2025-2026, ПЛАН работы музея

ПЛАН РАБОТЫ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
БМАОУ СОШ № 21
на 2025 – 2026 учебный год
Направление работы
гражданское и патриотическое воспитание
школьного музея
Пояснительная записка
Школьный музей - одна из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного
учреждения, который расширяет сферу образовательного пространства, способствующего
саморазвитию и самореализации учеников и учителей в процессе совместной деятельности, которая
ведет к развитию сотворчества, активности, самостоятельности учащихся в процессе сбора,
исследования, обработки, оформления и пропаганды историко-краеведческих материалов, имеющих
воспитательную и научно-познавательную ценность.
Школьный музей призван способствовать формированию гражданско- патриотических качеств,
расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учебнопрактическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям
совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного образования.
Школьный музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он
сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы, поэтому важно эффективное
использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского
самосознания, высокой нравственности. Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и
описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, конференций и других
внеклассных мероприятий, способствует заполнению их досуга.
В БМАОУ СОШ № 21 музей выполняет следующие функции:
- научно-документальная
- исследовательская (Музей способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Для
написания сочинений, докладов, рефератов, сообщений по учебным предметам используются
материалы музея); - образовательно-воспитательная. (Музей пополняет знания учащихся, прививает
навыки исторического мышления).
Музей – это место, где ученик воспринимает накопленный исторический опыт, т.е. получает
эмоциональный импульс в причастности к прошлому страны, города, школы, усваивает этические
ценности. Историко-краеведческий школьный музей был создан в 1961 году. В 1995 году областной
аттестационной комиссией ему было присвоено звание «Музей образовательного учреждения» со
Свидетельством № 71 от 05.06.1995 года. После переаттестации 22.09.2015 музею было подтверждено
звание «Школьный музей».
За годы существования музея накопился большой исторический материал, являющийся достоянием
школы, который необходимо довести до сведения учащихся. В музее обучающиеся занимаются поиском,
хранением, изучением и систематизацией подлинных памятников истории, культуры, различных
предметов и документов.
- Большую роль в процессе гражданско-патриотического воспитания играет воспитание учащихся на
примере жизни и деятельности героев, их подвигах и деятельности в годы войны.
- Исключительно большое воспитательное значение имеют положительные образцы и примеры
поведения и деятельности других людей.
- Широкое применение находит положительный пример, как метод воспитания в процессе
формирования личностных качеств. Так, в ходе поисковой работы активисты музея узнают о
деятельности и подвигах людей своих земляков и соотечественников.
I. Цель работы школьного музея:
1
формирование общей культуры личности на основе воспитания
гражданственности и любви к Родине, бережного отношения к традициям школы, города,
Отечества;
2

развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных

планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта,
гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории Великой
Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого нашей страны;
3

воспитание ценности любви к Родине, народу как проявление духовной зрелости
человека, выражающейся в осознанном желании служить Отечеству;

II. Музей школы призван:
1
2
3
4
5
6
7
8
9

формировать у учащихся гражданско-патриотические качества;
формировать личностное, эмоционально окрашенное отношение к историческим
фактам, воспитывать любовь и уважение к прошлому своей страны;
расширять исторический кругозор
сохранять и поддерживать традиции образовательного учреждения,
формирующие особый «дух» школьного сообщества;
служить целям совершенствования образовательного процесса средствами
дополнительного обучения;
воспитывать познавательные интересы и способности;
способствовать овладению учащимися практическими навыками поисковой,
исследовательской деятельности;
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных
способностей учащихся;
способствовать ранней профилизации учащихся: знакомство с основами музейного
дела и экскурсионной деятельности.
ПЛАН РАБОТЫ на 2025-2026 учебный год

Цель работы
школьного музея

развитие личности, способной к определению, обогащению, реализации
жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе
интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории
Великой Отечественной войны и героических страниц боевого прошлого.

Задачи
1

Использование музейного материала для формирования позитивного
отношения учащихся к активной социально-значимой деятельности
через вовлечение их в активную деятельность музея.

2

Развитие проектно-исследовательской деятельности на базе музея с
привлечением экспонатов.
Организация экскурсий в музей.
Организация работы с фондами музея.
Участие в школьных, районных, городских мероприятиях
исторической и краеведческой направленности.

3
4
5

Организационно-методическая работа
№

Мероприятие
Организация работы Актива музея.
Организация работы лекторской группы экскурсоводов
музея.
Корректировка и утверждение плана музея на год.
Подготовка обзорных и тематических экскурсий по музею.
Подготовка к научно-исследовательской деятельности и
разработка темы в соответствии с конкурсными
направлениями.

Сроки
В течение года
В течение года
Сентябрь
Сентябрь
В течение года

Участие в общешкольных, поселковых, муниципальных,
областных мероприятиях патриотической направленности.
Разработка материалов для классных часов, музейных
уроков (бесед, уроков мужества, кино-уроков, уроков
исторической грамотности), посвященных Дням Воинской
Славы России:
5 декабря - Битва под Москвой
23 января - Дни памяти блокады Ленинграда
2 февраля - Сталинградская битва
23 февраля - день Защитника Отечества
9 мая - День Победы
Организация работы по дополнению экспозиций музея.
Организация и планирование работы с фондами музея.
Подведение итогов.

В течение года
В течение года

Декабрь
Январь
Январь - Февраль
Февраль
Май
В течение года
В течение года
Июнь

Экскурсионно-массовая работа
№

Мероприятие
Обзорные экскурсии по музею
Тематические экскурсии по музею:
1) «В уральской избе»
2) «История школы»
3) «Наши земляки в годы Великой Отечественной
войны»
4) «Каждая торфина – по врагу мина!»
(Торфопредприятие в годы Великой Отечественной
войны)
Тематические видео-экскурсии по материалам школьного
музея:
1) «История улицы имени Саши Мячева – героя
Гражданской войны 1918 года»
2) «Герой РФ – Жуйков Сергей Васильевич» (Памяти
С.В. Жуйкова, погибшего при выполнении
служебного долга в 1998 году во время взрыва
склада с боеприпасами)
3) «36 лет вывода войск из Афганистана»
4) «Мы помним тебя, Солдат!» (Памяти Олега
Соколова – воина-интернационалиста, участника
Афганской войны, погибшего при исполнении
воинского долга)
5) Беседа о фашистских концлагерях, приуроченная к
Международному Дню освобождения узников из
фашистских концлагерей (11 апреля)
6) Беседы о семейных традициях празднования Дня
Победы. «Взятие Берлина» - Экскурсионная беседа о
Битве за Берлин по материалам музея.

Сроки выполнения
В течение года
В течение года

Октябрь
Январь

Февраль
Март

Апрель

Май


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».