ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Определяет тип файла по расширению. ■ Выполняет основные операции с файлами. ■ Описывает полный путь к файлу ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ. 7—9 классы Раздел 2. Основы языка программирования Ру11юп (12 ч) Знакомство с языком ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Современные языки програмпрограммирования РуНюп мирования. Алгоритм. Язык ■ Получает объяснение, почему для изучения программирования выбран РуНюп. программирования. Программа. ■ Определяет вид алгоритма по его блок-схеме. Среда разработки ГОЕ. ■ Знает интерфейс 8си1рН Интерфейс 8си1р1. Виды ■ Работает в 8си1р1 алгоритмов: линейный, разветвляющийся Переменные. Правила Типы данных. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. образования имён переменных. ■ Создаёт переменные с именами, удовлетворяющими Переменные Типы данных: целое число,строка условиям. ■ Исправляет ошибки в программном коде. ■ Дописывает программный код. ■ Пишет программный код Функция. Виды функций. Ввод и вывод данных ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Функция: рпп1(), 1приГ(), 1П1() ■ Получает информацию о синтаксисе функций рпп1(), 1при1;(), 1п1(). ■ Анализирует программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных данных. ■ Исправляет ошибки в программном коде. ■ Дописывает программный код. ■ Пишет программный код Ветвление ПО о Ветвление в РуЫюп. Оператор И- ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. е1зе. Вложенное ветвление. ■ Получает объяснение, почему вложенное ветвление Множественное ветвление. можно упростить, используя множественное Оператор гЕ-еШ-еГзе ветвление. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы ■ Анализирует программный код, чтобы определить, что выведет программа при конкретных исходных данных. ■ Исправляет ошибки в программном коде. ■ Дописывает программный код. ■ Пишет программный код Проект «Чат-бот» Цель проекта. Задачи проекта. Чат-бот. Планирование Примерная рабочая программа ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Определяет цель и задачи проекта. ■ Планирует свою работу при помощи таблицы. ■ Пишет программный код на РуНюп, используя функции рппЦ), 1при1() и операторы ветвления. ■ Выступает со своим проектом. ■ Оценивает чужой проект Раздел 3. Циклы в языке программирования РуНюп (9 ч) Логические выражения и операторы Логическое выражение. Простые и сложные логические выражения. Результат вычисления логического выражения. Условие. Операции сравнения в РуНюп. Логические операторы ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Анализирует логическую структуру выражений. ■ Пишет программы на РуНюп на определение чётности и нечётности чисел. ■ Исправляет ошибки в программном коде. ■ Дописывает программный код. ■ Пишет программный код ПО по ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ. 7—9 классы Примерная рабочая программа в РуНюп: апс1, ог и по!. Темы, раскрывающие Операторы данный раздел целочисленного Основные виды деятельности обучающегося при Содержание деления и деления с остатком на программы программы, и число изучении темы часов наРуНюп их изучение Цикл с предусловием. Цикл с Циклы Форматирование текста. Создаёт текстовые документы. ■ Программирует■ циклические алгоритмы. параметром ■ Форматирует текстовые документы. Обработка графической ■ Определяет вид алгоритма по его блок-схеме. векторный рисунок в текстовом процессоре. информации. Виды графической ■ Решает задачи ■ с Создаёт использованием циклов в В1оск1у. ■ Создаёт презентации по заданной информации. Применение ■ Понимает отличие цикла с условием от цикла с теме компьютерной графики. Работа с параметром табличным процессором. Создание презентаций Проект «Максимум и Статистика. Примеры стати■ Раскрывает изучаемых понятий. минимум» Свойства и правила хорошей смысл Проект «Презентация ■ Получает информацию об особенностях презентации стических моделей. Формула ■ Определяет цель и задачи проекта. презентации. Особенности Е1еуа1;ог РгЬсй» типа «Е1еуак>г РгЬсй». вычисления среднего. Функции ■ Планирует свою работу. презентации типа «Е1еуа1;ог ■ Создаёт типа «Е1еуа1;ог РИсй» по для вычисления максимального и ■ Пишет программный кодпрезентацию на РуНюп для исследования РгЬсй» заданной теме. минимального значения температуры воздуха ■ Выступает со своим проектом. ■ Оценивает чужой проект Раздел 4. Информационные технологии (7 ч) Работа в Интернете Средства коммуникации. