Выписка из организационного раздела Основной образовательной программы основного общего образования Учебный план основного общего образования Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» на 2024/2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка к учебному плану основного общего образования БМАОУ СОШ №21 на 2024/2025 учебный год Учебный план основного общего образования Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 21» (далее - учебный план) для 5-9 классов, реализующих основную образовательную программу основного общего образования, соответствующую ФГОС ООО (приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»), фиксирует общий объём нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план является частью образовательной программы БМАОУ СОШ № 21, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования, с учетом Федеральной образовательной программой основного общего образования, и обеспечивает выполнение санитарно-эпидемиологических требований СП 2.4.364820 и гигиенических нормативов и требований СанПиН 1.2.3685-21. В основу учебного плана положен вариант федерального учебного плана № 1 Федеральной образовательной программы, утвержденной приказом Минпросвещения России от 18.05.2023 N 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.07.2023 N 74223) Вариант № 1 предназначен для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке в режиме пятидневной учебной недели. Учебный год в БМАОУ СОШ № 21 начинается 02.09.2024 и заканчивается 26.05.2025. Продолжительность учебного года в 5-9 классах составляет 34 учебные недели. Учебные занятия для учащихся 5-9 классов проводятся по 5-ти дневной учебной неделе. Максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся в неделю составляет в 5 классе - 29 часов, в 6 классе - 30 часов, в 7 классе - 32 часа, в 8-9 классах - 33 часа. Продолжительность урока в основной школе составляет 40. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся. Время, отводимое на данную часть учебного плана внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся В БМАОУ СОШ № 21 языком обучения является русский язык. Учебный план обеспечивает изучение русского языка как государственного языка Российской Федерации, в связи с чем предметная область «Русский язык и литература» реализуется через учебные предметы «Русский язык», «Литература». Основные задачи реализации содержания: - формирование представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Цель изучения учебного предмета «Русский язык» в основной школе формирование общеучебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, в основе которых также задействованы все виды речемыслительной деятельности: - коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), - интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), - информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), - организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Предмет «Русский язык» изучается в 5-9 классах. Сформулированные в стандарте цели литературного образования в основной школе сгруппированы в четыре смысловых блока: воспитание, развитие, освоение знаний, овладение умениями. При этом последовательность целей не указывает на их иерархию, т.е. все цели являются равноценными по значимости. Учебный план обеспечивает соблюдение прав граждан на добровольное изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка. Предметная область «Иностранные языки» представлена предметом «Иностранный язык (английский)». Соблюдая преемственность с начальной школой, на уровне основного общего образования продолжается изучение английского/немецкого языка. Основными целями изучения иностранного языка являются: - развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной); - развитие и воспитание школьников средствами иностранного языка. Предметная область «Математика и информатика» представлена предметом «Математика» в 5, 6 классах, в 7, 8, 9 классах — предметами «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» и «Информатика». Основными задачами реализации содержания являются: осознание значения предмета в повседневной жизни человека, развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения; овладение умением решать учебные задачи и развивать математическую интуицию. Предметная область «Общественно-научные предметы» представлены предметами «Обществознание», «История», «География». Учебный предмет «История» включает в себя следующие курсы: «История России», «Всеобщая история», «Новейшая история». Основные задачи реализации содержания: формирование мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как фактора формирования качеств личности, её социализации. Основные задачи реализации содержания предмета «География»: формирование общих элементарных пространственных представлений, способов действий и опыт эмоционально-ценностной деятельности, оказывающий влияние на формирование географической культуры учащихся как части общей культуры человека. Предметная область «Естественнонаучные предметы» представлены предметами «Биология» в 5-9 классах, с 7 по 9 классы добавляется предмет «Физика», а в 8, 9 классах - «Химия». Основные задачи реализации содержания: формирование системы знаний о живой природе, первоначальных представлениях о биологических объектах, процессах, явлениях и закономерностях развития. Предметная область «Искусство» представлена предметами «Музыка» и «Изобразительное искусство». Основные задачи реализации содержания: развитие эстетического вкуса, художественного мышления, музыкальной культуры; способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. На изучение предмета «Музыка» отводится 34 часа в год, реализация часов осуществляется следующим образом: в 5, 6, 7, 8 классах в течение года по 1 часу в неделю. На изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5-7 классы отводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю в течение года. Предметная область «Технология» представлена предметом «Труд (технология)». Основные задачи реализации содержания: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научно технического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности. Предмет «Технология» изучается 1 час в неделю в 5-7 классах 2 часа в неделю, 8 классах - 1 час в неделю. При изучении предмета «Технология» значительная роль отводится проектной деятельности, решению творческих задач, моделированию и конструированию. При изучении предмета по модульному принципу количество часов, отведенных на изучение модулей и (или) тем, определяется рабочей программой учителя. Предметная область «Физическая культура» представлена предметом «Физическая культура». Основные задачи реализации содержания: укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры; формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Предмет «Физическая культура» изучается 2 часа в неделю в 5-9 классах. Предметная область «Основы безопасности и защиты Родины» представлена предметом «Основы безопасности и защиты Родины». Предмет «Основы безопасности и защиты Родины» изучается 1 час в неделю в 8-9 классах Часть, формируемая участниками образовательных отношений. Учебным планом предусмотрено следующее распределение части, формируемой участниками образовательных отношений, которая включает предметы, обеспечивающие реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), образовательного учреждения, с учетом преемственности в обучении. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей). Время, отводимое на данную часть базисного учебного плана использовано на: - введение специально разработанных учебных предметов для обязательного изучения: • «Русская словесность» • Основы безопасности и защиты Родины (5-7классы); • Проектная деятельность; При изучении предметов иностранный язык, труд (технология), информатика осуществляется деление учащихся на подгруппы. Промежуточная аттестация обучающихся Обучающиеся проходят текущий контроль и промежуточную аттестацию по учебным предметам в порядке, определенном локальным актом БМАОУ СОШ №21, утвержденным приказом директора «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся». К промежуточной аттестации допускаются все обучающиеся. Промежуточная аттестация – это установление уровня достижения результатов освоения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), предусмотренных образовательной программой. Промежуточная аттестация проводится по всем предметам. Промежуточная аттестация обучающихся, осваивающих основную образовательную программу основного общего образования, проводится по итогам триместра, года. При промежуточной аттестации учитываются результаты итоговой работы за триместр, год, которая может проводиться в форме итоговой контрольной работы; сочинения; тестирования; зачетных работ; проектных работ и др. При промежуточной аттестации используется 5-ти балльная оценочная система. Отметка обучающимся за триместр выставляется на основе результатов текущей аттестации целым числом как среднее арифметическое всех текущих отметок в соответствии с правилами математического округления. Отметка за год выставляется на основании отметок за триместр целым числом. По учебным предметам, курсам части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений (в случае если на его изучение отводилось по учебному плану менее 64 часов) используется зачетная система - зачет/незачет. Промежуточная аттестация по данным курсам проводится в форме зачетной работы. Виды зачетной работы: практическая работа, творческая работа, проектная работа. Промежуточная аттестация обучающихся, завершающих освоение программы основного общего образования, определяет уровень освоения программы и возможность допуска до государственной итоговой аттестации. Промежуточная аттестация выпускников 9-ого класса проводится в сроки, которые предшествуют проведению государственной итоговой аттестации (далее — ГИА). Если обучающийся проходит ГИА досрочно, то и промежуточная аттестация проводится в более ранние сроки. Требования к итогам промежуточной аттестации следующие: итоги промежуточной аттестации в 9-х и 11-х классах выражаются в отметках. К ГИА в 9 классе допускаются обучающиеся, не имеющие академической задолженности, в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за IX класс не ниже удовлетворительных), а также имеющие результат «зачет» за итоговое собеседование по русскому языку. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет 5 лет. Внеурочная деятельность направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы в соответствии с выбором участников образовательных отношений из перечня, предлагаемого БМАОУ СОШ № 21. План внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы основного общего образования и обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся, родителей (законных представителей) и возможностей школы и соотносится с основными положениями программы воспитания. На основании решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей в БМАОУ СОШ № 21 реализуется оптимизационная модель плана внеурочной деятельности. Организация жизни ученических сообществ является важной составляющей внеурочной деятельности, направлена на формирование у школьников российской гражданской идентичности и таких компетенций, как: компетенции конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний социальных ролях человека; компетенции в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. Организация жизни ученических сообществ может происходить: -в рамках внеурочной деятельности в ученическом классе, общешкольной внеурочной деятельности, в сфере школьного ученического самоуправления, участия в детско-юношеских общественных объединениях, созданных в школе и за ее пределами; -через приобщение обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участие обучающихся в деятельности производственных, творческих объединений, благотворительных организаций; -через участие в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения, в благоустройстве школы, класса, сельского поселения, города, в ходе партнерства с общественными организациями и объединениями. Внеурочная деятельность в соответствии с требованиями ФГОС ООО организуется по основным направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Содержание данных занятий формируется с учетом пожеланий учащихся и их родителей (законных представителей) и осуществляется посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения. Часы внеурочной деятельности не входят в объем учебной нагрузки учащихся. Внеурочная деятельность так же, как и деятельность учащихся в рамках уроков направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах отличных от урочных: кружковые занятия, лаборатории, мастерские, практикумы, музейные уроки, образовательные экскурсии, общественно полезные и естественнонаучные практики, тематические смены (в летний период). Система внеурочной деятельности БМАОУ СОШ № 21 включает: - план организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и т. д.; - план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы, ученические научные общества, школьные олимпиады по предметам программы основной школы); - план организационного обеспечения учебной деятельности (ведение организационной и учебной документации, организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и т. д.); - план работы по организации педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); - план работы по обеспечению благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся); - календарный план Программы воспитания. Система внеурочной деятельности БМАОУ СОШ № 21 включает: - кружковые занятия, лаборатории, мастерские, практикумы, направленные на расширение и углубление по предметам естественнонаучного - направления проектной и учебно-исследовательской деятельности во внеурочное время; - олимпиады, конкурсы, соревнования различного уровня; - тематические лагерные смены; - тематические школьные выезды; - социальные практики; - музейные уроки. Учебный план для 5-9 классов, реализующей ФГОС ООО 2024/2025 учебный год Предметны е области Русский язык и литература Русский язык Иностранные языки Иностранный язык (английский)* Математика Математика и информатика 5 класс Учебные предметы Литература 6 класс 8а 9а 9б 5/ 170 3/ 102 3/ 102 5/ 170 3/ 102 3/ 102 6/ 204 3/ 102 3/ 102 6/ 204 3/ 102 3/ 102 4/ 136 2/ 68 3/ 102 3/ 102 2/ 68 3/ 102 3/ 102 3/ 102 3/ 102 3/ 102 3/ 102 3/ 102 21/ 714 13/ 442 15/ 510 5/ 170 5/ 170 5/ 170 5/ 170 10/ 340 9/ 306 6/ 204 3/ 102 3/ 102 10/ 340 2/ 68 4/ 136 2/ 68 3/ 102 3/ 102 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2,5/ 68 3/ 102 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2,5/ 68 1/ 34 2/ 68 2/ 68 2/ 68 2/ 68 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 2/ 68 1/ 34 2/ 68 3/ 102 2/ 68 2/ 68 2/ 68 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 2/ 68 27/ 918 27/ 918 29/ 986 29/ 986 30/ 1020 Обществознание Физика Естественнонаучные предметы Химия Биология Основы духовнонравственной культуры народов России Основы духовнонравственной культуры народов России** Искусство Изобразительно е искусство Музыка Технология Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины Труд (технология)* Физическая культура Основы безопасности и защиты Родины ВСЕГО безопасности Русская словесность и 4/ 136 8/ 272 7/ 238 4/ 136 7/ 238 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 1/ 34 1/ 34 2/ 68 1/ 34 3/ 102 4/ 136 7/ 238 10/ 340 2/ 68 30/ 1020 32/ 1088 32/ 1088 149/ 5066 Часть, формируемая участниками образовательных отношений ОБЗР (Основы защиты Родины) Всего за уровень ООО 7б Вероятность и статистика Информатика* География 9 класс 5б 6а 6б 7а Обязательная часть Алгебра История 8 класс 5а Геометрия Общественнонаучные предметы 7 класс 2 2 1 1 2 2 2 1 1 5а 5б 6а 6б 7а 7б 8а 9а 9б 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 1/ 34 0,5/ 17 0,5/ 17 ВСЕГО 2/ 68 29/ 986 2/ 68 29/ 986 1/ 34 30/ 1020 1/ 34 30/ 1020 2/ 68 33/ 1122 2/ 68 33/ 1122 2/ 68 33/ 1122 1/ 34 8/ 272 157/ 5338 * Учебные часы проводятся при делении класса на 2 группы ** Для реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» часы взяты из части, формируемой участниками образовательных отношений. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивнооздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. Исходя из задач, форм и содержания внеурочная деятельность осуществляться через: 1) классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); 2) деятельность иных педагогических работников в соответствии с должностными инструкциями. Порядок перевода обучающихся в следующий класс Решение о переводе в следующий класс по итогам года, условный перевод в следующий класс; оставление на повторный год обучения принимает педагогический совет школы руководствуясь Федеральным законом «Об образовании» в РФ, Уставом школы, Положением о переводе учащихся в следующий класс». -