Приложение 2.3. к ООП НОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ) (1 – 4 класс) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования БМАОУ СОШ № 21, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык (русский)» 1) воспитание ценностного отношения к родному языку как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа, формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; 2) обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; 3) формирование первоначальных научных знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение основных единиц и грамматических категорий родного языка, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной родной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека; 4) овладение первоначальными умениями ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, формирование базовых навыков выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативных задач; 5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач. 2. Содержание учебного предмета «Родной язык (русский)» Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются: - формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом; - развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 3.1. Тематическое планирование. «Родной язык (русский)», 3 класс (35ч.) Наименование разделов Секреты речи и текста 6 7 8 9 проекты 12 Язык в действии Русский язык: прошлое и 10 настоящее 1 1 2 ИТОГО 1 3 № урока 1 2 3 4 5 Количество часов тв/р 13 35 Учебно -тематическое планирование «Родной язык (русский)» (35 ч.) Наименование разделов и тем уроков Речь – средство передачи мысли и чувств. Типы текста. Информационная функция заголовков. Типы заголовков. Составление плана текста, не разделённого на абзацы. Информационная переработка прослушанного и прочитанного текста. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание. Создание текста как результата собственной исследовательской деятельности. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Оценивание устных и письменных речевых высказываний Творческая работа. Сочинение по данному началу и опорным словам. 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Редактирование предложенных и собственных текстов. Сопоставление чернового и отредактированного текста. Редактирование текстов с использованием учебных словарей. Синонимия речевых формул (практическая работа). Как правильно произносить слова. Многообразие суффиксов, позволяющих выразить оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка. Специфика грамматических категорий русского языка. Словоизменение отдельных форм множественного числа имён существительных. Правильное и точное употребление предлогов. Предлоги с пространственным значением. Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа. 20 Эмоционально-оценочная и глагольная лексика. 21 Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. 22 История возникновения и функции знаков препинания. 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Правила речевого этикета: разговор по телефону, особенности языка СМС сообщений. Презентация проектно-исследовательской работа: Как влияют социальные сети на язык? «Нет слов? Одни эмоции?!» Тон вежливой речи. Роль языка в жизни человека. Национальный характер русского языка. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира . Проектное задание «Откуда это слово появилось в русском языке». Русские слова в языках других народов. Проектное задание «Русские слова в языках других народов». Мудрость народа. Пословицы, поговорки, фразеологизмы. Специфика русской фразеологии. Проектное задание «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре». Проектное задание «Сравнение толкований слов в словаре В.И. Даля и современном толковом словаре» (завершение проекта) В работе с детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами используются общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ или детьми - инвалидами являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ используются следующие методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. 2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 3. Активные методы рефлексии.