РП_КБЖ_5-7_классы

Приложение к п. 2.1. содержательного раздела
Основной образовательной программы
основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУЛЬТУРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5-7 класс
ЦЕЛЬ КУРСА:
- изучение и освоение обучающимися интегрированных знаний, умений и навыков,
обеспечивающих безопасность жизнедеятельности, формирование желания, интереса,
потребностей к обеспечению собственной безопасности и безопасности окружающих.
В системе подготовки обучающихся по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности»
предусматривается ежегодное проведение «Дня защиты детей»
Основными целями и задачами «Дня защиты детей» являются:
O совершенствование обучающимися теоретических знаний и практических умений,
полученных в процессе обучения по предметам «Культура безопасности
жизнедеятельности»;
O воспитание у обучающихся уверенности в эффективности мероприятий гражданской
обороны и убежденности принимать в них участие;
O формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств,
сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности
окружающих, безопасности окружающей среды.
1. Содержание учебного предмета
5 класс
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ,
ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (26 ч.)
ЛИЧНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (11 ч.)
Источники и зоны повышенной опасности в современном городе: городской и
общественный транспорт, улицы и дороги, здания и сооружения, подземные
коммуникации, строительные площадки, уличное электричество, промышленные
предприятия. Правила безопасного поведения в опасных ситуациях.
Различные службы помощи: полиция, пожарная охрана, «скорая помощь», служба
спасения, коммунальные и другие службы. Правила вызова служб безопасности.
Государственные, муниципальные (городские) и районные службы обеспечения
безопасности.
Характеристика городского и сельского жилища. Особенности жизнеобеспечения
современного дома, квартиры (водоснабжение, отопление, электроснабжение,
канализация). Источники опасности в жилище и их характеристика. Возможные
аварийные и опасные ситуации в жилище.
Опасные факторы пожара, их воздействие на людей. Причины возникновения
пожаров в жилых помещениях. Меры пожарной безопасности в быту. Чего не следует
делать при пожаре в квартире (доме). Правила безопасного поведения при пожаре в
многоквартирном доме. Что делать, если при пожаре нельзя покинуть квартиру. Что
делать, если в комнате загорелся телевизор. Способы эвакуации из горящего здания.
Первичные средства пожаротушения и правила пользования ими.
Причины затопления и его возможные последствия. Меры по предотвращению
затопления. Правила поведения при затоплении жилища.
Основные виды электрических и электронных приборов, используемых в быту.
Правила безопасности при обращении с электрическими и электронными приборами;
опасности, возникающие при нарушении этих правил. Меры по предотвращению
поражения электрическим током.
2

Причины, последствия и меры по предотвращению отравления бытовым газом.
Правила пользования газовыми приборами. Правила безопасного поведения при
обнаружении запаха газа в квартире, доме. Правила безопасности при употреблении
лекарств и пользовании медицинскими приборами; последствия их нарушения.
Правила безопасности при пользовании средствами бытовой химии; опасности,
возникающие при нарушении этих правил. Правила хранения опасных веществ и
средств бытовой химии. Причины отравления продуктами питания и меры
профилактики. Действия при первых признаках отравления.
Причины и последствия взрыва. Правила безопасного поведения в случае взрыва в
квартире.
Что делать, если в квартире захлопнулась дверь, сломался замок. Правила
безопасного поведения в случае потери ключей.
Чем опасны толпа и паника. Как уцелеть в толпе. Как обезопасить себя при
возможности попадания в толпу.
Правила безопасного поведения при встрече с собакой (на улице, в подъезде). Как
действовать при нападении собаки и в случае укуса.
БЕЗОПАСНОСТЬ НА ДОРОГАХ И НА ТРАНСПОРТЕ (6 ч.)
Дорожное движение и его участники: пешеходы, пассажиры, водители. Дорога и ее
составные части. Основные причины дорожно-транспортных происшествий. Средства
безопасности на дороге.
Правила безопасного поведения пешеходов на дороге. Правила перехода проезжей
части. Правила безопасного поведения пассажиров городского общественного
транспорта (автобуса, троллейбуса, трамвая), легкового автомобиля, мотоцикла.
Особенности видов городского общественного транспорта и характеристика
основных типов аварийных ситуаций на них. Правила безопасного поведения в
автобусе (в случае аварии), троллейбусе и трамвае (при нахождении под током). Зоны
опасности в метрополитене, их характеристика. Причины опасных и аварийных
ситуаций в метрополитене. Правила безопасного поведения пассажиров
метрополитена при аварийных ситуациях (остановке в туннеле, падении на пути и т.
п.). Правила безопасного поведения пассажира автомобиля во время поездки, при
неизбежном столкновении.
Характеристика железнодорожного транспорта. Опасные зоны железнодорожного
транспорта. Правила поведения на железнодорожном транспорте (во время ожидания
и движения поезда). Правила безопасного поведения пассажиров при крушении
поезда; при авариях, связанных со столкновениями и экстренными торможениями; при
пожаре в поезде.
Характеристика авиационного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила
безопасного поведения на авиационном транспорте. Правила безопасного поведения
авиапассажиров при вынужденной посадке, при разгерметизации салона, при пожаре в
самолете, при аварийной посадке на воду.
Характеристика водного транспорта, обеспечение его безопасности. Правила
эвакуации с судна. Индивидуальные и групповые средства спасения на водном
транспорте. Правила посадки на спасательное средство (шлюпку, надувной плот).
Правила пользования спасательным жилетом. Что делать, если человек упал за борт
судна.
ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА (5 ч.)
Язык жестов, уверенность и спокойствие как способ самозащиты. Настрой на
самозащиту. Действия в опасных ситуациях: что нужно делать, а чего не следует.
Меры по повышению безопасности жилища. Правила безопасного поведения при
возникновении криминогенной ситуации в доме (квартире): звонок в дверь; дверь
пытаются открыть (взломать); когда вы вернулись домой, дверь открыта. Подъезд и
лифт как зоны криминогенной опасности; способы ее избежать. Правила безопасного
поведения в случае нападения в подъезде или лифте.
3

