БЕРЕЗОВСКОЕ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21» ПРИНЯТЫ Педагогическим Советом Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» Протокол № 14 от 28.06.2024 г. УТВЕРЖДЕНЫ приказом директора Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21» ____________________И.Ю.Ковалева № 64-о от 28.06.2024г. Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся 1. Общие положения Настоящее Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в Березовском муниципальном автономном общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа №21» разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с действующим законодательством в сфере образования, уставом образовательной организации. 1.2. Настоящее Положение определяет формы, периодичность, порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся БМАОУ СОШ №21 по основным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также порядок ликвидации академической задолженности. 1.3. Стартовая диагностика, текущий контроль успеваемости и результаты промежуточной аттестации являются частью системы внутришкольного мониторинга качества образования по направлению «качество образовательного процесса» и отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования. 1.4. Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация по отдельным частям учебного предмета или учебному предмету в целом, курсу, дисциплине (модулю) образовательной программы проводятся в рамках часов, отведенных учебным планом (индивидуальным учебным планом) на соответствующие части образовательной программы. 1.1. 1.5. Для обучающихся ОВЗ и обучающихся на дому в БМАОУ СОШ №21 создаются специальные условия проведения текущего контроля и промежуточной аттестации с учетом здоровья обучающихся с ОВЗ, их особыми образовательными потребностями. В формах, определенных учебным планом, с учетом рекомендаций психологопедагогической комиссии. 2. Стартовая диагностика 2.1.Стартовая диагностика проводится с целью оценки готовности обучающихся к обучению на новом уровне образования и выступает как основа (точка отсчета)для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. 2.2. Стартовая диагностика в начале 1 класса позволяет определить у обучающихся сформированность предпосылок к учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счетом. 2.3. Стартовая диагностика в начале 5 и 10 классов позволяет определить у обучающихся структуру мотивации, сформированность учебной деятельности, владение универсальными и специфическими для основных учебных предметов познавательными средствами, в том числе средствами работы с информацией, знаково-символическими средствами, логическими операциями. 2.4.Стартовая диагностика может проводиться педагогическими работниками с целью готовности к изучению отдельных предметов, модулей. 2.5. Результаты стартовой диагностики является основанием для коррекции учебных программ и индивидуализации учебного процесса. 2.6. Мероприятия стартовой диагностики включаются в единый перечень оценочных процедур БМАОУ СОШ №21. 3. Содержание и порядок проведения текущего контроля успеваемости учащихся 3.1. Текущий контроль успеваемости обучающихся - систематическая проверка образовательных (учебных) достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой и направленная на выстраивание максимально эффективного образовательного процесса в целях достижения планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами соответствующего уровня общего образования. 3.2. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется в целях: определения степени освоения обучающимися основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования в течение учебного года по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) учебного плана образовательной программы; - коррекции рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) в зависимости от анализа качества, темпа и особенностей освоения изученного материала; - предупреждения неуспеваемости. 3.3. Текущий контроль успеваемости проводится для всех обучающихся БМАОУ СОШ №21, за исключением лиц, осваивающих основную образовательную программу в форме семейного образования либо обучающихся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, зачисленных в БМАОУ СОШ №21 для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации. 3.4. Текущий контроль успеваемости обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно. Текущий контроль успеваемости осуществляется поурочно и (или) по темам в соответствии с тематическим планированием рабочей программы учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта соответствующего уровня общего образования, индивидуальных особенностей обучающихся класса, содержанием образовательной программы, используемых образовательных технологий в формах: - письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, реферат, эссе, контрольные, проверочные, самостоятельные, лабораторные и практические работы); - устного ответа, в том числе в форме опроса, защиты проекта, реферата или творческой работы, работы на семинаре, коллоквиуме, практикуме; - диагностики образовательных достижений обучающихся (стартовой, промежуточной, итоговой); - иных формах, предусмотренных учебным планом (индивидуальным учебным планом). 3.5. Текущий контроль успеваемости обучающихся первого класса в течение учебного года осуществляется без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий. Основной формой текущего контроля успеваемости является мониторинг образовательных достижений обучающихся на выявление индивидуальной динамики от начала учебного года к его концу с учетом личностных особенностей и индивидуальных достижений обучающегося за текущий и предыдущие периоды. 3.6. Текущий контроль успеваемости во втором и последующих классах осуществляется: - по пятибалльной системе оценивания по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям); - безотметочно («зачет») по некоторым учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) части, формируемой участниками образовательных отношений и компонента образовательного учреждения, а также по предметам «Основы религиозных культур и светской этики» (далее ОРКСЭ) и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (далее ОДНКНР). При заполнении аттестата об основном общем образовании «зачет» по ОДНКНР заменяется отметкой «отлично». 3.7. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются педагогическим работником в журнале успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренные локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. 3.8. Текущий контроль успеваемости по итогам триместра осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная или итоговая контрольная работа). 