РП КВД ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 1-4

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА
(НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ)

МОСКВА
2023

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ............................................................................................ 3
Содержание курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории
нашего Отечества» ................................................................................................... 6
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Яркие страницы истории нашего Отечества» .................................................... 10
Личностные результаты ...................................................................................... 10
Метапредметные результаты.............................................................................. 11
Предметные результаты ..................................................................................... 13
Тематическое планирование.................................................................................. 15

2

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В современных условиях развития российского общества особое внимание
уделяется историческому просвещению подрастающего поколения. Президент
Российской Федерации В.В. Путин неоднократно говорил о том, что в системе
образования на разных его этапах необходимо создать условия
для формирования у обучающихся знаний об истории своего государства,
осознания значения исторической памяти, преемственности нравственных
ценностей поколений, что является предпосылкой успешного развития
российского общества.
При разработке данной программы использовались следующие
нормативные документы:
1. Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
(с дополнениями и изменениями).
2. Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. № 809
«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению
и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
3. Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400
«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая
2015 г. № 996-р).
Для современной системы российского образования весьма важными
являются идеи интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы
и внеурочной деятельности обучающихся. Интеграция разных видов
деятельности в значительной степени повышает успешность формирования
патриотизма как одной из базовых духовно-нравственных ценностей нашего
государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей
Родины зависит ее будущее. Патриотизм включает уважение к исторической
памяти, гордость за доблесть российского человека, который всегда вставал
на защиту своего Отечества от иноземных завоевателей, героически сражался
за свободу своей земли. Особенно важны живые формы общения
с подрастающим поколением с учетом возможностей не только школы,
3

но и телевидения, Интернета, средств массовой информации. Необходимо
оградить детей от пропаганды насилия, жестокости, антиобщественного
поведения. В этом отношении ознакомление с яркими страницами прошлого
российской державы, с проявлением патриотических чувств граждан России
в разные исторические времена является актуальным средством воспитания
любви к своей Отчизне.
Существенный вклад в гражданско-патриотическое воспитание
и историческое просвещение младших школьников вносит изучение предметов
учебного плана уровня начального общего образования: «Русский язык»,
«Литературное чтение», «Музыка», «Изобразительное искусство». Особую роль
в процессе воспитания играет учебный предмет «Окружающий мир». Начиная
со второго класса, обучающиеся знакомятся с наиболее значимыми страницами
истории России, у них формируются представления о культуре, быте, традициях
народов нашей страны. Важным компонентом являются знания о развитии
в России образования, науки и техники, искусства, архитектуры и других сфер
культуры. Данное предметное содержание оказывает непосредственное влияние
на организацию внеурочной деятельности, так как:
 во-первых,

внеурочная

деятельность

опирается

на

знания

из разных предметных областей. Такая интеграция позволяет значительно
расширить объем знаний об истории России, что формирует интеллектуальную
эрудицию школьника и его общую культуру;
 во-вторых, организуется свободный выбор форм занятий, который
не ограничивается строгими рамками урока и дает возможность комбинировать
обсуждения, диалоги с экскурсиями, оценкой видеоматериалов, организацией
различных мероприятий с участием межвозрастных групп детей, родителей,
учителей разной специальности;
 в-третьих,

внеурочная

работа

обучающихся

обеспечивает

использование различных видов деятельности, которые строятся на применении
полученных знаний, выражении чувства принадлежности российскому
обществу.
Программа курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории
нашего Отечества» включается в систему исторического просвещения
и строится с учетом следующих важнейших сторон социальной и общественной
жизни граждан России:
4

 становление российского государства; роль личности в истории
государства;
 семья как обязательная ячейка общества; особенности семьи как
коллектива;
 проявление патриотических чувств граждан в тяжелые, трагические
минуты жизни страны; готовность к самопожертвованию в борьбе за свободу
Родины; герои России разных исторических эпох;
 этапы становления культуры российского государства – достижений
в области науки, образования, искусства;
 особое внимание и забота государства о подрастающем поколении:
его здоровье, благополучии, возможности получить образование.
Цель курса «Яркие страницы истории нашего Отечества». Курс имеет
историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение исторической
памяти, понимание общности исторических судеб различных народов
и регионов России, формирование у обучающихся личностной позиции
по отношению к прошлому и настоящему своей страны.
Организация курса внеурочной деятельности «Яркие страницы истории
нашего Отечества». Курс «Яркие страницы истории нашего Отечества»
предназначен для обучающихся 3–4 классов и рассчитан на 1 год изучения
(34 часа).
Программа является содержательным и методическим ориентиром
для составления педагогами рабочих программ и их реализации во внеурочной
деятельности. Предложенные в программе элементы содержания и алгоритм
деятельности обучающихся могут быть конкретизированы (детализированы
или обобщены) с учетом преобладающего возрастного состава учебной группы,
условий школьной информационно-образовательной среды и возможностей
доступа к работе с краеведческими материалами.
Учитель может вносить коррективы в содержание курса и тематическое
планирование с учетом объема исторических представлений, которые есть
у детей, а также их интереса к истории и культуре нашей страны. Количество
часов на предложенные темы также может быть скорректировано учителем.

