Приложение 2.4. к ООП НОО РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ НА РОДНОМ ЯЗЫКЕ (1 – 4 класс) Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе Основной образовательной программы начального общего образования БМАОУ СОШ № 21, Примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15). 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» Предметные результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» отражают: 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» Основными задачами реализации содержания учебного предмета являются: Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 1) осознание значимости чтения и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога; 2) понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни; 3) обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры; 4) воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение; 5) развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; 6) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. 3. Тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» 3 класс (35 ч.) Наименование разделов Количество часов Всего Из них (формы контроля) тв/р проекты старины 8 2 Преданья глубокой Лирика родной природы 6 Народные традиции и 9 обычаи 1 1 2 К малой родине любовь 12 1 2 ИТОГО 35 2 7 3.1. Календарно- тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» № п/п 1 2 3 4 5 Тема урока Малые жанры устного народного творчества. Пословицы и поговорки. Малые жанры устного народного творчества. Загадки, считалки. Малые жанры устного народного творчества. Скороговорки. Былины и летописи. «Повесть временных лет». Исторические рассказы С. Алексеева. Рассказ о моём легендарном родственнике. 6 Исторические рассказы “Сказание о вещем о Олеге”. А.С. Пушкин. 7 Проектные задания “Сказочные символы в устном народном творчестве”, 8 9 Проектное задание“Легенды и предания моей семьи”. Осень в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, Ф.И. Тютчев, А.С. Есенин, И.А. Бунин). Рассказывание наизусть. 11 12 13 Картины родной природы в произведениях К.Д. Паустовского. Картины родной природы в произведениях М. М. Пришвина. Мир живой природы в произведениях М. Колосова «Ежишка», Е.Носова «Тридцать зёрен». Проектные задания о родной природе по мотивам произведений М. Колосова «Ежишка», Е.Носова «Тридцать зёрен». Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Н. Шмелёв,). 14 15 17 Рождественские рассказы и стихотворения в родной литературе (Л. Андреев, И. Бродский) Зима в природе и поэзии среднерусской полосы (А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А). 18 Зима в природе и поэзии среднерусской полосы. (Фет, Б.Л. Пастернак) 19 Светлые праздники весны и их отражение в родной литературе. 20 Светлые праздники весны. Масленица. 21 22 Образ птицы в русском фольклоре и в поэзии. Народные праздники: Жаворонки. Благовещение. 23 Сочинение-миниатюра «Весенняя песня». 24 Проектные задания «Птица счастья в народной фантазии и в поэзии». 25 26 “Белый гусь” Е.И. Носова Самостоятельное чтение. «Белый гусь” Е.И. Носова - символ самоотверженной отцовской любви. 27 28 К.Д. Воробьёв: «У кого поселяются аисты?». Проблемный диалог по повести. 29 В. П. Детков. Зёрна истины писателя-земляка: «Отдавать легче, чем просить». 30 Восприятие и понимание нравственных переживаний героя. 31 Поэтическая гостиная «Среднерусская возвышенность – не возвышенно нельзя!» 32 Проектные задания «Малая родина в произведения русских писателей». 33 Проект «Малая родина в произведения русских писателей». 34 Обобщение по теме. Задумаемся над тем, что такое отечество. 35 Что мы называем своей Родиной? Урок – читательская конференция. 16 В работе с детьми с ОВЗ, детьми - инвалидами используются общие принципы и правила коррекционной работы: 1. Индивидуальный подход к каждому ученику. 2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности). 3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки. 4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности. Приемы коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с ОВЗ или детьми - инвалидами являются: - игровые ситуации; - дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов; - игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими; Для активизации деятельности обучающихся с ОВЗ используются следующие методы и приёмы обучения: 1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий. 2. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи. 3. Активные методы рефлексии.