2.9 Педагогический работник, проводящий текущий контроль успеваемости, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за триместровую письменную работу, и проведение текущего контроля успеваемости по итогам триместра для отсутствовавших ранее обучающихся. При осуществлении текущего контроля обучающихся: а) оценочные процедуры проводить по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; б) оценочные процедуры не проводить на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; в) для обучающихся одного класса не проводить более одной оценочной процедуры в день; г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала; е) для проведения оценочных процедур не использовать копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.). 2.11. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники БМАОУ СОШ №21. Отметки по установленным формам текущего контроля успеваемости обучающихся фиксируются в журнале успеваемости. 2.12. Текущий контроль успеваемости обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. 2.13. Текущий контроль успеваемости в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. 2.14. Отметки за триместр по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как среднее арифметическое текущего контроля успеваемости и выставляются всем обучающимся в журнал успеваемости целыми числами с округлением результата в пользу обучающегося. 2.15. Обучающимся, пропустившим по уважительной причине, подтвержденной соответствующими документами, более 50% учебного времени, отметка за триместр выставляется на основе результатов письменной работы или устного ответа педагогическому работнику в формах, предусмотренных для текущего контроля успеваемости, по пропущенному материалу. 4. Содержание, и порядок проведения промежуточной аттестации 4.1. Промежуточная аттестация - установление уровня освоения основной образовательной программы общего образования соответствующего уровня, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы. 4.2. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется в целях: - объективного установления фактического уровня освоения образовательной программы и достижения результатов освоения основной образовательной программы; - соотнесения результатов освоения образовательной программы с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов соответствующего уровня общего образования; - оценки достижений конкретного обучающегося, позволяющей выявить пробелы в освоении им образовательной программы и учитывать индивидуальные потребности обучающегося в образовании; - оценки динамики индивидуальных образовательных достижений. 4.3. Промежуточная аттестация проводится для всех обучающихся со второго класса. Промежуточная аттестация обязательна для обучающихся всех форм обучения, в том числе обучающихся по индивидуальному учебному плану и при ускоренном обучении. Сроки проведения промежуточной аттестации определяются основной образовательной программой общего образования соответствующего уровня (индивидуальным учебным планом). 4.4. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом. В 9 классе во втором триместре обучающиеся сдают итоговое собеседование по русскому языку, как форму промежуточной аттестации и как допуск к государственной итоговой аттестации. В 11 классе в первом полугодии обучающиеся сдают итоговое сочинение, как форму промежуточной аттестации и как допуск к государственной итоговой аттестации. 4.5. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в форме годовой письменной работы (тест, диктант, изложение, сочинение, комплексная или контрольная работа, ВПР и других внешних независимых оценочных процедур) и годовой отметки по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом. 4.6. Промежуточная аттестация обучающихся осуществляется по пятибалльной системе оценивания. 4.7. Отметки за годовую письменную работу обучающихся фиксируются педагогическим работником в журнале успеваемости и дневнике обучающегося в сроки и порядке, предусмотренном локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. За сочинение, изложение и диктант с грамматическим заданием в журнал успеваемости выставляются две отметки: одна по учебному предмету «Русский язык» или «Родной язык (русский)», а вторая по учебному предмету «Литературное чтение» («Литература») или «Литературное чтение на родном языке (русском)» («Родная литература (русская)». По учебному предмету «Математика», состоящий из двух модулей: модуль алгебра и начала анализа, модуль: геометрия, полугодовые и годовые отметки выставляется одна отметка, как среднее арифметическое между двумя модулями по закону математического округления в пользу ученика. 4.8. Педагогический работник, осуществляющий промежуточную аттестацию, обеспечивает повторное написание письменной работы обучающимися, получившими неудовлетворительную оценку за годовую письменную работу, и проведение промежуточной аттестации по итогам учебного года для отсутствовавших ранее обучающихся 3.9 При осуществлении промежуточной аттестации обучающихся: а) оценочные процедуры проводить по каждому учебному предмету в одной параллели классов не чаще 1 раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, затрачиваемого на проведение оценочных процедур, не должен превышать 10% от всего объема учебного времени, отводимого на изучение данного учебного предмета в данной параллели в текущем учебном году; б) оценочные процедуры не проводить на первом и последнем уроках, за исключением учебных предметов, по которым проводится не более 1 урока в неделю, причем этот урок является первым или последним в расписании; в) для обучающихся одного класса не проводить более одной оценочной процедуры в день; г) исключить ситуации замещения полноценного учебного процесса в соответствии с образовательной программой многократным выполнением однотипных заданий конкретной оценочной процедуры, проведения "предварительных" контрольных или проверочных работ непосредственно перед планируемой датой проведения оценочной процедуры; д) при проведении оценочной процедуры учитывать необходимость реализации в рамках учебного процесса таких этапов, как проверка работ обучающихся, формирование массива результатов оценочной процедуры, анализ результатов учителем, разбор ошибок, допущенных обучающимися при выполнении работы, отработка выявленных проблем, при необходимости - повторение и закрепление материала; е) для проведения оценочных процедур не использовать копии листов с заданиями, полученные в результате ксерографии (возможно использование материалов, распечатанных на принтере с высоким разрешением, типографских бланков, учебников, записей на доске и т.п.). ё) полученные обучающимися отметки за ВПР и другие внешние независимые процедуры могут быть выставлены в классный журнал, если эта работа определялась как в качестве контрольной работы; ж) полученные обучающимися отметки за ВПР и другие внешние независимые процедуры могут быть выставлены в классный журнал по согласованию с обучающимися (только у тех обучающихся, которые захотели иметь полученную отметку в журнале). 