5

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»
Раздел 1. Славяне и их поселения
Первые славянские поселения. Названия древних славян: поляне,
древляне, кривичи, вятичи. Особенности славянских поселений. Возникновение
городов. Господин Великий Новгород. Стольный град: Владимир, Москва.
Понятия: кремль (укрепление города), посад (жилые районы, поселения
ремесленников), «торг» (рыночная площадь).
Раздел 2. Быт семьи в Древнерусском государстве
Славянский дом. Особенности быта славянского дома: мебель, посуда.
Гостеприимство славян. Реконструкция древнерусского обеда. Каких продуктов
не знали славяне.
Славянская семья. Многопоколенный состав семьи. Старший мужчина –
глава семьи. Занятия семьи: земледелие; бортничество; выращивание мелкого
рогатого скота и домашней птицы; охота; рыболовство. Праздники
и развлечения в Древней Руси в русских былинах.
Значение и происхождение слова «ремесло». Ремесла Древней Руси. Виды
ремесел, значение труда ремесленника, особенности: полезность, нужность,
долговечность, эстетичность, красота. Ремесло и творчество.
Раздел 3. Развитие образования: от Древней Руси до Советской России
Первые школы Древней Руси. Расцвет монастырских школ в правление
Ярослава Мудрого.
Развитие образования в XVI–XVIII вв. Первые учебные книги. Русская
«Азбука» Ивана Федорова. Первые учебники в эпоху правления Петра I.
«Арифметика» Л.Ф. Магницкого. Навигационные школы.
Образование и просвещение в XVIII–XIX вв. Образовательные
и культурные учреждения: Славяно-греко-латинская академия, Кунсткамера,
народные училища, Смольный институт, Царскосельский лицей, открытие
Эрмитажа, Императорская Публичная библиотека.
Советская Россия: решения советского государства об образовании народа
и подрастающего поколения, о ликвидации безграмотности среди населения,
6

охране его жизни и здоровья, правильном росте и развитии, уровне
образования – одна из главных задач государства. Создание системы
дошкольного воспитания. Рождение детской литературы.
Борьба Советской власти с беспризорностью. Гуманный подход
к воспитанию беспризорных. А.С. Макаренко его деятельность.
Раздел 4. Становление и развитие российской науки
Великий русский ученый М.В. Ломоносов – ученый-универсал,
энциклопедист. Основные этапы его жизни и деятельности.
Достижения науки в XIX в. Русская кругосветная экспедиция
под командованием Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева на кораблях «Восток»
и «Мирный». Открытие Антарктиды. Строительство Транссибирской
магистрали. Демонстрация А.С. Поповым радиоприемника. Первый российский
самолет А.Ф. Можайского. Начало использования электричества. «Свеча
Яблочкова». Проект изучения космоса с помощью реактивных аппаратов.
К. Э. Циолковский.
Развитие исторической науки. Строительство здания Исторического музея.
Исторические исследования Н.М. Карамзина, В.О. Ключевского. Исследования
великорусского народного языка. В.И. Даль.
Эра космических полетов. С.П. Королев. Первые космонавты.
Ю.А. Гагарин.
Раздел 5. Яркие страницы русского искусства
Скоморохи в России. Скоморошеское искусство как искусство смеха,
массовое развлечение для народа. Особенности жизни и театрализованной
деятельности скоморохов.
Первые публичные театры. Федор Волков и его деятельность
в Ярославском драматическом театре. Открытие Русского театра в Петербурге.
Большой театр в Москве. Первые спектакли: оперы и балеты. Открытие театров
по всей России.
Золотой век российской культуры. Какое время в истории развития
культуры России называют «золотым веком». А.С. Пушкин – гений поэзии,
основатель нового направления в поэтическом языке. Произведения великих
поэтов и писателей XIX в. (Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.).
7

