КОНЦЕПЦИЯ развития ГЕОГРАФИЧЕСКОГО образования в РФ.

29.03.2019

I.Общие положения.

Настоящая Концепция развития географического образования в Российской Федерации (далее – Концепция), представляет собой систему взглядов на базовые приоритеты, принципы, цели, задачи и основные направления развития географического образования и просвещения в Российской Федерации,
а также определяет механизмы ее реализации.

II.Значение географии и географического образования в России
и современном мире.

География – наука о природных и общественных системах, формирующая представление о человеческой деятельности во взаимодействии с окружающей средой на локальном, региональном и глобальном уровнях.

Географическая информация является необходимой базой для выявления
и решения проблем, возникающих в процессе взаимодействия человечества
с окружающей средой, включая экологические, социальные, экономические.

Географические знания играют ключевую роль в формировании российской идентичности. Именно географические факторы – географическое положение и размеры территории, следствием которых является природное, культурное, этническое и историческое разнообразие, – во многом определили развитие Российского государства.

География – учебный предмет мировоззренческого характера, формирующий у обучающихся комплексное, системное представление о своей стране и о Земле в целом. Это единственный учебный предмет, способный успешно выполнить задачу интеграции содержания образования в области естественных и общественных наук, обеспечивая значительный вклад в повышение общекультурного уровня обучающихся. Наряду с историей Отечества, а также русским языком и литературой, география – базовый учебный предмет для формирования у обучающихся традиционных российских духовных ценностей и самосознания.

Качественное географическое образование призвано обеспечивать:

формирование российской гражданской идентичности обучающихся;

сохранение и развитие культурного разнообразия, овладение духовными ценностями и культурой многонационального народа России;

духовно-нравственное развитие обучающихся;

формирование любви к своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям;

формирование патриотизма, социальной ответственности, экологической грамотности;

формирование расширенного кругозора и повышение общей эрудиции, развитие пространственного мышления и владение основами научных методов познания окружающего мира;

основу для подготовки будущих специалистов в областях географических наук, а также в сферах экономики, государственного, регионального
и муниципального управления, обороны и безопасности, территориального планирования, прогнозирования и ликвидации последствий стихийных бедствий, экологического мониторинга, миграционной политики, экологического менеджмента и рационального природопользования, международных отношений, журналистики и туризма;

начальную подготовку обучающихся в области широкого использования информационно-коммуникационных технологий, необходимых в повседневной жизни (систем глобального позиционирования, электронных карт
и геоинформационных систем).

Преподавание географии в организации, реализующей образовательные программы начального общего (через учебный предмет «Окружающий мир»), основного общего и среднего общего образования (далее – образовательная организация), должно быть направлено на формирование яркой и образной географической картины мира, установление причинно-следственных связей между географическими явлениями и процессами. Ведущим методическим принципом должно стать формирование практических навыков использования географической информации, реализуемое в логике системно-деятельностного подхода в образовании, который предполагает:

высокую мотивацию к изучению географии;

формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию;

активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровья обучающихся.

Концепция развития географического образования в Российской Федерации (в рамках образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования) призвана обеспечить сохранение лучших традиций отечественного образования наряду с внедрением прогрессивных инноваций в преподавании географии, ликвидировать имеющиеся недостатки, проблемы и противоречия.

III. Проблемы преподавания географии.

В настоящее время в преподавании географии выделяются содержательные, методические, кадровые и мотивационные проблемы.

1. Проблемы содержательного характера

Недостаточная реализация комплексного подхода в изучении географии, в результате чего наблюдается разрыв между двумя ветвями географической науки – физической и социально-экономической географией;

недостаточное внимание к географии как инструменту патриотического воспитания молодежи;

отсутствие географии в предметной области «Естественные науки», что приводит к утрате связи географии как синтетического предмета с науками естественнонаучного цикла и, как следствие, снижению потенциала межпредметных связей;

низкая степень преемственности между курсами «Окружающий мир» (начальное общее образование) и курсом «География» (основное общее и среднее общее образование);

отставание содержания школьного курса географии от современных достижений в области географической науки;

снижение внимания к краеведческому компоненту образования в результате исключения курса «География родного края» из программ 8-9 классов и недостаточного использования возможностей внеурочной деятельности (школьных туристических походов, экскурсий, экспедиций, естественнонаучных практик и др.), что значительно уменьшило уровень компетентности обучающихся в сфере географии родного края;

отсутствие обобщающего курса географии в образовательной программе среднего общего образования, что приводит к снижению потенциала теоретических знаний и отсутствию практических навыков исследования территории
у выпускников.