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Современные средства общения. ■ Анализирует пользовательский интерфейс Всемирная паутина (ДУЛУТУ). применяемого программного средства. Назначение браузера. Создание ■ Создаёт электронную почту и работает с облачным почтового ящика. Облачное хранилищем данных Ооо§1е. хранилище. Правила ■ Имеет представление об общении в Интернете безопасности в Интернете Обработка различных видов информации Текстовая информация в реальной жизни. Обработка текстовой информации. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ■ Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства. 8 КЛАСС ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ. 7—9 классы 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 6 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Информационные технологии Обработка различной информации Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 1. Информационные технологии (9 ч) ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. История развития информа■ Определяет программные средства, необходимые для ционных технологий и персоосуществления информационных процессов при нального компьютера. Виды решении задач. информационных процессов. ■ Оперирует компьютерными информационными Устройства для работы с объектами в наглядно-графическом интерфейсе информацией. Архитектура Неймана. Программное обеспечение. Виды программного обеспечения. Пользовательский интерфейс. Работа с поисковыми системами ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Повторение: виды информации, ■ Применяет новые функции Ооо§1е Документов и форматирование, редактирование Ооо§1е Презентаций на практике текста, работа в облачном сервисе Соо§Те. Изучение новых функций Ооо§1е Документов для форматирования текста. Виды презентаций. Совместный доступ к презентации в Ооо§1е Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Примерная рабочая программа Раздел 2. Графический модуль ТигНе в языке программирования Руцкой (8 ч) Знакомство с модулем Подключение модуля ТигЫе. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. ТигЫе в РуЫюп Объект. Метод. Основные команды управления черепашкой. ■ Объясняет, что такое исполнитель. ■ Описывает черепашку как пример исполнителя. Заливка замкнутых ■ Устанавливает связь между движением черепашки и многоугольников. Рисование единицами измерения (пиксели, градусы). окружности. Изменение ■ Определяет координаты как адрес расположения внешности черепашки при точки в пространстве. помощи команды Зйаре. ■ Определяет на экране начало движения черепашки Управление несколькими (начало отсчёта). черепашками ■ Решает задачи на рисование различных геометрических фигур черепашкой. ■ Настраивает цвет исполнителя, толщину пера, выполняет заливку цветом. ■ Пишет программный код на РуЫюп с использованием нескольких объектов-черепашек Раздел 3. Функции и события на примере модуля Тиг11е в языке программирования Руцкой (12 ч) Функции и события в Повторение: функция, виды ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Руцкой функций. ■ Создаёт свои функции. Функции модуля ТигЫе. ■ Пишет программный код на РуЫюп с использоСамостоятельное создание ванием функций и событий. функции. Глобальные и ло■ Получает информацию о различиях между областью кальные переменные. Объект видимости функции и областью видимости «экран». Событие. Работа с программы. событиями. Фракталы. Рекурсия. ■ Решает задачи с использованием глобальных переменных Кривая Коха Раздел 4. Элементы алгебры логики (5 ч) ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Элементы алгебры логики Электронное устройство. ■ Анализирует логическую структуру высказываний. Логическое высказывание. ■ Составляет таблицу истинности для логического Логические операции и выравыражения. жения. Таблица истинности для ■ Строит логические схемы логического выражения. Логические элементы. Построение логических схем. Алгоритм построения логической схемы ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ. 