Достижения XIX в. в области изобразительного искусства. Тематика
картин И.И. Левитана, И.И. Шишкина, В.И. Сурикова, И.Е. Репина.
Великие русские композиторы XIX в. Первая опера М.И. Глинки.
Музыкальные произведения П.И. Чайковского на сцене Большого театра.
Рождение детской литературы. Первые журналы для детей в XVIII–XIX вв.
Произведения, которые были написаны специально для детей (XIX в.):
А.А. Погорельский, П.П. Ершов, В.Ф. Одоевский и др.
Классики советской детской литературы. К.И. Чуковский. С.Я. Маршак.
Н.Н. Носов. Любимые детские книги в СССР.
Раздел 6. Силы русской промышленности
Вклад Петра I в зарождение и развитие промышленности. Уральские
заводы династии Демидовых. Первые машиностроительные заводы.
Феномен русского ситца. Предприниматели-крестьяне (Морозовы,
Рябушинские и др.). Производство тканей, одежды, предметов быта,
кондитерских изделий и др.
Открытие Д.И. Виноградовым рецепта глины для производства фарфора –
начало истории русского производства фарфоровой посуды. Указ императрицы
Елизаветы Петровны о создании мануфактуры (фабрики) производства фарфора.
Дулевский, гжельский и другие виды фарфора.
Открытие кондитерского производства в России, известные кондитерские
фабрики (Абрикосовы и др.).
Радел 7. Воинская слава российского народа
Александр Невский, князь Храбрый. Лето 1240 г. – приближение
шведского войска. Невская битва. Ледовое побоище. Проявление русским
войском силы, смелости, готовности защищать родную землю.
Великий князь Московский Дмитрий Донской. Золотая орда и её войско.
Сражение на Куликовом поле. Военное искусство Дмитрия Донского
в руководстве сражением. Значение победы русского войска в Куликовской
битве для укрепления русского государства.
К. Минин и Д.М. Пожарский. Начало XVII века – Смута в России.
Шведские и польские войска. Польский гарнизон в Москве. Призыв купца
Кузьмы Минина к борьбе с врагами земли русской. Сбор ополчения.
8

Военачальник Дмитрий Пожарский – руководитель ополчения. Освобождение
Москвы.
Отечественная война 1812 г. Замыслы императора Франции Наполеона
быстро захватить Россию. Военная тактика главнокомандующего русским
войском М.И. Кутузова. Бородинская битва. Оставление Москвы. Летучие
партизанские отряды, их роль в военных действиях. Денис Давыдов – один
из руководителей партизанского движения. Народная война как выражение
патриотических чувств простого народа.
Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Начало войны с фашистской
Германией. Призыв Родины к защите родной земли. Плакаты, призывающие
помочь Отчизне в трудное для нее время. Главные и наиболее крупные сражения
Великой Отечественной войны: Московская битва, блокада и освобождение
Ленинграда, Сталинградская битва, Курская битва, Берлинская операция.
Дети – участники Великой Отечественной войны: сыны полка, партизаны,
работники тыла. Герои Советского Союза.
Итоговая конференция

9

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЯРКИЕ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1) Гражданско-патриотическое воспитание:
становление ценностного отношения к своей Родине, в том числе через
изучение русского языка, отражающего историю и культуру страны (учебный
предмет «Русский язык»);
становление ценностного отношения к своей Родине, малой родине,
проявление интереса к изучению родного языка, истории и культуре Российской
Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре
общества (учебный предмет «Литературное чтение»);
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности,
сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного
края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов
в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей
русской литературы, устного творчества народов России.
2) Духовно-нравственное воспитание:
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе
с использованием языковых средств для выражения своего состояния
и чувств.
3) Эстетическое воспитание:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре,
восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего
и других народов.
4) Трудовое воспитание:
осознание ценности труда в жизни человека и общества, интерес
к различным профессиям;
осознание ценности труда в жизни человека и общества, ответственное
потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки
участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным
профессиям.
10

6) Ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира;
познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность
и самостоятельность в познании;
овладение смысловым чтением для решения различного уровня учебных
и жизненных задач.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать объекты, устанавливать основания для сравнения, аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому признаку.
Базовые исследовательские действия:
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование
по установлению особенностей объекта изучения и связей между объектами
(часть – целое, причина – следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе
результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, классификации,
сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия
в аналогичных или сходных ситуациях;
различать понятия «век», «столетие», «историческое время», соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом) (с опорой на изученный
материал учебного предмета «Окружающий мир»).
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно
или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся) правила
информационной
безопасности
при
поиске
в
информационнокоммуникационной сети Интернет;
11

анализировать и создавать текстовую, видео-, графическую, звуковую
информацию в соответствии с учебной задачей;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления
информации;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту
выступления;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны
(с опорой на изученный материал учебного предмета «Окружающий мир»).