Общие сведения о зонах криминогенной опасности: безлюдные окраины города
(населенного пункта); глухие зоны парков и скверов; места массового скопления
людей и т. д. Безопасное поведение с незнакомыми взрослыми и подростками. Меры
предосторожности.
Что считается домогательством. Правила безопасного поведения во избежание
домогательств. Как вести себя, если что-либо подобное произошло. Кто может помочь
в такой ситуации (родители, служба психологической помощи и т. п.).
Понятие о заложнике. Возможные места и причины (террористическая акция,
выкуп) захвата. Меры по предотвращению захвата в заложники. Правила безопасного
поведения при захвате в заложники с целью выкупа. Правила поведения при захвате в
транспортном средстве или месте массового пребывания людей.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ СРЕДЫ ОБИТАНИЯ (3 ч.)
Современная экологическая ситуация в мире (уничтожение лесов, загрязнение воды,
разрушение озонового слоя). Почему важно охранять природу.
Роль воды на Земле (в природе, промышленности, быту). Неоправданный расход
воды. Причины и последствия загрязнения воды. Способы очистки воды в домашних
условиях.
Изменения в атмосфере и состав воздуха. Причины и последствия загрязнения
воздуха (кислотные дожди, потеря здоровья). Меры по улучшению экологической
обстановки в городе. Что нужно делать, чтобы дышать чистым воздухом.
Понятие об опустынивании. Причины и последствия опустынивания. Накопление в
почве вредных веществ.
СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОРГАНОВ ДЫХАНИЯ (1 ч.)
Назначение фильтрующих гражданских противогазов. Модели гражданских
противогазов (ГП-7, ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части противогаза. Определение
размера противогаза и подготовка его к эксплуатации. Положения противогаза
(«походное», «наготове», «боевое»); перевод в «боевое» положение. Правила
пользования противогазом (ношение, проверка, надевание, снятие).
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (8 ч.)
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (3 ч.)
Причины ранений. Понятие о ране. Общие признаки ранений. Виды ран по размеру,
глубине, характеру кровотечения и т. д. Признаки закрытых повреждений. Правила
оказания первой помощи при различных видах ран.
Наружное и внутреннее кровотечения. Виды кровотечений по характеру поврежденного
сосуда (венозное, артериальное, смешанное, капиллярное).
Основные способы временной остановки кровотечения. Правила наложения
кровоостанавливающего жгута и давящей повязки. Правила применения индивидуального
перевязочного пакета. Остановка кровотечения максимальным сгибанием, приданием
конечности приподнятого положения. Первая помощь при кровотечении из носа.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ( 4ч.)
Благоприятное воздействие движения на организм человека. Развитие опорнодвигательного аппарата. Негативное воздействие недостатка и избытка движения на
здоровье человека.
Различные виды нарушения осанки и причины их возникновения. Профилактика
нарушений осанки.
Влияние компьютера и телевизора на здоровье детей. Правила безопасности при
просмотре телевизионных передач. Меры по предотвращению негативных последствий при
работе на персональном компьютере.
Развитие человеческого организма. Характеристика некоторых факторов, которые влияют
на рост и вес подростков. Интенсивное развитие в период полового созревания (работа
сальных и потовых желез).
Почему важно заботиться о здоровье в подростковом возрасте. Состояние влюбленности;
в чем она может проявляться. Как реагировать на ее проявления.
4

6 класс
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (21 ч.)
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (16 ч.)
Понятие об опасной и экстремальной ситуации. Основные виды экстремальных ситуаций
в природе (смена климатогеографических условий, резкое изменение природных условий,
требующие экстренной медицинской помощи заболевания или повреждения, вынужденное
автономное существование) и их причины. Наиболее распространенные случаи
вынужденного автономного существования: потеря ориентировки на местности, отставание
от группы, авария транспортного средства в малонаселенной местности. Понятие о
выживании.
Причины, влияющие на поведение человека, — факторы выживания. Группы факторов
выживания: личностные, природные, материальные, постприродные. Понятие о стрессорах
выживания. Различные стрессоры и способы их побороть.
Свойства человеческой психики, помогающие выживать. Как развивать в себе полезные
способности и черты (внимание и наблюдательность, ощущение и восприятие, память и
мышление, установку на выживание). Как воспользоваться ими в условиях вынужденного
автономного существования.
Страх и его негативное влияние на человека в опасной ситуации. Паника и оцепенение как
опасные состояния. Способы побороть страх. Как работа над собой повышает шансы
выжить в экстремальных ситуациях. Систематическое воспитание воли.
Основные способы избежать экстремальных ситуаций в природных условиях. Подготовка
к походу: обеспечение безопасности, распределение обязанностей, продуктов и
снаряжения, выбор маршрута. Правила безопасного поведения на природе: соблюдение
дисциплины, передвижение группой, внимательность, бережное отношение к природе,
соблюдение границ полигона, поиск и запоминание ориентиров.
Требования к одежде и обуви. Правила ухода за одеждой и обувью (проветривание и
просушивание) в походе. Особенности подготовки к походу в зимнее время.
Основные правила поведения в экстремальной ситуации. Правила поведения в случае
аварии самолета или автомобиля, при стихийном бедствии. Принятие решения двигаться к
населенному пункту или оставаться на месте. Правила безопасного поведения:
оборудование аварийного лагеря, назначение командира, распределение обязанностей,
предотвращение конфликтов.
Основные правила поведения в случае, когда человек заблудился. Как вспомнить
пройденный путь, оценить расстояние до источников звука и света, воспользоваться
маркировкой маршрутов. Чего нельзя делать, если вы заблудились. Определение
направления по встреченным дорогам и тропам, ручьям и рекам. Выход к населенному
пункту в зимнее время по лыжне. Определение направления выхода при отставании в
походе от группы.
Ориентирование по компасу, по собственной тени, по звездам, по часам. Ориентирование
по местным признакам: таянию снега, густоте травы, влажности земли, строению
муравейника, расположению мхов и т. д. Движение по азимуту с использованием двух
ориентиров,
Правила безопасного движения по склонам холмов и гор, вдоль ручья. Способы
переправы через реку. Особенности передвижения в зимнее время: по снегу, руслам
замерзших рек, по льду. Преодоление заболоченных участков.
Основные требования, предъявляемые к месту сооружения временного жилища. Виды и
способы сооружения временного жилища в летнее и зимнее время (шалаш, навес, иглу).
Особенности укрытий в горах. Выбор места и правила разведения костра (в том числе в
ненастную погоду и зимнее время). Соблюдение мер пожарной безопасности. Виды
костров и их назначение. Способы разжигания и сохранения огня.
Чувство голода и обеспечение питанием из резервов природы. Обеспечение водой из
водоемов, снега, льда. Способы добывания воды, ее очистка и обеззараживание в условиях
вынужденного автономного существования.
5