2. Методические проблемы

Преобладание традиционного способа обучения, не в полной мере учитывающего личностный опыт обучающихся и не затрагивающего их ценностно-смысловые ориентиры, недостаточное использование технологий личностно-ориентированного и развивающего обучения;

отсутствие высококачественных интерактивных ресурсов для изучения географии;

недостаточное использование в школьной практике технологий, основанных на познавательной, проектно-исследовательской, игровой, коммуникативной деятельности с учетом ориентации на универсальные учебные действия;

низкий уровень оснащения кабинетов географии необходимым современным оборудованием, что снижает практический потенциал предмета.

3. Кадровые проблемы

Отсутствие у значительной части учителей географии профильного географического образования;

сокращение объема и продолжительности предметной подготовки учителей географии и их практико-ориентированной и психолого-педагогической квалификации и сокращение продолжительности такой подготовки в вузах;

снижение уровня подготовки в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в сфере географического образования;

уменьшение в педагогических вузах контрольных цифр приема по направлению «География», что приводит к ускоренному старению педагогического состава и кадровому дефициту учителей географии.

4. Проблемы мотивационного характера

Недооценка значимости географического образования для повседневной жизни;

отсутствие положительных образов географа и учителя географии в средствах массовой информации, произведениях культуры и искусства;

недостаточный учёт возрастных особенностей обучающихся при отборе содержания образования и форм организации образовательной деятельности, формирующих ранний интерес к изучению географии, в том числе углублённо;

снижение мотивации обучающихся к изучению географии из-за недостаточного объёма практических занятий, в том числе в рамках внеурочной деятельности (экскурсии, походы, полевые и практические исследования, экспедиции и др.), обусловленное как недостаточной полевой подготовкой учителей, так и организационными сложностями таких мероприятий;

невостребованность географии как экзамена по выбору в форме ЕГЭ при прохождении государственной итоговой аттестации ввиду отсутствия предмета в перечне вступительных испытаний для поступления в образовательные организации высшего образования, в том числе с профильной географией;

недооценка значимости учебного предмета «География» среди обучающихся.

IV. Цель и задачи Концепции

Цель настоящей Концепции – обеспечить соответствие системы географического образования современным потребностям личности, государства и общества.

Задачи Концепции:

совершенствование содержания основных общеобразовательных программ в части изучении географии (с обеспечением их преемственности, межпредметных и метапредметных связей), учебных изданий, технологий и методик обучения;

популяризация географических знаний, соответствующих современному уровню развития науки о природе, обществе и общественной практике, повышение их статуса и востребованности в практической деятельности, в духовном, патриотическом и экологическом воспитании обучающихся;

совершенствование учебно-методического и материально-технического обеспечения в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (далее – ФГОС) в части преподавания и изучения географии – обеспечение количественного и качественного роста кадрового потенциала в сфере географического образования.

V. Основные направления реализации Концепции.

1. Основное общее образование

Географическое образование на уровне основного общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданского долга, глубокого понимания национальной и государственной специфики посредством актуализации содержания курса «География России», введения в систему географического образования
в образовательных организациях обязательного курса (модуля) «География родного края», а также изучения этого курса в рамках внеурочной деятельности;Хочу такой сайт

обеспечивать соответствие объема и содержания примерных рабочих программ по географии и учебно-методических комплексов возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся;

использовать потенциал географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), способствовать развитию мотивации к изучению географии;

предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий;

обеспечивать комплексный подход в изучении географии для преодоления содержательного и методологического разрыва между физической и социально-экономической географией.