7—9 классы ПО <Л К 9 КЛАСС 1 ч в неделю, всего 34 ч, из них 5 ч — резервное время. Темы, раскрывающие данный раздел программы, и число часов на их изучение Работа с программами Примерная рабочая программа Компьютерная графика Содержание программы Основные виды деятельности обучающегося при изучении темы Раздел 1. Современные цифровые технологии (6 ч) ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Повторение: информационные ■ Получает информацию о причинах технологии. использования электронного документоДокументооборот. Электронный оборота вместо бумажного. документооборот. Механизмы работы с ■ Форматирует и редактирует текстовую документами. Система электронного информацию в облачном сервисе Соо§1е документооборота. Достоинства и Документы недостатки бумажного и электронного документооборота. Проверка подлинности. Электронная цифровая подпись ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Компьютерная графика. Способы хранения графической информации на ■ Анализирует пользовательский интерфейс применяемого программного средства. компьютере. Отличия растровой ■ Создаёт трёхмерное изображение графики от векторной. Преимущества и недостатки растровой и векторной графики. Трёхмерная графика. Программы для создания компьютерной графики. ИХ/ Ш-дизайн. Трёхмерная система координат. Интерфейс Ттпкегсаб ОСНОВЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ НА РУТНОЙ. 7—9 классы Раздел 2. Структуры данных (11ч) База данных Окончание Примерная рабочая программа ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. Темы, раскрывающие Базы данных. Системы управления ■ Имеет представление о базах данных данный раздел Основные виды деятельности обучающегося базами данных (СУБД).Содержание Запросы. программы программы, и число при изучении темы Структурированные и неструктуричасов нарованные их изучение данные. Работа с большими данными. Причины структурирования Раздел 4. Разработка веб-сайтов (6 ч) данных. Реляционная база данных. Виды баз данных по способу Создание сайтов Структура разработка ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. организации данных. Виды ибаз данных сайтов. Знакомство со специалистами по ■ Имеет представление о создании сайтов. по способу хранения разработке сайтов. Конструкторы ■ Выполняет оформление сайта с помощью Список в языке РуНюп Раскрывает смыслготового изучаемых понятий. сайтов. Создание сайта в■конструкторе конструктора. Функции зГг() иСоо§1е. 1п1(). Методы для Основы ■ Создаёт Ру11юп. Язык НТМЬ. веб- списки■на Создаёт одностраничный сайт с помощью работы со строками. Создание списка в ■ Исправляет ошибки в программном коде. дизайна языка НТМЬ РуНюп. Действия над элементами ■ Дописывает программный код. списка. Функции аррепбЦ, гешоуе(). ■ Пишет программный код(6 ч) Раздел 5. Информационная безопасность Объединение списков. Циклический Информационная просмотр списка.Информационная Сортировка списков. ■ Раскрывает смысл изучаемых понятий. безопасность. безопасность Сумма элементов списка. Обработка ■ Имеет представление об информационной Приватность и защита персональных списков. Сравнение списков и словарей безопасности данных. Основные типы угроз в Интернете. Правила поведения в Интернете. Кибербуллинг. Защита Раздел 3. Списки и словари в языке программирования РуНюп (5 ч) приватных данных. Финансовая Словарь в языке РуНюп ■ Раскрывает информационная безопасность. Виды смысл изучаемых понятий. Словарь. Создание словаря в РуНюп. ■ Создаёт словари на РуНюп. финансового мошенничества. Добавление новой записи в словарь. ■ Исправляет ошибки в программном коде. и криптография Вывод значения Шифрование по ключу. Замена ■ Дописывает программный код. элемента словаря. Удаление элемента из ■ Пишет программный код словаря. Работа с элементами словаря. Методы работы со списками (1еп(), с!еаг(), кеуз(), уа!иез(), НетзЦ) ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ Курс внеурочной деятельности «Основы программирования на Руйюп» для 7—9 классов рассчитан на 1 академический час в неделю. Обучение предусматривает групповую форму занятий в классе с учителем. Тематическое планирование каждого класса состоит из 4—5 модулей, в каждом из которых 5—14 занятий. Занятия предусматривают индивидуальную и групповую работу школьников, а также предоставляют им возможность проявить и развить свою самостоятельность. В курсе наиболее распространены следующие формы работы: обсуждения, дискуссии, решения кейсов, викторины. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 6 Помодульные дидактические материалы, представленные на образовательной платформе (в том числе раздаточный материал и т. д.). МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ 6 Методические материалы. 6 Демонстрационные материалы по теме занятия. 6 Методическое видео с подробным разбором материалов, рекомендуемых для использования на занятии. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТА 6 Образовательная платформа. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ 6 Компьютер (стационарный компьютер, ноутбук, планшет). 6 Компьютерные мыши. 6 Клавиатуры. УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ И ДЕМОНСТРАЦИЙ 6 Мультимедийный проектор с экраном (интерактивной доской) или интерактивная панель.