Кипячение воды и приготовление растительной пищи при отсутствии посуды. Способы
приготовления на костре корней и клубней, рыбы, мелких животных. Основные правила
рыбалки.
Подготовка к лыжным походам: тренировки, выбор одежды и обуви, группового
снаряжения. Правила безопасного поведения в водном походе. Подготовка к
велосипедному походу, основные правила безопасности.
Виды опасности на воде. Правила безопасного поведения на зимних водоемах (при
передвижении по льду). Правила безопасного поведения на водоемах летом (при купании).
Способы подачи сигналов бедствия. Специальные знаки международной кодовой таблицы
символов. Устройство и изготовление простейших сигнальных средств.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДАЛЬНЕМ(ВНУТРЕННЕМ) И МЕЖДУНАРОДНОМ (ВЫЕЗДНОМ)
ТУРИЗМЕ (2 ч.)
Понятие о дальнем и международном туризме. Факторы, влияющие на его безопасность
(заболевания, травматизм, стихийные бедствия, политическая ситуация в стране
пребывания и др.).
Факторы, влияющие на здоровье человека при смене климатогеографических условий.
Рекомендации по адаптации к смене часовых поясов и климата. Акклиматизация в
условиях жаркого климата, горной местности, Севера.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (3 ч.)
Устройство убежища, порядок его заполнения и правила поведения в нем. Что запрещено
при нахождении в убежище. Как пользоваться поврежденным противогазом. Замена
поврежденного противогаза на исправный в условиях зараженного воздуха.
Правила безопасного поведения при захвате. Порядок действий во время операции по
освобождению заложников.
Места массового скопления людей. Проявление бдительности как мера предотвращения
терактов. Признаки установки взрывного устройства. Правила безопасного поведения при
непосредственной угрозе взрыва и после него.
ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (12 ч.)
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (8ч.)
Аптечка первой помощи (походная). Комплектование походной аптечки лекарственными
средствами и средствами оказания первой помощи. Использование лекарственных растений
для оказания первой помощи.
Укусы насекомых и их последствия для организма человека. Оказание первой помощи при
укусах ядовитого насекомого. Как уберечься от укуса клеща и вызываемого им энцефалита.
Признаки укуса ядовитой змеей и правила оказания первой помощи укушенному. Меры
предосторожности от укусов ядовитых змей.
Термический ожог. Степени ожогов и их признаки. Первая помощь при ожогах кожи.
Солнечный ожог, его признаки и первая помощь при нем.
Понятие о тепловом и солнечном ударе. Признаки теплового и солнечного удара.
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе. Меры предупреждения их
наступления.
Понятие об обморожении. Степени обморожения и их признаки. Оказание первой помощи
при общем охлаждении и обморожении.
Причины бедствий на воде. Признаки утопления. Оказание первой помощи при
утоплении.
Понятие о травме. Виды закрытых травм (ушиб, растяжение, разрыв, вывих, перелом,
сдавление). Причины, вызывающие каждый вид травмы, признаки травм и оказание первой
помощи.
Способы переноски (на шесте, носилках, в рюкзаке и др.). Изготовление переносных
приспособлений.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (3 ч.)
Обмен веществ и энергии как основная функция организма человека. Калорийность
продуктов питания. Суточная потребность человека в калориях. Соотношение расхода
6

энергии к потребляемым калориям, избыток и недостаток их в рационе. Сбалансированное
питание.
Белки, жиры и углеводы, их функция и содержащие их продукты. Витамины и их роль в
развитии человека. Основные источники витаминов и минеральных веществ. Потребность
подростка в воде.
Основные гигиенические требования к питанию. Режим питания. Важность соблюдения
культуры питания и основные правила этикета.
Развитие и изменение организма в подростковом возрасте. Изменение поведения. Как
отстаивать свою точку зрения. Взаимоотношения с родителями.
7 класс
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ, ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА (30 ч.)
Понятие об опасном природном явлении, стихийном бедствии, чрезвычайной ситуации
природного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций природного характера.
Опасные природные явления, характерные для нашей страны.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ
Понятие о землетрясении. Сейсмические пояса и сейсмически активные районы. Понятие
об очаге и эпицентре землетрясения. Причины возникновения землетрясений и их
последствия. Классификация
Понятие о магнитуде и интенсивности землетрясений.
Оценка землетрясений по шкале Рихтера и шкале Меркалли. Типичные проявления
землетрясений и уровень разрушений при различных величинах магнитуды и
интенсивности. Типичные последствия землетрясений, их характеристика. Меры по
снижению ущерба от землетрясений.
Основные причины несчастных случаев при землетрясениях. Меры по предотвращению
повреждений или уменьшению их тяжести. Признаки приближающегося землетрясения.
Действия при заблаговременном оповещении о землетрясении, во время него и после: на
улице, в школе, в доме (квартире). Правила безопасного поведения в случае попадания в
завал.
ВУЛКАНЫ
Понятие о вулкане. Сейсмоактивные пояса. Процесс извержения вулкана. Строение
вулкана. Понятие о магме, гейзере, фумароле. Различные состояния лавы при извержении.
Палящие тучи.
Опасные явления, связанные с извержениями вулканов. Признаки приближающегося
извержения. Способы уменьшения опасного воздействия лавовых потоков. Правила
безопасного поведения при заблаговременном оповещении об извержении вулкана и во
время него.
ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ И СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ
Общее условие возникновения оползней, селей, обвалов и лавин. Зоны повышенной
опасности на территории России.
Понятие об оползне. Природные и антропогенные факторы, влияющие на образование
оползней. Классификация оползней по масштабу, месту образования и мощности. Причины
образования оползней.
Из истории селей. Понятие о селе. Причины образования селей, их характерные
особенности и места возникновения. Классификация селей по составу селеобразующих
пород, мощности и высоте истоков. Теплая и холодная зона селеопасных горных районов
на территории России.
Из истории обвалов. Понятие об обвале. Причины, вызывающие обвалы. Классификация
обвалов по мощности и масштабу. Разновидности обвалов и их характеристика.
Из истории лавин. Понятие о лавине. Характерные особенности лавин, места и причины их
возникновения. Помощь поисковых собак в обнаружении засыпанных снегом людей.
Основные поражающие факторы оползней, селей, обвалов и лавин, наносимый ими ущерб.
Меры по предупреждению этих явлений и снижению потерь от них. Правила безопасности
для населения, проживающего в опасных районах.
7

Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении об угрозе схода селя,
оползня, обвала, лавины и во время него. Действия, способствующие безопасному выходу
из зоны стихийного бедствия.
УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ
Шкала Бофорта и измерение скорости воздушных масс. Происхождение ураганов, бурь,
смерчей, причины их возникновения. Понятие о циклонах и их характеристика. Области
зарождения тропических циклонов.
Понятие об урагане. Классификация ураганов по скорости ветра. Происхождение ураганов
и причиняемые ими разрушения. Понятие о буре. Классификация бурь в зависимости от
окраски и состава частиц и скорости ветра. Понятие о смерче. Классификация смерчей по
происхождению, строению, времени действия и охвату пространства.
Основные поражающие факторы ураганов, бурь и смерчей и наносимый ими ущерб. Меры
по снижению потерь от ураганов, бурь, смерчей.
Действия при заблаговременном оповещении о приближении урагана, бури, смерча.
Подходящие укрытия. Правила безопасного поведения во время урагана, бури, смерча и
после них.
НАВОДНЕНИЯ
Классификация наводнений по масштабу, повторяемости и наносимому ущербу. Виды
наводнений по причинам возникновения и их характеристика.
Основные поражающие факторы наводнений и наносимый ими ущерб. Радикальные
средства защиты и оперативные предупредительные меры по снижению потерь от
наводнений.
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о наводнении.
Действия в случае внезапного наводнения и правила самоэвакуации. Правила безопасного
поведения после наводнения.
ЦУНАМИ
Понятие о цунами. Классификация цунами по причинам возникновения и интенсивности.
Основные поражающие факторы цунами и последствия их воздействия.
Предупредительные меры по снижению потерь среди населения. Признаки приближения
цунами. Меры по уменьшению ущерба от цунами.
Правила безопасного поведения при заблаговременном оповещении о цунами.
Рекомендуемые и запрещенные действия в случае внезапного прихода цунами. Действия
при попадании в волну цунами.
ПРИРОДНЫЕ
ПОЖАРЫ
Понятие о лесном пожаре. Основные причины возникновения лесных пожаров.
Классификация лесных пожаров по площади. Виды пожаров по характеру распространения
и силе, их характеристика.
Основные поражающие факторы природных пожаров и последствия их воздействия.
Способы тушения природных пожаров. Меры по предупреждению природных пожаров.
Запрещенные действия в лесу в пожароопасный сезон.
Правила безопасного поведения при нахождении в зоне лесного пожара или около нее.
Правила безопасного тушения небольшого пожара в лесу.
МАССОВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ
Понятие об эпидемии, эпизоотии и эпифитотии. Инфекционные заболевания, приводящие
к массовому поражению людей, животных и растений.
Понятие о вакцинации. Наиболее важные меры предупреждения инфекционных болезней.
Общие правила личной гигиены. Меры по защите сельскохозяйственных растений от
инфекционных заболеваний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА
Свойства мышления, необходимые для оценки чрезвычайной ситуации. Повышение
психологической подготовленности. Необходимые знания, позволяющие успешно
противостоять стихийному бедствию.
8

