Выписка из организационного раздела адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития Учебный план адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» на 2024/2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.1) БМАОУ СОШ №21 на 2024/2025 учебный год Учебный план в АООП НОО для обучающихся с ЗПР (вариант 7.1) фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Учебный план должен обеспечивать введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, которые предусмотрены Гигиеническими нормативами и Санитарно-эпидемиологическими требованиями. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Учебный план состоит из двух частей - обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по годам обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: - формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; - готовность обучающихся к продолжению образования на уровне основного общего образования; - формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; - формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; - личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. На первом и втором годах обучения эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определяется образовательной организацией. Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и ИПРА. Коррекционно-развивающие курсы будут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Время, отведённое на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объёмов финансирования, направляемых на реализацию АООП НОО. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка не более 10 часов, из них не менее 5 часов отводится на проведение коррекционных занятий (пункт 3.4.16 Санитарно-эпидемиологических требований). Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет образовательная организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). учебный план обеспечивает, а также возможность их изучения, и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. Для уровня начального общего образования обучающихся с ЗПР представлены два варианта учебного плана. В БМАОУ СОШ №21 реализуется вариант 1: вариант 1 - для образовательных организаций, в которых обучение ведётся на русском языке. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.1) обучающимися с ЗПР составляют 4 года. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения - 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся с ЗПР. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года составляет 34 недели, на первом годе обучения - 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом - не менее 8 недель. Для обучающихся на первом и втором годах обучения устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий на первом и втором годах обучения используется "ступенчатый" режим обучения: в первом полугодии (в сентябре-октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; в январе- мае - по 4 урока по 40 минут каждый). Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки обучающихся. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 минут, на групповые занятия - до 40 минут. Количество часов, отводимых в неделю на занятия внеурочной деятельностью, составляет не более 10 часов (в том числе не менее 5 часов в неделю на коррекционнообразовательную область в течение всего срока обучения на уровне начального общего образования) (пункт 3.4.16. Санитарно-эпидемиологических требований). Организация промежуточной аттестации Оценивание достижений обучающегося с ЗПР планируемых результатов проводится при завершении каждого учебного года или уровня образования, поскольку у обучающегося с ЗПР может быть индивидуальный темп освоения содержания образования, и стандартизация планируемых результатов образования в более короткие промежутки времени объективно невозможна. Обучающийся с ЗПР имеют право на прохождение текущей, промежуточной и государственной итоговой аттестации освоения АООП НОО ОВЗ в иных формах. Специальные условия проведения текущей, промежуточной (по итогам освоения АОП НОО) аттестации обучающихся с ЗПР включают: особую форму организации аттестации (в малой группе, индивидуальную) с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР; привычную обстановку в классе (присутствие своего учителя, наличие привычных для обучающегося мнестических опор: наглядных схем, шаблонов общего хода выполнения заданий); присутствие в начале работы этапа общей организации деятельности; адаптирование инструкции с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных трудностей обучающихся с ЗПР: Промежуточная аттестация проводится в переводных классах с апреля по май учебного года, согласно графика без прекращения образовательной деятельности по предметам учебного плана. От участия в ВПР освобождаются обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья. Вариант 7.1. предполагает, что обучающийся с ЗПР получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения на уровне начального общего образования. Обязательные предметные области учебного плана, учебные предметы и основные задачи реализации содержания предметных областей соответствуют ФГОС НОО. Неспособность обучающегося с ЗПР полноценно освоить отдельный предмет в структуре АООП НОО не служит препятствием для выбора или продолжения ее освоения, поскольку у данной категории обучающихся может быть специфическое расстройство школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия), а также выраженные нарушения внимания и работоспособности, нарушения со стороны двигательной сферы, препятствующие ее освоению в полном объеме. Обязательные предметные области и учебные предметы соответствуют положениям федерального учебного плана в ФОП НОО. Во внеурочную область федерального учебного плана включаются коррекционно-развивающие занятия по программе коррекционной работы в объеме 5 часов в неделю на одного обучающегося с ЗПР. Учебный план начального общего образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.1). Всего за Предметные Учебные 1 2 3 4 класс уровень класс области предметы класс класс НОО 1А 2А 2Б 3А 3Б 4А 4Б Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Иностранные языки Математика и информатика Обществознание и естествознание (окружающий мир) Основы религиозных культур и светской этики Искусство Русский язык Литературное чтение 5/ 165 4/ 132 Иностранный язык (английский) * Математика Окружающий мир 4/ 132 2/ 66 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) * Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Физическая культура Физическая культура Итого: 1/ 33 1/ 33 1/ 33 2/ 66 20/ 660 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 22/ 748 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 22/ 748 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 22/ 748 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 22/ 748 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 5/ 170 4/ 136 2/ 68 4/ 136 2/ 68 20/ 675 16/ 540 6/ 204 16/ 540 8/ 270 1ч/ 34. 1ч/ 34 1ч/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 23/ 782 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 23/ 782 4/ 135 4/ 135 4/ 135 8/ 270 87/ 2938 Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1/ 1/ 1/ 1/ 1/ Введение в функциональную 33 34 34 34 34 грамотность Всего часов 21/ 693 23/ 782 23/ 782 23/ 782 23/ 782 23/ 782 3/ 101 23/ 782 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) коррекционно-развивающие занятия Логопедические занятия Психокоррекционные занятия Ритмика Другие направления внеурочной деятельности 2/ 66 2/ 66 1/ 33 5/ 165 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 * Учебные часы проводятся при делении класса на группы 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 2/ 68 2/ 68 1/ 34 5/ 170 90/ 3039