Коммуникативные универсальные учебные действия
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции
в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила
ведения диалога и дискуссии; признавать возможность существования разных
точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение,
повествование);
готовить небольшие публичные выступления.

Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать действия по решению учебной задачи для получения
результата;
выстраивать последовательность выбранных действий по решению
учебной задачи;
устанавливать причины собственного успеха (неуспеха) при решении
учебной задачи;
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Совместная деятельность:
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия
по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс
12

и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять
поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы;
оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с использованием
предложенных образцов.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу изучения курса внеурочной деятельности обучающийся научится:
использовать первоначальные знания об отдельных страницах истории
Отечества, личностях, героях, достижениях;
приводить примеры ярких событий из истории Отечества и высказывать
свое мнение;
получать знания на основе участия в игровой (ролевые, театрализованные
игры, виртуальные экскурсии), познавательной и исследовательской
деятельности;
работать с лентой времени, соотносить с ней изученные исторические
события;
извлекать информацию из материалов, представленных в разных знаковых
системах: текст, иллюстрации, видеосюжеты, картосхемы и др.;
работать над индивидуальными или групповыми проектами по темам
курса внеурочной деятельности, представлять результаты своей работы
на школьной конференции, выставке и т. п.;
с опорой на учебный предмет «Русский язык» отвечать на вопросы
и задавать их; строить устные монологические высказывания в соответствии
с учебной задачей; использовать выборочное чтение с целью нахождения
необходимой информации; формулировать простые выводы, интерпретировать
и обобщать содержащуюся в тексте информацию;
с опорой на учебный предмет «Литературное чтение» осознанно
использовать при анализе текста изученные литературные понятия:
прозаическая и стихотворная речь; жанровое разнообразие произведений;
с опорой на учебный предмет «Окружающий мир» характеризовать
традиционные российские духовно-нравственные ценности (уважительно
13

относиться к своей семье и семейным традициям, родному краю, России, ее
истории и культуре, природе);
решать в рамках изученного материала познавательные, в том числе
практические задачи;
применять опыт работы с доступной информацией, безопасно
использовать сеть Интернет;
характеризовать отличительные особенности художественных промыслов
России с опорой на учебный предмет «Изобразительное искусство»;
применять на занятиях знания о мире профессий, значении труда в жизни
человека и общества, многообразии предметов материальной культуры,
полученных в ходе изучения учебного предмета «Технология».

14

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№
п/п

Наименование
разделов и тем
учебного предмета

Количество
часов

Программное содержание

Формы работы / характеристика
деятельности обучающихся

Первые славянские поселения.
Названия древних славян: поляне,
древляне, кривичи, вятичи.
Особенности славянских поселений.
Возникновение городов. Господин
Великий Новгород. Стольный град:
Владимир, Москва. Понятия:
кремль (укрепление города), посад

Рассматривание карты поселений
славянских племен.
Оценка географического
расположения разных племен.
Беседа по работе с иллюстрациями.
Словарная работа.
Дидактическая игра.
Сравнение различных жилищ

(жилые районы, поселения
ремесленников), «торг» (рыночная
площадь)

древних славян

Раздел 1. Славяне и их поселения
1.1

Первые славянские
поселения.
Возникновение
городов

Итого по разделу

1

1

Раздел 2. Быт семьи в Древнерусском государстве
2.1

Славянский дом

2

Особенности быта славянского

Беседа в ходе виртуальной

дома: мебель, посуда.
Гостеприимство славян.

экскурсии по славянской избе.
Работа в группах. Участие в игре15

2.2

2.3

Славянская семья

Ремесла Древней
Руси

Итого по разделу

1

1

Реконструкция древнерусского
обеда. Каких продуктов не знали

соревновании «Приглашаем
к столу».