Понятие о темпераменте. Типы темперамента и их характеристика. Понятие о характере.
Влияние темперамента и характера на действия в чрезвычайной ситуации.
Особенности психологических процессов во время стихийных бедствий. Негативное
влияние внезапного стихийного бедствия на психику неподготовленного человека.
Рекомендации по психологической подготовке к безопасному поведению в чрезвычайных
ситуациях природного характера.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
(4 ч.)
Разновидности повязок и их характеристика. Индивидуальный пакет первой помощи.
Общие правила наложения повязок. Приемы наложения повязок на нижние и верхние
конечности, грудь.
Понятие о переломе. Виды и характеристика переломов, первая помощь при травме кости.
Способы наложения шин. Принципы и способы транспортировки пострадавших. Порядок
применения способов транспортировки пострадавших в зависимости от места перелома.
Понятие о режиме. Формирование навыков здорового образа жизни. Умственная и
физическая работоспособность. Утомление и переутомление, их причины, признаки и
последствия для здоровья человека.
Понятия о режиме дня и бюджете времени. Влияние труда и отдыха на здоровье человека.
Активный отдых, сон и рациональное питание. Трудовая деятельность школьников.
Основные принципы и содержание режима дня подростков. Рекомендации по повышению
эффективности самоподготовки.
Формы организации учебных занятий
На уроках используются такие формы занятий как:
 уроки-лекции;
 уроки-собеседования;
 урок-практическая работа;
 уроки с групповыми формами работы;
 уроки с работой в парах;
 уроки взаимообучения обучающихся;
 уроки творчества;
 уроки-творческие отчеты;
 уроки-конкурсы;
 уроки-игры;
 уроки-диалоги;
 уроки-семинары;
 уроки-консультации;
Основные виды учебной деятельности
1. Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
 Слушание объяснений учителя.
 Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
 Самостоятельная работа с учебником.
 Работа с научно-популярной литературой.
 Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
 Написание рефератов и докладов.
 Решение текстовых заданий.
 Выполнение заданий по разграничению понятий.
 Систематизация учебного материала.
2. Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
 Анализ графиков, таблиц, схем.
 Анализ проблемных ситуаций.
3. Виды деятельности с практической (опытной) основой:
 Работа с раздаточным материалом.
9

2. Планируемые результаты курса «Культура безопасности жизнедеятельности»
В результате изучения предмета ученик должен:
научиться
-Доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной
безопасности и здоровья
-предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и
действовать, обеспечивая личную безопасность
-перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы
чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выработки потребностей в соблюдении норм здорового образа
жизни.
Использовать
полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
пользования бытовыми приборами и инструментами;
проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и в повседневной
жизни для:
-анализа ситуаций, связанных с угрозой жизнедеятельности;
-обеспечения жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного,
социального характера, создающих угрозу жизнедеятельности;
-обеспечения личной и общественной безопасности на улицах и дорогах;
-соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
-пользования бытовыми приборами и инструментами;
-проявляя бдительность, безопасного поведения при угрозе террористического акта,
социального конфликта.
Личностные результаты обучения:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных
ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых
познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное
многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём
взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и
сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе
личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения,
осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной,
учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех
её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила
безопасности жизнедеятельности.
Предметные результаты обучения:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания
необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости
безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя,
наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной
жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера,
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их
проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации
последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Метапредметными
результатами
обучения
курса
«Культуры
безопасности
жизнедеятельности» является (УУД).
Регулятивные УУД: умение самостоятельно планировать пути достижения целей
защищённости, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий
в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности
жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Познавательные УУД:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для
классификации опасных и чрезвычайных ситуаций), устанавливать причинно- следственные
связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по
аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного
и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим.
Коммуникативные УУД:
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать

11

конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные
социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

3. Календарно-тематическое планирование по предмету
Культура безопасности жизнедеятельности
5 класс
№ Тема урока
п/п
1

2

3

4

Элемент
Содержание
Раздел 1. Безопасность человека – 28 часов
Особенности города как среды обитания
Источники и зоны повышенной
человека.
опасности в современном городе:
городской и общественный
транспорт, улицы и дороги, здания и
сооружения, подземные
коммуникации, строительные
площадки, уличное электричество,
промышленные предприятия.
Правила безопасного поведения в
опасных ситуациях.
Система обеспечения безопасности
Различные службы помощи:
города.
полиция, пожарная охрана, «скорая
помощь», служба спасения,
коммунальные и другие службы.
Правила вызова служб
безопасности. Государственные,
муниципальные (городские) и
районные службы обеспечения
безопасности.
Дом, в котором мы живём.
Характеристика городского и
сельского жилища. Особенности
жизнеобеспечения современного
дома, квартиры (водоснабжение,
отопление, электроснабжение,
канализация). Источники опасности
в жилище и их характеристика.
Возможные аварийные и опасные
ситуации в жилище.
Пожар.
Опасные факторы пожара, их
воздействие на людей. Причины
возникновения пожаров в жилых
помещениях. Меры пожарной
безопасности в быту. Чего не
следует делать при пожаре в
квартире (доме). Правила
безопасного поведения при пожаре
в многоквартирном доме. Что
делать, если при пожаре нельзя
12

5

Затопление квартиры.

6

Электричество.

7

Опасные вещества.

8

Взрыв и обрушение дома.

9

Захлопнулась дверь (сломался замок,
потерялся ключ).

10
11

Гололёд.
Толпа.

12

Опасность нападения собак.