2. Среднее общее образование

Географическое образование на уровне среднего общего образования должно:

воспитывать чувство патриотизма, гражданской ответственности, формировать традиционные российские духовные ценности у обучающихся;

учитывать индивидуальную траекторию развития обучающихся и обеспечивать изучение учебного предмета в соответствии с индивидуальными запросами как на базовом, так и на профильном уровнях, в сочетании с практико-ориентированной научно-исследовательской и проектной работой;

формировать у обучающихся представление о наличии географических систем в природе и обществе, обеспечивать выпускников общеобразовательных организаций географическими знаниями и навыками работы с географической информацией в объёме, достаточном для решения повседневных задач, а также для продолжения образования по направлениям профессиональной подготовки, требующим наличия достаточной базы географических знаний (экономика, журналистика, государственное и муниципальное управление, военная служба, международные отношения, туризм, геоэкология и др.);

формировать у обучающихся на профильном уровне изучения учебного предмета расширенное/углублённое представление о географических особенностях развития России и современного мира, о системности в природе и обществе;

обеспечивать достаточным для продолжения образования по профильным направлениям (география, океанология, метеорология, гидрология, картография и военная топография, геоэкология, туризм и др.) объемом географических знаний
и умений;

обеспечивать профильный уровень подготовки на базе организаций высшего образования, специализированных учебно-научных центров и на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, в том числе с использованием программ дистанционного обучения.

3. Дополнительное образование

Система дополнительного образования и воспитания должна:

координировать и интегрировать существующие формы дополнительного образования с системой мероприятий и проектов, реализуемых общественными организациями (в том числе Русским географическим обществом), – обеспечивать количественный рост и эффективность школьных экскурсий, полевых практик, экспедиций;

развивать и поддерживать олимпиады школьников, обеспечивать работу с обучающимися, увлечёнными географией и демонстрирующими значительные успехи в её освоении через создание специализированных образовательных центров юных географов на федеральном, межрегиональном и региональном уровнях;

ориентироваться на развитие существующих и внедрение новых форм организации дополнительного образования – дистанционное географическое образование, интерактивные экспозиции, географические проекты и сообщества в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

развивать традиционные формы работы с обучающимися посредством формирования унифицированной системы мероприятий расширенного взаимодействия в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования – олимпиад, интеллектуальных конкурсов, турниров и дискуссионных клубов, слётов и соревнований.

4. Система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в области географического образования

Учитель географии – ключевое звено в системе развития географического образования. Престиж этой специальности определяется как положением географии в системе научных дисциплин и образовательных предметов,
так и профессиональным уровнем учителей. Для повышения качества преподавания географии концепция предполагает:

реализацию программ поддержки будущих учителей и молодых специалистов через систему поощрения и стимулирования учебных и учебно-научных образовательных проектов в форме «предметных» стипендий, премий, грантов, гарантий;

усиление практико-ориентированной составляющей в системе среднего профессионального и высшего педагогического образования;

привлечение студентов и молодых специалистов к участию в просветительских проектах, в том числе в сфере дополнительного образования;

расширение территориального охвата и доступности программ повышения квалификации преподавателей географии за счёт проведения географических школ, лекториев, мобильных университетов, сборов, съездов;

привлечение учителей и студентов педагогических вузов к участию в экспедициях, полевых практиках, экскурсиях, социальных и географических акциях и массовых мероприятиях (в том числе проводимых Русским географическим обществом и Российской ассоциацией учителей географии);

ориентирование системы повышения квалификации и переподготовки учителей географии на создание инновационных модульных образовательных программ и технологий;

формирование и развитие профессионального открытого сетевого сообщества с функциями центров обмена опытом реализации инновационных образовательных программ и проектов, общественной экспертизы учебно-методических комплексов и отдельных методических разработок, дискуссионных площадок и семинаров по актуальным проблемам развития географического образования, обмена опытом и образовательными ресурсами.