славяне

Реконструкция древнерусского обеда

Многопоколенный состав семьи.
Старший мужчина – глава семьи.
Занятия семьи: земледелие;

Рассматривание портрета
славянской семьи.
Составление портрета семьи

бортничество; выращивание
мелкого рогатого скота и домашней
птицы; охота; рыболовство.
Праздники и развлечения в Древней
Руси в русских былинах

по вопросам.
Определение значения пословиц
о семье и взаимоотношениях членов
семьи.
Дискуссия, заполнение схемы.
Практическая работа.
Анализ былин.
Словарная работа

Значение и происхождение слова
«ремесло». Ремесла Древней Руси.
Виды ремесла, значение труда
ремесленника, особенности:

Словарная работа.
Работа с иллюстрациями
и заполнение таблицы.
Работа с воображаемой

полезность, нужность,
долговечность, эстетичность,
красота. Ремесло и творчество

ситуацией.
Дискуссия по вопросам

4
16

Раздел 3. Развитие образования: от Древней Руси до Советской России
3.1

Первые школы
Древней Руси

1

Первые школы Древней Руси.
Расцвет монастырских школ
в правление Ярослава Мудрого

Дискуссия на основе проблемных
вопросов и иллюстраций.
Участие в игре-соревновании
«Какие это буквы?»
Обсуждение поговорки
«Розга ум вострит и возбуждает
память»

3.2

Развитие
образования
в XVI–XVIII веках

1

Развитие образования в XVI–XVIII
веках. Первые учебные книги.
Русская «Азбука» Ивана Федорова.

Беседа на основе анализа
репродукции картины.
Сравнение страниц древних

Первые учебники в эпоху правления и современных учебников.
Петра I. «Арифметика»
Обобщение с использованием
Л.Ф. Магницкого. Навигационные
иллюстрации
школы
3.3

Образование
и просвещение
в XVIII–XIX веках

2

Образование и просвещение
в XVIII–XIX вв. Образовательные
и культурные учреждения: Славяногреко-латинская академия,
Кунсткамера, народные училища,
Смольный институт,
Царскосельский лицей, открытие

Работа с иллюстрациями.
Дискуссия на основе проблемных
вопросов.
Беседа на основе работы
с карточками.
Беседа на основе виртуальной
экскурсии по Царскосельскому
17

Эрмитажа, Императорская
Публичная библиотека

лицею.
Анализ заданий, предлагаемых
лицеистам.
Участие в ролевой игре
«Лицеистская дружба»

3.4

Образование

2

и воспитание
в Советской России

3.5

Борьба
Советской власти

1

с беспризорностью

Итого по разделу

Советская Россия: решения

Работа с отрывком

советского государства
об образовании народа
и подрастающего поколения,
ликвидации безграмотности,
охране его жизни и здоровья,
уровне образования – одна
из главных задач государства.
Создание системы дошкольного

из исторического документа.
Дискуссия на основе анализа
высказываний и пословиц/
поговорок о грамотности.
Анализ плакатов, посвященных
ликвидации неграмотности.
Беседа.
Заполнение схемы на основе

воспитания. Рождение детской
литературы

рассказа учителя.
Анализ диаграммы

Борьба Советской власти
с беспризорностью. Гуманный

Словарная работа.
Работа с иллюстративным

подход к воспитанию
беспризорных. А.С. Макаренко его
деятельность

материалом.
Дискуссия на основе рассказа
учителя

7
18

Раздел 4. Становление и развитие российской науки
4.1

Великий
русский ученый
М.В. Ломоносов

1

Великий русский ученый
М.В. Ломоносов – ученыйуниверсал, энциклопедист.
Основные этапы его жизни
и деятельности

Дискуссия на основе высказывания
А.С. Пушкина о М.В. Ломоносове.
Беседа на основе виртуальной
экскурсии «Деревня Мишанинская
на Курострове – родина Михаила
Васильевича Ломоносова»
и рассказа учителя.
Работа с карточками.
Словарная работа.
Обобщение на основе рассмотрения
иллюстрации (памятника
М.В. Ломоносову) и проблемного
вопроса

4.2

Достижения науки в
XIX веке

1

Русская кругосветная экспедиция
под руководством
Ф.Ф. Беллинсгаузена
и М.П. Лазарева на кораблях

Работа с иллюстрациями и
текстами.
Выступления с сообщениями
обучающихся.