покинуть квартиру. Что делать, если
в комнате загорелся телевизор.
Способы эвакуации из горящего
здания. Первичные средства
пожаротушения и правила
пользования ими.
Причины затопления и его
возможные последствия. Меры по
предотвращению затопления.
Правила поведения при затоплении
жилища.
Основные виды электрических и
электронных приборов,
используемых в быту. Правила
безопасности при обращении с
электрическими и электронными
приборами; опасности,
возникающие при нарушении этих
правил. Меры по предотвращению
поражения электрическим током.
Причины, последствия и меры по
предотвращению отравления
бытовым газом. Правила
пользования газовыми приборами.
Правила безопасного поведения при
обнаружении запаха газа в квартире,
доме. Правила безопасности при
употреблении лекарств и
пользовании медицинскими
приборами; последствия их
нарушения. Правила безопасности
при пользовании средствами
бытовой химии; опасности,
возникающие при нарушении этих
правил. Правила хранения опасных
веществ и средств бытовой химии.
Причины отравления продуктами
питания и меры профилактики.
Действия при первых признаках
отравления.
Причины и последствия взрыва.
Правила безопасного поведения в
случае взрыва в квартире.
Что делать, если в квартире
захлопнулась дверь, сломался замок.
Правила безопасного поведения в
случае потери ключей.
Чем опасны толпа и паника. Как
уцелеть в толпе. Как обезопасить
себя при возможности попадания в
толпу.
Правила безопасного поведения
13

13

Транспорт – зона повышенной опасности.

14

Общественный и городской транспорт.

15

Железнодорожный транспорт..

16

Авиационный транспорт.

17

Морской и речной транспорт.

при встрече с собакой (на улице, в
подъезде). Как действовать при
нападении собаки и в случае укуса.
Правила безопасного поведения
пассажиров городского
общественного транспорта
(автобуса, троллейбуса, трамвая),
легкового автомобиля, мотоцикла.
Особенности видов городского
общественного транспорта и
характеристика основных типов
аварийных ситуаций на них.
Правила безопасного поведения в
автобусе (в случае аварии),
троллейбусе и трамвае (при
нахождении под током). Зоны
опасности в метрополитене, их
характеристика. Причины опасных
и аварийных ситуаций в
метрополитене. Правила
безопасного поведения пассажиров
метрополитена при аварийных
ситуациях (остановке в туннеле,
падении на пути и т. п.). Правила
безопасного поведения пассажира
автомобиля во время поездки, при
неизбежном столкновении.
Характеристика железнодорожного
транспорта. Опасные зоны
железнодорожного транспорта.
Правила поведения на
железнодорожном транспорте (во
время ожидания и движения
поезда). Правила безопасного
поведения пассажиров при
крушении поезда; при авариях,
связанных со столкновениями и
экстренными торможениями; при
пожаре в поезде.
Характеристика авиационного
транспорта, обеспечение его
безопасности. Правила безопасного
поведения на авиационном
транспорте. Правила безопасного
поведения авиапассажиров при
вынужденной посадке, при
разгерметизации салона, при пожаре
в самолете, при аварийной посадке
на воду.
Характеристика водного
транспорта, обеспечение его
безопасности. Правила эвакуации с
судна. Индивидуальные и
14

18

Психологические основы самозащиты.

19

Ситуации в доме (квартире).

20

Ситуации в подъезде.

21

Ситуации на улице.

22

Как избежать опасных домогательств и
насилия.

23

Загрязнение воды.

групповые средства спасения на
водном транспорте. Правила
посадки на спасательное средство
(шлюпку, надувной плот). Правила
пользования спасательным
жилетом. Что делать, если человек
упал за борт судна.
Язык жестов, уверенность и
спокойствие как способ
самозащиты. Настрой на
самозащиту. Действия в опасных
ситуациях: что нужно делать, а чего
не следует.
Меры по повышению безопасности
жилища. Правила безопасного
поведения при возникновении
криминогенной ситуации в доме
(квартире): звонок в дверь; дверь
пытаются открыть (взломать); когда
вы вернулись домой, дверь открыта.
Подъезд и лифт как зоны
криминогенной опасности; способы
ее избежать. Правила безопасного
поведения в случае нападения в
подъезде или лифте.
Общие сведения о зонах
криминогенной опасности:
безлюдные окраины города
(населенного пункта); глухие зоны
парков и скверов; места массового
скопления людей и т. д. Безопасное
поведение с незнакомыми
взрослыми и подростками. Меры
предосторожности.
Что считается домогательством.
Правила безопасного поведения во
избежание домогательств. Как вести
себя, если что-либо подобное
произошло. Кто может помочь в
такой ситуации (родители, служба
психологической помощи и т. п.).
Понятие о заложнике. Возможные
места и причины (террористическая
акция, выкуп) захвата. Меры по
предотвращению захвата в
заложники. Правила безопасного
поведения при захвате в заложники
с целью выкупа. Правила поведения
при захвате в транспортном
средстве или месте массового
пребывания людей.
Современная экологическая
ситуация в мире (уничтожение
15

24

Загрязнение воздуха.

25

Загрязнение почвы.

26

Фильтрующие гражданские противогазы

27

Пользование противогазом.

лесов, загрязнение воды,
разрушение озонового слоя).
Почему важно охранять природу.
Роль воды на Земле (в природе,
промышленности, быту).
Неоправданный расход воды.
Причины и последствия загрязнения
воды. Способы очистки воды в
домашних условиях.
Изменения в атмосфере и состав
воздуха. Причины и последствия
загрязнения воздуха (кислотные
дожди, потеря здоровья). Меры по
улучшению экологической
обстановки в городе. Что нужно
делать, чтобы дышать чистым
воздухом.
Понятие об опустынивании.
Причины и последствия
опустынивания. Накопление в почве
вредных веществ.
Назначение фильтрующих
гражданских противогазов. Модели
гражданских противогазов (ГП-7,
ГП-7В, ПДФ-2Ш). Составные части
противогаза.
Определение размера противогаза и
подготовка его к эксплуатации.
Положения противогаза
(«походное», «наготове», «боевое»);
перевод в «боевое» положение.
Правила пользования противогазом
(ношение, проверка, надевание,
снятие).