3.10. Промежуточную аттестацию обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ на дому, осуществляют педагогические работники БМАОУ СОШ №21. Отметки по установленным формам промежуточной аттестации обучающихся фиксируются в журнале успеваемости. 3.11. Промежуточная аттестация обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, для которых организовано освоение основных общеобразовательных программ в медицинской организации, осуществляется данной организацией. Результаты успеваемости подтверждаются справкой об обучении в медицинской организации и учитываются в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. 3.12 .Промежуточная аттестация в рамках внеурочной деятельности определятся ее моделью, формой организации занятий и особенностями выбранного направления внеурочной деятельности. Оценивание планируемых результатов внеурочной деятельности обучающихся осуществляется в порядке и на условиях, установленных локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21 3.13. Годовые отметки по каждому учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) и иным видам учебной деятельности, предусмотренных учебным планом, определяются как среднее арифметическое четвертных отметок и отметки по результатам годовой письменной работы выставляются всем обучающимся БМАОУ СОШ №21 в журнал успеваемости целыми числами в соответствии с правилами математического округления. 3.14. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации (по итогам года) по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или не прохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 3.15. Вариант прохождения промежуточной аттестации в форме зачета результатов освоения учебных предметов, курсов, модулей, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность осуществляется в соответствии с «Положение о порядке зачета БМАОУ СОШ №21 результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, модулей, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность». 5. Промежуточная и государственная итоговая аттестация экстернов 5.1. Лица, осваивающие основную общеобразовательную программу соответствующего уровня общего образования в форме семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в БМАОУ СОШ №21. 5.2. Промежуточная и государственная итоговая аттестация могут проводиться в течение одного учебного года, но не должны совпадать по срокам. К государственной итоговой аттестации допускаются экстерны, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за 9 класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговой собеседование по русскому языку. К государственной итоговой аттестации допускаются экстерны, не имеющие академической задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за каждый год обучения по образовательным программам среднего общего образования не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговой сочинение (изложение). 5.3. Экстерны при прохождении промежуточной и государственной итоговой аттестации пользуются академическими правами обучающихся. 5.4. Сроки подачи заявления о прохождении промежуточной аттестации экстерном, а также порядок возникновения, изменения и прекращения образовательных отношений с экстернами устанавливается локальными нормативными актами БМАОУ СОШ №21. Срок подачи заявления для прохождения государственной итоговой аттестации экстерном не может быть менее трех месяцев до ее начала. 5.5. Промежуточная аттестация экстерна осуществляется педагогическим работником, реализующим соответствующую часть образовательной программы, самостоятельно в сроки и формах, установленных приказом о зачислении экстерна. Государственная итоговая аттестация экстернов осуществляется в порядке, установленном законодательством. 5.6. До начала промежуточной аттестации экстерн может получить консультацию по вопросам, касающимся аттестации, в пределах двух академических часов в соответствии с графиком, утвержденным приказом о зачислении экстерна. 5.7. Экстерн имеет право на зачет результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом БМАОУ СОШ №21. 5.8. Результаты промежуточной аттестации экстернов фиксируются педагогическими работниками в протоколах, которые хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. 5.9. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) и иным видам учебной деятельности, предусмотренным учебным планом, или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью. 5.10. Информация об академической задолженности обучающегося доводится до сведения родителей (законных представителей) через вручение письменного уведомления. Ответственность за доведение информации об академической задолженности до родителей (законных представителей) возлагается на классного руководителя. 6. Ликвидация академической задолженности 6.1. Обучающиеся и экстерны, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые графиком ликвидации академической задолженности, разрабатываемым учителем- предметником, согласованным с представителем администрации, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам. 6.2. Обучающиеся и экстерны обязаны ликвидировать академическую задолженность по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) в установленные сроки. 6.3. Для проведения промежуточной аттестации во второй раз приказом директора БМАОУ СОШ №21 создается комиссия, которая формируется по предметному принципу из не менее трех педагогических работников. Персональный состав комиссии утверждается приказом. 6.4. Ликвидация академической задолженности осуществляется в тех же формах, в которых была организована промежуточная аттестация. 6.5. Результаты ликвидации академической задолженности по соответствующему учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) оформляются протоколом комиссии. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности обучающихся хранятся у заместителя директора. Протоколы комиссии с результатами ликвидации академической задолженности экстернов хранятся в личном деле экстерна вместе с письменными работами. Положительные результаты ликвидации академической задолженности обучающихся фиксируются ответственным педагогическим работником в журнале успеваемости в порядке, предусмотренном настоящим Положением. 5.6.Обучающиеся, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану. 5.7. Экстерны, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности, могут быть приняты для продолжения обучения в БМАОУ СОШ №21 при наличии свободных мест для приема в порядке, предусмотренном локальными нормативными актами БМАОУ СОШ №21. Положение принято с учетом мнения Совета школы (протокол № 1 от 30.08.2023)