«Восток» и «Мирный». Открытие
Антарктиды. Строительство
Транссибирской магистрали.
Демонстрация А.С. Поповым
19

4.3

Развитие
исторической науки

1

радиоприемника. Первый
российский самолет

Просмотр и обсуждение видео
«Музей Космонавтики в Москве

А.Ф. Можайского. Начало
использования электричества.
«Свеча Яблочкова». Проект
изучения космоса с помощью
реактивных аппаратов.
К. Э. Циолковский

с Игорюшей».
Обобщение на основе составления
схемы/таблицы

Строительство здания
Исторического музея. Исторические
исследования Н.М. Карамзина,
В.О. Ключевского. Исследования
великорусского народного языка.
В.И. Даль

Работа с иллюстративным
материалом.
Беседа на основе виртуальной
экскурсии «Сокровища
Исторического музея».
Ответы на вопросы на основе
рассказа учителя о выдающихся
историках.
Словарная работа

4.4

Эра космических
полетов

1

С.П. Королев. Первые космонавты.

Работа с иллюстрациями.

Ю.А. Гагарин

Беседа на основе рассказа учителя.
Сообщения обучающихся
о космонавтах.

20

Выставка рисунков и иных
творческих работ (из пластилина,
элементов конструкторов и т. п.)
на тему «Эра космических полетов»
Итого по разделу

4

Раздел 5. Яркие страницы русского искусства
5.1

Скоморохи
в России. Первые

1

публичные театры

5.2

Золотой век
российской
культуры

2

Скоморошеское искусство как
искусство смеха, массовое

Словарная работа.
Ответы на вопросы

развлечение для народа.
Особенности жизни
и театрализованной деятельности
скоморохов. Федор Волков и его
деятельность в Ярославском
драматическом театре. Открытие
Русского театра в Петербурге.

по иллюстрациям.
Коллективное создание
характеристики под общей темой
«Искусство скоморохов».
Участие в мини-спектакле «Федор
Волков: жизнь актера и создателя
театра».

Большой театр в Москве. Первые
спектакли: оперы и балеты.
Открытие театров по всей России

Просмотр и обсуждение
видеофильма «Великолепие
Большого: Главный театр страны
изнутри»

Какое время в истории развития

Дискуссия о понятии «золотой век

культуры России называют
«золотым веком». А.С. Пушкин –

российской культуры».
Работа с отрывками
21

гений поэзии, основатель нового
направления в поэтическом языке.

из произведений А.С. Пушкина
и иллюстрациями к ним.

Великие произведения великих
поэтов и писателей XIX века
(Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и др.).
Достижения XIX века в области
изобразительного искусства.
Тематика картин И.И. Левитана,
И.И. Шишкина, В.И. Сурикова,

Работа с карточками.
Беседа на основе рассказа учителя.
Работа с репродукциями картин.
Беседа на основе прослушивания
музыкальных произведений

И.Е. Репина.
Великие русские композиторы XIX
века. Первая опера М.И. Глинки.
Музыкальные произведения
П.И. Чайковского на сцене
Большого театра
5.3

Детская литература

1

Рождение детской литературы.
Первые журналы для детей
XVIII–XIX вв. Произведения,
которые были написаны специально
для детей (XIX в.):
А.А. Погорельский, П.П. Ершов,

Дискуссия о необходимости
существования детской литературы.
Анализ иллюстраций журналов
для детей с опорой на рассказ
учителя.
Работа с иллюстрациями

В.Ф. Одоевский и др.

и текстами.
22

Классики советской детской
литературы. К.И. Чуковский.

Участие в литературной
викторине по содержанию

С.Я. Маршак. Н.Н. Носов. Любимые произведений для детей.
детские книги в СССР
Беседа на основании экскурсии
на тему «Советская детская
литература и советские детские
писатели»
Итого по разделу

4

Раздел 6. Силы русской промышленности
6.1

Зарождение
и развитие
промышленности
в России

1

Вклад Петра I в зарождение
и развитие промышленности.
Уральские заводы династии
Демидовых. Первые
машиностроительные заводы

Дискуссия на основе вопросов.
Сопоставление схемы «Династия
Демидовых» и рассказа учителя.
Работа с текстами-карточками
и иллюстрациями на тему
«Машиностроение в России.
Как все начиналось»

6.2

Российские
предприниматели

1

Феномен русского ситца.
Предприниматели-крестьяне
(Морозовы, Рябушинские и др.):
производство тканей, одежды,

Рассматривание иллюстраций.
Составление словесных портретов
предпринимателей по плану.
Обобщение на основе вопросов

предметов быта, кондитерских
изделий и др.
23

6.3

Фарфор
и кондитерские

1

изделия

Открытие Д.И. Виноградовым
рецепта глины для производства

Работа с иллюстративным
материалом.