28 Детские противогазы
Раздел 2. Основы медицинских знаний. Правила оказания первой медицинской
помощи – 3 часа.
Причины ранений. Понятие о ране.
29 Виды ранений и их причины,
характеристика кровотечений.
Общие признаки ранений. Виды ран
по размеру, глубине, характеру
кровотечения и т. д. Признаки
закрытых повреждений. Правила
оказания первой помощи при
различных видах ран.
Общая характеристика
30 Оказание ПМП при некоторых видах
повреждений.
кровотечений. Наружное и
внутреннее кровотечения. Виды
кровотечений по характеру
поврежденного сосуда (венозное,
артериальное, смешанное,
капиллярное).
Оказание
ПМП
при
кровотечениях.
Основные способы временной
31
остановки кровотечения. Правила
16

32

33

34

наложения кровоостанавливающего
жгута и давящей повязки. Правила
применения индивидуального
перевязочного пакета. Остановка
кровотечения максимальным
сгибанием, приданием конечности
приподнятого положения. Первая
помощь при кровотечении из носа
Раздел 3. Основы здорового образа жизни – 3 часа.
Движение и здоровье, нарушение
Благоприятное воздействие движения
осанки. Физическое и нравственное
на организм человека. Развитие
взросление человека.
опорно-двигательного аппарата.
Негативное воздействие недостатка и
избытка движения на здоровье
человека. Различные виды нарушения
осанки и причины их возникновения.
Профилактика нарушений осанки.
Почему важно заботиться о здоровье в
подростковом возрасте. Состояние
влюбленности; в чем она может
проявляться. Как реагировать на ее
проявления.
Телевизор и компьютер. Развитие
Влияние компьютера и телевизора на
организма.
здоровье детей. Правила безопасности
при просмотре телевизионных
передач. Меры по предотвращению
негативных последствий при работе на
персональном компьютере.
Развитие человеческого организма
Характеристика некоторых факторов,
которые влияют на рост и вес
подростков. Интенсивное развитие в
период полового созревания (работа
сальных и потовых желез).
Раздел 4. Безопасность на дороге – 1 час.
Правила дорожного движения для
Дорожное движение и его участники:
пешеходов (дорога и её элементы,
пешеходы, пассажиры, водители.
участники дорожного движения).
Дорога и ее составные части.
ПДД для детей.
Основные причины дорожнотранспортных происшествий. Средства
безопасности на дороге.
Правила безопасного поведения
пешеходов на дороге. Правила
перехода проезжей части
6 класс

№
п/п

1

Тема урока

Элемент
Содержание
Раздел 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА (21 ч.)
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ В ПРИРОДНЫХ УСЛОВИЯХ (16 ч.)
Основные виды экстремальных
Понятие об опасной и экстремальной
17

ситуаций в природных условиях.

2

Факторы и стрессоры выживания в
природных условиях.

3

Психологические основы выживания в
природных условиях.

4

Страх — главный психологический
враг

5

Подготовка к походу и поведение в
природных условиях

6

Надежные одежда и обувь — важное

ситуации. Основные виды
экстремальных ситуаций в природе
(смена климатогеографических
условий, резкое изменение природных
условий, требующие экстренной
медицинской помощи заболевания или
повреждения, вынужденное
автономное существование) и их
причины. Наиболее распространенные
случаи вынужденного автономного
существования: потеря ориентировки
на местности, отставание от группы,
авария транспортного средства в
малонаселенной местности. Понятие о
выживании.
Причины, влияющие на поведение
человека, — факторы выживания.
Группы факторов выживания:
личностные, природные,
материальные, постприродные.
Понятие о стрессорах выживания.
Различные стрессоры и способы их
побороть.
Свойства человеческой психики,
помогающие выживать. Как развивать
в себе полезные способности и черты
(внимание и наблюдательность,
ощущение и восприятие, память и
мышление, установку на выживание).
Как воспользоваться ими в условиях
вынужденного автономного
существования.
Страх и его негативное влияние на
человека в опасной ситуации. Паника
и оцепенение как опасные состояния.
Способы побороть страх. Как работа
над собой повышает шансы выжить в
экстремальных ситуациях.
Систематическое воспитание воли.
Основные способы избежать
экстремальных ситуаций в природных
условиях. Подготовка к походу:
обеспечение безопасности,
распределение обязанностей,
продуктов и снаряжения, выбор
маршрута. Правила безопасного
поведения на природе: соблюдение
дисциплины, передвижение группой,
внимательность, бережное отношение
к природе, соблюдение границ
полигона, поиск и запоминание
ориентиров.
Требования к одежде и обуви. Правила
18

условие безопасности.

7

Поведение в экстремальной ситуации в
природных условиях.

8

Действия при потере ориентировки.

9

Способы ориентирования и
определение направления движения.

10

Техника движения в природных
условиях.

11

Сооружение временного жилища,
добывание и использование огня.

ухода за одеждой и обувью
(проветривание и просушивание) в
походе. Особенности подготовки к
походу в зимнее время.
Основные правила поведения в
экстремальной ситуации. Правила
поведения в случае аварии самолета
или автомобиля, при стихийном
бедствии. Принятие решения двигаться
к населенному пункту или оставаться
на месте. Правила безопасного
поведения: оборудование аварийного
лагеря, назначение командира,
распределение обязанностей,
предотвращение конфликтов.
Основные правила поведения в случае,
когда человек заблудился. Как
вспомнить пройденный путь, оценить
расстояние до источников звука и
света, воспользоваться маркировкой
маршрутов. Чего нельзя делать, если
вы заблудились. Определение
направления по встреченным дорогам
и тропам, ручьям и рекам. Выход к
населенному пункту в зимнее время по
лыжне. Определение направления
выхода при отставании в походе от
группы.
Ориентирование по компасу, по
собственной тени, по звездам, по
часам. Ориентирование по местным
признакам: таянию снега, густоте
травы, влажности земли, строению
муравейника, расположению мхов и
т. д. Движение по азимуту с
использованием двух ориентиров,
Правила безопасного движения по
склонам холмов и гор, вдоль ручья.
Способы переправы через реку.
Особенности передвижения в зимнее
время: по снегу, руслам замерзших
рек, по льду. Преодоление
заболоченных участков.
Основные требования, предъявляемые
к месту сооружения временного
жилища. Виды и способы сооружения
временного жилища в летнее и зимнее
время (шалаш, навес, иглу).
Особенности укрытий в горах. Выбор
места и правила разведения костра (в
том числе в ненастную погоду и
зимнее время). Соблюдение мер
пожарной безопасности. Виды костров
19

12

13.

14

15

16

17

18

19

и их назначение. Способы разжигания
и сохранения огня.
Обеспечение питанием и водой.
Чувство голода и обеспечение
питанием из резервов природы.
Обеспечение водой из водоемов, снега,
льда. Способы добывания воды, ее
очистка и обеззараживание в условиях
вынужденного автономного
существования.
Поиск и приготовление пищи.
Кипячение воды и приготовление
растительной пищи при отсутствии
посуды. Способы приготовления на
костре корней и клубней, рыбы,
мелких животных. Основные правила
рыбалки.
Особенности лыжных, водных и
Подготовка к лыжным походам:
велосипедных походов.
тренировки, выбор одежды и обуви,
группового снаряжения. Правила
безопасного поведения в водном
походе. Подготовка к велосипедному
походу, основные правила
безопасности
Безопасность на водоемах.
Виды опасности на воде. Правила
безопасного поведения на зимних
водоемах (при передвижении по льду).
Правила безопасного поведения на
водоемах летом (при купании).
Сигналы бедствия.
Способы подачи сигналов бедствия.
Специальные знаки международной
кодовой таблицы символов.
Устройство и изготовление
простейших сигнальных средств.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ДАЛЬНЕМ(ВНУТРЕННЕМ) И МЕЖДУНАРОДНОМ
(ВЫЕЗДНОМ) ТУРИЗМЕ (2 ч.)
Факторы, влияющие на безопасность во Понятие о дальнем и международном
внутреннем и выездном туризме.
туризме. Факторы, влияющие на его
безопасность (заболевания,
травматизм, стихийные бедствия,
политическая ситуация в стране
пребывания и др.).
Акклиматизация в различных
Факторы, влияющие на здоровье
природно-климатических условиях.
человека при смене
климатогеографических условий.
Рекомендации по адаптации к смене
часовых поясов и климата.
Акклиматизация в условиях жаркого
климата, горной местности, Севера.
БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ (3 ч.)
Коллективные и индивидуальные
Устройство убежища, порядок его
средства защиты.
заполнения и правила поведения в нем.
Что запрещено при нахождении в
убежище. Как пользоваться
поврежденным противогазом. Замена
20

