Выписка из организационного раздела адаптированной образовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) Березовского муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21» на 2024/2025 учебный год г. Березовский Пояснительная записка Учебный план разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599 (ред. от 08.11.2022) Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 N 35850) - Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1026 (ред. от 17.07.2024) Об утверждении федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2022 N 71930) Учебный план БМАОУ СОШ №21 (далее - Учебный план), реализующей ФАООП УО (вариант 1), фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации. Недельный учебный план представлен по этапам обучения: 1 этап - I - IV или I дополнительный, I - IV классы; 2 этап - V - IX классы; 3 этап - X - XII классы. Срок обучения по АООП составляет 9 - 13 лет. Учебная нагрузка рассчитывается исходя из 33 учебных недель в году в I дополнительном и в I классе и 34 учебных недель в году со II по XII класс. Общий объем учебной нагрузки составляет не более от 3039 до 3732 академических часов на 1 этапе обучения (I - IV или I дополнительный, I - IV класс), 5066 академических часов на 2 этапе обучения (V - IX класс) и 3060 часов на 3 этапе (X - XII класс). На каждом этапе обучения в учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционно-развивающая область. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционноразвивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей обучающихся. Кроме этого, с целью коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся в структуру учебного плана входит и коррекционноразвивающая область. Учебный план включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех образовательных организациях, реализующих АООП, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Состав учебных предметов в обязательной части учебного плана может различаться для обучающихся с умственной отсталостью разных нозологических групп и определяется в соответствии с представленными ниже учебными планами. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью: формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для каждой группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Таким образом, часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает: учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умственной отсталостью и необходимую коррекцию недостатков в психическом и (или) физическом развитии; введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов. Неотъемлемой составляющей учебного плана является внеурочная деятельность, включающая коррекционно-развивающую область и другие направления внеурочной деятельности. Содержание коррекционно-развивающей области учебного плана представлено обязательными коррекционными курсами (коррекционно развивающими занятиями). Выбор коррекционных индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение может осуществляться общеобразовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Время, отведенное на реализацию коррекционно-развивающей области, не учитывается при определении максимально допустимой учебной нагрузки, но учитывается при определении объемов финансирования. Всего на коррекционно-развивающую область отводится не менее 5 часов в неделю из часов внеурочной деятельности. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в общеобразовательной организации. Образовательные организации предоставляют обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие. Внеурочная деятельность обучающихся с ОВЗ формируется из часов, необходимых для обеспечения их индивидуальных потребностей, и составляет суммарно 10 часов в неделю на обучающегося, из которых не менее 5 часов должны включать обязательные занятия коррекционной направленности с учетом возрастных особенностей обучающихся и их физиологических потребностей (пункт 3.4.16 санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления обучающихся и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 N 28 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г, регистрационный N 61573), действующим до 1 января 2027 г. Для развития потенциала тех обучающихся с умственной отсталостью, которые в силу особенностей своего психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов, программ сопровождается тьюторской поддержкой. Учебный план АООП образования обучающихся V - IX классов с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 Предметные области Классы Учебные предметы Количество часов в год V VI VII Обязательная часть Язык и речевая Русский язык* 4/136 практика Чтение (Литературное 4/136 чтение) Математика Естествознание Человек и общество Математика Информатика Природоведение Биология География Основы социальной жизни 4/136 2/68 Мир истории Физическая культура Технология Итого Рисование (изобразительное искусство) Музыка Адаптивная физическая культура Труд (технология) Всего 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 4/136 3/102 3/102 3/102 17/578 1/34 1/34 1/34 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 2/68 3/102 4/136 6/204 8/272 2/68 2/68 2/68 8/272 2/68 2/68 2/68 История Отечества Искусство IX 4/136 2/68 2/68 VIII 21/714 20/680 2/68 2/68 2/68 2/68 6/204 2/68 2/68 1/34 2/68 2/68 1/34 13/442 6/204 27/918 6/204 28/952 2/68 2/68 7/238 29/986 7/238 29/986 2/68 7/238 29/986 35/1190 142/4828 Часть, формируемая участниками образовательных отношений ОБЗР (основы безопасности и защиты Родины) Подвижные игры Итого 1/34 1/34 2/68 1/34 1/34 39/ 1326 1/34 1/34 2/68 40/ 1360 5/170 2/68 1/34 Максимально допустимая годовая нагрузка 29/986 30/1020 30/1020 (при 5-дневной учебной неделе) в соответствии с санитарными правилами и нормами Внеурочная деятельность Коррекционно-развивающая область 6/204 6/204 6/204 (коррекционные занятия и ритмика) Другие направления внеурочной деятельности 4/136 4/136 4/136 Всего часов 1/34 40/ 1360 1/34 1/34 7/238 30/1020 30/1020 149/5066 6/204 6/204 30/1020 4/136 4/136 20/680 40/ 1360 40/ 1360 199/ 6766