5. Географическое просвещение и популяризация географии в России

Для популяризации географии России, создания в обществе устойчивого позитивного отношения к достижениям отечественной географической науки, воспитания чувства патриотизма среди молодежи предусматривается:

организация комплексных медиакампаний, посвященных значимым датам
и событиям отечественной и мировой географии;

организация массовых просветительских мероприятий − географических фестивалей, фотовыставок и кинопоказов, научно-популярных лекториев;

создание условий для производства художественных и научно-популярных фильмов географической тематики в рамках работы общественных организаций и государственного заказа;

выпуск научно-популярных, справочных и художественных географических изданий;

содействие в проведении общероссийских образовательных акций, географических диктантов, географических смен в детских оздоровительных центрах, открытых школьных географических экспедиций и походов, экологических акций, слетов и соревнований, географических брейн-рингов и дискуссионных клубов;

поддержка существующих и создание новых молодежных общественных инициатив, проектов, объединений, пропагандирующих географические знания и популяризирующих географию;

поощрение популяризаторов за счет соответствующих премий («за популяризацию географических знаний»), учреждение почетных званий («почетный лектор»);

развитие географических интернет-проектов, ведение специализированных интернет-порталов и блогов в социальных сетях, создание интерактивных музеев.

VI. Реализация Концепции.

Реализация Концепции предполагает:

обновление содержания географического образования в образовательных организациях в соответствии с современным состоянием географической науки;

детализация требований ФГОС, касающихся результатов освоения основной общеобразовательной программы по географии (личностных, метапредметных, предметных), а также внесение изменений в примерные основные образовательные, в том числе в целях обеспечения преемственности его содержания с предметом «Окружающий мир» (начальное общее образование);

стимулирование включения в школьный курс географии модуля под единым названием «География родного края», а также организацию его изучения в том числе в рамках внеурочной деятельности;

разработку модельных нормативных актов, регламентирующих проведение школьных экспедиций, а также методических рекомендаций по их организации;

внесение предложений по структуре и содержанию контрольных измерительных материалов государственной итоговой аттестации в формах основного государственного экзамена (ОГЭ) и единого государственного экзамена (ЕГЭ) по географии;

включение мероприятий по популяризации географии России и географических знаний в число основных направлений, предусмотренных государственными программами в области духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан Российской Федерации и иными нормативными документами.

Планируемые механизмы реализации Концепции:

обеспечить в рамках освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования непрерывность географического образования посредством преемственности содержания курсов «Окружающий мир» и «География», «География России» и «Экономическая и социальная география мира»;

разработать примерную рабочую программу и методическое сопровождение для курса/модуля «География родного края» и рекомендовать его для 8-9 классов;

разработать современные требования к учебно-методическим комплексам
по географии, способствующие закреплению за географией функции интегрирующего предмета (в том числе методическое обеспечение проектной деятельности обучающихся), с последующим проведением конкурса УМК с целью определения соответствия требованиям ФГОС и настоящей концепции и высокому качественному уровню содержания;

подготовить и издать новые атласы обучающегося и учителя;

проводить Всероссийскую проверочную работу (ВПР) по географии во всех классах;

проводить национальные исследования качества образования (НИКО)
в 7-8 классах;

рекомендовать ввести обязательное вступительное испытание по географии при приеме на географические факультеты педагогических вузов, а также по ряду направлений подготовки и специальностей высшего образования: «Экономика», «Экология и природопользование», «Туризм», «Международные отношения», «Политология», «Государственное и муниципальное управление», «Внешняя торговля», «Регионоведение России», «Зарубежное регионоведение», «Землеустройство и кадастры», «История», «Биология», «Почвоведение», «Природообустройство и водопользование», «Нефтегазовое дело», «Геодезия и дистанционное зондирование» и другие;

рекомендовать включить педагогическую подготовку с педагогической практикой в программы обучения по географическим специальностям в классических университетах;

создать Всероссийский центр географического образования для талантливых обучающихся и систему региональных центров;

внедрить систему премий и стимулирующих грантов (за счёт внебюджетных источников финансирования) для учителей географии, в особенности молодых специалистов, по результатам федеральных и региональных конкурсов, смотров, рейтингов;

проводить Национальный мониторинг профессиональной компетентности учителей географии;

реализовать программу содействия материально-техническому развитию общеобразовательных организаций, демонстрирующих высокие результаты в обучении географии;

ходатайствовать о формировании на одном из центральных каналов телевидения редакции учебных программ с целью создания фильмов и передач по географии для включения их в сетку вещания и методический фонд аудиовизуальных средств обучения.

новая Концепция развития ГЕОГРАФИЧЕСКОГО образования.pdf (скачать) (посмотреть)
новая Концепция развития ГЕОГРАФИЧЕСКОГО образования.docx (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».