фарфора – начало истории русского
производства фарфоровой посуды.
Указ императрицы Елизаветы
Петровны о создании мануфактуры
(фабрики) производства фарфора.
Дулевский, гжельский и другие
виды фарфора.

Беседа на основе рассказа учителя.
Участие в викторине

Открытие кондитерского
производства в России, известные
кондитерские фабрики (Абрикосовы
и др.).
Итого по разделу

3

Раздел 7. Воинская слава российского народа
7.1

Александр Невский

1

Александр Невский,
князь Храбрый.
Лето 1240 г. – приближение
шведского войска.
Невская битва.
Ледовое побоище. Проявление
русским войском силы, смелости,

Сопоставление текста
стихотворения с иллюстрациями.
Рассматривание карт боевых
действий 1240 и 1242 гг. и беседа
по вопросам.
Беседа на основе иллюстраций.
Дискуссия
24

готовности защищать родную
землю
7.2

7.3

Дмитрий Донской

К. Минин
и Д.М. Пожарский

1

1

Великий князь Московский
Дмитрий Донской. Золотая орда
и её войско. Сражение
на Куликовом поле. Военное

Составление словесного портрета
Дмитрия Донского на основе
иллюстрации.
Дискуссия.

искусство Дмитрия Донского
в руководстве сражением. Значение
победы русского войска
в Куликовской битве
для укрепления русского
государства

Беседа на основе анализа
иллюстрации.
Обсуждение выводов о значении
Куликовской битвы

Начало XVII века – Смута в России.
Шведские и польские войска.
Польский гарнизон в Москве.
Призыв купца Кузьмы Минина
к борьбе с врагами земли русской.
Сбор ополчения.

Составление плана событий
на основе рассказа учителя.
Работа с воображаемой
ситуацией.
Дискуссия на основе высказывания
К. Минина.

Военачальник Дмитрий
Пожарский – руководитель
ополчения.
Освобождение Москвы.

Составление словесных портретов
К. Минина и Д.М. Пожарского
по плану.
Обобщение на основе беседы
25

о памятнике Минину и Пожарскому
на Красной площади
7.4

Отечественная
война 1812 года

2

Замыслы императора Франции
Наполеона быстро захватить
Россию. Военная тактика
главнокомандующего русским

Словарная работа.
Участие в ролевой игре.
Беседа на основе рассматривания
картины А. Каращука «Атака

войском М.И. Кутузова.
Бородинская битва. Оставление
Москвы. Летучие партизанские
отряды, их роль в военных
действиях. Денис Давыдов – один
из руководителей партизанского
движения. Народная война как
выражение патриотических чувств

гусар».
Беседа по рассказу учителя
о Денисе Давыдове.
Обобщение на основе дискуссии
по проблемному вопросу

простого народа
7.5

Великая
Отечественная
война 1941–1945
годов

5

Начало войны с фашистской
Германией. Призыв Родины
к защите родной земли. Плакаты,

Прослушивание песни «Вставай,
страна огромная» и беседа
по вопросам.

призывающие помочь Отчизне
в трудное для нее время. Главные
и наиболее крупные сражения
Великой Отечественной войны:

Беседа на основе анализ
плакатов, созданных в первые дни
войны.
Беседа на основе рассказа учителя.
26

Московская битва, блокада
и освобождение Ленинграда,

Работа с карточками о крупных
сражениях Великой Отечественной

Сталинградская битва, Курская
битва, Берлинская операция.
Дети – участники Великой
Отечественной войны: сыны полка,
партизаны, работники тыла. Герои
Советского Союза

войны.
Беседа на основе репродукции
картины П. Рыженко «Битва
за Москву».
Участие в ролевой композиции:
«Главные сражения Великой
Отечественной войны.
Сталинградская битва».
Сообщения обучающихся о детях –
участниках Великой Отечественной
войны.
Соотнесение иллюстраций
и текстов о событиях Великой
Отечественной войны.
Беседа на основе рассматривания
репродукции картины В. Богаткина
«Штурм Рейхстага»

Итого по разделу

10

Итоговая конференция

1

Выступление с результатами
проектных работ.
27

Участие в школьных творческих
конкурсах и выставках
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

28


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».