поврежденного противогаза на
исправный в условиях зараженного
воздуха.
20 Захват террористами воздушных и
Правила безопасного поведения при
морских судов, других транспортных
захвате. Порядок действий во время
средств.
операции по освобождению
заложников.
21 Взрывы в местах массового скопления
Места массового скопления людей.
людей
Проявление бдительности как мера
предотвращения терактов. Признаки
установки взрывного устройства.
Правила безопасного поведения при
непосредственной угрозе взрыва и
после него.
Раздел 2. ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ И ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ (12
ч.)
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ (8 ч.)
22 Средства оказания первой помощи.
Аптечка первой помощи (походная).
Комплектование походной аптечки
лекарственными средствами и
средствами оказания первой помощи.
Использование лекарственных
растений для оказания первой помощи.
23 Опасные животные, первая помощь
Укусы насекомых и их последствия
при укусах насекомых и змей.
для организма человека. Оказание
первой помощи при укусах ядовитого
насекомого. Как уберечься от укуса
клеща и вызываемого им энцефалита.
Признаки укуса ядовитой змеей и
правила оказания первой помощи
укушенному. Меры предосторожности
от укусов ядовитых змей.
24 Первая помощь про ожогах.
Термический ожог. Степени ожогов и
их признаки. Первая помощь при
ожогах кожи. Солнечный ожог, его
признаки и первая помощь при нем.
25 Тепловой и солнечный удар.
Понятие о тепловом и солнечном
ударе. Признаки теплового и
солнечного удара. Оказание первой
помощи при тепловом и солнечном
ударе. Меры предупреждения их
наступления.
26 Обморожения и общее охлаждение
Понятие об обморожении. Степени
организма.
обморожения и их признаки. Оказание
первой помощи при общем
охлаждении и обморожении.
27 Беда на воде.
Причины бедствий на воде. Признаки
утопления. Оказание первой помощи
при утоплении.
28 Закрытые травмы.
Понятие о травме. Виды закрытых
травм (ушиб, растяжение, разрыв,
вывих, перелом, сдавление). Причины,
вызывающие каждый вид травмы,
21

29

30

31

32

33

34

признаки травм и оказание первой
помощи.
Способы переноски пострадавших.
Способы переноски (на шесте,
носилках, в рюкзаке и др.).
Изготовление переносных
приспособлений.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (4 ч.)
Правильное питание — основа
Обмен веществ и энергии как основная
здорового образа жизни.
функция организма человека.
Калорийность продуктов питания.
Суточная потребность человека в
калориях. Соотношение расхода
энергии к потребляемым калориям,
избыток и недостаток их в рационе.
Сбалансированное питание.
Значение белков, жиров и углеводов в
Белки, жиры и углеводы, их функция и
питании человека.
содержащие их продукты. Витамины и
их роль в развитии человека.
Основные источники витаминов и
минеральных веществ. Потребность
подростка в воде.
Гигиена и культура питания.
Основные гигиенические требования к
питанию. Режим питания. Важность
соблюдения культуры питания и
основные правила этикета.
Особенности подросткового возраста.
Развитие и изменение организма в
подростковом возрасте. Изменение
поведения. Как отстаивать свою точку
зрения.
Взаимоотношения с родителями.
7 класс

№
п/п

Тема урока

Элемент
Содержание
Раздел 1. ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА И
ГОСУДАРСТВА (30 ч.)
1
Понятие о чрезвычайных ситуациях
Понятие об опасном природном
природного характера и их
явлении, стихийном бедствии,
классификация
чрезвычайной ситуации природного
характера. Классификация
чрезвычайных ситуаций природного
характера. Опасные природные
явления, характерные для нашей
страны.
ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ (3 ч.)
2 Происхождение и классификация
Понятие о землетрясении.
землетрясений.
Сейсмические пояса и сейсмически
активные районы. Понятие об очаге и
эпицентре землетрясения. Причины
возникновения землетрясений и их
последствия. Классификация
землетрясений по происхождению.
22

3

Оценка землетрясений, их последствия
и меры по уменьшению потерь

4

Правила безопасного поведения при
землетрясениях

Отслеживание землетрясений с
помощью сейсмографа.
Понятие о магнитуде и интенсивности
землетрясений. Оценка землетрясений
по шкале Рихтера и шкале Меркалли.
Типичные проявления землетрясений и
уровень разрушений при различных
величинах магнитуды и
интенсивности. Типичные последствия
землетрясений, их характеристика.
Меры по снижению ущерба от
землетрясений.
Основные причины несчастных
случаев при землетрясениях. Меры по
предотвращению повреждений или
уменьшению их тяжести. Признаки
приближающегося землетрясения.
Действия при заблаговременном
оповещении о землетрясении, во время
него и после: на улице, в школе, в доме
(квартире). Правила безопасного
поведения в случае попадания в завал

ВУЛКАНЫ (2 ч.)
5 Общее понятие о вулканах

Понятие о вулкане. Сейсмоактивные
пояса. Процесс извержения вулкана.
Строение вулкана. Понятие о магме,
гейзере, фумароле. Различные
состояния лавы при извержении.
Палящие тучи.
6 Меры по уменьшению потерь от
Опасные явления, связанные с
извержений вулканов.
извержениями вулканов. Признаки
приближающегося извержения.
Способы уменьшения опасного
воздействия лавовых потоков. Правила
безопасного поведения при
заблаговременном оповещении об
извержении вулкана и во время него.
ОПОЛЗНИ, СЕЛИ, ОБВАЛЫ И СНЕЖНЫЕ ЛАВИНЫ (6 ч.)
7 Оползни
Общее условие возникновения
оползней, селей, обвалов и лавин. Зоны
повышенной опасности на территории
России.
Из истории оползней. Понятие об
оползне. Природные и антропогенные
факторы, влияющие на образование
оползней. Классификация оползней по
масштабу, месту образования и
мощности. Причины образования
оползней.
8 Сели (селевые потоки).
Из истории селей. Понятие о селе.
Причины образования селей, их
характерные особенности и места
возникновения. Классификация селей
23

9

Обвалы.

10

Снежные лавины.

11

Последствия оползней, селей, обвалов
и снежных лавин.

12

Правила безопасного поведения при
угрозе и сходе оползней, селей,
обвалов и лавин.

УРАГАНЫ, БУРИ, СМЕРЧИ (4 ч.)
13 Происхождение ураганов, бурь и
смерчей.

14

Классификация ураганов, бурь и
смерчей.

15

Последствия ураганов, бурь и смерчей
и меры по уменьшению ущерба от них.

16

Правила безопасного поведения при
угрозе и во время ураганов, бурь и
смерчей.

по составу селеобразующих пород,
мощности и высоте истоков. Теплая и
холодная зона селеопасных горных
районов на территории России.
Из истории обвалов. Понятие об
обвале. Причины, вызывающие
обвалы. Классификация обвалов по
мощности и масштабу. Разновидности
обвалов и их характеристика.
Из истории лавин. Понятие о лавине.
Характерные особенности лавин, места
и причины их возникновения. Помощь
поисковых собак в обнаружении
засыпанных снегом людей.
Основные поражающие факторы
оползней, селей, обвалов и лавин,
наносимый ими ущерб. Меры по
предупреждению этих явлений и
снижению потерь от них. Правила
безопасности для населения,
проживающего в опасных районах.
Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении об
угрозе схода селя, оползня, обвала,
лавины и во время него. Действия,
способствующие безопасному выходу
из зоны стихийного бедствия.
Шкала Бофорта и измерение скорости
воздушных масс. Происхождение
ураганов, бурь, смерчей, причины их
возникновения. Понятие о циклонах и
их характеристика. Области
зарождения тропических циклонов.
Понятие об урагане. Классификация
ураганов по скорости ветра.
Происхождение ураганов и
причиняемые ими разрушения.
Понятие о буре. Классификация бурь в
зависимости от окраски и состава
частиц и скорости ветра. Понятие о
смерче. Классификация смерчей по
происхождению, строению, времени
действия и охвату пространства.
Основные поражающие факторы
ураганов, бурь и смерчей и наносимый
ими ущерб. Меры по снижению потерь
от ураганов, бурь, смерчей.
Действия при заблаговременном
оповещении о приближении урагана,
бури, смерча. Подходящие укрытия.
Правила безопасного поведения во
время урагана, бури, смерча и после
24

них.
НАВОДНЕНИЯ (3 ч.)
17 Виды наводнений.

18

Последствия наводнений и меры по
уменьшению ущерба от них

19

Правила безопасного поведения при
угрозе и во время наводнений.

ЦУНАМИ (3 ч.)
20 Причины и классификация цунами.

21

Последствия цунами и меры по
уменьшению ущерба от них.

22

Правила безопасного поведения при
цунами.

ПРИРОДНЫЕ ПОЖАРЫ (3 ч.)
23 Причины природных пожаров и их
классификация.

24

Последствия природных пожаров, их
тушение и предупреждение.

25

Правила безопасного поведения в зоне
лесного или торфяного пожара и при
его тушении.

ИЗ ИСТОРИИ НАВОДНЕНИЙ
Классификация наводнений по
масштабу, повторяемости и
наносимому ущербу. Виды наводнений
по причинам возникновения и их
характеристика.
Основные поражающие факторы
наводнений и наносимый ими ущерб.
Радикальные средства защиты и
оперативные предупредительные меры
по снижению потерь от наводнений.
Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о
наводнении. Действия в случае
внезапного наводнения и правила
самоэвакуации. Правила безопасного
поведения после наводнения.
Понятие о цунами. Классификация
цунами по причинам возникновения и
интенсивности.
Основные поражающие факторы
цунами и последствия их воздействия.
Предупредительные меры по
снижению потерь среди населения.
Признаки приближения цунами. Меры
по уменьшению ущерба от цунами.
Правила безопасного поведения при
заблаговременном оповещении о
цунами. Рекомендуемые и
запрещенные действия в случае
внезапного прихода цунами. Действия
при попадании в волну цунами.
Понятие о лесном пожаре. Основные
причины возникновения лесных
пожаров. Классификация лесных
пожаров по площади. Виды пожаров
по характеру распространения и силе,
их характеристика.
Основные поражающие факторы
природных пожаров и последствия их
воздействия. Способы тушения
природных пожаров. Меры по
предупреждению природных пожаров.
Запрещенные действия в лесу в
пожароопасный сезон.
Правила безопасного поведения при
нахождении в зоне лесного пожара или
около нее. Правила безопасного
тушения небольшого пожара в лесу.
25

МАССОВЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ (2 ч.)
26 Эпидемии, эпизоотии и эпифитотии.
Понятие об эпидемии, эпизоотии и
эпифитотии. Инфекционные
заболевания, приводящие к массовому
поражению людей, животных и
растений.
27 Защита от инфекционных заболеваний Понятие о вакцинации. Наиболее
людей, животных и растений.
важные меры предупреждения
инфекционных болезней. Общие
правила личной гигиены. Меры по
защите сельскохозяйственных
растений от инфекционных
заболеваний.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЫЖИВАНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ УСЛОВИЯХ
ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА (3 ч.)
28 Человек и стихия.
Свойства мышления, необходимые для
оценки чрезвычайной ситуации.
Повышение психологической
подготовленности. Необходимые
знания, позволяющие успешно
противостоять стихийному бедствию.
29 Характер и темперамент.
Понятие о темпераменте. Типы
темперамента и их характеристика.
Понятие о характере. Влияние
темперамента и характера на действия
в чрезвычайной ситуации.
30 Психологические особенности
Особенности психологических
поведения человека при стихийном
процессов во время стихийных
бедствии.
бедствий. Негативное влияние
внезапного стихийного бедствия на
психику неподготовленного человека.
Рекомендации по психологической
подготовке к безопасному поведению в
чрезвычайных ситуациях природного
характера.
Раздел 2. ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО
ОРАЗА ЖИЗНИ (4 ч.)
31 Правила наложения повязок.
Разновидности повязок и их
характеристика. Индивидуальный
пакет первой помощи. Общие правила
наложения повязок. Приемы
наложения повязок на нижние и
верхние конечности, грудь.
32 Первая помощь при переломах,
Понятие о переломе. Виды и
переноска пострадавших.
характеристика переломов, первая
помощь при травме кости. Способы
наложения шин. Принципы и способы
транспортировки пострадавших.
Порядок применения способов
транспортировки пострадавших в
зависимости от места перелома.
33 Режим — необходимое условие
Понятие о режиме. Формирование
здорового образа жизни.
навыков здорового образа жизни.
26

34

Профилактика переутомления и
содержание режима дня.

Умственная и физическая
работоспособность. Утомление и
переутомление, их причины, признаки
и последствия для здоровья человека.
Понятия о режиме дня и бюджете
времени. Влияние труда и отдыха на
здоровье человека. Активный отдых,
сон и рациональное питание. Трудовая
деятельность школьников. Основные
принципы и содержание режима дня
подростков. Рекомендации по
повышению эффективности
самоподготовки.

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».